Военный вестник

Обстрелы

Судя по сообщениям азербайджанских СМИ, ни один день первой недели декабря не прошел без нарушений режима прекращения огня. Конечно же, армянской стороной. Так, согласно Day.az, 30 ноября и 1 декабря, армяне с позиций, расположенных вблизи села Сейсулан Тертерского района, сел Сарджалы и Джавахирли Агдамского района, обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. 2-го декабря были обстреляны азербайджанские позиции вблизи села Ашагы Сейидахмедли Физулинского района, безымянных высот Тертерского и Ходжавендского районов, сел Юсифджанлы и Гарагашлы Агдамского района, сел Гюлюстан и Тапгарагоюнлу Геранбойского района. Помимо этого, ВС Армении, с позиций, расположенных в селе Воскепар Ноемберянского района Армении обстреляли позиции азербайджанской армии на территории сел Ашагы Эскипара и Баганис Айрым Газахского района Азербайджана.

2-го декабря, передает "525-я газета", армянской стороной были обстреляны места дислокаций азербайджанских войск вблизи безымянных высот Газахского района, села Юсифджанлы и Джавахирли Агдамского района, безымянных высот Ходжавендского района, села Горган Физулинского района был открыт огонь по. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

Подразделения вооруженных сил Армении 3 декабря, с позиций на территории села Вазашен Ноемберянского района, с безымянных высот Красносельского и Бердского районов, с позиций на территории села Паравакар Иджеванского района Армении в течение всего дня, с перерывами, обстреливали места дисклокаций ВС Азербайджана на безымянных высотах Газахского, Кедабекского районов и позиции на территории села Гаралар Товузского района Азербайджана. ("525-я газета").

ANS-PRESS передает, что 4-го декабря были обстреляны азербайджанские ВС, расположенные близ высот Газахского района, сел Юсифджанлы и Гарагашлы Агдамского района, высот Ходжавяндского района, села Горган Физулинского района.

5 и 6 декабря армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана сразу в нескольких направлениях фронта, сообщает 1news.az. 5 декабря позиции азербайджанской армии близ села Коха Наби Товузского района обстреливались со стороны безымянных высот Бердского района. С 10.10 по 10.31 огонь велся со стороны села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. 6 декабря обстрел велся со стороны села Юсифджанлы Агдамского района. "Огонь велся из автоматов и пулеметов. Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет", сообщают все бакинские СМИ.

Пленные

Родители военнопленного Рафика Гасанова ожидают передачи своего сына на родину из Армении до конца декабря. Как заявил в беседе с 1news.az отец пленного Рахман Гасанов, он на днях провел ряд встреч в соответствующих структурах, где ему объяснили, что через две недели ожидается передача определенных документов в Армению. Как отмечает агентство, Рафик Гасанов попал в армянский плен 8 октября при неизвестных обстоятельствах. Последний раз представители МККК навещали его 21 ноября, однако они не привезли от него письма.

Азербайджан может использовать против НКР ядерное оружие?

"Чтобы не было кривотолков в армянском обществе по поводу "сдачи" Карабаха, Армении и НКР необходимо четко распределить роли и полномочия двух армянских государств в рамках урегулирования конфликта с Азербайджаном. Вопросы освобожденных территорий и ряд других проблем должны находиться в сфере компетенций властей НКР. Кроме всего прочего, данный подход будет способствовать укреплению субъектности НКР, тем более что с правовой точки зрения, все территории Карабаха, в том числе освобожденные, согласно Конституции - нашему основному закону, находятся под юрисдикцией НКР", заявил в интервью PanARMENIAN.Net независимый эксперт, экс-замминистра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян. По его словам, факт контроля армянами Нагорного Карабаха этих территорий зафиксирован в известных резолюциях Совета Безопасности ООН, принятых в 1993 году. Что касается роли Армении, то, по словам эксперта, в этих документах содержится всего лишь призыв к правительству Республики Армения "продолжать оказывать свое влияние в целях обеспечения соблюдения армянами нагорно-карабахского региона" положений резолюций СБ ООН и "принятия этой стороной предложений Минской группы". "В продолжение правовой темы должен сказать, что на данном этапе было бы целесообразно подвести договорно-правовую базу под существующее военное сотрудничество двух армянских государств. Это снимет многие вопросы, в том числе связанные со службой добровольцев из Армении в рядах Армии Обороны НКР. Очевидно, что Армия Обороны НКР охраняет не только границы НКР, но и восточные рубежи Республики Армения - от Мравского хребта на Севере, до армяно-иранской границы на Юге. В соответствующих межгосударственных соглашениях Армении-НКР необходимо юридически оформить статус Республики Армения, как гаранта независимости и безопасности Арцаха", подчеркнул Маилян.

Азербайджан присоединился к международной конвенции "О борьбе с ядерным терроризмом" с оговорками, предусматривающими отказ от применения требований этого документа на так называемых "оккупированных территориях". Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net сообщил карабахский политолог Давид Бабаян. Он напомнил высказывание первого вице-спикера Милли Меджлиса Азербайджана Зияфета Аскерова о том, что "Азербайджан присоединился к этой конвенции с условием и отдельным заявлением, предусматривающим отказ от претворения в жизнь требований настоящего документа на оккупированных Арменией территориях Азербайджана... Азербайджан не в состоянии дать гарантию обеспечения требований этой конвенции до освобождения оккупированных территорий". "Подобное поведение Азербайджана является не чем иным, как косвенным подтверждением того, что данное государство в любой момент может прибегнуть к ядерному терроризму, особенно к его "водной" разновидности, по отношению к НКР и Армении, особенно в Карвачарском (Кельбаджарском) районе, являющемся гидро-донором как НКР, так и Армении. Нельзя исключать вероятность того, что во время боевых действий данное государство даже прибегало к таким действиям, причем это могло быть санкционировано как на самом высоком уровне, так и проведено какими-то неподконтрольными центральному правительству силами. То, что Баку вот уже 15 лет муссирует слухи о захоронении ядерных отходов Мецаморской АЭС в Карвачаре, является ярким тому подтверждением. Все просто, подобного рода лжепропагандой Азербайджан пытается возложить вину за свои прошлые и будущие действия на армянскую сторону, говоря, что именно последняя сделала это и отходы попали в воду из-за каких-то природных явлений", подчеркнул Бабаян.

Заседание глав МИД ОБСЕ

"Что сказал Мэтью Брайза" - 2

Как сообщает АрмИнфо, 3 декабря в Хельсинки состоялась встреча главы МИД Армении Эдварда Налбандяна с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. В тот же день главы МИД Армении и Азербайджана встретились с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Юрием Мерзляковым (РФ), Бернаром Фасье (Франция) и Мэтью Брайза (США).

Главы МИД Азербайджана и Армении внесли значимый вклад в улучшение базовых принципов в Хельсинки. Об этом заявил "Trend" сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза. "Обсуждения в Хельсинки между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана внесли значимый вклад в улучшение базовых принципов и сохранение импульса, который дали последние конструктивные встречи между президентами", отметил Брайза. Американский сопредседатель отметил также, что обсуждающие стороны не сделали каких-либо поправок или других принципиальных изменений к базовым принципам по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. "Мы решили продолжить работу, чтобы обе стороны достигли разумного подхода", добавил Брайза.

Комментируя переговоры между руководителями внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана в Хельсинки 3 декабря, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза сказал, что в переговорах наблюдается прогресс, хотя между сторонами пока сохраняются разногласия. "Единственный способ для сглаживания этих разногласий - это продолжение переговоров", сказал он. Как сообщает "Ноян Тапан" со ссылкой на "Медиамакс", Брайза заявил, что первый пункт мирного договора должен касаться территориальной целостности Азербайджана. "Однако договор не может состояться, если в нем не будет пунктов относительно определенной степени самоопределения Нагорного Карабаха и относительно неприменения силы. Все эти принципы должны быть включены в договор", сказал Мэтью Брайза.

По сообщению газеты "Азг", министр ИД Армении Эдвард Налбандян, комментируя слова Мэтью Брайза, сделанное им в присутствии армянских и азербайджанских журналистов, сказал буквально следующее: "Хотелось бы верить, что Мэтью Брайза не делал такого заявления, потому что это не заявление человека уровня сопредседателя, это заявление человека, который не желает, чтобы переговоры развивались в нормальном русле. Надеюсь, что подобного заявления он не делал, но надо его снова спросить, может, он хотел сказать что-то другое, но получилось так. Но хотел бы верить, что он не делал такого заявления". Газета отмечает также, что после этого мини-интервью с армянскими журналистами вновь Брайза сказал что он не говорил, что соглашение необходимо начать с территориальной целостности Азербайджана, а сказал, что надо учесть три принципа: территориальную целостность Азербайджана, право Нагорного Карабаха на самоопределение и отказ от применения силы. Вместе с тем, отмечает газета, в течение последних месяцев Брайза неоднократно делал подобные заявления.

Заявление Мэтью Брайзы подтвердил помощник госсекретаря США Дэниэл Фрид. Как сообщает "Медиамакс", на брифинге в рамках Министерской встречи ОБСЕ Фрид заявил, что "территориальная целостность является главным принципом, из которого мы исходим" в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. "Есть и другие принципы, и работа Минской группы заключается именно в том, чтобы объединить все принципы таким образом, чтобы избежать дебатов и достичь главного, чего мы хотим - урегулирования. Минская группа сделала некоторые конкретные предложения, например, отвод снайперов с линии соприкосновения. Нам следует избегать любых проявлений риторических угроз и вместо обсуждения теоретических вопросов я призываю всех сопредседателей Минской группы и правительства Армении и Азербайджана работать над достижением урегулирования, которое еще никогда не было так близко", заявил Фрид.

По мнению газеты "Айкакан жаманак", страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ хотят оказать давление на армянскую и азербайджанскую стороны и заставляют принять предложение и предпринять действенные шаги по его осуществлению. Все это, считает газета, как и то, что вопрос НК был внесен в повестку заседания СМИД ОБСЕ, а также уверенность в скорейшем решении, звучавшая в выступлениях в Хельсинки, позволяет утверждаться во мнении, что все процессы ведут к подписанию документа о принципах урегулирования. И в таком контексте газета очень встревожена заявлением Мэтью Брайзы о том, что "первым пунктом соглашения должна быть территориальная целостность Азербайджана" и "определенной степени самоопределения Нагорного Карабаха". "До сих пор говорилось о референдуме, в ходе которого статус Карабаха рассматривался от обретения независимости до присоединения к Армении или Азербайджану. Однако, когда говорится об "определенной степени самоопределения", подразумевается, что референдум должен определить степень автономии в составе Азербайджана".

Министры иностранных дел

Армения считает необходимым создать новую архитектуру безопасности в Европе. Как сообщает газета "Лрагир", глава МИД Армении Эдвард Налбандян, выступая на ежегодном заседании министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки, указал на необходимость новой архитектуры безопасности в Европе и поддержал идею президентов Франции и России о запуске переговоров по этому вопросу. Глава МИД Армении, сказал, что было бы символично заложить в Хельсинки, который ассоциируется с делом укрепления мира, по-настоящему эффективные решения для урегулирования конфликтов. По словам министра, Армения заинтересована в конструктивном сотрудничестве со всеми международными структурами в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Налбандян сказал, что урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе получило новый импульс в Москве и интенсифицировало процесс.

"Подписание декларации по Нагорному Карабаху в Москве при участии президентов Армении, Азербайджана и России дало новый импульс переговорному процессу. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ поддержали подписание этого документа, и мы верим, что декларация будет способствовать мирному разрешению конфликта", заявил в ходе выступления на 16-ом заседании Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ глава МИД Армении Эдвард Налбандян. В тоже время он сообщил, что Азербайджан всячески искажает закрепленные в декларации пункты. "Кроме того, Баку заходит так далеко, что заявляет о том, что мирное разрешение конфликта не исключает применения силы. Интересно, есть ли еще хоть одна страна, где подобным образом интерпретируют такое ясное и четкое понятие, как "мирное, политическое урегулирование конфликта", заметил Налбандян. По словам Налбандяна, Армении хочется надеяться, что стороны нагорно-карабахского конфликта смогут сохранить дух и полученный после подписания Московской декларации импульс и будут двигаться к урегулированию конфликта. (PanARMENIAN.Net).

Как сообщает бакинская "525-я газета", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сообщил журналистам, что главы внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ во время встречи с главами МИД Азербайджана и Армении представили ряд поправок к Мадридским предложениям. Он отметил, что поправки будут проанализированы, и на очередных встречах глав МИД и президентов этот вопрос будет обсужден. Мамедъяров сказал, что очередная встреча президентов состоится в будущем году. Отвечая на вопрос о том, что в итоговой Декларации СМИД ОБСЕ не будет отражен вопрос территориальной целостности Азербайджана, министр отметил, что этот принцип и без того вполне ясен: "Этот принцип нашел отражение и в Московской декларации. В ней отмечено, что конфликт будет разрешен на основе международных правовых норм и принятых до сих пор резолюций и решений. В этих резолюциях и решениях же однозначно признается территориальная целостность Азербайджана. Не верю, что какая-то международная структура поставит под вопрос территориальную целостность Азербайджана. Единственная страна, которая пытается это сделать - Армения". Коснувшись заявления министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна о том, что Азербайджан неправильно трактует Московскую декларацию, Мамедъяров сказал, что не хочет распространяться по этому поводу: "Он может сказать что угодно, исходя из внутриполитических целей. Я не хочу говорить об этом. Если хотите, можете показать декларацию специалистам по международному праву. Они могут прокомментировать, что именно отмечается в документе". Отвечая на вопрос, не отдаляет ли интенсификация переговоров Азербайджан от военного пути решения проблемы, министр сказал: "Я, как министр иностранных дел, хочу мирного урегулирования конфликта. Пока что такая возможность существует, а после подписания Московской декларации мои надежды на это возросли. Кто-то может делать заявления из соображений внутренней политики, однако документ перед нами, и под ним стоит подпись также президента России". Комментируя высказывание американского сопредседателя Мэтью Брайзы о де-факто участии армян Нагорного Карабаха в переговорах, Мамедъяров заявил, что после освобождения Арменией оккупированных территорий, открытия коммуникаций и возвращения на свои земли вынужденных переселенцев, на каком-то этапе могут состояться обсуждения между азербайджанской и армянской общинами НК: "Они должны совместно определять статус Нагорного Карабаха, разумеется, в составе Азербайджана". Что касается статуса Нагорного Карабаха, то, по словам азербайджанского министра, до того, как проводить какое-то мероприятие, его надо подготовить: "Пока в Нагорном Карабахе нет азербайджанцев, о правомерности такого мероприятия говорить невозможно. Армяне говорят, что уже провели в Карабахе референдум. О каком референдуме идет речь? О референдуме в условиях войны, под дулами автоматов. Такие референдумы можно проводить хоть каждый день. Мы же предлагаем создать для этого соответствующие условия, и на фоне последних событий на Кавказе наше предложение выглядит еще более актуальным. Нужно достичь прогресса, открыть коммуникации, вернуть людей в свои дома".

Мадридские принципы будут изменены?

Заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид и министры иностранных дел Франции и России - Бернар Кушнер и Сергей Лавров предложили ввести некоторые изменения и дополнения в так называемые мадридские принципы по урегулированию карабахского конфликта в рамках формата МГ ОБСЕ, которые будут рассмотрены и обсуждены во время дальнейших встреч между президентами Армении и Азербайджана и главами внешнеполитических ведомств двух стран. Об этом в Хельсинки заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, заметив, что встреча глав двух стран состоится в течение следующего года. (ИА REGNUM).

Урегулирование по-азербайджански

Как сообщает Bakililar.az, в Хельсинки азербайджанской делегацией распространен документ, содержащей основные принципы карабахского урегулирования. В документе, в частности, отмечается, что Азербайджан является сторонником разрешения конфликта политическими путями и в конструктивной форме: "Однако Азербайджан никогда не уступит свою территориальную целостность и не примет решение, основанное на "свершившемся факте", которое армянская сторона пытается навязать. Конфликт может быть урегулирован лишь на основе уважения к территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ Азербайджана, мирного сосуществования армянских и азербайджанских общин Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, полноценно и в равной степени пользующихся плодами демократии и процветания". В документе сказано, что конечной целью процесса урегулирования конфликта является разработка и определение модели и правовых рамок статуса Нагорно-Карабахского региона в составе Азербайджана: "Процесс определения любого статуса должен проходить в нормальных мирных условиях с прямым, полным и равноценным участием всего населения региона, а именно - армянской и азербайджанской общин, и их конструктивного взаимодействия с правительством Азербайджана исключительно в рамках правового и демократического процесса. В то время, как продолжается оккупация Нагорного Карабаха и прилегающих районов, попытки добиться определения статуса Карабаха и вынужденное переселение населения Азербайджана противоречат принципам мира, демократии и сотрудничества, а также общеевропейским ценностям". В документе сообщается, что для перехода к стадии переговоров о статусе самоуправления Нагорно-Карабахского региона в составе Азербайджана должен быть предпринят ряд важных шагов:

• Фактор военной оккупации должен быть изъят из контекста урегулирования конфликта. Армения должна полностью вывести свои войска со всех оккупированных территорий Азербайджана. Затягивание возврата территорий может осложнить и без того затрудненный процесс.

• Внутренне перемещенные лица должны безопасно и достойно вернуться в места своего прежнего проживания в Нагорно-Карабахском регионе и прилегающих территориях.

• Должны быть инициированы специальные программы по примирению и терпимости для стимуляции сотрудничества между двумя общинами Нагорно-Карабахского региона.

• Все коммуникационные пути в регионе должны быть открыты для взаимного пользования.

• После освобождения территорий Азербайджана от оккупации должны начаться реабилитация и экономическое развитие региона.

Как сообщает ИА REGNUM, министр ИД Армении Эдвард Налбандян заявил в Хельсинки, что не будет комментировать распространенное азербайджанской делегацией "неофициальное, провокационное письмо, которое также не содействующий процессу мирного урегулирования конфликта".

Призыв стран-сопредседателей МГ ОБСЕ

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид и министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, приняли совместное заявление по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. В заявлении говорится: "Мы, Министры иностранных дел и заместитель Министра иностранных дел трех стран-Сопредседателей Минской группы ОБСЕ - Франции, России и США - призываем стороны нагорно-карабахского конфликта использовать конструктивный и позитивный импульс, возникший в результате встречи президентов Азербайджана, Армении и России в Москве 2 ноября 2008 г. Подписанная в тот же день Московская декларация открыла новый и многообещающий этап в нашем общем стремлении установить мир в Южном Кавказе. В этой Декларации президенты подтверждают свою приверженность достижению мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта в рамках посреднических усилий Сопредседателей Минской группы и на основе базовых принципов, выработанных Сопредседателями в сотрудничестве с руководителями Азербайджана и Армении на основе их предложений, переданных в прошлом году в Мадриде. Мы призываем стороны предпринять совместно с Сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилия с целью завершения согласования базовых принципов урегулирования в ближайшие месяцы и затем приступить к составлению проекта всеобъемлющего мирного соглашения на этой согласованной основе. В соответствии с положениями Московской декларации мы также призываем стороны приступить вместе с Сопредседателями к реализации мер по укреплению доверия, начиная с отвода снайперов с передовых позиций сторон конфликта в целях сохранения жизней гражданских лиц и военнослужащих, как это было уже предложено руководству сторон нашими посредниками во время их последней поездки в регион в середине ноября 2008 г. Сторонам крайне необходимо работать друг с другом, Сопредседателями и Личным представителем Действующего председателя ОБСЕ в целях стабилизации режима прекращения огня посредством этой и других мер по укреплению доверия. Мы вновь подтверждаем наше твердое мнение, что нагорно-карабахский конфликт не имеет военного решения, и призываем стороны подтвердить свою приверженность мирному урегулированию". ("Analitika.az").

Глава МИД России Сергей Лавров заявил о необходимости выработать базовые принципы мирного соглашения по Нагорному Карабаху в самое ближайшее время. "Мы призываем стороны совместно с сопредседателями Минской группы предпринять усилия с целью достижения в ближайшие месяцы договоренности о базовых принципах урегулирования, а затем на их основе перейти к подготовке всеобъемлющего мирного соглашения", сказал российский министр в Хельсинки. (PanARMENIAN.Net).

Комментарии к Хельсинкской встрече

"Не думаю, что Хельсинкское заявление министров ИД стран-сопредседателей Минской группы содержит какие-то экстраординарные положения. Во всяком случае в нем не сказано чего-то такого, о чем мы раньше не слышали. Вместе с тем, не было совершено каких-либо действий, о которых бы мы не знали. Главы внешнеполитических ведомств России, Франции и США вновь подтвердили пункты трехсторонней Московской декларации", сказал в беседе с газетой "Айоц ашхар" вице-председатель Национального Собрания Армении Грайр Карапетян.

"Я с самого начала скептически оценивал возможность принятия на прошедшем заседании глав МИД стран ОБСЕ в Хельсинки каких-либо серьезных документов по Карабахскому конфликту, - сказал руководитель департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии Азербайджана, политолог Ариф Юнусов. - Все эти разговоры о готовящемся прорыве в переговорном процессе и близких сроках решения Карабахского конфликта есть не что иное, как пиар-кампания по продаже тухлого товара. То есть уже почти 20 лет Азербайджан слышит с различных трибун и из уст мировых политиков, речи о том, что вот-вот разрешится армяно-азербайджанский конфликт. Отмечу, что и подписанная Московская декларация тоже из серии подобных пиар-кампаний, кстати, после ее принятия, которое не было согласовано с другими странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ, стало ясно, что между Россией, США и Европой имеются глубокие разногласия по решению Карабахского конфликта". (1news.az).

"Основным пунктом подписанного в Хельсинки 4 декабря совместного заявления по Нагорному Карабаху министров иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ является то, что должны соблюдаться принципы московской декларации 2 ноября, и в очередной раз подтверждается, что должен быть исключен военный путь решения конфликта. Последнее особенно важно в связи с тем, что после подписания московской декларации Ильхам Алиев в очередной раз не исключил возможность военного решения". Такое мнение высказал на брифинге член фракции парламентского большинства "РПА" Эдуард Шармазанов. ("Ноян Тапан").

"Я могу сказать только одно, что пусть наши друзья в США и в Европе поймут однозначно, что Азербайджан не может пожертвовать своими территориями во имя, так сказать, их интересов", заявил бывший госсоветник Вафа Гулузаде "Новости-Азербайджан", комментируя итоги состоявшейся в Хельсинки с участием сопредседателей МГ ОБСЕ встречи глав МИД Азербайджана и Армении. "Они считают, что быстрейшее урегулирование карабахского конфликта - это отдать Армении Нагорный Карабах вместе с Лачином. Но это безумная позиция, потому что если не будет в регионе справедливого мира, значит, не будет мира вообще", подчеркнул политолог. Он призвал Запад "встать на нормальные позиции, обвинить Армению в агрессии и незаконной оккупации территорий независимого государства и потребовать заключить мир на основе международных принципов и норм". "Но они этого не делают. Они не требуют урегулирования на базе международно-признанных принципов. Вместо этого они советуют отдать Армении Карабах. Дескать, свой народ вы сможете усмирить. Мы же закрываем глаза на то, что у вас там нет полностью демократии. Вот это и даст вам возможность усмирить ваш народ. Но я считаю, что это дикая позиция. Она позорная для Запада", - сказал Гулузаде.

"Единственной светлой стороной совместного заявления является то, что в отличие от Московской декларации 2 ноября, в нем осуждается любая попытка решить проблему военным путем. Такое мнение высказал на брифинге секретарь оппозиционной фракции Национального собрания Армении "Наследие" Степан Сафарян. "Продолжает вызывать озабоченность то обстоятельство, что НК так и не упоминается в качестве стороны переговоров, и нам остался тяжелый груз от московской декларации, наследство от нашего стратегического союзника - это то, что конфликт переместился в плоскость Армения-Азербайджан, упоминается формат прямых двусторонних переговоров на уровне президентов и глав МИД, и это не может не вызывать беспокойство", сказал он. ("Ноян Тапан").

По мнению председателя "Партии демократических реформ" Азербайджана Асима Моллазаде, несмотря ни на что, Азербайджан должен расширять сотрудничество с европейскими организациями: "Заседание показало наличие в Европе проблем с безопасностью и беспомощность ОБСЕ в решении ряда конфликтов. Причины этой беспомощности кроются в том, что в вопросе урегулирования конфликтов ОБСЕ не следует собственным фундаментальным принципам и законам. ОБСЕ должна учесть, что один из ее членов оккупировал территорию другого государства-члена и создал ему социальные проблемы. Однако до сих пор к оккупанту-Армении не принято никаких санкций. И все же другого пути нет, и работа с международными организациями, в том числе ОБСЕ, должна продолжаться". Заместитель исполнительного секретаря "Партии Ени Азербайджан" Мубариз Гурбанлы, напротив, высоко оценил прошедшее в Хельсинки мероприятие: "Азербайджан, являясь членом ОБСЕ, расширяет свою деятельность здесь. Республика пользуется посредничеством этой структуры в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Азербайджанская дипломатия провела последовательную деятельность на этом заседании, я высоко оцениваю эту встречу, потому что на ней были обсуждены вопросы, связанные с нагорно-карабахским конфликтом". ("АПА").

В ходе совещания министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, проходившего в Хельсинки, была предпринята очередная попытка претворить в жизнь стратегическую программу скорейшего урегулирования карабахской проблемы. После российско-грузинской войны и президентских выборов в Азербайджане деятельность ОБСЕ резко активизировалась. Эта организация хочет добиться урегулирования карабахской проблемы уже в 2009 году. Означает ли это, что развязка действительно близка и неизбежна? Нам кажется, что нет. (...) То, что в своем заявлении от 4 декабря министры ИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ в очередной раз обратились к сторонам конфликта с призывом завершить разработку базовых принципов, свидетельствует о том, что коллективную ответственность за претворение в жизнь Мадридских принципов посредники нести не намерены. ("Айоц ашхар").

"Аморфным и вместе с тем антикарабахским" назвал председатель карабахской партии "Социальная Справедливость" Карен Оганджанян заявление министров иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту. "По сути дела, это заявление является продолжением содержания Московской декларации и преследует решение нагорно-карабахского конфликта в ущерб интересам народа Нагорного Карабаха и всего армянского народа. Близорукое участие руководства Армении в оформлении и подписании Московской декларации стало началом серъезных политических инициатив на международном уровне, направленных на уничтожение достигнутых завоеваний карабахского народа", отметил Оганджанян. По его мнению, "настало время, когда Нагорному Карабаху следует заявить о потере народом кредита доверия к странам-сопредседателям Минской группы ОБСЕ, а также о том, что народ Нагорного Карабаха считает вредным и опасным как для безопасности НКР, так и региональной системы безопасности продолжение любых переговорных процессов по Нагорному Карабаху в контексте Московской декларации и хельсинкского заявления глав МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, и будет игнорировать любые решения, которые будут оформлены в контексте этих документов". (ИА REGNUM).

Комментарии к Майндорфской декларации

Россия тверда в намерении придерживаться принципа территориальной целостности Азербайджана, сказал Trend News генеральный директор российского Фонда эффективной политики Кирилл Танаев. По его мнению, то, что Московская декларация президентов Азербайджана, Армении и России была подписана после августовских событий в Грузии, показывает, что позиция России по вопросу о территориальной целостности не скользкая, а последовательная и абсолютно четкая. "Я очень высоко оцениваю подписанный в Москве документ и мужество президентов Алиева и Саргсяна, которые приехали, сели за стол переговоров и пришли к какому-то документу. Понятно, что не приходится надеяться на то, что урегулирование пойдет очень быстро, так как такие конфликты, как карабахский, быстро начинаются, но разруливаются очень долго", сказал Танаев. Политолог убежден, что военный путь решения карабахского конфликта абсолютно бесперспективен. "Я знаю, что в Азербайджане выросло целое поколение, которое не помнит горечи поражения начала 90 годов, которое, с моей точки зрения, недооценивает горечи войны и горечи потерь, поколение, которое воспитано и справедливо гордится экономическими достижениями Азербайджана последних лет, но надо четко понимать, что далеко не всегда экономические успехи находят прямое следствие в усилении военной мощи", сказал политолог. Он не считает, что вооруженные столкновения и возобновление боевых действий приведут к скорому решению этой проблемы. Однако, по его словам, не стоит забывать, что, по сути, боевые действия не прекращались и не прекращаются ни на один день. "Я понимаю, почему руководство Азербайджана использует военную риторику - из определенных внешне- и внутриполитических соображений, потому что и армянская сторона не отличается особой политкорректностью в этом вопросе, но я четко стою на позиции, что военного пути решения конфликта нет", сказал Кирилл Танаев.

Подписание армяно-азербайджано-российской декларации я бы прежде всего расценила как серьезный успех российской дипломатии, заявила ИА REGNUM председатель неправительственной организации "Русская община Нагорного Карабаха" Галина Сомова. По ее словам, "Россия сумела переориентировать внимание мирового сообщества с вопроса признания ею Абхазии и Южной Осетии, а также собственно грузино-российских отношений на свою инициативу в рамках урегулирования нагорно-карабахского конфликта". "Помимо прочего, это позволяет России четко закрепить идею о том, что военное решение юго-осетинской проблемы имело место прежде всего из-за нежелания грузинского руководства идти на политический диалог. То есть, следуя логике российской политики, в случае с Нагорным Карабахом Россия активно способствует поиску путей мирного разрешения проблемы, изначально исключая силовые методы, задействованные РФ в Южной Осетии сугубо в качестве вынужденной меры. Тем самым РФ подвела логическую основу под карабахское направление российской политики, сохранив при этом конструктивные отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном", резюмировала Сомова.

Дипломатическое наступление Азербайджана привело к замешательству в политических кругах Еревана. Такого мнения, сообщает Bakililar.az, придерживается политолог, директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу. "Дипломатическое наступление Азербайджана, выразившееся в выгодном для нашей страны тексте Московской декларации по урегулированию карабахского конфликта, а также заключенных президентом Ильхамом Алиевым соглашений в Италии и Туркменистане, привели к замешательству в политических кругах Еревана, проявившемуся в поиске альтернативных способов убедить нашу страну отказаться от прав на Нагорный Карабах", заявил Ахмедоглу. Он напомнил, что за последнее время армянские политологи предлагали Азербайджану взять часть территории Ирана, Дагестана (Российская Федерация) или азербайджанонаселенной части Грузии - Борчалы, в обмен на отказ от такой же по размеру территории Нагорного Карабаха. "Тем самым армяне демонстрируют свое понимание того, что без доброй воли Азербайджана, согласия официального Баку им не удастся вырвать из Азербайджана часть его законной территории", отметил он. По словам политолога, Азербайджан никогда не согласится с предложениями армянской стороны. "Мы никогда не согласимся с такими предложениями, и говорим армянам - откажитесь от утопических претензий, не ищите друзей в далеких краях, не надейтесь на вечную зарубежную помощь, а возвращайтесь в Южный Кавказ для дружбы и сотрудничества с Азербайджаном и Грузией. Только вместе с нами возможно ваше успешное будущее", призвал Армению Ахмедоглу. По его словам, Азербайджан может поступиться многим для Армении, но только не Нагорным Карабахом.

"На фоне наблюдаемой в армянском политическом и экспертном сообществе эйфории по поводу Майндорфской декларации, преподносящейся как крупный, чуть ли не судьбоносный успех армянской политики и дипломатии, заявление Ильхама Алиева о том, что Азербайджан не исключает военного пути решения нагорно-карабахской проблемы, прозвучало как гром среди ясного неба. В ряде текстов можно даже разглядеть нотки обиды в адрес азербайджанского президента, некстати испортившего столь благостную картину, которую срочно попытались нарисовать для армянской публики. Хотя на самом деле необходимо поблагодарить азербайджанскую сторону, которая быстро и жестко погасила заказную волну имитации энтузиазма и рекламы "взаимовыгодного" урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Нам четко и недвусмысленно дали понять - в подходе Азербайджана нет и не может быть каких-либо существенных изменений", пишет в степанакертской газете "Азат Арцах" карабахский аналитик Грачья Арзуманян. По его убеждению, "позиция Азербайджана была, есть и, без сомнения, останется неизменной, и она более чем ясно высказывается из года в год". "И заключается эта позиция в том, что Арцах должен находиться в составе Азербайджана, и здесь должны быть созданы условия для продолжения политики советской эпохи - формирования азербайджанского большинства и выдавливания армянского населения. Нам фактически предлагают примириться с этой ясной и четкой позицией, которая успела стать не просто основой азербайджанской политики - внешней и внутренней, но и частью идеологии государства. Армянская сторона не хочет признать тот факт, что за 20 лет в Азербайджане выращено новое поколение, воспитанное на ненависти ко всему армянскому и фанатичной вере в то, что Арцах должен быть возвращен любой ценой", пишет аналитик и предупреждает: "Преступно вводить в заблуждение свой народ, приписывая декларациям и тем более политике Азербайджана то, чего там нет. Неуемное желание по срочному заказу разглядеть в шагах азербайджанской стороны готовность к миру, стремление, передергивая карты, навязать армянскому обществу такое видение чревато катастрофическими последствиями, в первую очередь, для Армянского мира". "Стратегия азербайджанского государства имеет целью уничтожение НКР и аннексию ряда регионов республики Армения, и в этих планах Армянский мир объективно воспринимается им в качестве врага, против которого Азербайджан действует на всех фронтах. Попытки положить в основу армянской политики искаженное представление противника в качестве партнера, в то время как тот видит в Армении только и только заклятого врага, без сомнения, будет иметь печальные последствия". Не убедительно звучат для Арзуманяна и международные гаранты, и гарантии даваемые как переговорами, так и обязательствами, которые берут на себя подписывающиеся стороны. "Данный аргумент звучал вчера более чем сомнительно и порой воспринимался как издевательство на фоне "успехов" миротворческих инициатив в других горячих точках. Сегодня, в свете разворачивающегося мирового системного кризиса, он выглядит просто абсурдно. Отчеты серьезных организаций и структур практически в один голос говорят о том, что существующая мировая политическая система претерпит коренные изменения, изменятся вес и функции мировых центров силы", пишет аналитик. Мир вступает в очередной большой передел, сравнимый по масштабам с мировыми войнами, его последствием станет пересмотр существующей мировой политической системы. "Армянский народ, который гордится своей историей и, тем не менее, не берет на себя труд оглянуться хотя бы на начало 20 века, обязан вспомнить, чем обернулись для нашего народа и нашей государственности международные гарантии великих держав того времени". "В эпоху кардинальных перемен единственным гарантом безопасности народа и государства может быть только и только сам народ, его воля к жизни, реализующаяся, в том числе, в форме сильной государственности и ее ядра - военной организации государства. Единственным гарантом будущего армянского народа является армянская армия и выстроенная в последние, относительно спокойные годы, система обороны двух армянских государств", подчеркивает Грачья Арзуманян.

Подписанная в Москве декларация между президентами России, Азербайджана и Армении еще раз доказала, что Нагорного Карабаха как стороны конфликта нет. Об этом, передает Day.Az, заявил руководитель центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу. "Даже на встрече президента Армении Сержа Саргсяна после московской декларации с представителями 50 политических партий, не было ни одного представителя Нагорного Карабаха", сказал Ахмедоглу. Он отметил, что в декларации четко указывается, что конфликт может быть решен только на основе международных норм. По словам политолога, даже глава МИД Армении Эдвард Налбандян, комментируя международные нормы, принцип самоопределения перечислил последним. "Налбандян сказал, что конфликт может быть решен на основе трех принципов: без применения силы, на основе территориальной целостности государства, и на основе принципа самоопределения", подчеркнул политолог.

Комментируя Майндорфскую декларацию, экс-спикер парламента Армении Тигран Торосян, подчеркнул, что заявление о том, что Московский документ исключает военное решение конфликта - заблуждение. Политик вызвался также доказать, что в документе нет определения о том, что конфликт должен быть решен исключительно мирным путем. "Там только говорится о политическом решении, но рассматривать военное вмешательство вне политического процесса - наивность", отметил он. Как передает ИА REGNUM, по его словам, следует подождать, пока Мадридские принципы получат окончательный вид. По словам Торосяна, самым большим упущением армянской стороны в карабахском урегулировании является вытеснение Карабаха из переговорного процесса. Именно это, по его словам, является единственным отличием от косовского урегулирования.

Газета "Чоррорд ишханутюн", обращаясь к оценкам, даваемым Майндорфской декларации в Ереване и Баку, в частности, к заявлениям Ильхама Алиева, сделанным в интервью итальянскому телеканалу "RAI International" о том, что "декларация не лишает Баку права решить этот конфликт военным путем", что "Азербайджан подписал ее с Арменией, а не с Нагорным Карабахом, а значит руководители Армении признают, что сторонами конфликта являются Армения и Азербайджан", а также к итогам проведенных недавно в Ереване консультаций президента Армении с представителями 50 партий, пишет: "Алиев объясняет, что, если требования декларации будут выполнены, то это будет для Азербайджана хорошо, Серж Саргсян же объясняет, что будет хорошо для Армении, поскольку ее требования не будут осуществлены". Иначе говоря, пишет газета, в Москве был подписан документ, который, в случае своего осуществления ничего хорошего нам не принесет.

Беженцы и депортированные

Представленные в парламенте Азербайджана политические партии считают, что следует обратиться к международным организациям для того, чтобы депортации азербайджанцев из Армении была дана политическая и юридическая оценка. "Мы должны добиться признания международными организациями факта депортации азербайджанцев из Армении", сказал исполнительный секретарь правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА), депутат Али Ахмедов на мероприятии, проведенном в связи с 20-летием последней депортации азербайджанцев из Армении. В 1988 году в результате армянской агрессии 250 тысяч азербайджанцев были депортированы с родных земель. Политика депортации, проводимая Арменией на протяжении веков в отношении азербайджанцев, завершилась 20 лет назад, сказал Ахмедов. "20 лет назад последняя азербайджанская семья была депортирована из Армении. В результате на территории древней азербайджанской земли - нынешней Армении - не осталось ни одного азербайджанца. Армения превратилась в моноэтническое государство. Это показывает, что армяне не толерантны и не терпимы к другим народам и нациям", сказал представитель ПЕА. Азербайджанцы были депортированы из Армении на почве этнических конфликтов в 1905, 1918 и в 1988 годах, сказал Ахмедов. Во время депортации 1948-53 годов между азербайджанцами и армянами не было никакого этнического конфликта: "В те годы не было никакого основания для депортации азербайджанцев из Армении. Депортация азербайджанцев была целенаправленной политикой руководства Армении и СССР". Должен быть создан государственный комитет по депортации азербайджанцев из Армении, сказал председатель партии Великого созидания, представляющей в парламенте оппозицию, депутат Фазиль Газанфароглу. "Этот комитет должен поднять в международных организациях вопрос выдачи компенсации азербайджанцам, депортированным из Армении. В то же время, подвергшиеся депортации люди должны быть организованы, должна быть создана их община. Это поможет борьбе на международном уровне", сказал Газанфароглу. ("525-я газета").

Согласно компетентным источникам, реальное число беженцев и перемещенных вследствие конфликта лиц в Азербайджане составляет 583 тыс. человек, или 7,9% от общей численности населения Азербайджана, а не 1 миллион, как утверждают в Баку. Об этом заявил ИА REGNUM председатель постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам Национального Собрания Нагорного Карабаха Гарик Григорян. "Считаю циничным говорить лишь об азербайджанских беженцах, в то время как существует около полумиллиона беженцев-армян из Азербайджана", сказал карабахский депутат.

До тех пор, пока 400 тысяч беженцев из Советского Азербайджана не обретут пристанище на карабахских территориях, урегулирования конфликта не будет. Подобную точку зрения выразил журналистам экс-министр обороны НКР, герой Арцахской войны Самвел Бабаян. "Решение карабахского вопроса станет возможным лишь в этом случае, так как до тех пор, пока проблема наших соотечественников, бежавших из Азербайджанской ССР, не будет решена, проблема Карабаха также не может получить решение, так как эти две проблемы неразрывно связаны", подчеркнул он. В то же время, экс-министр иностранных дел НКР Арман Меликян отметил, что, связав проблему территорий НКР и проблему беженцев из Азербайджана, в частности, Баку, армянская сторона окажется в состоянии сделать определенный успешный ход, тем самым сведя на нет незаконные территориальные притязания Азербайджана. (АрмИнфо). Референдум для Карабаха?

"Агдам - моя Родина!", "Агдам - Тигранакерт: столица армянской культуры" - вот уже несколько дней улицы столицы Армении пестрят подобными листовками, распространение которых стало одной из форм протеста против возможности решения Карабахской проблемы путем проведения референдума. (ArmeniaNow напоминает, что еще в марте 2005 года Серж Саргсян, в бытность свою министром обороны Армении, заявил, что "Агдам никогда не был нашей родиной"). Как сообщает электронное издание, 3 декабря парламент Армении в первом чтении принял законопроект о внесении изменений и дополнений в закон Армении "О референдуме". Согласно законопроекту, для выявления общественного мнения относительно важнейших вопросов государственной жизни по инициативе правительства и с согласия президента Армении может быть проведен референдум. До сих пор право инициировать референдум с имеющими обязательную силу результатами имели президент и Национальное собрание. Против законопроекта выступили оппозиционная фракция "Наследие" и экс-спикер парламента Армении Тигран Торосян. Они выразили уверенность, что поправка в законе "О референдуме" преследует цель дать возможность правительству вынести на референдум Карабахский вопрос в случае его возможного решения. Вопрос о референдуме был поднят в ходе инициированной Сержем Саргсяном встречи с лидерами около полусотни политических партий Армении, проведенной в конце прошлого месяца в закрытом режиме. По словам министра юстиции, итоги инициированного правительством референдума не будут обязательны для выполнения и не повлекут за собой каких-либо правовых последствий. То есть, считает издание, скорее речь идет о "плебисците". По всей вероятности, "справедливые и сбалансированные базовые принципы мирного урегулирования конфликта" предполагают проведение в Нагорном Карабахе именно плебисцита. Еще в 2006 г. сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявили, что "для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены". Стороны тогда же обязались продолжить переговоры для определения сроков и формата этого референдума. Так или иначе, но общественное мнение Армении рассматривает обсуждение в парламенте подобного законопроекта в контексте Карабахской проблемы, пишет ArmeniaNow.

"Парламент Армении 3 декабря в первом чтении принял законопроект об изменениях и дополнениях в законе "О референдуме". То, что властям Армении в срочном порядке понадобилось внести изменения в этот закон, вызвало волну подозрений. Внепарламентская оппозиция и проголосовавшие против законопроекта депутаты выразили уверенность, что власти преследуют цель вынести на референдум карабахский вопрос в случае его возможного решения. Это намерение многие посчитали очередной авантюрой, рассчитанной на сброс ответственности на общество. Появились и иные мнения, к примеру: власти, встав перед неблагоприятной для себя международной ситуацией желают прикрыться мнением общества, и пр. Можно было бы не обращать особого внимания на такой "диалог властей с обществом". Только проблема в том, что о последствиях "игр в референдумы" мало кто из его авторов задумывается. Так что, обеспокоенность армянской общественности не беспочвенна. Многие понимают, что игры с референдумами вокруг проблемы Нагорного Карабаха, не столь безобидны, как кажутся, пишет в ARMENIA Today аналитик Манвел Саркисян. По мнению политолога, в случае с карабахским конфликтом, с его сложной конфигурацией, механизм референдума может привести к необратимым трансформациям конфликтной ситуации в совершенно различных вариантах. И не случайно, что и здесь в оборот введена идея о референдуме: лучшего механизма для манипуляций и проведения "хирургической операции" в зоне конфликта найти трудно. Отнюдь не случайно, отмечает Саркисян, что все стороны конфликта сразу же начали озвучивать собственное понимание сути и содержания возможного референдум по статусу Нагорного Карабаха. "Всем было понятно, что в дипломатический обиход вынесена "коварная" идея. Слишком много неопределенностей было замечено в данном предложении: начиная от принципов определения обладающего правом на участие в референдуме контингента граждан, кончая территорией, на которой референдум предполагается провести. Азербайджан вообще выдал такое видение референдума по статусу Нагорного Карабаха, которое изначально способно выхолостить данную идею: начало говориться о том, что гипотетический референдум должен проводиться во всем Азербайджане и на основе его Конституции. В самом Нагорном Карабахе до сих пор не выкристаллизовалось единого мнения. Для кого-то, сама идея проведения референдума выглядит как посягательство на устои фактической независимости. Для других - как ловушка, реально предназначенная для лишения народа НКР права на самоопределение. И основания для таких разнотолков, действительно, есть. Всего лишь то обстоятельство, какой вопрос вынесен на референдум кто и по какой схеме участвует в нем, достаточно, чтобы подменить все права и всю суть составляющих конфликт проблем. Но вся "прелесть" ситуации в том, что попасть в такую ловушку имеют шанс все стороны конфликта. Об этом пока в Армении и Азербайджане не задумываются, но своими шагами, вроде, приближают подобную угрозу. По мнению автора статьи, для Нагорного Карабаха должно быть ясно, что в разговорах о референдуме речь не идет лишь о признании его права на самоопределение: "Все куда сложнее. Что касается намечающегося настроя на заигрывание этой идеей в Армении, то можно сказать, что оно может стать лишь механизмом поощрения аналогичных игр Азербайджана. И надеяться на то, что в этом состязании кто-то лучше рассчитает логику планов международного сообщества, столь же наивно. Греки-киприоты тоже так считали..."