"Норникель" проигрывает Норильск".

(Ведомости, 22.04.03. В.Иванов)

"Норникель" проигрывает Норильск". Профсоюзному активисту

"Норильский никель" может потерять контроль над своей "столицей". В первом туре выборов нового мэра Норильска с отрывом в 15% победил профсоюзный лидер Валерий Мельников, резко критикующий руководство "Норникеля". Несмотря на существенный отрыв от лидера, в компании надеются, что во втором победу одержит глава горсовета Норильска Сергей Шмаков.

Пост мэра Норильска освободился в январе, когда глава города Олег Бударгин был избран губернатором Таймыра. На выборах нового мэра "Норникель" сделал ставку на спикера городского парламента Сергея Шмакова. Его основным соперником стал председатель Федерации профсоюзов ГМК "Норникель" Валерий Мельников, больше года конфликтующий с менеджментом компании.

Назначенный в июле 2001 г. на пост председателя правления "Норникеля", Михаил Прохоров не сумел найти общий язык с возглавляемой Мельниковым Федерацией профсоюзов, которая непрерывно требует повышения зарплат работникам, увеличения продолжительности отпусков за вредность и пр. Менеджмент компании неизменно отвечает отказом на эти требования. В феврале 2003 г. 50 профсоюзных активистов даже голодали в знак протеста.

В воскресенье состоялся первый тур выборов мэра, а вчера горизбирком подвел их предварительные итоги. Мельников получил 46,95% голосов, а Шмаков - только 31,52%. Явка избирателей составила 29,27%. Против всех высказались 16,55% избирателей. Второй тур должен состояться через две недели.

Эксперты не удивлены такими итогами. "Прохоров в отличие от своих предшественников отлучил федерацию [профсоюзов] от оперативного управления предприятиями и игнорировал требования о повышении зарплат, а затем руководство компании стало поощрять выход профорганизаций из мельниковской федерации", - говорит высокопоставленный собеседник в руководстве Красноярского края, в состав которого входит Норильск.

Руководитель штаба Мельникова Александр Бугаев считает, что у профсоюзного лидера был шанс победить и в первом туре. Бугаев уверен в победе Мельникова через две недели, ведь тот выступает "против приватизации власти в городе". Об уверенности в своей победе заявил вчера и Шмаков. Источник в близком к "Норникелю" аналитическом центре надеется, что явка протестного электората во втором туре не будет столь активной, а сторонники комбината, наоборот, придут на выборы и проголосуют за Шмакова. "В ответ на "шоковую терапию" в исполнении менеджмента произошел социальный выплеск. Теперь наши сторонники должны понять, что опасность, связанная с Мельниковым, - реальная", - говорит эксперт, не допускающий возможности победы Мельникова.

Независимые эксперты по-разному оценивают шансы кандидатов. Олег Матвейчев, руководитель московского представительства Bakster Group, говорит, что за 10 лет его практики не было случая, чтобы кандидат, проигравший в первом туре 15%, выиграл во втором. Глеб Кузнецов из "Новокома" уверен, что "Норникель" еще может не допустить победы Мельникова. А член Совета Федерации от Красноярского края Вячеслав Новиков заявляет: либо Мельников договорится с "Норникелем", либо победит Шмаков.

"Норильский никель" проигрывает "Русскому алюминию".

(Коммерсант 22.04.03. Б.Ельшин)

"Норильский никель" проигрывает "Русскому алюминию" кресло мэра Норильска

Воскресные выборы мэра Норильска едва не принесли сенсацию. Для победы в первом же туре профсоюзному лидеру ГМК "Норильский никель" Валерию Мельникову не хватило считанных процентов. Возможная победа профлидера, за которым, по мнению руководства ГМК, стоит компания "Русский алюминий", может привести к затяжной войне между мэрией и комбинатом.

* * *

Норильск расположен на территории Таймырского округа, но юридически подчиняется Красноярскому краю. В городе расположены основные предприятия ГМК "Норильский никель" - главного налогоплательщика края и округа. Досрочные выборы мэра Норильска были назначены после того, как бывший мэр Олег Бударгин в январе этого года был избран губернатором Таймыра.

* * *

По мнению руководства "Норникеля", на выборах мэра Норильска компания "Русский алюминий" попыталась взять реванш за поражение на губернаторских выборах в Красноярском крае, где осенью прошлого года экс-гендиректор "Норникеля" и экс-глава Таймыра Александр Хлопонин одержал победу над кандидатом "Русала" спикером краевого парламента Александром Уссом. Попытка оказалась удачной: после первого тура лидирует председатель федерации профсоюзных организаций "Норильского никеля" Валерий Мельников, набравший 46, 95% голосов. Кандидат комбината председатель норильского горсовета Сергей Шмаков отстал более чем на 15% (31, 52%). В избиркоме подчеркнули, что пока речь идет лишь о предварительных данных.

Впрочем, в любом случае будет второй тур, что уже можно считать серьезным поражением "Норникеля". Но господин Шмаков так не считает: "Проигравшим себя не чувствую. Скорее это неудача в первом тайме". Среди ее объективных причин господин Шмаков назвал усталость населения от выборов, общий кризис доверия к власти, низкую явку избирателей и высокий процент протестного голосования, а также недостаточную мобилизацию своих сторонников. "Конечно, было бы лучше закончить эту кампанию в один тур. Но это еще одна возможность убедиться в том, что времена жесткого диктата и давления прошли. Никто больше нас, норильчан, не сможет упрекнуть в голосовании по команде и разнарядке", - заявил он.

"Пока нам известны только предварительные итоги голосования, но они настолько предварительные, что могут существенно отличаться от окончательных. Вообще-то у нас были шансы победить в первом туре. Будем работать дальше", - осторожно отметил глава избирательного штаба Валерия Мельникова Александр Пугаев. Комментируя высказывания о том, что победа господина Мельникова приведет к конфронтации между мэрией и "Норникелем", он возразил: "Какой мэр будет конфликтовать с крупнейшим налогоплательщиком? Только совсем ненормальный. Разумеется, стороны сумеют договориться".

"Меня расстраивает только одно: опять две недели нервозной обстановки. Хотелось бы большего единодушия", - подвел итог первому туру губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. И на всякий случай добавил, что "в состоянии планировать работу с любым из двух кандидатов".

По словам председателя норильского избиркома Виктора Садчикова, в целом выборы прошли спокойно и никаких серьезных нарушений выявлено не было. В день голосования в горизбирком поступило около десятка жалоб от доверенных лиц кандидата Мельникова и его наблюдателей. Все эти обращения, по словам господина Садчикова, не имели оснований и лишь нервировали членов комиссии. Так, в одном обращении говорилось, что составленные в комиссии списки избирателей неправильно прошиты. В другом наблюдатели жаловались, что им не выдали соответствующие документы. Как оказалось, за документами они пришли накануне голосования, когда горизбирком уже закрылся.

Окончательные итоги выборов будут подведены сегодня на заседании горизбиркома. На нем же будет назначена и дата второго тура. Пока в избиркоме планируют, что повторное голосование состоится 4 мая.

"Александр Хлопонин опять проиграл в первом туре".

(Газета 22.04.03. И.Саськов)

Александр Хлопонин опять проиграл в первом туре его ставленник в Норильске не прошел

КРАСНОЯРСК Первый тур выборов мэра Норильска закончился сенсацией - с опережением почти в 15% голосов лидирует глава профсоюза "Норникеля" Валерий Мельников, а не Сергей Шмаков, который считался фаворитом предвыборной гонки. Однако ни один из претендентов не набрал необходимого для победы количества голосов. Второй тур выборов состоится через две недели. Напомним, что нынешний губернатор Красноярского края Александр Хлопонин также одержал победу только во втором туре, а после первого тура выборов лидировал его конкурент Александр Усс.

Во второй тур выборов вышли поддерживаемый "Норникелем" председатель городского совета Сергей Шмаков, набравший 31,52% голосов, и прославившийся на поприще борьбы с этим горно-металлургическим комбинатом депутат Заксобрания края Валерий Мельников, получивший 46,95% голосов избирателей. Два других кандидата - красноярский адвокат Александр Глисков и сотрудник управления "Норникеля" Леонид Фрейман выбыли из борьбы, не набрав 5%.

Валерий Мельников, возглавляющий профсоюз горняков "Норникеля", в последние несколько лет резко критиковал руководство "Норникеля". В феврале 2003 года он возглавил двухнедельную голодовку 50 работников профсоюза компании. Горняки и их лидер потребовали от руководства холдинга увеличить отпуска в связи с вредностью производства, обнародовать зарплаты ведущих топ-менеджеров компании и повысить зарплаты рабочим на 17%. Сейчас средняя зарплата горняка на "Норникеле" составляет около 28 тыс. рублей в месяц, что позволило Мельникову выдвинуть во время голодовки необычный лозунг: "Тысяча долларов - позор для горняка!" Голодовка окончилась безрезультатно - требования так и не были удовлетворены, однако Мельников как главный организатор акции протеста прославился накануне выборов мэра и получил необходимую для выдвижения известность среди горожан.

Бывший гендиректор "Норникеля", а ныне губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, поддерживающий кандидатуру Сергея Шмакова, так прокомментировал происходящее в Норильске: "Меня в этих выборах расстраивает только одно - две недели в городе будет напряженная ситуация. На Севере, конечно, хотелось бы большего единодушия, но ситуация не простая, и мнения людей разделились. Я думаю, что через две недели все встанет на свои места. Конечно, нам хочется иметь кандидата, которого мы выдвигали. Но, с точки зрения краевой администрации, я прекрасно знаю проблемы Норильска, поэтому в состоянии планировать работу с любым победителем второго тура".

Спикер Заксобрания Александр Усс заявил Газете: "Это вызвало у меня глубокое удовлетворение. Сейчас есть два достойных представителя. А то, что Мельников лидирует, говорит лишь об одном - жизнь глубоко разнообразна, особенно если не смотреть на нее из окна "Мерседеса". Последней фразой Александр Усс намекнул на личный транспорт своего недавнего противника на губернаторских выборах Александра Хлопонина.

Свою точку зрения на сложившуюся ситуацию Газете кратко высказал один из участников предвыборной гонки - глава горсовета Сергей Шмаков: "Трагедией это для меня не стало. Это первый тайм, а первый тайм можно и проиграть".

"Поражение "Норильского никеля".

(Время новостей 22.04.03. А.Климович)

Профсоюзы могут захватить место мэра Норильска

"Норильский никель" потерпел одно из первых политических поражений. Причем произошло это можно сказать в "цитадели" одной из крупнейших металлургических компаний мира - в Норильске. Кандидат "Норникеля" в мэры этого города потерпел полное фиаско.

Как и предполагала газета "Время новостей", в минувшее воскресенье никому из четырех претендентов на пост главы администрации Норильска не удалось набрать необходимого для победы 51% голосов, и теперь северянам через две недели предстоит выбрать себе мэра во втором туре. К сожалению, сбылся и другой наш прогноз - на избирательные участки, по предварительным данным, пришла лишь треть норильчан, имеющих право голоса, т.е. обязательный 25-процентный барьер по явке избирателей удалось преодолеть с трудом.

Как и предполагалась, во второй тур вышли председатель федерации профсоюзов "Норникеля" Владимир Мельников и являющийся креатурой руководства предприятия председатель городского совета депутатов Сергей Шмаков. Ближайший их конкурент Леонид Фрайман получил около 2% голосов.

Однако северяне все-таки преподнесли сюрприз - по предварительным данным, за Валерия Мельникова проголосовало почти 47% избирателей, а за Сергея Шмакова - всего лишь 32%.

Пиар-служба "Норникеля" считается одной из самых эффективных как на экономическом, так и на политическом поле. Они в хорошем стиле выиграли несколько избирательных кампаний - получили большую часть мандатов в Таймырскую окружную Думу, провели бывшего генерального директора "Норильского никеля" Александра Хлопонина вначале в губернаторы Таймыра, а затем Красноярского края. Затем эта же пиар-команда усадила в освободившееся кресло главы администрации заполярного полуострова Олега Бударгина, бывшего заместителя генерального директора компании и бывшего мэра Норильска. Но 20 апреля произошла осечка. Сейчас имиджмейкерам Сергея Шмакова предстоит решить практически невыполнимую задачу - за оставшиеся две недели убедить уставших от политических дрязг норильчан не только в том, что прийти на выборы необходимо, но и в том, что свои голоса норильчанам надо отдать такому невыразительному кандидату, как г-н Шмаков.

"Гонка по вертикали власти".

(Время_МН 22.04.03. А.Хохлов)

Первый тур выборов норильского мэра закончился оглушительным скандалом. Профсоюзный лидер Валерий Мельников, о зимней голодовке которого газета "Время МН" рассказывала несколько раз, чуть было не стал главой Норильска после первого тура выборов - каких-то трех процентов ему не хватило, чтобы одержать досрочную победу.

Вторым к промежуточному финишу пришел председатель городского совета Сергей Шмаков: ему отдавали негласное предпочтение и губернатор края Александр Хлопонин, и первое лицо Таймыра Олег Бударгин, и владелец группы "Интеррос" Владимир Потанин. Однако менее трети голосов избирателей за ставленника монополии - такое за послушным Полярным кругом происходит впервые. Безотказная политико-административная машина РАО "ГМК "Норильский никель" после шести лет промывания мозгов северного населения дала серьезный сбой.

Последние несколько дней до выборов Норильск захлестнула волна черных, серых и бог знает еще каких пиаровских технологий. Неизвестные доброжелатели вывесили на стенах домов и в Интернете списки "лиц азербайджанской диаспоры", которые якобы поддерживают Мельникова, повторялись и уже испытанные раньше обвинения в связи протестовавшего профлидера с криминальными кругами. В то же время три кандидата из семи снялись с кампании. К слову, губернатор Хлопонин, побывавший в Норильске накануне голосования, довольно тактично обошел вопрос о фаворите гонки, заявив лишь, что для города и комбината важнее всего стабильность - глава края наверняка знал, что чем ближе к 20 апреля, тем выше были рейтинги Мельникова и ниже - Шмакова.

Минувшее воскресенье на участках не запомнилось никакими инцидентами, кроме небывало низкой явки горожан - 28%! Этот результат, как и невиданное число голосов за противника "Норильского никеля", можно объяснить, пожалуй, только одним обстоятельством. Весь край знает, как разозлило норильчан добровольно-принудительное голосование за Хлононина в прошлом сентябре. Вот они и предпочли протестующего.

Впрочем, второй тур может все изменить - хотя шансов у Мельникова побольше, чем у Шмакова, из-за Полярного круга уже доносятся намеки на "серьезные нарушения" законодательства со стороны профсоюзного деятеля.

"Против всех голосуют все чаще".

(Российская газета, 22.04.03. А.Захаров)

НА ВЫБОРАХ в областной Совет Кемеровской области, которые прошли в минувшее воскресенье, победили представители блока "Служу Кузбассу", поддерживаемого губернатором Аманом Тулеевым.

Председатель облизбиркома Евгений Разыграев вчера сообщил на пресс-конференции, что они уверенно одержали победу в 34 округах из 35. В единственном округе, где блок "Служу Кузбассу" не выставлял свою кандидатуру, с большим отрывом победил кандидат от СПС. Представитель Центральной избирательной комиссии России, отвечающий за Сибирский федеральный округ, Владимир Лысенко заявил, что выборы были проведены организованно и строго по закону. Однако В.Лысенко обратил внимание на то, что по большинству округов на выборах был очень велик процент проголосовавших "против всех", в некоторых округах он доходил до 34 процентов. По мнению представителя ЦИКа, это связано с тем, что 26 кандидатов сняли свои кандидатуры незадолго до выборов. Кроме того, он напомнил, что выборы в области проходят без применения системы голосования по партийным спискам.

Кроме выборов в областной Совет, в 12 городах области прошли выборы мэров. Везде победили также кандидаты блока "Служу Кузбассу". Лишь в городе Белово предстоит второй тур выборов, так как в первом туре никто из кандидатов не набрал более 50 процентов голосов.

Второй тур выборов мэра. предстоит и в Норильске. По итогам прошедших в воскресенье выборов ни один из четырех кандидатов не набрал более 50 процентов голосов избирателей. Во второй тур вышли председатель Федерации профсоюзов ГМК "Норильский никель" Валерий Мельников и председатель норильского Городского совета Сергей Шмаков, которые набрали 46,95 и 31,52 процента голосов соответственно. Достаточно высок тут и процент голосования "против всех" - 16,55.

"Красноярский избирком отдали "Норильскому никелю".

(Газета 22.04.03 О.Редичкина)

Центризбирком поставил точку в истории с расформированием Красноярской избирательной комиссии. Председатель ЦИК Александр Вешняков уверен, что власти Красноярского края сформируют новый краевой избирком до 4 мая. В противном случае Центризбирком все сделает сам. "Своего" члена крайизбиркома ЦИК уже назвала. Это сотрудник "Норникеля" Константин Бочаров.

Вчера ЦИК определила список "своих" кандидатов в избиркомы Красноярского края, Камчатской и Кировской областей. Обсуждение прошло быстро - вопросов по кандидатурам ни у кого не оказалось, хотя после шумной истории с расформированием Красноярской краевой избирательной комиссии их можно было ожидать. Напомним, что местная комиссия признала итоги губернаторских выборов недействительными. Считается, что она это сделала в интересах проигравшей стороны - спикера местного парламента Александра Усса, которого поддерживал "Русский алюминий". Выигравший выборы Александр Хлопонин, ставленник "Норильского никеля", приступил к исполнению обязанностей по решению президента. В конце концов краевой суд признал решения крайизбиркома недействительными.

Вчера ЦИК представила новые кандидатуры в краевой избирком. Одна из них - Константин Бочаров, замдиректора по связям с общественностью красноярского представительства "Норникеля". С его назначением лояльный федеральной власти губернатор из "Норникеля" Хлопонин получает доверенного человека в крайизбиркоме.

Второй кандидат от ЦИК - зампред территориальной избирательной комиссии города Дивногорска Валентина Кожемякина. Характеризуя ее, Большаков сказал: "Она учитель математики, что немаловажно для ее будущей работы". Александр Вешняков выказал уверенность, что и с другими членами краевой избирательной комиссии проблем в работе не будет. Он имел в виду представителей, которых представят губернатор и Заксобрание Красноярского края до 4 мая. Вешняков сообщил, что имел личный разговор с Александром Уссом, и убеждал, "что правом назначать своих представителей в крайизбирком надо обязательно воспользоваться".

Вешняков считает, что члены расформированного крайизбиркома могут войти в новый его состав - теоретически. А вот как это будет обстоять практически, он не представляет. Зато уверен, что те десять человек, кто "повинен в незаконных решениях крайизбиркома и убеждал других к ним присоединиться", предложены в новый состав не будут. Александр Вешняков заверил, что, если власти Красноярского края по каким-то причинам не смогут сформировать новый состав краевого избиркома, "ЦИК сделает это самостоятельно, в соответствии с законодательством".

Центризбирком также предложил избирательной комиссии Ленинградской области кандидатуру нового председателя областного избиркома вместо досрочно отправленного в отставку Владимира Пылина. Это Владимир Журавлев, бывший заместитель Пылина. Как известно, коллеги бывшего председателя областного избиркома мотивировали свое решение тем, что Пылин не может полноценно выполнять свои обязанности. Однако, как дали понять источники в правительстве региона, отставка Пылина связана с тем, что он мог помешать губернатору Валерию Сердюкову выставить свою кандидатуру на второй срок.

"Александр Вешняков продвигает молодежь".

(Время новостей 22.04.03. М.Сайдукова)

В Красноярский избирком ЦИК рекомендовал представителя "Норильского никеля"

Центризбирком России с каждым днем все активнее готовится к главному политическому событию года - выборам депутатов Госдумы четвертого созыва. Вчера на очередном заседании Центризбирком выдвинул своих кандидатов на должность членов избирательной комиссии еще пяти российских регионов. До сентября этого года ЦИК должен будет сформировать оставшиеся 70 комиссий субъектов федерации, срок полномочий которых истекает летом. Так что если еженедельно Центризбирком будет формировать по 1,5 комиссии, предвыборные баталии начнутся в стране без задержек. А пока комиссия, используя положенное ей по закону право выдвигать по два члена комиссии с правом решающего голоса в каждом регионе, проводит свои мини-баталии в здании в Большом Черкасском переулке.

Главными героями заседания стали кандидаты, выдвинутые ЦИК в Красноярскую краевую избирательную комиссию. ЦИК, видимо, решил поддержать молодого красноярского губернатора Александра Хлопонина и одним из кандидатов в избирательную комиссию стал Константин Бочаров, до недавнего времени отвечавший за связь Красноярского представительства ГМК "Норильский никель" с общественностью. Вторым членом краевого избиркома стала зампредседателя избиркома города Дивногорска Валентина Кожемякина. Характерно, что член ЦИК Елена Дубровина, несмотря на то что была обозначена в качестве представителя красноярских кандидатов, говорить о них не стала. О достоинствах вышеназванных граждан рассказывал другой член ЦИК Сергей Большаков. При этом и г-н Большаков кандидатуры Бочарова касаться не стал, сосредоточившись на г-же Кожемякиной, о которой, по его словам, "сформировал самое положительное мнение". Члены комиссии с ним согласились и рекомендовали обе кандидатуры в крайизбирком. После заседания Елена Дубровина прокомментировала газете "Время новостей" свой отказ представлять красноярских коллег: "Зачем мне представлять людей, которых я не знаю. Если они потом нарушат закон, я как член комиссии должна буду нести ответственность за свои рекомендации".

Но отказавшуюся от красноярцев г-жу Дубровину все же убедили представить алтайских кандидатов, говоря о которых, она посетовала: "Хорошо, когда это делает куратор региона или человек знакомый с кандидатами лично. Но я их не знаю". После грустного представления последовательного возмутителя центризбиркомовской идиллии Елены Дубровиной комиссия единогласно рекомендовала и алтайцев. А Александр Вешняков с удовлетворением заметил, как "хорошо, когда в комиссии идут молодые люди, а то у нас есть такие случаи, когда в комиссиях собираются пенсионеры".

После заседания председатель ЦИК Александр Вешняков сделал заявление о намерениях ЦИК "не затягивать процесс" по подготовке новой схемы формирования одномандатных округов. Г-н Вешняков пообещал, что новая "нарезка" округов, скорректированная по данным последней переписи населения России, будет готова уже "через две-три недели". Также г-н Вешняков сообщил, что сегодняшний день он проведет в Екатеринбурге, где пройдет очередное региональное совещание с участием представителей всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - Уральского федерального округа. Участники совещания обсудят вопросы взаимодействия избиркомов при подготовке и проведении выборов федерального и регионального масштаба. Кроме того, на текущей неделе председатель ЦИК посетит Лондон, где примет участие в заседании совета исполкома Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы.

"Край и площадка".

(Эксперт 21.04.03. И.Хисамов)

Как губернатор Александр Хлопонин переносит опыт управления современной корпорацией на почву региональной исполнительной власти

Скажем прямо: к 38-летнему губернатору Красноярского края Александру Хлопонину у "Эксперта" отношение особое. Во-первых, мы его назвали "человеком 2002 года". Во-вторых, он один из очень немногих руководителей регионов, которые не имеют за плечами опыта управления областными комитетами КПСС или советскими заводами. Хлопонин пришел в Красноярск из крупного успешного бизнеса: пять лет руководил "Норильским никелем" - одним из самых успешных российских предприятий. До этого был банковским работником, после - руководителем Таймыра. И можно ожидать очень интересных результатов переноса опыта управления современной рыночной компанией на почву провинциальной исполнительной власти. А именно там катастрофически не хватает настоящих менеджеров.

На недавнем съезде пропрезидентской партии "Единая Россия" Хлопонин был избран членом генерального совета - видимо, там тоже таких людей не хватает. Свое согласие находиться в этом органе он обусловил тем, что не будет являться членом партии. В его беседе с корреспондентом "Эксперта", которая состоялась в Красноярске в первую субботу апреля, были затронуты эта и многие другие темы.

- Прошло полгода после вашей трудной победы на выборах. Голосуя за вас, красноярцы явно хотели перемен и реформ, иначе они проголосовали бы за другого...

- И первое, что я сделал, - ликвидировал бюджет развития на две тысячи третий год. Это, безусловно, очень непопулярная мера...

- И совершенно противоречит ожиданиям публики.

- Иначе было нельзя. Сразу стало очевидно, что бюджет формируется и реализуется неправильно. На бумаге доходная база сильно завышалась. Если край реально собирает тридцать шесть миллиардов рублей доходов в год, то в бюджет вписывались все пятьдесят, и это позволяло манипулировать расходами. Можно было, например, не платить зарплату, а вложить деньги в строительство какого-нибудь недостроя. Тем временем кредиторская задолженность края дошла до четырнадцати миллиардов рублей. Край был на грани банкротства.

Поэтому главной задачей первого периода было введение реальной казначейской системы управления бюджетом. Только за счет такой оптимизации можно получить как минимум двенадцать процентов экономии бюджета. Все это долго рассказывать, а коротко выражается так: оптимизация расходов и повышение доходов. После этого можно начинать работать.

- Давайте о доходах поговорим.

- Эта проблема тоже в двух частях. Первая - межбюджетные отношения с федеральным центром. Сегодня любые попытки территории увеличить свою доходную базу приводят к перераспределению в пользу федерального центра. Вторая - это работа уже на территории. Я разделил всех наших плательщиков бюджета на несколько категорий: это крупные финансово-промышленные группы, это естественные монополии - железная дорога, энергетики, связь и так далее, это местная промышленная элита в крае, которая не имеет отношения к ФПГ, и это малый и средний бизнес.

Сейчас по каждой из этих групп проводится аналитическая работа. И вот что выясняется. Практически все ФПГ работают по трансфертным ценам, то есть потребляют природные ресурсы здесь, а налоги платят в Чувашии, на Чукотке, где угодно. Территория с этого мало что получает. Забавная картина - сегодня крупные ФПГ подменили Минфин. Минфин считает, что я должен собрать сорок два миллиарда рублей налогов. Я им объясняю, что тридцать шесть могу только собрать, но они мне сюда включают акцизы. А я ни копейки по акцизам не получил, потому что все ФПГ сами принимают решение, где выплачивать акцизы. Они у нас добывают природные ресурсы, потом по себестоимости это отдают в сбытовую компанию, которая базируется в другой местности, и она мне же это все перепродает в два раза дороже. А прибыль остается там. Так работает "Сибнефть", так работает ЮКОС, так работает "Русал", так работают все ФПГ.

- Это законно?

-Да, и в этом как раз состоит недостаток законодательной базы. По акцизам надо срочно вносить поправки в федеральный бюджет, в Налоговый кодекс, и об этом мы уже договорились практически. По трансфертным ценам надо подписывать соглашения с ФПГ о том, что они здесь будут выплачивать ту часть налогов, которую они, так сказать, эксплуатируют здесь, на территории. Мы ведем переговоры с компаниями и уже о многом договорились.

Следующий блок - это так называемые естественные монополии. Я должен добиться от них прозрачности, мы должны понимать, как формируются тарифы. Я должен через аудит и через другие механизмы иметь ясную структуру их расходов. Сегодня все они показывают нулевую рентабельность, но я же прекрасно вижу (я побывал в бизнесе), что не на последнее люди себе приобретают объекты социального и бытового назначения, финансируют санатории и больницы у себя, строят себе коттеджи. Когда я буду понимать структуру себестоимости, я буду понимать и принцип формирования тарифа. Понимая принцип формирования тарифа, я смогу добиться установления долгосрочных тарифов. Нельзя нормально работать, когда не знаешь, как будет меняться тариф, какая будет цена.

При этом я не сумасшедший, и я прекрасно понимаю, что им тоже надо менять основные фонды, износ которых превышает восемьдесят процентов. Но для этого существует инвестиционная программа - положите мне ее на стол. А дальше мы садимся и обсуждаем, за счет какого источника эта инвестиционная программа должна реализоваться. Она должна формироваться не за счет тарифа, а за счет прибыли. Это уже тема, которую мы можем с ними обсуждать на одном языке. А пока этого нет, я зафиксировал тарифы на прежнем уровне, а тарифы за электроэнергию для населения даже снизил.

Далее следует крупный местный бизнес. Там та же проблема - все сбытовые конторы зарегистрированы в Новосибирске или в других областях. То есть надо выстраивать правила игры и предъявлять их бизнесу. Я им тоже могу помочь снизить себестоимость - поработать с энергетическими комиссиями, вводить конкурентную среду в энергетике, чтобы появлялись у нас и другие перепродавцы электроэнергии.

- Вы в этом видите задачу власти?

- Да. Власть - не кредитная организация, власть не должна давать кредиты из бюджета, власть должна создавать условия, вкладывать деньги в инфраструктуру. И если я понимаю, что у меня приоритетом является лесной комплекс, который сегодня практически ни копейки не дает в бюджет края, я сегодня должен не строить ЦБК, а создавать условия, чтобы сюда пришел инвестор и построил ЦБК.

Теперь малый и средний бизнес Это сплошная теневая зона. Если ФПГ и крупные предприятия как-то платят налоги, то от этих мы ничего практически не получаем, а должны получать не менее половины от общего дохода бюджета. Здесь огромный потенциал. Тут много можно сделать только за счет внедрения упрощенной схемы отчетности и декларирования доходов...

- Да ведь не от глупости эти сложности придуманы. Они придуманы специально, что бы чиновник имел кусок хлеба с маслом...

- Это другой вопрос.

- По-моему, тот же самый.

- Ну что ж, мы имеем ужасный бюрократический аппарат. Вопрос стоит так: либо мы с этим боремся, либо не боремся. Я предлагаю бороться, потому что просто выхода другого нет. Нам надо резко увеличить налоговые поступления. Да, Красноярский край имеет два больших конкурентных преимущества (достаточно дешевая электроэнергия и богатые природные ресурсы) и один большой недостаток - удаленность от рынков сбыта. Когда продукция доходит до рынка сбыта, она становится неконкурентоспособной. К радикальному решению проблемы мы будем подходить в перспективе только за счет высоких технологий, за счет глубокой переработки продукции на месте. Но на это нужно много времени и денег. Единственный ресурс, который лежит на поверхности, который может двинуть нашу экономику, - это малый и средний бизнес.

- Итак, первые полгода вы занимались разборкой хозяйства и строительством какой-то более эффективной машины для управления краем?

- Моя задача в этом году - создать модель, которая с две тысячи четвертого года начнет работать. Собственно говоря, и предвыборные обязательства были такими Я зафиксирую доходы-расходы-долги и дальше буду разбираться, потому что я не могу с абстрактными цифрами общаться, я не могу выстраивать экономику и планировать, если она не в четких цифрах, если они не подтверждаются ни одной статистикой, у меня просто расхождение страшное по статистике с мест - у нас все на бумажных носителях, ни чего не автоматизировано. Однако бюджет две тысячи четвертого года начинает с мая формироваться. Значит, к маю я уже должен иметь более или менее ясную картину.

- Поскольку май уже вот-вот, значит, и картина у вас почти готова.

- Почти.

- Вернемся к малому и среднему бизнесу. Все-таки что вы предлагаете конкретно?

- Тут два пути. Первый - это, безусловно, выйти на федеральный уровень. Там надо решать основные вопросы и разбираться, почему они дергаются и сидят в тени. Да ведь если он начнет официально показывать все свои расходы, связанные с взятками, с коррупцией чиновников, с бандитами, его можно в любой момент прихватить. Как только вы упрощаете модель и говорите: нам нужно только двенадцать основных показателей по доходам и двенадцать по расходам, а больше ничего нас не интересует, - тогда он начинает свободно дышать, свободно ходить по улице. Хотите - проверяйте, проверять там нечего.

- Но это же не в интересах проверяющих, а законы пишут именно проверяющие. Ведь тут без политических решений не обойтись.

- А вот вам и один из ответов на вопрос - зачем мне нужна "Единая Россия".

- То есть вы считаете партию "Единая Россия" эффективным инструментом для проведения подобных реформ?

- Да, считаю. По крайней мере другого политического инструмента нет. Есть левые политиканы, которые кроме болтовни и популизма ничего не имеют. Есть крайне правые, которые предлагают на самом деле очень много качественных реформ и никогда не учитывают специфику России. Нельзя сегодня на население нагрузить шестнадцать реформ и толком не объяснить, что его ждет завтра. К каждой реформе надо два года готовиться, просто готовиться, потом год заниматься идеологией и разъяснением. Почему, например, реформа ЖКХ тяжело идет? Ведь надо объяснить людям: когда вы покупаете автомобиль, вы отдаете себе отчет, что вы будете платить за бензин, покупать запчасти и ремонтировать этот автомобиль, и с квартирой то же самое. Квартира - это ваш актив, который стоит денег, и если вы не будете поддерживать этот актив и не допускать, чтобы там лопались трубы, то этот актив просто исчезнет. Это ваш актив, и вы его можете продать, и вы заинтересованы, чтобы он стоил дороже. Сегодня человек не воспринимает свою квартиру как актив, а значит, реформа не пойдет. Это относится и к другим "правым" проектам - они не адаптированы к реальной ситуации.

И есть центристы, которые как раз пытаются адаптировать эти реформы, иногда придержать, прислушаться к разным позициям. Хотя до недавнего времени и "Единая Россия" просто автоматически поддерживала все действия правительства. Однако сейчас она сильно изменилась, партия пытается выработать собственное отношение к реформам. - Но вот на недавнем съезде "ЕР" какие-то слова говорились про передел собственности, про партию большинства, про социальную солидарность. Очень похоже на декларации КПРФ, вы не находите?

- Давайте не мешать политику с реальной работой. Просто подошло время выборов. Я же говорю о другом: до недавнего времени, собственно говоря, я как таковую партию не видел, партии не было. Это был набор физиономий и деклараций. Сегодня "Единая Россия" ищет подходы к проблемам, и ищет в правильном направлении - не слева, не справа, а в центре, учитывая разные интересы и мнения. Сегодня у нас все реформы идут сверху вниз. Вот я хочу объяснить, что реформа должна идти снизу вверх.

- Вообще-то снизу вверх идут нереформы, а революции.

- Реформы тоже идут. Например, регионы много могут сами сделать и предложить, нужна только прочная база для их самостоятельности. Меня не пугает увеличение доли отчислений в федеральный бюджет, пусть даже будет шестьдесят на сорок в пользу центра, а не пятьдесят на пятьдесят, как раньше. Мне нужны только стабильные правила игры - по крайней мере на четыре года. Не меняйте их каждый день. Сегодня, когда я понимаю, что соберу такое-то количество налогов, я буду в Минфине доказывать свою инвестиционную программу, защищать ее и получать трансферты. Но когда я только это сделал, а вы завтра еще часть налогов у меня отняли, я не понимаю, как мне выстраивать экономику. Я не понимаю.

- А по-моему, это очень нетрудно понять. Любой аппарат хочет больше власти и полномочий. Центральный - не исключение. Соответственно, возможности регионов уменьшаются.

- Что у меня уменьшилось?

- Возможности ваши уменьшились, потому что вы больше отдаете центру.- Я еще раз повторяю: меня это не пугает. Вы мне задаете правила игры, что, например, сегодня шестьдесят на сорок в пользу центра, но правила должны быть стабильными.

- Так это же вершки и корешки. Когда вы начнете эффективно собирать какие-то оставленные вам налоги, центр ровно их и хапнет у вас. На том власть и стоит. Я со многими из ваших коллег-губернаторов беседовал. Вот в этой части все один в один говорят. И у меня, извините, возникает мысль о том, что немного наивно требовать от центра того, чего вы требуете. Он этого вам не отдаст. Если он может управляться и может отбирать, он будет всегда этим правом пользоваться.

- Ну вот, и с какой площадки мне об этом говорить?

- Опять намекаете на "Единую Россию"?

- Конечно. Я говорю о площадке высшего политсовета партии. Я это просто возьму как базовый принцип. Я защищать буду интересы территории, в том числе с этой площадки.

- Ну давайте теперь переключимся на политическую ситуацию в крае. Зная, в какой тяжелой борьбе проходили губернаторские выборы, можно предположить, что вам непросто находить общий язык с местной политической элитой.

- Достаточно тяжелая ситуация. Когда наша команда пришла в Красноярский край, это была зона всевозможных конфликтов. Конфликт между законодательной и исполнительной властью. Конфликт между финансово-промышленными группами и местной предпринимательской элитой. Конфликт между исполнительной властью региона и районных центров. Конфликт между энергетиками и муниципалитетами. Везде, куда ни кинь - война. Поэтому на первом этапе одной из главных задач было урегулирование всех этих конфликтов.

Кое-что уже удалось. На сегодняшний день с энергетиками конфликтов нет. Есть вопросы, но никаких отключений. Вопросы решаем, реструктурируем долги, текущие платежи все платятся. Снижается напряжение между финансово-промышленными группами и местной элитой. До недавних пор главным инструментом таких отношений было банкротство - если "акулы" захотели забрать какое-то предприятие, они его просто банкротили (это очень просто при нынешних законах) и забирали за бесценок. Мы это прекратили. Мы создали специальную комиссию, которая оценивает финансово-экономическое состояние предприятий, разработали правила, которые не позволяют автоматически банкротить любое предприятие. И это уже работает. А ведь начиналось с того, что ко мне приходили некие люди и говорили: позвони, пожалуйста, в такое-то предприятие и скажи, чтобы они нам продали свои акции. Вот до чего здесь доходило... И сейчас бизнес наблюдает за нами и хочет понять: что меняется? А меняются сами правила игры. Для меня это очень важно. Если я сумею поменять их, интерес появится.

- Но если вы так действуете, разрушаете прежнюю систему связей и кормушек, значит, вы должны были уже нажить себе много врагов?

- Вы знаете, когда появляются враги? Враги появляются тогда, когда ты сам начинаешь нарушать правила игры. Это называется "не по понятиям". А когда ты продекларировал правила игры и сам их придерживаешься, тогда нет зон конфликта. Я говорю: крупный бизнес будет работать вот по такому принципу. Конфликт может появиться, когда я говорю: будете мне отстегивать. Вот тогда у нас устанавливается определенное взаимное давление. А у меня тем тут нет, мне ничего не надо...

- Как-то не очень верится, что все так безоблачно: новые правила, все готовы выполнять их, никто не нервничает. Тем более что Красноярский край имеет стойкий имидж одного из наиболее криминальных регионов. Одни истории про Анатолия Быкова чего стоят.

- Не надо говорить о криминале как о чем-то доминирующем в Красноярском крае. Он активен ровно настолько, насколько власть это позволяет. В какой-то период интересы местной власти, чиновников, совпадали с интересами криминала, тогда и было сращивание, и все остальное. Но если власть сама не хочет срастаться с криминалом, то у последнего возможности резко снижаются. Сегодня мы говорим: хочешь, Анатолий Петрович, заниматься бизнесом - занимайся бизнесом. Пожалуйста, никто тебе не мешает, только цивилизованно занимайся, будешь заниматься плохо - сядешь в тюрьму. Вообще Быков - это отдельная тема. Он депутат Законодательного собрания Красноярского края, и ему дают шесть с половиной лет условно. Слушайте, вы мне объясните, что такое шесть с половиной лет условно - это как бы виновен или как бы невиновен?

- Понятно. А в целом с ЗАКСом у вас какие отношения, если учесть, что его возглавляет ваш бывший главный конкурент на губернаторских выборах?

- С законодательным собранием ситуация стабилизировалась. Я с ними не меряюсь силами - кто круче, я стараюсь сделать их союзниками. Я говорю: вам не нравится бюджет - ну давайте вместе смотреть, что мы с ним можем делать. Я не прав - скорректирую, ты не прав - скорректируем. Комитеты, комиссии, все работают. Кстати, могу сказать, что они очень много вещей интересных подсказали, особенно в вопросах приватизации и национализации.

- И что, есть планы что-нибудь национализировать?

- Я к национализации так же спокойно отношусь, как и к приватизации. Это два инструмента оптимизации экономики, и ни одним не надо пренебрегать. С сельским хозяйством, например, что-то надо делать. Тонкий момент: мне что, дотировать село или удочки давать людям, чтобы они работали? Если просто ты сегодня на село дашь денег, то у тебя первый парень на деревне будет баянист, потому что он относится к культуре и получает зарплату. А все совхозы-колхозы разрушены, ничего не работает. Они хоть и частные теперь, но там ничего уже давно не работает. Либо нам надо создавать государственные холдинги, которые будут иметь трактора, другую технику и смогут работать, либо создавать так называемые подсобные хозяйства, в которых они сами будут работать, а мы у них станем забирать продукцию через кооперацию. Тут надо еще подумать.

Большая проблема с лесной отраслью. Огромное количество так называемых лесхозов у нас в теневой экономике работает, хищнически эксплуатируют природу, вообще не понимают, что они творят на земле.

- Да, это ужасно, что они делают с лесами и по какой дешевке продают. Всюду по стране.

- А ведь отрасль перспективная реально. Но надо создать хорошую инфраструктуру, распределить земельные наделы, выстроить правила игры, систему реализации древесины, а уж потом - пожалуйста, приватизируйте. Кто хочет покупать - покупайте. Вот это называется государственным регулированием.

- Понятно. Все, о чем мы с вами до сих пор говорили, относится, как мне кажется, к выработке будущей стратегии. Но одну большую вещь вы уже начали. Я имею в виду реформу ЖКХ. С начала года, насколько я знаю, население оплачивает уже не сорок, а девяносто процентов коммунальных услуг. И это, так сказать, вызывает неоднозначную реакцию граждан.

- Давайте не путать две вещи. Сегодня, к сожалению, слово "реформа" само по себе шокирует людей, потому что они не понимают, что это такое. И все почему-то связывают реформу жилищно-коммунального хозяйства с повышением уровня оплаты.

- Так правильно же.

- Нет, это не реформа. Я просто считаю, что настал тот момент, когда надо прекращать загонять себя в угол. Завтра у нас все коммунальное хозяйство рухнет, и мы никуда от этого не денемся. Мы либо эту отрасль начнем развивать, либо, так сказать, она просто завтра у нас развалится по полной программе. Следующий вопрос: должны ли люди платить за квартиру? Должны.

- Да, этот вопрос мы уже обсуждали.

- Вопрос только в том, как смягчить последствия для малообеспеченных. Тут мы создали систему жилищных субсидий, и сейчас пенсионеры платят даже меньше, чем раньше. Самая больная проблема - это бюджетники: учителя, врачи и так далее. По ним действительно повышение ударило больнее всего. Но мы ищем возможности, чтобы уменьшить и на них нагрузку. В любом случае, повторяю, люди будут платить полностью - этого избежать нельзя. Могу поспорить, что уже в две тысячи четвертом году это произойдет по всей России.

Главный же вопрос реформы - введение конкурентной среды на всех уровнях. Сейчас естественные монополии владеют и газом, и водой, и электричеством. Здесь должны появляться новые компании, оптовые продавцы, владельцы распределительных сетей и так далее.

- Но почему они не появляются? Бизнесу неинтересно туда идти или государство мешает? Или сами эти естественные монополии?

- Все это присутствует. Мы же должны прямо сейчас начинать закладывать в бюджет денежные средства на коммуникации. Нужно срочно менять коммуникации. Нужна инвестиционная программа.

- А потом коммуникации передавать, приватизировать?

- Конечно, потом это должно стать частным, конкурентным бизнесом.

- Но, может, пусть бизнес сам все делает, если это выгодно?

- Ну нет, я не могу начинать с ними говорить, пока у меня ветхое жилье, аварийные сети, аварийные линии. Поэтому до момента прихода собственника я сам должен заниматься. Если у меня рвутся трубы с утра до вечера, что же мне - ждать, пока собственник придет? А вот когда я ему отдам хорошую распределительную сеть, тогда я посчитаю стоимость наших инвестиций, и нам заплатят по полной программе.

- А что должно сделать государство, федеральное правительство, чтобы у вас реформа ЖКХ лучше пошла?

- А можно я буду думать о том, что я сам должен сделать?

- Мне важно знать ваше мнение. Если вы скажете, что Москва вообще тут ни при чем, что ЖКХ - чисто региональное дело...

- Я не прошу какой-то специальной помощи. Я говорю о том, что если есть в федеральном бюджете средства, которые можно выделить в виде субсидий, возвратных субсидий или кредитов, которые бы направлялись на модернизацию основных фондов в жилищно-коммунальном секторе, то я бы это с удовольствием принял.

- Последний вопрос - о команде. Вы сильно поменяли здесь управленческий персонал, много ли с собой людей привезли?

- Да нет. Если посчитать пропорционально, то на самом деле пришло со мной не более пяти-шести процентов.

- Это сколько в натуральных числах?

- Человек десять. И я не собираюсь сильно увеличивать это число - это и дорого, и не нужно. Я стараюсь давать преимущество местным молодым специалистам - мне проще и дешевле их сегодня учить. А если мне нужно реформировать какую-то отрасль, я лучше размещу этот заказ и получу готовый продукт, который я потом буду внедрять. Я где-то читал, что, если более шестидесяти процентов аппарата старше руководителя, это недееспособный аппарат.

- А поскольку вам еще до сорока далеко...

- В том-то и дело.

Красноярск-Москва