"Известия": "Почему Московская Хельсинкская группа отказалась от участия в региональном конгрессе неправительственных организаций?"
Газета "Известия" опубликовала в сегодняшнем номере статью Романа Дементьева "Кризис жанра, или Бояре общественного движения". "По итогам III Саммита глав государств и правительств стран - членов
"В этом году именно Россия стала страной проведения столь масштабного мероприятия благодаря инициативе Конференции международных НПО Совета Европы. Руководит подготовкой и проведением конгресса организационный комитет, в состав которого вошли представители ведущих НПО России и европейских стран, МИД России, Генерального директората Совета Европы по демократии и политическим вопросам, правительства Пензенской области, Общественной палаты Российской Федерации. А вот
"Такое поведение руководителя МХГ выглядит странным, - подчеркивает издание, - поскольку ранее почти все предложения Московской Хельсинкской группы были приняты оргкомитетом - в программу были включены дискуссии по региональному сотрудничеству, постконфликтному урегулированию, законодательству об НПО, межкультурному диалогу, в состав участников по предложению Московской Хельсинкской группы включены представители правозащитных НПО. Решение о месте и времени проведения конгресса было принято единогласно. Не нашло понимания только одно предложение госпожи Алексеевой: об изменении названия конгресса. Большинство организаторов, включая представителей Конференции международных НПО Совета Европы, решили не менять названия мероприятия. Отказалась ли Людмила Алексеева принимать участие в подготовке мероприятия, не желая прислушаться к мнению большинства и продолжая настаивать на своем, или же на ее решение повлияли какие-то другие факторы, нам не известно. Однако члены организационного комитета выразили сожаление по поводу ее решения о самоустранении из процесса обсуждения лидерами ведущих национальных неправительственных организаций роли НПО в процессах развития и консолидации демократии, развития гражданского общества, создания условий для диалога по актуальным проблемам европейского сотрудничества, рассмотрения возможностей и перспектив регионального сотрудничества, выработки резолюций и рекомендаций, касающихся сферы деятельности НПО и механизмов их взаимодействия со структурами Совета Европы".
"И все же, в чем причина такой позиции Московской Хельсинкской группы? - задает вопрос автор статьи. - Зачем ее представителю понадобилось выдвигать изначально неадекватное требование - сменить название конгресса? Возможно, ответ следует искать в начале 90-х годов прошлого века, когда еще Россия не была членом межгосударственной организации - Совета Европы. Тогда ряд российских, по преимуществу правозащитных, организаций начал развивать сотрудничество с Советом Европы и в определенный момент решил, что имеет приоритетное право на сотрудничество и является истинным представителем российского гражданского общества в Европе. В числе таких организаций была и МХГ".
"Сегодня Российская Федерация стала одним из членов Совета Европы, и власть и общество находятся в конструктивном диалоге, в котором участвуют тысячи российских НПО. Это понимают в Совете Европы, который уже давно начал процесс расширения сотрудничества с российскими институтами по разнообразному спектру сфер и направлений. Вероятно, что в этой ситуации первоначально сотрудничающим с Советом Европы российским организациям показалось, что рушится их "монополия" на представление интересов российского общества в Европе, - предполагают "Известия". - Можно предположить, что, придя к такому выводу, представители данных обществ испугались лишиться ряда серьезных преимуществ - притока новых членов, заинтересованных в сотрудничестве с европейскими организациями, ресурсов на реализацию европейских проектов в России. И если это действительно так, то даже действия МХГ не кажутся столь алогичными, какими представились на первый взгляд. Возможно, они используют любой повод, чтобы отказаться от участия в конгрессе, обвинить партнеров в нарушении своих прав, а своих коллег - в неприятии выдвигаемых предложений, что является, возможно, единственным способом привлечь внимание к собственной персоне. В свете данных событий обращение Конференции международных НПО Совета Европы к Совету федерации действительно представляет для компаний, боящихся потерять свое эксклюзивное положение, угрозу. Отсюда скорее всего и слухи о том, что с самого начала подготовки конгресса представители Московской Хельсинкской группы пытались сделать все возможное, чтобы данная конференция не состоялась; не исключено, что члены группы ездили по европейским конференциям, форумам и, возможно, призывали европейские организации бойкотировать проведение конгресса в России".
"И вот финал: МХГ выдвинула оргкомитету конгресса заранее неадекватное требование лишь для того, чтобы в ответ на отказ красиво выйти из состава оргкомитета, - пишет газета. - Сможет ли красивый уход МХГ повлиять на проведение конгресса? Обратят ли столь желаемое внимание на Московскую Хельсинкскую группу представители Совета Европы и международные организации, приезжающие на конгресс? В свете сложившейся ситуации - вряд ли, ведь монополии в общественной сфере нет и быть не может. Успех в ней всегда зависел от умения учитывать разные позиции партнеров и коллег, а не от эффектных ультиматумов".