Работа с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) в Архангельской области замерла. О том, почему это произошло и какой выход можно найти из создавшейся ситуации корреспондент ИА REGNUM побеседовал с президентом Фонда "Вольное дело" (Москва), бывшим вице-губернатором Архангельской области Тамарой Румянцевой.

ИА REGNUM: Тамара Дмитриевна, следите ли вы за тем, как идет работа администрации с селами в Архангельской области?

Конечно, слежу. Это моя тема и это то, чем я занималась в период работы в администрации Архангельской области.

ИА REGNUM: В 2007 году администрация области объявляла конкурс грантов и выдавали бюджетные средства под конкретные проекты. Можно ли сказать, что это - эффективный способ работы с деревней?

Такая схема работы - выдавать деньги под конкретные проекты - в Архангельской области и раньше реализовывалась. Но сейчас такой период в развитии местного самоуправления, когда просто организовывать грантовый конкурс и раздавать деньги, - недостаточно, одного этого уже очень мало. Нужно продолжать обучение людей. В деревнях остались люди, которых нужно постоянно поддерживать, например, консалтинговыми услугами, тренерской работой, обучением. На селе всегда сложнее, чем в городе, там специалистов гораздо меньше и люди менее обучены, они находятся вдали от активной политической и общественной жизни.

ИА REGNUM: Тамара Дмитриевна, как Вы считаете, чего не хватает жителям поселков в работе, проводимой с ТОСами?

В селах обязательно нужна именно такая кропотливая работа по вооружению знаниями, технологиями, самым главным знанием - знанием технологий. Нужно помогать людям понят, каким образом можно благодаря небольшим ресурсам местного сообщества можно сделать значимое полезное для всех дело. И привлекать для этого можно небольшие ресурсы, даже того же областного бюджета. Но этим надо постоянно заниматься.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что администрация продолжает сейчас Вашу работу?

Людей сейчас никто не обучает. Им просто дают деньги. А что такое "просто дать денег"? Ничего. Истратить деньги ума много не нужно. А нам ведь нужно развитие. Мы хотим видеть, что происходит с людьми и тем, что их окружает, когда они сами преобразуют среду. Если они просто истратили их как прибавку к бюджету, такой способ поддержки поселков ничего не меняет. А если это ничего не меняет, то это тупик.

ИА REGNUM: Как вы представляете, как должна развиваться работа с сельскими поселениями?

Я всегда представляла себе эту идею как работающее агентство, которое являлось бы некоммерческой организацией. Она могла бы как раз при поддержке чиновников обучать людей, находить точки роста, организовывать маломаштабные производства. Опытом Архангельской области и успехами нескольких десятков архангельских деревень уже давно заинтересовалось международное сообщество. Наша область могла бы стать своего рода пилотной площадкой для развития и распространения его по всей стране. У нас уже есть опыт обучения людей, опыт успешных проектов, и есть также желание людей это делать. В 1997 году, когда мы это начинали, нам потребовалось много сил, чтобы убедить людей что-либо вообще начинать. А теперь сознание необходимости этого у них уже есть. Хорошо, что новый губернатор понимает, что только раздачей денег проблемы сельских поселений не решить. Но еще осталось дать ему понять, что не чиновники должны учить, воспитывать и организовывать. Чиновники должны поддерживать, создавать условия и не мешать, а заниматься обучением должны профессионалы, тренеры и технологи, которым есть чему научить эту массу людей. Опыт развития деревень мог бы стать брендом области, а Агентство по развитию малонаселенных территорий, созданное как региональное, могло бы стать межрегиональным. Это огромный шаг в будущее, и другого пути для сохранения деревень нет.