Действовать на турецком направлении Армению заставил Запад? Армения за неделю
Интервью президента Армении
Агентство "Ноян Тапан" опубликовало полный текст интервью
Г-н президент, на прошлой неделе в Москве Вы достигли договоренности с президентом Азербайджана по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, конфликта, который так долго держит в напряжении отношения между двумя странами. Как сегодня он будет развиваться?
Для нас важен тот факт, что подписан документ, который исключает решение конфликта военным путем. Конечно, это всего лишь декларация, а мы были бы очень рады довести ее до договора. Тем не менее, я не хочу недооценивать важность этого документа. Я рад также тому, что Азербайджан подписал документ, который для решения конфликта принимает все принципы международного права, а не только принцип территориальной целостности. Считаю положительным и тот факт, что несмотря на жесткие оценки, касающиеся эффективности деятельности Минской группы
Готовы ли Вы вывести свои войска из семи прилегающих к Карабаху районов, как это требуется?
Ключевой проблемой конфликта является статус Карабаха. Азербайджан должен признать право населения Нагорного Карабаха на независимость. За решением этой основной проблемы могут последовать и другие вопросы. Контроль над территориями для нас не является самоцелью, а всего лишь мерой, направленной на безопасность Карабаха. Сегодня нам необходимо вести переговоры о принципах урегулирования, за которым может последовать основной договор о мире. Перед нами еще долгая дорога.
Вы сами из Карабаха. Может ли Карабах в качестве автономной области оставаться в составе Азербайджана?
Речь идет о создании таких условий, которые могут обеспечить дальнейшее развитие населения в безопасных условиях. История показывает, что в составе Азербайджана это невозможно. Мы никогда не думали, что Карабах в каком-либо статусе может оставаться в составе Азербайджана.
Недавно Вы побывали в Брюсселе. Может ли ЕС быть полезным в деле решения этого конфликта?
Европа должна четко указать, если одна из сторон собьется с пути, нарушит мирный характер урегулирования проблемы. Кроме того, если какая-либо международная организация отмечает важность одного принципа урегулирования конфликта, тем самым она поощряет действия этой страны в этом направлении и проявляет неконструктивный подход. Америка и некоторые европейские страны применили в случае с Косово право наций на самоопределение. А когда этот же принцип применила Россия, он был отклонен США и Европой.
Но ведь и Вы не признали независимость Южной Осетии и Абхазии?
Вы правы. Как известно, независимость Косово мы также не признали. Мы не имеем права признавать независимость этих стран, так как не признали независимости Нагорного Карабаха. Наш народ не поймет этого шага. Теперь Вы меня спросите, почему в этом случае мы не признаем независимости Нагорного Капрабаха( Мы считаем, что признание независимости является последним шагом в этом процессе. Мы не настолько сильны, чтобы в одностороннем порядке признать независимость Карабаха и тем самым посчитать процесс завершенным.
Какие геополитические последствия имела война в Грузии для Вас?
События показали насколько уязвим весь регион. Грузия очень важна для нас, так как более 70% внешней торговли нашей страны осуществляется через территорию Грузии. Здесь проживают более 350 000 армян. В то же время с Россией мы являемся стратегическими партнерами. Для нас важно было соответствовать обязательствам перед этими двумя странами, что, я думаю, нам удалось. Мы с Грузией имеем разные подходы к различным принципиальным проблемам, однако, естественно, мы уклонялись от всего того, что могло бы рассматриваться как вражда. И несмотря на многочисленные изменения в регионе, произошедшие вследствие войны, слова Богу, могу сказать, что армяно-грузинские и армяно-российские отношения от этого не пострадали.
Вы являетесь также членом Программы партнерства с
Я бы не разделял Вашей формулировки. В этом случае было бы невозможно дальнейшее развитие наших отношений с НАТО. Мы считаем, что наше сотрудничество с альянсом является составной частью системы нашей безопаности. С другой стороны, мы не стремимся стать членами НАТО. Создание новых разделительных линий в нашем регионе может быть очень опасно. Это является уроком, извлеченным из грузинской войны.
Должны ли Ваши соседи прекратить свои стремления в НАТО?
Я не могу говорить от имени других стран. За последние 10 лет мы стремились вести такую сбалансированную политику, которая была бы совместима с интересами Америки, России и НАТО. Извлечение пользы из разногласий этих сил может быть соблазнительным, но в то же время это очень опасно.
Недавно Вы пригласили в Армению президента Турции для совместного просмотра футбольтного матча. Весь мир приветствовал этот Ваш шаг. Сегодня турки предлагают создать совместную комиссию по исследованию событий Геноцида армян 1915 года. Думаете ли Вы, что это было бы полезно?
В этом нет абсолютно никакой необходимости. Мы не думаем, что этим можно чего-либо добиться. Мы желаем установить дипломатические отношения между двумя странами без предусловий, открыть границы, затем на уровне межправительственного процесса сможем обсудить все вопросы, касающиеся соседних стран. Признание Турцией Геноцида мы не считаем предусловием для установления отношений. Мы желаем этого, но не любой ценой. Европейские страны в свое время не создавали комиссий для развития нормальных отношений. Подобный шаг может значить попытку ввести в заблуждение международную общественность, особенно, когда этот процесс может длиться годы.
Может ли Армения стать транзитной страной для доставки в Европу энергоносителей, каковой сегодня является Грузия?
Я не считаю, что мы должны стремиться заменить кого-либо. Но то, что мы преследуем цель иметь развитые инфраструктуры, создать альтернативные пути поставок, это однозначно. Мы желали бы, чтобы восстановились наши коммуникации с Турцией и Азербайджаном. Мы хотим также построить в Армении железную дорогу в направлении север - юг, которая в дальнейшем может связать Армению с Ираном. Насколько развиты и разнообразны будут наши инфраструктуры, настолько привлекательнее и безопаснее будет Армения. ("Ноян Тапан").
У президента Армении
Армения-Турция
Ожидается, что министр иностранных дел Армении
Как сообщает газета "Азг", 11-го ноября сайт Турецкого общественного телевидения в статье под заголовком "Положительные разъяснения Саргсяна" коснулся интервью президента Армении "Евроньюз", отметив следующее: "Президент Армении
Как сообщает
Судя по последнему заявлению посла Турции в Азербайджане Хулуси Кылыча, Анкара планирует провести встречу президентов в трехстороннем формате (Армения, Турция, Азербайджан), пишет газета "Айоц Ашхар". Но спрашивал ли кто-нибудь мнение армянской стороны? - спрашивает газета и отвечает: "Ясно же, что нет, но Анкару это мало волнует. В данный момент для Турции важна не сама трехсторонняя встреча, тем более что результат ее будет нулевым, а "продолжение процесса", точнее его имитация, приводящая международное сообщество в умиление. (...) Какие у нас гарантии, что завтра это геноцидальное государство, приглашающее нас за стол переговоров с Баку, не использует факт неизбежного провала переговорного процесса, чтобы прибегнуть к новым шагам, вплоть до открытой агрессии против Республики Армения? Учитывая недавние попытки турецкого руководства оправдать Геноцид армян и этнические чистки в Анатолии, Армения должна сказать стремящейся к посреднической миссии Турции окончательное и бесповоротное "нет" и мотивировать свой отказ нежеланием повторения событий начала прошлого века.
На вопросы АрмИнфо отвечает эксперт российского Фонда стратегической культуры Андрей Арешев
Можем ли мы говорить о начале новой политики в регионе Южного Кавказа после "пятидневной войны" в контексте предложения Турции о создании "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе", и что это дает самой Турции?
Кардинальные изменения на Южном Кавказе после "пятидневной войны" были использованы Турцией для того, чтобы произвести переориентацию своей внешней политики. Уже в разгар конфликта было ясно, что Анкара намерена играть более серьезную роль на Кавказе, нежели это было раньше. В период вооруженного грузино-осетинского противостояния Турция лавировала между вовлеченными в конфликт державами в вопросе о проходе военных судов США и НАТО через Черноморские проливы. Сразу же после этого Анкара выступила с инициативой разработки "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе", приглашая к участию Россию, Грузию, Армению и Азербайджан. Наиболее спорные потенциальные участники проекта - Москва и Ереван - неожиданно высказались в поддержку "платформы". (...) Выбор кавказского направления может быть использован турецкой элитой как консолидирующий фактор: на данный момент именно Закавказье является тем регионом, где Анкара может вести самостоятельную национальную политику, свободную от давления Запада, с одной стороны, и политического ислама - с другой. Здесь у Анкары есть контролируемый союзник - Азербайджан, а также Грузия, которая в силу кризиса грузинской государственности пошла на максимальное сближение с Турцией. Анкаре осталось правильно определить момент, когда можно будет втянуть в орбиту турецкой политики "проблемную" Армению и своего старого конкурента на Кавказе - Россию.
Увенчаются ли успехом усилия Анкары, и как Вы оцениваете "помощь", оказанную Арменией Турции в этом направлении в контексте начала диалога между двумя странами?
Можно ли говорить, что Анкара воспользовалась региональным хаосом и смогла, быстро сориентировавшись, проникнуть на Южный Кавказ? Думаю, правильнее сказать, что Турция использовала осложнение ситуации для того, чтобы начать осуществление давнего плана проникновения в регион, который долго был для турецкой элиты "крепким орешком". Это хорошо заметно на примере Армении - самого проблемного соседа Турции. Армяно-турецкие отношения показывают, что резкий выход Турции на кавказскую арену был заранее рассчитан до мелочей. В сентябре 2008 года произошло беспрецедентное событие - в Ереван по приглашению Сержа Саргсяна приехал на футбольный матч президент Турции
В чем причина проявления инициативы по налаживанию армяно-турецких отношений со стороны Еревана?
По всей видимости, Ереван был вынужден начать действовать на турецком направлении под серьезным давлением Запада. Для Вашингтона и Брюсселя разблокирование армяно-турецкой границы означает резкое изменение баланса сил в регионе, так как в этом случае Армения будет отвязана в плане транспортных коммуникаций от России, и, соответственно, влияние Москвы на Ереван резко уменьшится. Однако параллельно начавшееся укрепление позиций России на Кавказе привело к деформации американского плана уменьшения влияния Москвы на Ереван. Здесь Анкара прибегла к собственным внешнеполитическим методам ослабления влияния на неё извне. Пойдя на сближение с Россией, Турция смогла в целом нейтрализовать воздействие западных держав. При этом сама Россия "удерживается" турецкой стороной, так как через Азербайджан и частично Грузию Анкара имеет серьезные рычаги давления на Южном Кавказе. В настоящий момент Анкаре удается маневрировать между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном, всюду зондируя возможности расширения турецкого присутствия в регионе. В самой Армении, похоже, также не особо рады сомнительным планам резкого улучшения отношений с Турцией. Несмотря на то, что весь сентябрь армянская политическая элита посвятила одам улучшению армяно-турецких отношений, уже в середине октября премьер-министр Армении
В Армении будет цензура?
Как сообщает радио "Свобода", Министерство юстиции разработало законопроект "О свободе получения сведений", который должен заменить закон "О свободе информации". Согласно "Свободе", ряд общественных организаций выразил озабоченность тем, что такой закон будет регрессом в сфере свободы информации. По мнению Центра свободы информации, новый законопроект содержит ряд серьезных недостатков. В частности, сообщает Центр, действующий закон позволяет в спорных случаях защитить давших информацию должностных лиц, в то время как законопроект этого не позволяет. Кроме того, по словам пресс-секретаря Центра свободы информации Анаит Кочарян, новый законопроект ограничивает возможности ограничения информации: перечень не подлежащей распространению информации содержит 15 групп, вместо 5-ти групп в действующем законе.
По сообщению радио "Свобода", представители СМИ Армении выразили озабоченность решением правительства создать Центр Общественных связей и информации, предполагая, что на самом деле таким образом будет введена цензура. По решению правительства, Центр будет заниматься общим и тематическим мониторингом и анализом СМИ, будет выступать с инициативами, связанными с правовым регулированием деятельности СМИ. "Это прямой путь к цензуре, - сказал "Свободе" руководитель "А1+" Месроп Мовсесян. - Что означает контролировать, проводить мониторинг? Что означает правовой контроль? Я считаю это прямой цензурой. Тем паче, что все это будет организовываться в администрации президента, под, так сказать, его рукой. Я уверен, что это будет то, что есть сегодня в России, и это ведет в тот же тупик, в котором находится сегодня пресса и телевидение России". Главный редактор газеты "Аравот"
Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Одной из целей Центра является общий и тематический мониторинг и анализ СМИ. Ясно? Теперь средства информации будут скрупулезно "рассматриваться и изучаться". Причем - тематически. То есть, что написала газета о Серже Саргсяне, как представила бизнес Сашика Саргсяна (брат
Газета "Площадь": "Лица, занимавшие в период независимости Армении должность президента, считают своим долгом бороться со свободой СМИ. Если первый президент Армении пришел к такому решению за 3-4 года своего правления, закрыв в 1994 году газету партии
О событиях 1 марта
Международная правозащитная организация
Газета "Аравот" приводит версию событий утра 1 марта у посольства Франции и прилегающей к нему территории, которую заместитель начальника Полиции Армении, генерал-майор Сашик Афян изложил на заседании Временной парламентской комиссии по выяснению событий 1-2 марта: "После утренних событий (имеются в виду действия по вытеснению митингующих с площади Свободы) мы отправили мобильные группы на дежурство, и они периодически докладывали нам, где имеются скопления и что происходит в городе. Около 13 часов поступил сигнал о том, что человек 300-400 собрались у французского посольства. Туда сразу же были отправлены 50-60 сотрудников полиции. Они доложили, что ситуация довольно напряженная. (В связи с этим член Временной комиссии
"Пожалуй, оптимальным вариантом решения проблем лиц, арестованных по делу 1 марта и лишенных свободы после приговоров суда, является амнистия", считает председатель парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, руководитель армянской делегации в
По сведениям газеты "Жаманак-Ереван", в
Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что министр юстиции Армении
Гагик Джангирян (экс-замгенпрокурора Армении). - Мы категорически против того, чтобы нас простили. Мы преступления не совершали, чтобы надеяться на прощение. Если же они столь дальновидны, что готовятся принять акт об амнистии, то, на самом деле, они делают это для себя, поскольку боятся, что завтра их призовут к ответственности за свои тяжкие преступления - за то, что стреляли в народ, за тяжкие преступления против правосудия.
Усик Багдасарян (бывший командир добровольческого отряда "Масис" периода Карабахской войны). - Самой большой опасностью для общества являются Геворг Даниелян и этот режим. Это самые большие преступники. Сегодня они должны были быть на нашем месте. Что касается того, чтобы просить прощения, то скорее Даниелян и его хозяева должны просить прощения у нас.
Вардан Малхасян (депутат Национального собрания). - Нас удивляет то, что об амнистии говорят люди, которые не имеют ничего общего с нашей страной, с нашей верой. Эти люди стреляли в армянский народ, совершили резню армянского народа. Теперь люди, осуществившие резню, решают прощать нас или не прощать. Это более чем смешно, потому что в первую очередь они сами должны строжайшим образом ответить за совершенные ими преступления. Если они думают, что мы сильно озабочены тем, как поскорее отсюда выйти, то сильно ошибаются. Они всю страну превратили в тюрьму. Наша цель не в том, чтобы выйти из этого учреждения, наша цель заключается в том, чтобы освободить нашу страну от туркотипных армян, от не имеющего ни родины, ни национальной принадлежности отребья, избавление от которых является вопросом спасения нашего народа. И мы будем бороться за решение этого вопроса, будем драться до последнего дыхания. ("Айкакан жаманак").
"Уголовное дело по событиям 1 марта является полностью сфабрикованным. Все политзаключенные должны быть немедленно освобождены", заявил на встрече с журналистами председатель
Как сообщает
Возбужденное против семи оппозиционных политических деятелей -
Почему закрыт завод минеральных вод "Бжни"?
27 октября Служба по принудительному исполнению судебных актов министерства юстиции Армении сообщила о наложении секвестра на имущество принадлежащего оппозиционному депутату парламента Армении Хачатуру Сукиасяну завода "Бжни". Требования о конфискации имущества, предъявленные фискальными органами республики, составили 4,6 млрд драмов (около 13,5 млн долларов). Всего с завода было конфисковано около 40 единиц движимого имущества. Готовая продукция, находившаяся на заводе и на складе ЗАО "Завод минеральных вод "Бжни", была опечатана. Как сообщает "АрмИнфо", крупная российская дистрибьюторская компания ООО "Пивгород-С" направила открытое письмо президенту и премьер-министру Армении, призывая как можно скорее возобновить работу армянского завода минеральных вод "Бжни". Компания "Пивгород-С" является дистрибьютором "Бжни" в России. В письме отмечается, что за короткие сроки компанией проведена масштабная работа по продвижению торговых марок "Бжни" и "Ной" по всей России. В этих целях в компании работает специальный отдел, насчитывающий более 50 сотрудников. "При существующей сегодня перенасыщенности российского рынка минеральных вод, достигнуть 35%-ного увеличения объёмов продаж по сравнению с 2007 годом было непросто. При этом мы ни на секунду не забываем, что наши успехи обусловлены в первую очередь отменным качеством воды, чёткой и слаженной работой всего коллектива сотрудников завода "Бжни", ответственно относящихся к продукции поставляемой на экспорт", подчеркивается в письме. Компания "Пивгород-С" поставляет продукцию завода "Бжни" во все крупнейшие города России, указанные бренды представлены в крупнейших российских торговых сетях: "
"В настоящее время, когда международную экономику сотрясают мировой финансовый и экономический кризисы, каждое государство должно думать о всевозможной поддержке и содействии нормально работающих местных предприятий. Однако это не всегда так. И тому есть пример", заявил директор немецкой компании MediaConsult Эрих Келм. Руководимая им компания имеет торговые отношения с заводом минеральных вод "Бжни". "Недальновидные чиновники, до сих пор господствующие в Армении, приняли непонятное решение о закрытии компании "Бжни", предъявив при этом невыполнимые требования. На мой взгляд, это - политичесткая расправа", отметил Эрих Келм. "С правовой точки зрения, компания не имела долгов и работала, придерживаясь стандартов и норм ISO 9001, которые используются пока не во всех странах Восточной Европы. В условиях высокого уровня безработицы, компания обеспечивала работой, насколько мне известно, около 500 человек. Такое поведение было бы непонятным в любой европейской стране, руководствующейся демократическими принципами, и вызвало бы волну протестов в обществе. Такого произвола народ не должен допустить. Непонятно, каким образом в 21-ом веке могут существовать страны, где попирается демократия и свобода? Предприниматели, которые своим личным и финансовым вкладами способствуют росту экономики, поднимая престиж страны на мировых экономических рынках, подвергаются необъяснимому произволу. Правительство, которое действует в таком стиле, не должно удивляться недоверию со строны западно-европейских компаний. И малое количество компаний в условиях высоких рисков согласятся устанавливать экономические отношения с армянскими компаниями. Я и мои партнеры также не готовы идти на такой риск, потому что завтра все может повториться безо всякой на то причины и без закона", заявил немецкий предприниматель. ("А1+").
Газета "Аравот" пишет: "Дело "О 1 марта" частично выродилось в процесс расправы с оппозиционно настроенными предпринимателями, в частности, в процесс расправы с Хачатуром Сукиасяном. Что "выигрывают" при этом власти? Это "месидж" всем местным предпринимателям: если желаете заниматься в Армении бизнесом, то обязаны прислуживать нам. Но в чем-то они и "проигрывают": институт собственности в Армении не действует, занятие бизнесом зависит от политической конъюнктуры. А вот это уже "месидж" зарубежным инвесторам".
По мнению газеты "Чоррорд ишханутюн", террором, развязанным в отношении семьи Сукиасянов, режим показал, что "собственности у предпринимателей нет". "Произошедшее доказывает, что у всех, без исключения, предпринимателей Армении в сейфах находятся не свидетельства о собственности, а клочки бумаги".
По сведениям газеты "Айк", брат Сержа Саргсяна, Сашик Саргсян в своем ближайшем окружении заявил, что он любой ценой хочет прибрать к рукам принадлежащую Сукиасянам компанию "Бжни". "Мы что, лопухи, чтобы выпустить из рук этот завод?", заявил, согласно газете "Айк", депутат Национального собрания Сашик Саргсян.
Кризис в Армении
Экономику всего мира, в том числе, и Армении, в 2009 году ожидают серьезные вызовы, связанные с всемирным финансовым кризисом. Об этом, передает
На фоне мирового финансового кризиса, бюджет Армении на 2009 год имеет высокий уровень риска для экономики страны по части заложенных объёмов повышения налоговых поступлений, в частности - для малого и среднего бизнеса. Об этом в беседе с ИА REGNUM заявил руководитель исследовательского центра "Политэкономия" Андраник Теванян. По мнению эксперта, в процессе подготовки проекта бюджета Армении, размер которого может достигнуть около $3,3 млрд, не было достаточно внимательно учтено воздействие мирового финансового кризиса, что может привести к серьёзным трудностям. Опасения экономиста вызывает тот факт, что бюджет планируется пополнить за счёт ужесточения налогового бремени частного сектора, в первую очередь - малого и среднего бизнеса. Теванян заметил, что финансовый кризис уже и так уменьшил уровень трансфертов и иностранных инвестиций в Армению, а усиление налогового прессинга поставит малый и средний бизнес в ещё более затруднительное положение. Отметив, что многие государства в условиях мирового кризиса идут на понижение налогового бремени, а их
11 ноября областной центр занятости города Капан получил письмо от ЗАО "Дино Голд Майнинг", в котором, в частности, отмечалось, что компания, из-за изменения объемов производства, экономических, технологических и организационных условий работы, а также вследствие производственной необходимости, сокращает численность работающих, а именно 725 человек". В письме эти сокращения обуславливаются мировым финансовым кризисом, в частности, резким падением цен на медь и цинк.( "168 Жам").
Как сообщает газета "Лрагир", центральный офис Армянского Национального Конгресса распространил заявление, касающееся экономического положения. В заявлении отмечено, что "АНК давно уже предупреждал о воздействии мирового кризиса на экономику Армении". "Кризис уже оказал серьезное воздействие на горнодобывающую промышленность, которая имеет для экономики Армении стратегическое значение, говорится в заявлении. АНК утверждает, что отрасль контролируется отдельными людьми, пользующимися поддержкой властей. Резкое повышение цен на металлы никак не отразилось на государственном бюджете Армении, говорится в заявлении, но как только цены стали понижаться, хозяева предприятий стали предпринимать попытки восстановить за счет государства свои сверхприбыли. Результатом стало приостановление деятельности ряда предприятий и увольнение сотен людей. Армянский Национальный Конгресс предлагает властям не прибегать к полумерам и осуществить следующие шаги: провести мониторинг выполнения собственниками предприятий инвестиционных программ, обеспечить прозрачность процесса ценообразования, применить к пострадавшим предприятиям рыночные механизмы, использовать акции предприятий как гарантии обеспечения зарплат рабочим горнодобывающих предприятий", говорится в заявлении АНК.