Порядок калининградского транзита определен без России, "посольство" Ичкерии в Вильнюсе закрыто не будет: Обзор литовских СМИ, 14-19 апреля 2003
ЕС утвердил регламент транзита бесповоротно и... без России. Детали регламента. "Посольство" Ичкерии не закроют. Российские грузы - в обход Клайпеды. Литовцы боятся "Газпрома". Войск НАТО в Литве пока не будет. Эйфория в Вильнюсе: Литва вступила в ЕС. Кто привел Литву в ЕС, того в Афины не взяли
Калининградский транзит: Россию торопят. В Вильнюсе царит атмосфера нетерпения в отношении "неповоротливой" (договоры о реадмиссии и границах, окончательное согласование технических моментов транзита) России. Хотя Литва пугает Россию введением виз, на самом деле ей очень важно к 1 июля иметь оба договора (о реадмиссии и границах), а также согласие России на регламент проезда россиян через Литву, только что утвержденный ЕС (где России было категорически, ввиду противоречия законам Шенгена, отказано в ряде пожеланий, и прежде всего о предоставлении россиянам проездных документов в режиме "реального времени"). С другой стороны, Россия, по существу, поставлена теперь перед фактом: сделан дипломатический вид, что предыдущие заявления ее представительных лиц о том, что Россия вовсе не обязана ратифицировать вышеуказанные договоры, как бы уже не существуют. В прошлый понедельник в Люксембурге Евросоюз (в лице Совета ЕС по общим делам) окончательно подтвердил регламент калининградского транзита, полностью согласившись с литовским требованием контролировать въезд в Литву любого гражданина РФ и отказывать ему в таком въезде в случае обнаружения компрометирующей его информации. Регламент калининградского транзита на прошлой неделе также одобрил Европарламент в Страсбурге. А что касается утверждения регламента Советом ЕС по общим делам, то, по мнению литовских СМИ, оно считается "окончательным": "порядок калининградского транзита не может быть изменен" (BNS). Об этом же - и статья в Lietovos rytas: "Порядок транзита - в руках Вильнюса". Что же, в таком случае, остается России, как не признать "уже свершившийся факт" (и, думается, вряд ли у нее остались, в такой ситуации, возможности для каких-то дипломатических маневров)? Для ответа на запрос о проезде через ее территорию Литва вытребовала себе 24 часа (российская сторона хотела, чтобы вопрос решался в "реальном времени" - когда работник железнодорожного вокзала связывается с базой литовских данных и смотрит, можно ли продавать билет: но в этом случае за Литву принимала бы решение компьютерная программа, а не компетентные работники литовских - а, может, и не только литовских - служб). Интересно сравнить взгляды сторон на проблему. Вот как выглядит взгляд из России: чтобы проехать с одной области России в другую (Калининградскую) - например, чтобы встретиться с родственниками - нужно полагаться на милость литовских чиновников (сочтут неблагонадежным - не пустят). Это и вызывает возмущение. Однако Литва исходит из своих интересов и говорит о чистой "формальности" (честным гражданам нечего беспокоиться): формальности, без которой она - утрачивая фактически визовый контроль за въездом на свою территорию - единственная из всех новых стран ЕС выпадает из шенгенского пространства. Как известно, его законы не признают выдачи въездных документов в какую-либо из стран Шенгена в режиме "реального времени" (необходимо определенное время, чтобы досконально проверить личность каждого человека).
Во вторник имело место заседание Координационного совета по международной политике при президенте Литвы, на котором было с энтузиазмом принято известие об утверждении Евросоюзом регламента калининградского транзита (официально: "регламента транзита граждан России через Литву"). Совет призвал Москву "побыстрее выполнить взятые на себя обязательства" в отношении транзита. В заявлении Совета говорится о том, что Литва со своей стороны делает все возможные, чтобы транзит начал действовать по предусмотренным правилам и без сбоев с 1 июля 2003 года. "Совет обращается к участникам соглашения между Европейским Союзом и Российской Федерацией от 11 ноября 2002 с призывом уделять постоянное внимание и предоставлять помощь в осуществлении всех положений данного соглашения, а также в подготовке правил передвижения для лиц, которые предусмотрены регламентами Совета ЕС в отношении упрощенных транзитных документов, вводимых с 1 июля 2003" (BNS). Далее в заявлении Координационного совета по международной политике говорится о том, что успешное осуществление брюссельских договоренностей возможно лишь в случае, если Россия принимает все взятые на себя обязательства, которые являются неотделимой частью соглашения по калининградскому транзиту. Россия должна подписать с Литвой договор о реадмиссии и срочно ратифицировать в Госдуме договор о сухопутных и морских границах, подписанный президентами России и Литвы еще в 1997 году. Как сообщает BNS, советник президента Р.Паксаса по международным делам Альвидас Медалинскас встретился после заседания Координационного совета с послом России в Литве Юрием Зубаковым, который его "заверил", что Россия будет придерживаться графика выполнения своих обязательств и подпишет договор о реадмиссии, а также ратифицирует договор о границах. Но в Литве уже устали "верить обещаниям" (они раздаются не один год) и ждут "реальных дел". Правда, российский посол говорил о возможности подписания договора о реадмисии уже на следующей (после 20 апреля) неделе, во время заседания межправительственной российско-литовской комиссии. В крайнем случае, подписание может быть передвинуто еще на неделю. А.Медалинскас, однако, не упустил возможности высказать нетерпение литовской стороны - передал послу пожелание Литвы поспешить, поскольку с 1 по 9 мая, как известно, в России имеет место всеобщий "отпуск", и если до этого времени договор не будет подписан, то может не хватить времени на его последующую ратификацию (особенно если учитывать еще и время, необходимое на ратификацию более "проблематичного" договора о границах: очевидно, что вряд ли Госдума сможет заняться двумя договорами сразу). Правда, в отношении ратификации договора о реадмиссии еще не все ясно: быть может, его вообще не нужно ратифицировать? Если договор о границах требует безусловной ратификации, то вышеупомянутый договор может вступить в силу с дня подписания. Решить этот вопрос должна сама Россия: но она пока не определилась. Конечно, литовской стороне, скорее всего, подошел бы более легкий вариант: было бы больше времени для подготовки к ратификации договора о границах. Напомним, что все договорные процессы должны быть завершены к 1 июля. Иначе - как уже не раз заявляла Литва, причем на самом высоком уровне - вместо упрощенных дорожных документов будут введены настоящие евровизы для граждан РФ.
Новые консульства России в Литве? Литва хочет удобств для своих граждан. На прошлой неделе с очередным заявлением в отношении калининградского транзита выступил и глава МИД Литвы Антанас Валёнис. В частности, он подчеркнул, что представители МИД России должны прибыть в Вильнюс, чтобы согласовать целый ряд "технических аспектов" в отношении калининградского транзита. Потому что имеются детали, "которые без России мы решить не можем". Министр выделил три проблемы, которые осталось решить с Россией в отношении транзита: согласованный в начале апреля, но еще не подписанный договор о реадмиссии, ратификация в Госдуме договора о границах и открытие российских консульств в Литве. По словам главы внешнеполитического ведомства Литвы, Литва уже обратилась к России с предложением подписать договор о реадмиссии на следующей неделе. Однако Россия "пока что не ответила". Что касается российских консульств, то их, по словам А.Валёниса, недостаточно, чтобы облегчить выдачу российских виз литовским гражданам. Литва призывает Россию довести количество консульств в Литве до четырех: кроме уже действующих в Вильнюсе и Клайпеде, открыть консульства в Каунасе и в Таураге. Создается впечатление, что Литва спешит выторговать как можно больше до вступления в силу режима упрощенного транзита: а именно облегчить своим гражданам поездки в Калининградскую область (с которой они тесно связаны как исторически, так и делами бизнеса и родственными связями). Ведь введение с 1 июля нового режима проезда россиян через Литву будет иметь и обратное воздействие, уже на литовских граждан: их уже не будут пускать без виз в эту часть России. Трудно представить, что Россия станет открывать консульства после 1 июля: ведь это не проблема граждан РФ, а проблема удобства литовцев. О планирующемся на 22-23 апреля заседании межправительственной литовско-российской комиссии в Москве глава МИД Литвы выразился в том духе, что это будет первая за последние годы встреча "в полном формате", где будет обсуждаться не какая-то отдельная проблема, а "весь комплекс литовско-российских отношений". Потому что до этого все ограничивалось встречами глав парламентов, "сопровождаемых незначительными группами советников или небольшими делегациями".
О сути регламента калининградского транзита, утвержденного ЕС. Теперь, когда ЕС окончательно утвердил правила, по которым россияне будут пересекать Литву, можно говорить о следующих неудобствах, которые ждут граждан России, пожелавших курсировать между основной территорией России и Калининградской областью. Россиянину все-таки придется дважды ездить за разрешением (подача просьбы - получение ответа, как при получении виз) - правда, не в литовское консульство, а на вокзал. Там он заполнит просьбу-анкету для получения проездных документов (не позднее, чем за 24 часа до отправления поезда: раньше можно) и поедет домой. Данные потенциального транзитника будут переданы через интернет в литовские консульские учреждения. За сутки Литва (если нужно, то, очевидно, и с помощью ЕС) проверит его личность и выдаст (или не выдаст) разрешение. Правда, пока непонятно, каким образом можно будет узнать результат (звонить? приезжать на вокзал?). Но подразумевается, что абсолютное большинство граждан РФ получит положительный ответ и, прибыв вторично к кассам, сможет приобрести билет через Литву в Калининград (и в обратном направлении). Но это еще не все. В транзитном поезде будут постоянно находится три литовских должностных лица (если поезд из Калининграда в Россию - то два), смысл работы которых будет заключаться в том, чтобы, пока поезд движется, сверить данные пассажиров с теми, которые были получены через интернет, и если все сойдется, по документам и фотографиям на них, то вам выдадут долгожданный "упрощенный документ железнодорожного проезда", с которым вы благополучно и пересечете Литву. А если возвращаться назад - то, очевидно, все надо проходить сначала, уже "на той стороне". Заново будут "проверять личность". Правда, многие "технические" моменты еще до сих пор не уточнены, регламент устанавливает лишь общий порядок. Литовские СМИ говорят, что неудобства (по сравнению с евровизами) не ахти какие, здесь скорее психологический барьер, со временем люди привыкнут и не будут видеть в исполнении регламента ничего особого. Ведь никто же не протестует, когда для въезда в Германию приходится обивать пороги немецкого консульства? И ждать не 24 часа. В Литве россияне должны научиться видеть "другую страну", а не бывшую советскую республику, чуть ли не часть России, которую они за 50 лет привыкли проезжать, ее "не замечая" - именно этот акцент прослеживается в "правых" литовских изданиях.
А вот как откликнулись на "окончательное" утверждение Евросоюзом регламента транзита литовские должностные лица. По словам секретаря МИД Литвы Д.Юргелявичюса, мы имеем дело с "подтверждением предложенного Литвой принципа, согласно которому в российский транзитный поезд садится человек, который уже прошел литовский консульский контроль". Как сообщил BNS Д.Юргелявичюс, "положения регламента соответствуют как положениям принятого в прошлом году после встречи в верхах совместного заявления ЕС и России, так и правовым принципам Шенгена, они также максимально упрощают проезд гражданам России, утверждают суверенное право Литвы контролировать проезд иностранных граждан и перекрывать путь въезду в страну нежелательным лицам".
В свою очередь ELTA сообщает, что в заявлении МИД Литвы, объясняющем новый регламент утвержденного ЕС транзита, речь идет и о "вкладе Москвы": "Однако Литва обращает внимание на то, что решение вопроса транзита в Калининградскую область и из нее зависит и от вклада России. Москва взяла на себя обязательства согласовать договор о реадмиссии с Литвой и ратифицировать двухсторонний договор о границах" - подчеркивается в заявлении МИД Литвы, оглашенном на прошедшей неделе. Об угрозе введения виз в случае невыполнения Россией своих "обязательств" речи в официальном документе нет, но она имеется в виду. МИД Литвы также призывает Россию подписать еще один договор, о сотрудничестве в поездах при выдаче УДД. И проект такого договора уже был вручен России.
Что будет делать Д.Рогозин в Вильнюсе? Как сообщает Lietuvos žinios, председатель комитета по международным делам Госдумы России, специальный представитель президента России по Калининграду Дмитрий Рогозин планирует прибыть в Вильнюс уже на следующей (после 20 апреля) неделе. Чем вызвана такая поспешная готовность, пока неизвестно. Пожелание прибыть 22 апреля исходит от самого Д.Рогозина. И, кажется, эта инициатива российского дипломата вызвала некоторое замешательство в Вильнюсе (а, может, страх, что российский посланник привезет какие-либо новые требования?). Конечно, отказать такому лицу в визите нельзя. Но с другой стороны, именно в эти дни, 21-23 апреля, будет проходить заседание межправительственной литовско-российской комиссии в Москве, где калининградский транзит будет стоять в центре. Логичнее выглядело бы, если бы главный уполномоченный президента России по Калининграду был в это время в Москве, а не в Вильнюсе. Что будет делать Рогозин в Вильнюсе в отсутствие главы МИД Литвы и других важных литовских дипломатов? Советник Р.Паксаса по вопросам региональной политики Ричардас Шлепавичюс: "Если он приедет в Литву, встретиться с президентом есть возможность, однако пока что ничего не ясно". И неясно, прежде всего, с кем должен встречаться российский дипломат. Некоторое замешательство в Вильнюсе, думается, связано с тем, что любые неожиданные визиты чреваты неприятными известиями. С другой стороны, в Литве уже давно ждут два других визита, которые должны быть "подготовлены" и не должны содержать в себе никаких неожиданностей. В конце мая - в начале июня в Вильнюс должны прибыть председатель Государственной Думы России Г.Селезнев, а за ним и председатель Совета Федерации С.Миронов. Причем литовская сторона "очень надеется", что приедут они уже с долгожданными ратифицированными договорами в руках.
"Посольство" Ичкерии в Вильнюсе закрыто не будет. Об этом на прошлой неделе заявил посол Литвы в России Римантас Шидлаускас. Литовские СМИ пишут о том, что после трагических событий в Москве, когда чеченские боевики захватили мирных жителей, многие страны из бывших советских республик, в которых были открыты чеченские "представительства", по пожеланию Кремля, их закрыли. Однако в Литве об этом вопрос даже не стоял. В те дни посол России в Литве Юрий Зубаков в достаточно резкой форме отреагировал на деятельность и сам факт существования "чеченского бюро" в Вильнюсе (официально оно называется "информационным центром" Чеченской республики Ичкерии, у входа еще недавно висел ее флаг). Р.Шидлаускас: "Этот центр не производит никаких финансовых операций, в нем работает только одна женщина, которая представляет чьи-то интересы, а ей помогает один или несколько бывших литовских парламентариев" (BNS). Как заверяет литовский дипломат, этот центр "не имеет никакого влияния и тем более не принимает участия в литовской политике". С чем можно и поспорить. Даже в заявлении самого Р.Шидлаускаса мы находим противоречие: "Литва является демократической республикой, и мы не можем вот так просто взять и выбросить человека, тем более, что литовские политики имеют разные мнения насчет Чечни". То есть, безусловно, в литовской политике есть определенные силы, которые сочувствуют "борьбе чеченского народа за независимость". И существование чеченского центра, думается, отражает именно наличие этого политического акцента. Более того, не так давно президент В.Адамкус предоставил, в порядке исключения, особым декретом, представительнице Ичкерии, которая работает в центре, литовское гражданство (за особые заслуги в области поддержания "литовско-чеченских связей"). А руководит этим информационным и культурным центром литовец, являющийся одним из тех, кто подписал Акт от 11 марта о провозглашении независимости Литвы (человек, подписавший этот акт, всю жизнь носит звание "сигнатора", то есть "подписавшего"), Альгирдас Эндрюкайтис. В общем-то, тому, что многие литовцы, вопреки "официальному Вильнюсу", поддерживают идею полной независимости Чечни, удивляться не приходится. Литовцы воспринимают историческую судьбу Чечни как отражение своей собственной судьбы. Еще во времена правления Д.Дудаева Литва поддерживала тесные связи с Литвой (ходили даже слухи о литовцах-добровольцах, отправлявшихся воевать "за Чечню"). В одном из самых престижных районов Вильнюса имеется небольшая "площадь Дудаева". Но высшие должностные лица понимают, что Чечня - больной вопрос для России, и на официальном уровне предпочитают отмежеваться от "сочувствующих" (официально Литва признает Чечню неотъемлемой частью России).
Проект 2К (Клайпеда-Калининград). Грузы обходят Литву, но Клайпеда не справляется даже с имеющимися. Как пишет в понедельник Lietuvos žinios, новая политика России, состоящая в желании переправлять грузы через свои порты, привела к тому, что грузовой поток через балтийские страны резко уменьшился. Это привело к тому, что Клайпеда не смогла реализовать свое преимущество как незамерзающего порта. В прошлом году оборот девяти восточных портов балтийского моря составил 178 млн. тонн грузов, а доля Клайпедского порта в этом обороте составляет всего 11%. Правда, газета не упоминает об одной из причин, почему российские грузы в свое время пошли в обход Литвы: Литва установила высокие тарифы. Хотя в сравнении с прошлым годом определенный прогресс наблюдается: в прошлом году за первый квартал было погружено 4,7 млн. тонн, а в этом году 5,5 млн. тонн. Нефтепродуктов соответственно 1,82 млн. тонн, в текущем - 1,83 млн. тонн. Остальные грузы - 2,8 млн. тонн и 3,6 млн. тонн. Похожий прогресс заметен и на литовской железной дороге. За первый квартал текущего года здесь перевезено на 20% больше грузов, чем за тот же период прошлого года. Однако в январе обслуживающее железную дорогу предприятие Lietuvos geležinkeliai было даже вынуждено слать "меморандумы" российским железнодорожным станциям с просьбой вести свои грузовые поезда... в обход Литвы. Причина? Представитель железнодорожников Йонас Биржишкис: "Наши железнодорожные станции завалены составами, направляющимися в порт. Идут горячие переговоры, чтобы за вынужденные простои платили портовые компании, а не железнодорожники". Попросту говоря, портовые грузчики не справляются с потоком грузов. А вот мнение А.Кузмарскиса, президента литовской компании морских грузов: "Терминалы клайпедского порта специализированы - они приспособлены для загрузки удобрений, зерна, контейнеров, нефтепродуктов. Если терминал подготовлен для погрузки, скажем, зерна, то каменный уголь уже грузить нельзя". Еще одна причина - в слабой подготовке грузчиков: настоящих специалистов по логистике катастрофически не хватает. Кроме того, имеются конкуренты - Рижский порт, который, несмотря на то, что в этом году замерз, сумел увеличить грузооборот за первый квартал на 15,7 % в сравнении с тем же периодом прошлого года, а в ближайшем будущем конкурентами могут стать и порты мирового значения (в частности, Канады и США).
"Газпрому" хотят вставить палки в колеса. Литва в раздумии насчет 34% акций "Литовского газа" (Lietuvos dujos).
Приватизационная комиссия уже приступила к обсуждению окончательного предложения "Газпрома" (по неофициальным данным - 80 млн. литов плюс 70% прямых поставок газа, исключая поставки уже купленной "Газпромом" Каунасской ТЭС и предприятию Achemа). Правительство же пока даже не рассматривало вопрос. Тем временем в Литве на прошлой неделе подняли головы противники соглашения с российским концерном. Причем главный мотив протестующих - не политический, а экономический. Пока литовское правительство раздумывает, согласиться или нет с окончательными предложениями "Газпрома", организации, защищающие "права литовских потребителей" пытаются повлиять на предстоящее решение правительства. Президент национальной федерации потребителей Литвы Альвита Арманавичене: "Высказываем беспокойство по поводу того, что, в случае вступления в действие этих положений, Lietuvos dujos займет доминирующее положение на рынке продажи газа и получит возможность увеличивать цены на газ поставщикам тепла" (имеются ввиду положения, изложенные в предложенных "Газпромом" условиях покупки 34% акций "Литовского газа"). С этим заявлением А.Арманавичене обратилась в сейм и в правительство. Также обнародованы аналогичные обращения ассоциации потребителей Литвы и института потребителей Литвы. Поскольку от цены российского газа напрямую зависит цена коммунальных услуг для литовских граждан (особенно в зимний период), то защитники потребительских прав не на шутку перепуганы, что с приходом в "Литовский газ" "Газпрома", являющегося, как известно, монополистом в области добычи газа, получающие минимальные зарплаты и пенсии литовцы, и так с трудом выплачивающие стоимость зимнего отопления (нередко она равняется среднемесячной пенсии в Литве), вообще обанкротятся. В связи с этим вышеупомянутые организации, как сообщает ELTA, предлагают внести в Закон о природном газе положение, согласно которому цены на газ потребителям регулировало бы государство (а именно против этого положения выступил "Газпром"). Арманавичене считает, что в грядущем договоре с "Газпромом" о покупке трети акций "Литовского газа" уже заложен механизм, согласно которому цены на газ литовским потребителям в ближайшее время вырастут на 30%. На предварительных переговорах с "Газпромом" выдвинуто условие, чтобы 70% газа в Литву поступало именно через приватизируемый "Литовский газ". И еще: "Газпром" поставил вторым условием снятие госконтроля над ценами. Таким образом, подготовлен сценарий, по которому был приватизирован газовый сектор в Латвии и Эстонии, где после приватизации цены на газ поднялись на 30%. Заметим, что в Литве централизовано отапливается около 70% квартир и домов, а в больших городах этот процент еще больше - 90%. Вице-президент ассоциации потребителей Литвы Станисловас Юодвалкис: "Как показывает пример соседей, цена теплоэнергии без сомнения поднимется и конечным потребителям централизованной подачи тепла - то есть более, чем двум миллионам жителей страны", что будет иметь серьезные социальные последствия. "Уже сегодня плата за отопление квартир лишает многих жителей страны большей части доходов, а долги предприятиям, поставляющим тепло, превышают 150 млн. литов". До сих пор ситуация была в руках литовского правительства, потому что объединение немецкий предприятий Ruhrgas Energie Beteiligung и E.ON Energie имело 34% акций "Литовского газа", а государственному фонду имущества принадлежал контрольный пакет из 58,36% акций (остальные проценты разделены между мелкими акционерами). Но если "Газпрому" (а он пока единственный претендент на 34% акций) отойдет треть пакета, то литовское государство никак не сможет контролировать ситуацию.
Литва будет в НАТО, но НАТО в Литве не будет. О том, что НАТО не планирует пока дислоцировать свои войска в Литве, заявил на пресс-конференции гостящий в Вильнюсе начальник регионального штаба объединенных сил альянса в Северной Европе Джек Деверел. Решение это касается не только Литвы, но и новых членов НАТО вообще. Однако это вовсе не означает, что в Литве не будет военных и солдат НАТО. Как сообщает Delfi, натовский генерал встретился с командующим военными силами Литвы генерал-майором Йонасом Кронкайтисом. Цель встречи - обсудить с военным руководством Литвы проблемы развития вооруженных сил и место Литвы как будущего члена НАТО в натовских структурах. Визит начальника штаба натовских вооруженных сил именно Северной Европы - неслучаен: именно к этим силам должна присоединиться Литва (вместе с Латвией и Эстонией) после того, как станет полноправным членом альянса. Пока что в эту структуру входят десять стран: Великобритания, Норвегия, Дания, Германия, Бельгия, Исландия, Голландия, Люксембург, Польша и Чехия. Напомним, что Литва и еще шесть стран были приглашены в НАТО в ноябре прошлого года. А полноправным членом она станет после ратификации протокола о вступлении парламентами всех натовских стран (а также ратификации его в литовском сейме). На сегодня протокол ратифицировали уже Норвегия и Канада. Между прочим, гостивший в Вильнюсе натовский генерал отметил высокую боевую подготовку личного состава литовских вооруженных сил: это соответствует приоритетному курсу НАТО на подготовку эффективных мобильных сил, а не на техническое оснащение, которое "всегда можно купить".
Литва вступила в ЕС. Отныне она "старшая сестра" для восточных соседей. В среду все СМИ Литвы на видном месте осветили историческое для Литвы событие - подписание в Афинах договора о вступлении Литвы в Евросоюз. Kauno diena опубликовала материал "В колыбели демократии - подписи под актом единства". А Lietuvos rytas назвал статью еще более выразительно: "Семья европейского союза впустила в свой дом". Руководители десяти государств поставили свою подпись под договором о вступлении в ЕС. Среди них - Литва. Литву в Афинах представляла большая делегация, которую возглавили президент Р.Паксас, премьер А.Бразаускас и глава МИД А.Валёнис (договор подписывали два последних). После подписания состоялась конференция с участием руководителей 25 государств членов ЕС, а также десятка приглашенных. Главная мысль участников конференции - уменьшать традиционные и экономические различия между странами. В частности, было озвучена идея "новых соседей". То есть Литва и другие вступившие в ЕС страны приобретают как бы новый статус и становятся для других стран, не членов ЕС, как бы "новыми соседями". В своем выступлении на конференции президент Литвы Р.Паксас привел в пример ту помощь, которую предлагали Литве члены ЕС в последнее десятилетие, особенно в области интеграции в Европу. Поэтому Литва теперь чувствует обязанность отплатить тем же странам, которые лежат на восток от нее и которые хотели бы тоже сблизиться с ЕС. Роландас Паксас: "Цель инициативы "новых соседей" - расширение пространства свободы и демократии, а также создание безопасной, сильной и развивающейся Европы. Это политика ЕС по отношению к Украине, Молдове и Белоруссии" (Lietuvos žinios). Между тем, как отмечают СМИ Литвы, в США решили "замолчать событие": пир, на котором США места не было, не интересует американцев. Послы 25 стран нового ЕС подписались под статьей об историческом событии в Афинах, которую все ведущие газеты США просто отказались печатать. И как не понять такого шага: через год расширенный ЕС станет реальной силой, включающей в себя 25 стран, которая по экономическим показателям не уступит США. Как известно, 1 мая 2004 года запланировано реальное включение новых десяти стран в пространство ЕС. А до этого договоры должны быть ратифицированы парламентами "старых" членов ЕС, а также парламентами стран-кандидатов. А еще раньше в последних должны пройти референдумы, чтобы поставленные под договором подписи государственных руководителей на самом деле отражали "народную волю" (в Литве такой референдум намечен на 10-11 мая, а ратифицировать договор о вступлении сейм намерен еще до лета).
Членство Литвы в ЕС - коренным образом изменит и отношения с Россией, именно в экономическом плане. Об этом пишет газета для предпринимателей Verslo žinios (статья "Членство Литвы в ЕС меняет отношения с Россией"). Речь, прежде всего, идет о распространении законов ЕС на Литву в области таможенных сборов. Около десятка российских товаров обложены антидемпинговым налогом. Литва должна будет автоматически ввести этот налог. Больше всего это, вероятно, коснется импорта сырья из России. Соответственны будут и цены предприятий, использующих это сырье, на конечную продукцию. А скажется все это, конечно, на потребителе. Напомним, что экспорт в Россию составляет на сегодня 8,5% всего литовского экспорта. За годы независимости Литва успела переориентироваться на ЕС и даже Америку (скажем, литовские сыры завоевали место на американском рынке). Особенно активно шла переориентация после российского дефолта (хотя сейчас, когда дела в экономике России идут лучше, наблюдается обратная тенденция). Зато по импорту Россия вышла на первый план - на нее приходится 29,7 % всего литовского импорта.
В.Адамкуса не взяли в Афины. После пока еще не получившего окончания скандала с отставкой генерального комиссара полиции, обвиняемого в сборе информации на высших должностных лиц Литвы, в литовских СМИ - освещение нового скандала, связанного с невключением экс-президента Валдаса Адамкуса в состав многочисленной делегации, уехавшей в греческую столицу подписывать договор о вступлении Литвы в ЕС. Как сообщает телеканал LNK, имя бывшего президента Литвы было просто вычеркнуто из списка в президентуре. Телеканал напоминает, что именно во время каденции В.Адамкуса Литва начала и окончила переговоры с Евросоюзом. Как сообщил телеканалу сам экс-президент (к слову, в Литве звание президента пожизненное, никто не употребляет приставки "экс"), МИД Литвы как бы включил его в список делегации, но "в этой делегации я был до тех пор, пока этот список не попал в президентуру". Такое развитие событий позволило литовскому интернет-порталу Delfi озаглавить материал "Президентура плюнула В.Адамкусу в лицо" (выражение вообще на удивление ходовое в СМИ Литвы: чаще всего употребляется в словосочетании "Москва плюнула Вильнюсу в лицо"). Более того, В.Адамкус даже не участвовал в организованной в президентуре встрече "Дерево единства в центре Европы", на которой присутствовали иностранные дипломаты, члены правительства и сейма (все вместе сажали это дерево).... Свое отсутствие на встрече В.Адамкус объяснил тем, что его пригласили почему-то в последнюю минуту, за час до начала. В свою очередь, как сообщает BNS, за президента Адамкуса заступились либералы. Как заявил на прошлой неделе староста объединенной фракции и фракции либералов Э.Масюлис, Валдас Адамкус является одним из тех людей, которые больше всех заслужили благодарности за успешную интеграцию Литвы в ЕС. Сам Р.Паксас заверяет, что имени В.Адамкуса никогда в списках не было и он никого не вычеркивал. Однако BNS, ссылаясь на свои источники, утверждает обратное. Советник президента Р.Паксаса А.Медалинскас в интервью газете Lietuvos rytas дает следующее объяснение: дескать, было поначалу два предварительных списка, в одном были указаны не только действующие государственные лица, но и "заслуженные" (включая В.Адамкуса и В.Ландсбергиса), в другом - только "действующие". Но поскольку в делегации не хватало места для ныне действующих членов сейма и просто чиновников президентуры, которые хотели побывать в Греции (например, в Афины отправилась советник по делам социальной политики, которая прямо никак не связана с вопросами внешней политики), то решено было от первого списка отказаться. Так что никто В.Адамкуса из списка не вычеркивал.