Василий Тарлев: Молдова: выбор пути
Сегодня Республика Молдова находится на распутье. Зажатые между крупными мировыми игроками и вынужденные учитывать их интересы, мы никак не можем ясно и чётко определиться в пользу ЕС или
Закат Европы?
В Молдове есть партии, выступающие за немедленный выход страны из СНГ, денонсацию мирного договора с Россией от 1992 года, вступление в НАТО и отказ от нейтралитета, что, по их мнению, обеспечит немедленный приём нашей страны в ЕС.
Дескать, зачем заново изобретать велосипед, если он уже существует, считают они. Нужно лишь перенимать побыстрее, без долгих раздумий всё "западное" в экономике, политике, культуре. Тогда, уверяют они, полный успех нам гарантирован. Некоторые ультраправые политики идут ещё дальше, предлагая огородить Приднестровье "колючей проволокой", а затем объявить о создании новой молдавско-румынской унии. Объявил - и всё, путь в ЕС открыт, а там уже, как они полагают, нас ждут с распростертыми объятиями.
В то же время, при более взвешенном и разностороннем анализе ситуации всё, однако, оказывается куда намного сложнее. Вступление Молдовы в НАТО может привести не только к утрате Приднестровья, но и к гражданскому противостоянию и развалу страны. Об ухудшении отношений с Россией и потери традиционных рынков сбыта молдавской продукции, в таком случае, и говорить не приходится. Это более чем очевидно. При этом НАТО отнюдь не может гарантировать Молдове ни европейской интеграции, как в этом нас убеждает пример Турции, безрезультатно стучащейся уже почти 30 лет в двери ЕС, ни укрепления её демократических устоев. К примеру, тот факт, что Греция была членом НАТО, не спас её в своё время от диктатуры "черных полковников".
Что касается безопасности, которую якобы обеспечит Молдове сотрудничество с НАТО, то и этот аргумент сугубо мнимый. Пример Грузии нам это преотлично доказал. Руководство этой страны, находящейся в "особых отношениях" с НАТО, тоже думало, что имеет надежную поддержку со стороны Альянса в своей агрессивной политике по отношению к Абхазии и Южной Осетии. Печальный финал этих заблуждений Тбилиси известен: разгром грузинской армии и развал страны, её внешнеполитическая изоляция. Грузия поспешила выйти из СНГ, но в НАТО или ЕС её так и не приняли.
О том, что дела в НАТО идут совсем не так блестяще, как утверждают Вашингтон и Брюссель, можно судить хотя бы по тому, что большинство членов этого военно-политического блока вывели свои войска из Ирака, когда увидели, что ситуация там ухудшается, оставив своих американских союзников, несущих большие потери в личном составе и всё возрастающие финансовые расходы, в гордом одиночестве.
В Афганистане, кстати, происходит почти то же самое. Европейские союзники США по НАТО стараются минимизировать участие своих солдат в операциях против талибов, понимая, что эту войну им никогда не выиграть. НАТО трещит по швам и, скорее всего, в своём нынешнем виде, если не решиться на радикальные изменения и модернизацию, уже через несколько лет прекратит своё существование. Вот такая химерическая "коллективная безопасность" получается, если отбросить в сторону красивые пропагандистские декларации и посмотреть на ситуацию в блоке и вокруг него объективно и непредвзято.
Если же проанализировать шансы вступления Молдовы в ЕС, то они сегодня крайне незначительны. Совершенно очевидно, что Молдова должна будет еще лет 15-20 ждать, пока ЕС согласится открыть для неё дверь в своё "общий дом". В качестве предварительного условия для начала переговоров с Молдовой об её членстве в
К примеру, средняя инфляция в ЕС составляет 3%, а в Молдове более 10%. ВВП на душу населения в странах ЕС достигает 25000-30.000$, а в Молдове лишь около 1200 долларов США. И всё это несмотря на то, что за последние 7 лет ВВП в Молдове вырос на 59%.
В 2007 году средний годовой доход на душу населения в Молдове составлял по некоторым подсчетам всего 280 евро, а это в 150 раз меньше, чем, например, в Лихтенштейне, где он равен 42.000 евро. А ведь в Молдове за последние годы были повышены в 7-8 раз пенсии и в 3 раза зарплаты бюджетникам.
В экономическом плане "Копенгагенские критерии" означают, фактически, тотальную либерализацию экономики, повальную приватизацию всех предприятий, в том числе и стратегических, что уже, кстати, происходит, а также полное открытие страны для импорта иностранных товаров и услуг, свободную продажу земли и сельхозугодий. Совершенно очевидно, что выполнение Молдовой подобных требований не позволит ей решить задачи построения инновационной экономики, основанной на научно-техническом прогрессе, и приведет лишь к установлению экономики потребления и господству компрадорской, спекулятивной буржуазии.
То есть, по сути, будет уничтожен отечественный производитель, причём уничтожен нашими собственными руками. Мы рискуем искоренить фермеров, как общественный класс. А это значит, что будут ликвидированы десятки тысяч рабочих мест, будет разрушена система образования и здравоохранения, будет нанесен невосполнимый ущерб демографии, а молдавская нация будет поставлена на грань вымирания.
Что же мы получим в качестве компенсации этих жертв? Судя по всему, получим мы лишь засилье в экономике импортеров, перекупщиков, превращение нашей страны в рынок сбыта иностранных товаров. Бездумная сдача молдавской территории на откуп иностранным инвесторам, таким образом, может иметь своим следствием для нас участь, схожую с участью Польши, где крупная и средняя промышленность уже не принадлежит полякам. Разница лишь в том, что Польша избрала этот путь осознанно, проведя вначале референдум по вопросу о вступлении в ЕС, а молдаван вообще пока никто не спрашивает, желают ли они членства своей страны в ЕС, или же нет.
Нам говорят, что это, дескать, "принципы свободной конкуренции". Но так ли это? Необходимо чётко понимать, что уровень экономического развития и конкурентоспособности европейских предприятий настолько высок, что они просто задушат своей более дешевой и более качественной продукцией молдавского производителя.
Наша партия стоит на принципах социального консерватизма. Мы считаем, что нужно решительно защищать внутренний рынок, своего, молдавского производителя, а не способствовать выживанию и укреплению общеевропейского рынка. Мы уверены в том, что ускоренная либерализация отечественного рынка в Молдове, как того требуют "Копенгагенские критерии", особенно в условиях нарастающего мирового финансового и экономического кризиса, будет иметь смертельные последствия для национальной экономики.
Сегодня у Молдовы самые низкие в регионе таможенные пошлины, идет повальная приватизация рентабельной государственной собственности, а политика "крепкого лея" убивает национальный экспорт. Продолжать следовать и далее этим порочным, навязанным нам извне курсом, значит, сознательно толкать страну к политическому и экономическому самоубийству. С этим мы никогда не можем согласиться.
Я также твёрдо убежден в том, что Молдова должна сохранять и крепить православную веру наших предков, семью, традиции, молдавскую самобытность и государственность, соборность, развивать и поощрять такие общественные добродетели, как взаимопомощь, согласие, гостеприимство, патриотизм. Так почему же мы должны следовать по другому, губительному для морального здоровья нашей нации пути?
СНГ - новый субъект мирового развития?
Тем не менее, мы далеки от мысли о том, что ЕС - это пространство, абсолютно чуждое Молдове. Мы считаем, что Молдова должна и далее идти по пути европейской интеграции, но делать это ей необходимо с умом, последовательно, без лишней спешки, учитывая свои национальные интересы, развивая и поддерживая внутреннего производителя. В то же время, мы должны сохранить, упрочить и расширить свои связи на Востоке, в первую очередь, со странами СНГ. Однако, сегодня в Молдове есть немало противников СНГ. В основном, это люди и политики, плохо разбирающихся в экономических вопросах, не связанные с реальным сектором экономики.
В отличие от них, исходя из реальной ситуации и имея за спинной значительный опыт управления национальной экономикой, я твердо убежден, что присутствие Молдовы в СНГ жизненно необходимо для выживания, возрождения и развития нашей страны.
Когда некоторые молдавские политики говорят, что сегодня будущее Молдовы находится на Западе, так как здесь имеется высочайший уровень цивилизации и сферы потребления, то это мнение верно лишь отчасти. Структура мировой экономики всё более заметно меняется. К примеру, согласно последним подсчетам американского банка
За последние несколько лет темпы прироста ВВП в среднем по странам СНГ существенно превысил среднемировые. Если в ЕС средний темп роста экономики составлял в 2000 -2008 г.г. в среднем 1-3%, то в странах Содружества он был равен 6-8%. В 2008 году в ЕС и США ожидается экономический спад. В мире в среднем экономический рост составит только 2,6%, а в странах СНГ рост ВВП будет достигать 7,5 - 8%.
Сегодня доля стран СНГ в мировом ВВП составляет около 2,69%, но, согласно некоторым прогнозам, в 2020 году дойдет до 5%
ВВП в среднем по СНГ вырастет к 2020 году в 2,3-2,7 раза, доходы населения в 3,3-3,5 раза, инфляция не будет превышать 10-12%. Учитывая, что на страны СНГ приходится 40-50% нашего экспорта, а во время кризиса на Западе эта цифра ещё более увеличится, около 500-700 тысяч молдавских рабочих, страны СНГ являются очень серьезными инвесторами для молдавской экономики.
Следует также учитывать и тот факт, что только на территории Сибири и Дальнего Востока находится 50-60% всех доступных природных ресурсов планеты. СНГ концентрирует сегодня на своей территории огромные запасы углеводородов, а это гарантия экономического роста и благосостояния входящих в него стран.
О том, насколько велико влияние СНГ и его локомотива - России на мировую экономику, можно судить хотя бы по той нервно-панической реакции некоторых стран на сообщение о намерении российского "
Вполне очевидно, что для Молдовы, лишённой собственных энергоресурсов, членство в СНГ и хорошие отношения с Россией в такой ситуации становятся жизненно важными. Более того, какой-либо разумной альтернативы им просто не существует.
Молдавия - мост между Востоком и Западом
Республика Молдова для того, чтобы стать нормальным, цивилизованным европейским государством, способным обеспечить достойные условия жизни всем своим гражданам, нуждается в ускоренной модернизации, развитии отечественного производителя, укреплении государственности и становлении нации.
Молдове нужно 10-15 лет спокойного развития, без политических потрясений, экономических и социальных катаклизмов, без бесконечных метаний. Иначе говоря, нам нужно время покоя и созидания. Нам нужно время, в котором мы не будем больше бежать, сломя голову, вдогонку за чьими-то чужими стандартами и нормами жизни, а будем стараться работать исключительно в поле своего национального эгоизма.
Для этого Молдова должна, прежде всего, стать эффективным коммуникационным "мостом" между Востоком и Западом. Что из себя должен представлять собой этот "мост"? На наш взгляд, это должна быть своего рода политическая конструкция, отражающая, особый вид нашей национальной политической и социальной системы.
Примерами, достойными глубокого изучения, для нас в этом плане могут стать такие, доказавшие свою эффективность, коммуникационные "государства-мосты", как Швейцария, Финляндия, Кипр, Мальта.
Можно с определенной долей уверенности сказать, что Молдавское княжество исторически сформировалось на перекрестке важнейших торговых путей. Через Молдову проходил известный "янтарный путь", через порты Килия, Четатя Албэ велась торговля Азии с Европой. На протяжении веков Молдова служила важным связующим звеном между Русью и Византией, Золотой Ордой и Италией. Так было в прежние времена. Сегодня это, к сожалению, далеко не так. Для того, чтобы Молдова снова превратилась в эффективно функционирующий коммуникационный "мост" между Востоком и Западом, между важнейшими мировыми политическими и экономическими системами, она должна выполнить ряд условий.
Во-первых, мы должны создать "пояс дружественных государств" вокруг нашей страны. Речь идёт, прежде всего, о Румынии, России, Украине, возможно также и о Болгарии и Турции. Мотивы этого очевидны: в нашей стране вместе с молдаванами проживают русские, украинцы, румыны, болгары, гагаузы, то есть, люди, связанные этническими и культурными корнями с вышеназванными государствами.
Соседняя Румыния уже является (по итогам 2008 года) главным торговым партнером Молдовы, одним из основных инвесторов в молдавскую экономику. Через Румынию Молдова может выйти на рынок стран ЕС. Но с Румынией у нас до сих пор не подписан базовый политический договор, нет и договора о взаимном признании государственных границ. Бухарест пытается навязать Кишинёву неприемлемую для нас идею о "двух румынских государствах". Но мы уверены, что при терпеливом, настойчивом, последовательном и разумном подходе с нашей стороны, при отсутствии чрезмерной политизации всего того, что нас пока разделяет и искреннем желании его устранить, эти проблемы вполне решаемы. Другой наш сосед - Украина, это страна с огромным транзитным потенциалом. Без Украины мы никогда не будем в состоянии стать связующим цивилизационным и экономическим звеном между Европой и Западом. И Молдова, и Украина, и другие страны заинтересованы в том, чтобы молдавский транзитный газовый узел находился в покое и безопасности, потому что любая авария на транзитных газопроводах приведёт к очень тяжелым последствиям для всех.
Для того, чтобы Молдова состоялась как транзитное государство, ей необходим доступ к энергоресурсам СНГ и России. Мы должны чётко понимать и учитывать реальное значение России и в обеспечении энергетической безопасности Молдовы, и в разрешении Приднестровского конфликта, и в качестве рынка сбыта молдавской продукции.
В 2006 году, вследствие печально памятной "газовой" и "винной войны" с Россией, мы потеряли свыше 500 миллионов долларов США только в виде прямых убытков.
Если к этому добавить рост цен на российский природный газ для Молдовы в 2007-2008 г.г., то это еще около 720 миллионов долларов потерь. Справедливости ради, надо отметить, что эти подсчеты не отражают всех реальных потерь нашей экономики. Ведь газ сегодня стоит около 230 долларов на входе в Молдову, для конечных же потребителей он стоит намного дороже.
Из России Молдова получает ежегодно свыше 1 миллиарда долларов в виде денежных переводов наших граждан и экспортной выручки от вина и сельхозпродукции.
Насчет Турции и Болгарии могу однозначно заявить, что эти страны могут помочь Молдове модернизировать инфраструктуру Гагаузии и Тараклийского района, обеспечить нас учебниками, библиотеками, помочь в подготовке высококлассных специалистов в своих университетах. Есть и совместные с ними экономические проекты. Правда, построение пояса "дружественных стран" будет невозможным до тех пор, пока Молдова будет продолжать участвовать в политических проектах, направленных против её соседей.
Во-вторых, Молдова должна стать подлинно нейтральным государством, то есть нейтралитет нашей страны должен быть признан и гарантирован Великими Державами или ООН.
Только идея постоянного государственного нейтралитета Молдовы способна примирить Восток и Запад в их отношении к нашей стране. Только с помощью нейтралитета мы сможем привлечь инвестиции с обеих сторон, беспрепятственно продавать свою продукцию и в России, и в странах ЕС.
Идея присоединения Молдовы к НАТО или к ОДКБ буквально разрывает нашу страну изнутри. Только активный нейтралитет может укрепить единство, суверенитет и независимость нашей страны. Нейтралитет вообще в мировой практике всегда был вынужденной мерой для тех государств, которым, в противном случае, грозило исчезновение с карты мира. Речь идет о Швейцарии, Финляндии, Австрии, Ирландии. Сегодня нейтральные страны по многим показателям превосходят своих соседей.
В-третьих, "мост" - это особый вид цивилизации, основанной на принципах мультикультурализма, языкового многообразия, открытого общества, православия, принципах федерализма. Они помогут объединить страну, удвоить ВВП, децентрализовать власть. С точки зрения многих американских ученых, большинство федеративных государств (США, ФРГ, Швейцария) намного богаче унитарных государств (приблизительно на 3000 долларов ВВП на душу населения превосходят унитарные страны). "Мост" - это также максимально демократичное, открытое миру государство.
В-четвертых, наш козырь в качестве "моста" - это торговые преференции со странами ЕС и режим свободной торговли с СНГ. Мы оставляем своим основным приоритетом "евроинтеграцию", но никуда пока не вступаем. Молдова должна будет добиться ассоциированного членства в ЕС, получить безвизовый режим. То есть, мы получаем свободу передвижения для своей рабочей силы. Молдова председательствует в СНГ и в ЦЕИ, (Центрально-Европейская Инициатива) и это создает особые рычаги для привлечения инвестиций, формирует площадку для диалога ЕС и СНГ. Подписание договора о малом трафике на границе может оптимизировать культурный и экономический обмен.
В-пятых, мы имеем ещё одно преимущество - это нормальный, белый оффшор. В Молдове должны быть очень низкие ставки налогов, должны стимулироваться свободные экономические зоны. Мы должны стать территорией свободы, на которой работать будет легко и просто. Если у наших соседей по ЕС и СНГ все отношения будут жестко зарегулированы, то мы, тем самым, получаем возможность для "скачка".
Сокращение сырьевой направленности нашей экономики и переход к высокотехнологичному производству может быть осуществлен лишь при наличии преференций от ЕС и при условии интеграции России, Украины и Белоруссии, Молдовы в единое экономическое пространство.
В-шестых, Молдове нужна модернизация инфраструктуры, то есть дорог, трубопроводов, магистралей, электросетей. Кстати, в СНГ уже обсуждалась на последнем саммите глав государств стратегия модернизации инфраструктуры Содружества до 2020 года. Молдова должна быстро подключаться к этому процессу, иначе рискует опять остаться на задворках цивилизации.
У Республики Молдова есть реальные перспективы для успешного развития. Главное, не упустить свой шанс, правильно выбрать путь.
Сделаем мы это, и тогда пройдет не так уж и много времени, когда жить в нашей стране станет престижно, а по уровню благосостояния мы выйдем на нормальные среднеевропейские показатели.