Обзор СМИ Алтайского края за 5 - 7 ноября 2008 года

Ва-банк: переработчики молока предложили губернатору план вывода отрасли из кризиса. Не цифрами, а буквами поддержали законодатели алтайских предпринимателей. На одного покупателя в Барнауле приходится более 20 квартир. В школах считают деньги: новая система оплаты труда учителей стимулирует сокращения в педагогических коллективах.

Аграрный Алтайский край терпит бедствие. Молочную отрасль продолжает лихорадить. Обещанного краевыми властями повышения закупочных цен на молоко с 1 ноября не произошло. Самой злободневной в регионе теме посвятил свой материал "Ва-банк. Переработчики молока предложили губернатору план вывода отрасли из кризиса" корреспондент "Российской газеты"-Алтай Андрей Беспалов.

Он пишет, что общественное объединение производителей и переработчиков "Алтайсоюзмолоко" созвало ведущих представителей отрасли на совещание. Вопрос стоял один: можно ли выбраться из тупика своими силами?

По данным ассоциации молочников, в октябре средняя закупочная цена по краю снизилась на 20 копеек, опустившись ниже декларированных региональной властью девяти рублей. Надежды на сезонный рост цен не оправдались. Впервые за долгие годы его не случилось. По мнению экспертов, девять рублей - тот порог, переступать который опасно: угрозы крестьян избавиться от молочного стада, хоть к ним и привыкли давно из-за частоты этих самых угроз, могут быть все же приведены в исполнение.

"Алтайсоюзмолоко" озвучило тревожные цифры: если рентабельность перерабатывающих предприятий к концу года - даже при больших проблемах с реализацией - обещает сложиться на уровне пяти-семи процентов, то для производителей молока хорошо уже будет, если удастся свести бухгалтерию "на ноль". В лучшем положении - а по мнению молочников так просто в очень комфортном - находятся торговые предприятия. Рентабельность сетевых компаний в среднем составляет 20 процентов.

Закупочная цена октября - 8,8 рубля за килограмм молока - это как средняя температура по больнице. Одни молзаводы закупают сырье по 11-12 рублей, однако немало таких, которые и восьми рублей сельхозпроизводителям не предлагают. Хозяйства вынуждены сдавать молоко зачастую ниже себестоимости. В самых передовых хозяйствах она равна 7,7 рубля, в большинстве же - около девяти.

Прогнозу властей о повышении закупочных цен к концу года на два-три рубля сегодня не верят ни производители, ни переработчики. Нет оснований, считают они. Запретительные меры в отношении Украины, по мнению руководителя крупного перерабатывающего предприятия Дениса Зюзина, заметного результата не дали. Украинские сыры и другая молочная продукция поступают на российский рынок, сменив "национальную" принадлежность, через страны Прибалтики или вообще контрабандным путем. Не менее скептически Зюзин отнесся и к введению с 1 ноября ограничительных мер в отношении белорусских перерабатывающих предприятий: "Пока из внушительного списка поставщиков исключено всего три предприятия".

Сегодня молокоперерабатывающим предприятиям нужны гораздо меньшие объемы сырья, чем предлагают производители. И без того тысячи тонн готовой продукции лежат на складах мертвым грузом. На барнаульском молочном комбинате, по словам его руководителя Гарри Шония, объемы закупок упали в два раза. Схожая ситуация на многих других предприятиях. По словам председателя ассоциации "Алтайсоюзмолоко" Валерия Деккерта, животноводческие хозяйства, имеющие молочное стадо, только за период с марта по май потеряли сотни миллионов рублей. Финансовое состояние предприятий отрасли осложняют неплатежи. Торговые предприятия не спешат рассчитываться с переработчиками, а те, в свою очередь, не могут расплатиться с хозяйствами. Просрочки платежей достигают нескольких месяцев.

В октябре средняя закупочная цена на молоко опустилась ниже декларированных властями 9 рублей.

Вдобавок ко всем неприятностям у переработчиков и производителей молока возникли проблемы с кредитованием. Банки отказываются от пролонгации кредитов своим клиентам.

"Банки сегодня отзывают деньги, - сокрушается Гарри Шония. - Раньше, когда у банков было много денег, нас уговаривали взять эти кредиты. А сейчас их не дают. Если банки не изменят свою нынешнюю политику, завтра я вынужден буду остановить три завода в районах. Власти должны как-то повлиять на банки, обязать их не менять условия заключенных ранее договоров, не перекредитовывать, а, наоборот, пролонгировать договоры".

Члены ассоциации сошлись во мнении, что на своем уровне они проблем молочной отрасли не решат. Итогом совещания стало составление тезисов, которые легли в основу письма на имя губернатора края Александра Карлина. В нем производители и переработчики молока просят губернатора, во-первых, убедить банкиров ввести пролонгацию кредитов. Во-вторых, возобновить субсидирование из краевого бюджета на закуп молока у населения, при этом при определении получателей субсидий не учитывать уровень заработной платы на предприятии-претенденте. В-третьих, принять меры по ограничению рентабельности торговых предприятий. И, наконец, добиться снижения допустимого предельного срока расчета торговых сетей с переработчиками за взятую на реализацию продукцию со 120 до 30 дней.

Комментарий "РГ" дал начальник отдела животноводства главного управления сельского хозяйства края Сергей Князев: "О какой рентабельности можно говорить, если себестоимость производства во многих хозяйствах выше цены реализации?! Значительное количество животноводческих хозяйств находится в сложном финансовом положении из-за слабого менеджмента, проблем с заготовкой кормов. В результате на расчетные закупочные цены выйти, как ни старались, не удалось.

ГУСХ разработало комплекс мер по выходу из сложившейся ситуации. Это меры не сиюминутные, они носят долговременный характер, и надо понимать, что быстрых решений здесь быть не может. Среди предложений - решение вопроса с пролонгацией кредитов для хозяйств, участвовавших в национальном проекте "Развитие АПК", введение компенсаций на приобретение перерабатывающими предприятиями техники и оборудования. Многие маслосырозаводы нуждаются в модернизации, производить качественную продукцию на том оборудовании, которое на заводах имеется, весьма проблематично. Свои предложения производители и переработчики молока направляли в правительство РФ, в ассоциацию "Сибирское соглашение", губернатору края. Ситуация в молочном животноводстве - проблема не регионального значения. И меры противодействия негативным тенденциям должны быть предприняты на государственном уровне", - заключает специалист.

Алтайские предприниматели ждали закона о поддержке и дождались. Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" был принят 30 октября депутатами АКЗС. Документ вызвал неоднозначную оценку в бизнес-сообществе еще на этапе его подготовки и обсуждения. Однако при всех его недостатках окончательный вариант содержит базовые положения и основополагающие принципы поддержки предпринимательства. Журналист газеты "Ваше дело" Елена Маслова делает по этому поводу вывод: "Не цифрами, а буквами поддержали законодатели алтайских предпринимателей". По таким заголовком вышел материал в газете 5 ноября. Автор отмечает, что появление этого закона, мягко говоря, затянулось. Аналогичный федеральный документ действует с начала 2008 года. В мае в адрес алтайского парламента даже было вынесено представление прокурора края о несоответствии действующего на тот момент документа федеральному законодательству. Попросту депутатов настойчиво поторопили, указав на то, что затягивать с принятием закона уже нельзя. Об этом говорил и общий информационный фон, создавшийся в стране: президент и премьер-министр развернули целую кампанию по пропаганде поддержки малого и среднего бизнеса.

В сферу действия краевого документа подпадают все микро-, малые и средние предприятия. В Алтайском крае на сегодня, по официальным данным, действуют более 16 тыс. малых предприятий, почти 80 тыс. ИПБОЮЛ, порядка 5 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств. Всего в сфере малого и среднего бизнеса трудятся более 400 тыс. человек, или 30% экономически активного населения.

В пояснительной записке к проекту закона его создатели заявили, что целью документа является создание механизмов обеспечения благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности; увеличение количества малых и средних предприятий; рост доли производимых данными предприятиями товаров, работ, услуг в объеме валового регионального продукта и т. д.

Достигать этих целей, как предполагается, будут не только сами предприниматели, их общественные объединения, но и органы краевой и муниципальной власти. Роль последних в деле поддержки бизнеса волновала предпринимателей особенно. В законопроекте перед первым чтением статья закона, посвященная полномочиям муниципалитетов, была мизерной и содержала лишь ссылку на федеральное законодательство. В окончательном варианте закон предусматривает целый спектр обязанностей местных властей: от создания программ развития предпринимательства, подкрепленных бюджетным финансированием, до формирования инфраструктуры поддержки бизнеса.

При этом, как утверждает Вадим Кузнецов, начальник управления по развитию предпринимательства, если раньше некоторые муниципальные программы носили декларативный характер, то теперь местные власти не смогут отлынивать от обязанности поддерживать бизнес. Во-первых, по причине жесткого контроля со стороны властей края и СФО. Во-вторых, как сказал Павел Нестеров, депутат АКЗС, который отвечал за разработку закона, "раньше такой обязанности не было".

Координировать работу всех, кто по закону обязан поддерживать бизнес, будет уполномоченный орган - управление по развитию предпринимательства. Не все участники бизнес-сообщества считали, что такой орган должен существовать. Скажем, руководитель алтайского отделения "Деловой России", депутат АКЗС Юрий Матвейко предлагал поправку, отменяющую это положение. Как пояснил "ВД" его коллега по "Деловой России" Эдуард Черченко, даже на федеральном уровне нет такого органа - полномочия разделены между министерствами, каждое из которых оказывает поддержку предпринимателям своей отрасли.

Однако поправка принята не была. "Уполномоченный орган обязательно должен быть, - считает Павел Нестеров. - Конечно, управления края курируют развитие бизнеса по своим отраслям. Но кто-то должен и координировать эту деятельность, и распределять средства, предусмотренные на поддержку бизнеса в бюджете. У семи-то нянек дитя без глазу. Другой вопрос, что взаимодействие должно быть выстроено по-другому, с учетом того, что совершенствуются отношения и с федеральными, и с муниципальными органами власти".

Наибольшие же споры в ходе обсуждения закона вызвали механизмы предоставления финансовой помощи предпринимателям. Основная претензия заключалась в том, что закон не содержит конкретики: в каких именно направлениях своей деятельности бизнесменам стоит рассчитывать на помощь и какие формы поддержки предусматриваются. Известен опыт новосибирских законодателей, которые в своем законе прописали эти пункты.

Алтайский документ по этому поводу содержит не слишком много информации: "Оказание финансовой поддержки <...> может осуществляться за счет средств краевого бюджета, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, создания и функционирования гарантийных (залоговых) фондов". Но его разработчики считают, что более предметной информации здесь содержаться и не должно. "Для этого есть краевые целевые программы. Дело ведь не в том, прописаны ли конкретные направления поддержки в законе, а в том, какие средства для этого выделяются из бюджета", - уверен г-н Нестеров.

Особое внимание в законе уделено созданию гарантийных фондов. Они, по мнению разработчиков, являются более универсальным инструментом поддержки, чем просто прямая бюджетная гарантия. "Федеральный закон гласит, что финансовая поддержка оказывается, в частности, за счет государственных и муниципальных гарантий по обязательствам предпринимателей. Лично я считаю, что это не совсем правильно, потому что получать бюджетную гарантию всем желающим будет очень сложно, - говорит Павел Нестеров. - Если сегодня хотя бы часть из почти 100 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса края обратилась за бюджетной гарантией, вряд ли ее смогли бы получить все".

При этом создатели закона не утверждают, что все обратившиеся в Алтайский гарантийный фонд (АГФ) смогут получить помощь. "Те средства, которые в нем заложены, прежде всего будут направлены на развитие бизнеса. Если у предпринимателя есть идея, реализация которой поспособствует улучшению социально-экономической ситуации в муниципалитете или в крае, ему поддержка будет оказана", - заявил Андрей Паньков, исполнительный директор АГФ. Однако ограничиваться одним только гарантийным фондом в управлении не намерены. По словам Вадима Кузнецова, уже в этом году должен быть создан фонд прямых инвестиций. Также в планах создание залоговых фондов муниципальных образований.

По-прежнему будет использоваться механизм компенсации двух третей процентной ставки по банковским кредитам на развитие бизнеса. "Я знаю, звучали предложения о том, что по некоторым видам деятельности нужно компенсировать все 100%. Однако я считаю, что такие случаи могут решаться адресно", - подводит черту под этой темой Павел Нестеров.

"На одного покупателя в Барнауле приходится более 20 квартир", - пишет 7 ноября газета "Вечерний Барнаул". Цены на жилье падают и будут падать, по мнению ряда экспертов, всю первую половину 2009 года, - прогнозирует журналист Алиса Тростникова.

В результате финансового кризиса у банков не стало денег кредитовать строительный рынок и выдавать ипотеку, строителям не на что стало возводить жилье, а обычным гражданам - не на что покупать. Рынок недвижимости встал, и стоимость жилья резко начала падать вниз.

"Кто хочет продать, тот снижает цену. А кому не горит, продолжают ее удерживать. На мой взгляд, это нецелесообразно, потому что все идет параллельно. Цены падают как на однокомнатные, так и на двух- и трехкомнатные квартиры. Для сравнения: лично я год назад продала свою двухкомнатную квартиру-хрущевку в центре за 2 300 000 рублей, сейчас такую квартиру в лучшем случае можно продать только за полтора", - поясняет эксперт агентства недвижимости "Бакон" Наталья Ревакшина.

Предложение сильно превышает спрос - у него есть выбор и возможность торга, но мало у кого есть средства на покупку недвижимости. По словам управляющего группой компаний "Центр ЮСБ-Алтай" Романа Майзенгера, наибольшее снижение выдаваемых ипотечных кредитов действительно наблюдается Алтайском крае - 49 процентов. Далее идут Липецкая область (25 процентов), Астраханская область (21 процент), Мордовия (12 процентов) и менее 10 процентов в Костромской, Омской, Тверской областях, в Удмуртии, Якутии.

"Люди не имеют реального представления о своих возможностях, потенциале потребителя и стоимости объектов, - продолжает Наталья Ревакшина. - Хрущевка не может стоить два миллиона, она от этого моложе не становится. Вот за 750 тысяч рублей она бы покупалась хорошо. Не выдавалось бы такое огромное количество кредитов. Посмотрите, у нас каждый второй не погашает ипотечные кредиты".

По мнению Натальи, нереальное завышение цен на недвижимость началось в 2006 году, когда делали накрутку специально, чтоб на машину хватило, на оплату риелтора, на проценты банку, на ремонт, - квартиры подорожали на 30-40 процентов. Человеку приходится брать кредит на два миллиона рублей, когда реальная рыночная стоимость жилья, скажем, полтора. Поэтому и банки ужесточают требования. Кризис, безусловно, есть, продажи упали, застройщикам пришлось сильно уступить в стоимости квадратного метра - с 54 тысяч рублей до 35.

По словам опрошенных риелторов, рынок недвижимости стоит еще с 2007 года, рано или поздно должно было случиться то, что произошло. "Еще до разговоров о финансовом кризисе продажи на рынке недвижимости не были слишком высокими, куда им еще падать", - считает руководитель компании "Жилищная инициатива" Юрий Гатилов.

Вариантов развития событий множество. Но уже сейчас, по данным АЖИК, анализ цен показывает, что в сентябре темпы падения цен на жилье сократились. Наибольшее снижение произошло в поселке Южном, в Нагорной части города, Ближнихи Дальних Черёмушках. Эксперты агентства отмечают, что цены на элитное жилье, а также на Восточном и в Новоалтайске практически остались без изменения. Слабо ощутимое изменение цен произошло на ВРЗ и в районе новостроек (улицы Лазурная, Балтийская, Северо-Власихинская, Шумакова и др.). В связи с сохраняющимся превышением предложения над спросом на рынке жилья рост цен на квартиры до конца года маловероятен, считают в АЖИК.

"На сегодняшний день резкое падение цен на жилую недвижимость приостановилось и достигло своего реального уровня, - уверена ведущий эксперт АН "МИЭЛЬ-недвижимость" Елена Завадская. - Объекты недвижимости, выставленные по разумным ценам, а не по стоимости пика роста - начала 2007 года - продаются активно, люди реально решают свои жилищные вопросы. Усредненная цена квадратного метра на вторичном рынке достигла своего здорового предела и составляет на сегодняшний день порядка 37-38 тысяч рублей. Падению цены будет препятствовать определенное финансовое вливание на рынок в виде жилищных сертификатов. Радует и тот фактор, что суммы по федеральным программам достаточно серьезные. Программа "Молодая семья" увеличила объемы, по сравнению с прошлым годом в два раза. Плюс военные сертификаты, которые мы ожидаем во второй половине года. В связи с мировым "финансовым штормом" количество выдаваемых ипотечных кредитов сократилось, но на рынке появились покупатели с так называемыми чистыми деньгами.

Люди пытаются сохранить свои сбережения путем вложения в недвижимость. Все вышеперечисленные факторы не дают аналитических предпосылок для дальнейшего падения цен на вторичном рынке. В свою очередь вторичный рынок является основным индикатором первичного, таким образом, когда цены на "первичке" достигнут своего реального предела, завидное оживление наступит и там".

Правительство тем временем предлагает различные способы решения проблем застройщиков. На недавнем совещании в Кремле члены правительства пришли к выводу о необходимости софинансирования строительства незавершенных объектов, прежде всего жилых домов. Одним из решений предложено выдать на эти цели банковские кредиты крупным строительным компаниям, а спрос на готовое жилье экономкласса поддерживать непосредственно за счет госсредств. Пока все эти предложения носят рекомендательный характер. По оценкам отдельных экспертов, реализовать некоторые из них в условиях финансового кризиса будет затруднительно.

"Ситуация на строительном рынке на самом деле сложная, - уверен исполнительный директор Союза строителей Алтайского края Сергей Санников. - Во-первых, строителям перестали выдавать кредиты, а они жили за счет того, что брали деньги в банках, строили, продавали построенное и кредитные средства возвращали. Теперь у строителей практически не стало оборотных средств - это я и называю кризисом: когда надо строить, а строить не за что. Какой выход? У каждой фирмы свои возможности. Одни находят способы брать кредиты в других местах, другие продают свою собственность на балансе, третьи снижают цены на уже построенное жилье. Идеальным решением в условиях кризиса стало бы вмешательство правительства, а именно: выделение госсредств для поддержки банков. Должна быть поддержка государства. Наше правительство приняло такое замечательное решение, и мы ждем его претворения в жизнь".

Что касается дальнейших вариантов развития событий, то, по словам Романа Майзенгера, рынок начнет немного активизироваться в феврале-марте: пройдет первый шок от резко возросших ставок и люди будут более готовы оформлять кредиты на таких условиях; возможно, банки станут менее требовательными.

Ввиду того что кредиты стали менее доступными, будет расти стоимость аренды, и не исключено, что к означенному сроку она будет даже менее выгодна, чем оформление ипотечного кредита. Некоторые подвижки будут в декабре (люди предпочитают вступать в новый год с крупными покупками; декабрь - месяц традиционного повышения покупательской способности; в конце года люди часто получают крупные премии и так далее), но они будут носить характер "точечных выстрелов". На мой взгляд, в течение первого полугодия 2009 года цены на недвижимость будут снижаться до тех пор, пока не появится реальная доступность кредитных ресурсов для населения. Доходы у населения так быстро не увеличиваются, а процентная ставка по кредитам растет мгновенно, - резюмирует автор.

Алтайский край участвует в эксперименте по модернизации системы образования. Первыми "подопытными" стали руководители и учителя 256 школ из 14 территорий края. Одна из задач эксперимента - повышение доходов учителей благодаря переходу на новую систему оплаты труда. Но задача эта выполняется по-разному. 6 ноября в газете "Свободный курс" выходит материал "В школах считают деньги. Новая система оплаты труда учителей стимулирует сокращения в педагогических коллективах", подготовленный журналистом Анной Вальцевой.

Автор рассказывает, что в эти дни учителя края получают заработную плату за октябрь. Уже во второй раз в 14 территориях нашего региона ее рассчитали по-новому. Перед запуском эксперимента обещания чиновников учиталя поняли так: ни у кого зарплата меньше не станет, а доходы наиболее успешных учителей заметно вырастут. Но эта установка сработала не везде. Почему же многие учителя стали получать заметно меньше?

Для директоров и бухгалтеров школ экспериментальных территорий было проведено большое количество семинаров. Выпущены рекомендации для расчета принципиально новых стимулирующих выплат, которые назначаются каждому учителю индивидуально. За разные заслуги - воспитание победителей олимпиад, участие в конкурсах и за сохранение уровня успеваемости - предусмотрены баллы, которые затем перевели в рубли, а сумму добавили к базовой части зарплаты.

На формирование стимулирующего фонда из бюджета края на четыре экспериментальных месяца выделено 51,9 миллиона рублей. Фонд оплаты труда в школах вырос на десять процентов.

"Деньги выделены, - говорил в сентябре на встрече с журналистами Юрий Денисов, начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. - Но наша цель - сформировать стимулирующий фонд не только за счет этих средств, но и за счет снижения неэффективных расходов. В 2007 году консолидированный бюджет системы образования составил 11 миллиардов рублей. Неэффективные расходы в нем, по нашим оценкам, - более двух миллиардов рублей! Причины - низкая наполняемость школ, небольшое количество учеников на одного учителя, неоптимальное распределение фонда заработной платы между учителями и другими работниками школ".

По сути, это означало: будем сокращать.

Три "почему" о заработной плате

"СК" собрал самые больные вопросы, которые задают сегодня учителя экспериментальных школ. На них ответила Гульнара Тухватуллина, начальник отдела экономики образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Почему установка "зарплаты будут не ниже прежних" сработала не везде?

- Ежегодно уменьшается количество учащихся, что ведет к снижению учебной нагрузки учителей. Результат - падение заработной платы. Это было и при единой тарифной сетке, есть и при новой системе оплаты туда. Раньше это проходило безболезненно, а сейчас понижение заработной платы почему-то связали только с переходом на новую систему. В 14 экспериментальных территориях есть 924 человека, у которых базовая часть зарплаты убавилась из-за того, что нагрузка стала меньше. У 164 из них после выплаты стимулирующей части зарплата получилась не меньше прежней.

Почему есть такие педагоги, которым необходимы "выравнивающие выплаты"?

- В тех случаях, когда заработная плата работника в соответствии с новой системой оплаты труда без учета премий и иных стимулирующих выплат оказывается ниже той, что действовала по единой тарифной сетке, ему выплачивается соответствующая разница - "персонифицированная доплата". Условия для ее выплаты: сохранение объема учебной нагрузки, объема должностных обязанностей и выполнение работы той же квалификации. В эксперименте участвуют 7675 учителей. 1257 потребовалась такая до­плата.

Почему руководители вынуждены сокращать сотрудников?

- Во многих школах наблюдается излишняя штатная численность, которую директора школ редко приводят в соответствие. Обычная ситуация: количество учащихся падает, а штатное расписание пересматривалось пять или даже 10 лет назад. Сейчас у нас действует нормативно-подушевое финансирование, деньги выделяются на ученика. Сложность в том, что не каждый руководитель может пойти на сокращения. Отсюда уменьшение нагрузки и, как следствие, снижение доходов.

Первые итоги: версия педагогов

Получив в октябре первую зарплату, многие учителя расстроились: кто-то ожидал большей прибавки, а кто-то и вовсе, вопреки обещаниям чиновников, получил меньше. Не все учителя и руководители, которые считают новую систему оплаты несовершенной, в беседе с "СК" согласились назвать себя: "Нам еще здесь работать, а чиновников все равно не переубедишь..."

"После того как первая зарплата по новой системе была выплачена, многие учителя нашей школы были готовы пойти на баррикады, - рассказала нам завуч одной из барнаульских школ. - Люди получили значительно меньше - процентов на 25-30. Потом нам сказали, что все выровняется, это только первая часть зарплаты. И начали... сокращать учителей. Мне, например, сказали, что у меня недостаточно классов-комплектов, поэтому моя ставка будет сокращена вдвое... Но как можно было вводить подушевую систему, когда детей с каждым годом в школах становится все меньше?"

"Такой дурдом! - говорит педагог другой школы. - Дали стимулирующий фонд, и мы сидим, как дураки, считаем эти баллы, сами не знаем за что! Все настолько субъективно! Люди недовольны, расстроены".

"Скоро день выдачи зарплаты. И если меня не разорвут, то слава богу... - это уже слова директора. - Хвалить новую систему оплаты труда пока не за что". При этом в экспериментальных территориях есть такие школы, где с переходом на новую систему оплаты труда зарплаты педагогов выросли на 20-30 процентов и даже больше. Например, учительница одной из школ в Павловском районе по тарифной сетке получала около 10 тысяч рублей, а по новой системе оплаты труда - больше 20 тысяч! В целом по экспериментальным школам размер стимулирующих выплат рядовому учителю колеблется от 200 до 5 тысяч рублей.

По словам Раисы Дегтяревой, директора Баевской общеобразовательной средней школы, ни у одного из 37 учителей этого учебного заведения зарплата меньше не стала. Был только прирост, но на разные суммы. Переход на новую систему прошел относительно спокойно.

"Люди ожидали большего, - рассказала "СК" Любовь Раднер, директор Нижнекаменской средней общеобразовательной школы Алтайского района. - Мы не стали получать меньше, но и резкого роста не произошло. Получилось так, что те педагоги, которые больше работают, участвуют в семинарах, конкурсах, набрали больше баллов и получили большую стимулирующую доплату".

По информации "СК", четырем краевым учреждениям образования, которые попали в эксперимент, фонд заработной платы не увеличили. Для того чтобы появились средства на стимулирующие выплаты, у них есть только один инструмент - оптимизация расходов. А это значит - сокращения штата.

Первые итоги: версия чиновников

"Мы проводим анализ, но признавать какие-то ошибки еще рано, - говорит Гульнара Тухватуллина, начальник отдела экономики образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. - Прошел всего один месяц. И выплата первой заработной платы по новой системе никаких системных ошибок в методике не выявила. Там, где были сбои, вмешался человеческий фактор - где-то не успели оценить педагогов, где-то установили неправильные коэффициенты, где-то руководитель посчитал, что стимулирующие выплаты можно произвести в конце четверти или даже в конце года! Это все неправильно. Мы разбираемся в каждом конкретном случае и исправляем ошибки. Там, где все урегулировано и штатное расписание оптимально, переход на новую систему оплаты труда прошел нормально".

Цифра

От 200 до 5000 рублей - размер стимулирующих выплат рядовому учителю в экспериментальных школах.

Факт

Чтобы новая система заработала так, как надо, во многих школах нужно оптимизировать расходы: количество учителей должно соответствовать количеству учащихся. Последний показатель с каждым годом заметно падает, а это значит - нужно сокращать и учителей.