Последствия кризиса для России окажутся более тяжкими, чем для Европы и США: обзор воронежских СМИ
Воронежские журналисты предрекают отставку орловского губернатора
Газета "Коммерсантъ-Черноземье" в номере от 30 октября комментирует третий рейтинг "политической выживаемости губернаторов", обнародованный Международным институтом политической экспертизы (МИПЭ) и фондом "Петербургская политика" (опубликован ИА REGNUM 29 октября).
Издание отмечает, что рейтинг составлялся на основе опроса более десятка экспертов по региональной политике, выставлявших главам российских регионов оценки выживаемости по пятибалльной шкале и приводивших свои доводы относительно такого результата. Среди основных критериев, по которым эксперты оценивали перспективы губернаторов, были острота внутриэлитных конфликтов в регионе, эффективность управления, в частности выполнение установок федерального руководства, результаты голосования на парламентских и президентских выборах, исход местных избирательных кампаний, наличие коррупционных и других скандалов, связанных с первыми лицами регионов и их окружением.
"Эксперты отметили, что наиболее прочны позиции губернатора Белгородской области Евгения Савченко. По мнению авторов исследования, он полностью контролирует политическую ситуацию в регионе и тесно взаимодействует как с бизнес-элитой, так и с федеральными властями. Составители документа считают прочными и позиции липецкого губернатора
"Фигура воронежского губернатора
Торговые сети уничтожают магазины "шаговой доступности"
В Воронеже крупные торговые сети вытесняют мелкие торговые точки, однако продукция местных производителей в них не представлена. Об этом в номере от 28 октября пишет "
Как отмечает издание, внимание к проблеме супермаркетов привлек скандал вокруг воронежского торгово-развлекательного комплекса "Европа", который, по заявлению прокуратуры, возводится нижегородскими заказчиками с подделкой разрешительных документов. Автор статьи задается вопросом - не слишком ли много торгово-развлекательных центров для Воронежа: только у Цирка, кроме "Европы", один уже работает, и еще один строится.
Как отмечает издание, сегодня количество супер- и гипермаркетов ежегодно прирастает на 20-30% (в 2007-м - на 35%). В Москве на 1000 жителей приходится 670 квадратных метров, в среднем по России - 119. Во Франции этот показатель равен 273, в Германии - 208, в Чехии - 134 квадратным метрам. По прогнозам аналитиков, в ближайшие пять - шесть лет в России будет введено около 10 миллионов квадратных метров торговых площадей, общий объем инвестиций в данный сектор составит почти 15 миллиардов долларов. Магазины "шаговой доступности" могут быть практически вытеснены с рынка.
"В сущности этот процесс уже начался, - пишет "РГ". - В Воронеже постепенно исчезают магазины, павильоны, открытые рынки... Если в 2007 году через сетевые форматы продукты покупали 33% жителей, то к 2010-му будет в два раза больше. Любителей шопинга теперь почти повсеместно ждут современные гипермаркеты и торгово-развлекательные центры площадью 12, 18 и даже 30 тысяч квадратных метров. В городе функционируют 19 торговых центров. До конца года планируются к сдаче еще шесть. Их общая площадь - 125 тысяч квадратных метров. На 2009 - 2010 годы заявлены еще более масштабные проекты. В частности, торгово-развлекательный центр межрегионального формата общей площадью 150 тысяч "квадратов". Если эти объекты будут сданы, то по обеспеченности населения торговыми площадями Воронеж вплотную приблизится к Москве - 650 квадратных метров на 1000 жителей".
Как отмечает "Российская газета", сегодня в Воронеже работают девять крупных федеральных продуктовых сетей, их доля на рынке продовольствия - примерно 25%. "По экспертным оценкам, в воронежской торговой недвижимости заинтересованы главным образом московские компании, за которыми стоят как столичные, так и иностранные инвесторы. Вместе с ними приходят более эффективные методы разработки и управления проектами, серьезные инвестиции и грамотные менеджеры. Эффективность их работы определяется прежде всего масштабным объемом закупок. Благодаря этому они добиваются от производителей значительных скидок, входных платежей, бонусов, поощрительных премий. Поставщики предоставляют сетевым операторам отсрочки платежей, более оперативно выполняют их заявки..."
Вместе с тем, отмечается в статье, один из существенных недостатков супермаркетов - практическое отсутствие свежих продуктов, полки заполнены консервами и полуфабрикатами. "Дешевому привозному товару отдается явное предпочтение перед качественной местной продукцией. Визуальное впечатление подтверждают исследования. По данным областного управления
"Супермаркеты практикуют закупку большими партиями, и производители вынуждены обеспечивать долговременность хранения продукции с помощью консервантов. Мы уже привыкли к кефиру с полумесячной годностью, к молоку - с полугодовой. Дошла очередь до продуктов, которые по определению полагается есть "с пылу, с жару". В сетях можно найти хлеб из Санкт-Петербурга со сроком реализации 45 дней! Поскольку примерно пятая часть хлеба закупается в других регионах по демпинговым ценам, воронежским хлебопекам не удается реализовать продукцию в полном объеме".
Как отмечает газета, чтобы выжить, воронежским производителям предлагается либо удешевить производство продукции за счет ее качества, либо отказаться от собственного бренда и выпускать продукцию под маркой сети. Производителям, которые не готовы жертвовать качеством и собственной маркой остается только мелкорозничные рынки сбыта. Однако и небольшие магазины в новых условиях обречены на вымирание: даже при невысокой наценке продукты в них дороже, чем у более крупных конкурентов.
"Власти Москвы и Санкт-Петербурга в свое время дали добро на ликвидацию в торговле продовольствием мелкой розницы. Теперь работают над программами возвращения магазинов шаговой доступности. Рыночными методами: предприятия с дневным оборотом в сотню-другую тысяч рублей объединяют в закупочные ассоциации. Только сообща мелкие магазины могут стать силой, с которой конкуренты будут считаться. Крупные заказы позволяют добиваться скидок у производителей и оптовиков, экономить на доставке. Закупочные ассоциации становятся партнерами местных переработчиков - особенно малых, которые из-за трудностей со сбытом прежде не могли увеличить объемы производства. Став кондитерскими, мясными, овощными, винными лавками, торговые точки "у дома" в состоянии предложить широкий ассортимент товаров, притом гораздо более свежих и качественных. В Воронеже этот процесс в зачаточном состоянии. По мнению аналитиков, завершается лишь первая фаза торговой войны - проникновение на местный рынок крупных федеральных игроков. Сети зарабатывают, занижая отпускные цены, навязывая производителям невыгодные условия сотрудничества. Остаться без товара они не боятся, поскольку основную часть им поставляют проверенные партнеры. Зачастую они активно проталкивают приобретенный по дешевке импорт сомнительного качества. Когда региональный продовольственный рынок основательно монополизируется, цены в гипермаркетах поползут вверх. Однако к тому времени у покупателя может не остаться выбора..."
Воронежский ученый-экономист предлагает пути выхода из кризиса
Тема финансового кризиса за последнюю неделю стала одной из наиболее обсуждаемой в воронежской прессе. Так, в номере областной газеты "Коммуна" от 31 октября свою статью опубликовал известный экономист, профессор
"Можно не сомневаться, что очередной циклический кризис, свидетелями предвестников которого мы уже становимся, - пишет профессор Загайтов, - тоже принесет немало традиционных, а возможно, и новых социально-экономических потрясений. Из традиционных - стремление монополий решать свои проблемы за счет внешней экспансии и усиления давления на отечественный средний бизнес. Общими усилиями и, если удастся, при поддержке государства - удержание остального нищающего населения в состоянии политического статуса кво. Не исключено, что не везде это удастся, поскольку в Азии, в Южной и Центральной Америке, определенно, сформировались силы, ориентирующиеся не на капиталистическую перспективу. Да и в Западной Европе все громче звучат призывы к более-менее радикальной смене курса социально-экономической политики. Кризис усилит эти тенденции и даст импульс существенной социализации экономических отношений. И это тем более вероятно, что развитие назревающего циклического кризиса будет происходить в условиях, когда в мировой экономической табели о рангах заметно изменилось положение Китая, Индии, России, Ирана, Вьетнама, и ряда других стран, за счет которых в 1991 и 2001гг. удавалось частично снять напряжение кризиса "перепроизводства".
"Что же касается нашей страны, то, оценивая последствия наступающего кризиса, следует иметь в виду - для России они могут оказаться более тяжкими, чем для Западной Европы и США. Во-первых, потому, что, совершив в последние годы переход от компрадорского к олигархическому капитализму, мы получили государство, более ориентированное на приоритетную защиту интересов отечественного олигархического капитала. Поэтому и госбюджет, и государственные резервы в большей части стимулируют экспорт, а не внутренний рынок. Поэтому рост доходов олигархов многократно превышает финансирование роста доходов основной массы населения. Во-вторых, если Западная Европа и США подходят к очередному кризису экономически заметно окрепшими, в сравнении с 1990 г., то о России этого сказать нельзя. И это обязательно скажется на итогах обостряющейся конкурентной борьбы. Бесспорно, все могло быть иначе, если бы в последние восемь лет избыток экспорта над импортом в большей части не оседал за рубежом, а работал на внутреннем рынке, восстанавливая тот "сельмаш", "дормаш", "текмаш", АПК, ВПК, авиа-, судостроение и другие отрасли, которые от России социалистической достались России капиталистической. И если бы все эти предприятия сегодня работали, предъявляя спрос на металл, никакого циклического кризиса в нашей металлургии не было, поскольку она не зависела бы от падения спроса мирового рынка на металл. И если бы сегодня работали такие предприятии, как воронежские станкозавод, авиазавод, "Электроника", где средняя месячная зарплата в 1990 году превышала пять прожиточных минимумов (по нынешним ценам - примерно 22 тысячи рублей), разве нужно было бы бояться кризиса в жилищном строительстве из-за низкого платежеспособного спроса на жилье? Лишь в самое последнее время в выступлениях ряда руководителей страны мы слышим озабоченность ситуацией в реальном секторе экономики. Но пока удивляет, насколько незначительны средства, выделяемые для поддержки машиностроения, сельского, рыбного, лесного хозяйства, легкой и пищевой промышленности, в сравнении с вложениями в фондовый рынок".
"Настораживает и тот факт, - считает ученый, - что если в большинстве западных стран затраты в стабилизацию банковской системы осуществляются в формах, позволяющих частично или полностью их национализировать, то в России само слово "национализация", даже за общественный кошт, произносится чиновниками со страхом. Все говорит за то, что в России пониманию зловредности либерально-олигархического курса социально-экономической политики в настоящее время мешает избыточная уверенность в надежности той финансовой "подушки безопасности", которая была сформирована за счет недопотребления и вымирания россиян (в 2000-2007 гг. в РФ на 100 родившихся пришлось 158 умерших). На самом деле эта "подушка" достаточна только для того, чтобы удержать от обесценения собственность наших ведущих олигархов и не допустить превращения в нищих большей части чиновников, служащих в силовых и финансовых структурах, а также уже сформировавшейся "элиты" в сфере материального и интеллектуального обслуживания сильных мира сего. Но этих средств явно недостаточно, чтобы в период кризиса и ряда последующих лет сберечь от обнищания главный элемент нашего богатства - семьи 80% населения страны. Во всяком случае, можно уверенно предвидеть, что в случае сохранения либерально-олигархического курса социально-экономической политики демографические последствия кризиса для России будут много тревожней, чем не только для развитых стран, но и для всех других стран мира с населением свыше 50 млн. человек. Подтверждение тому - ожидаемое уже к концу следующего года повышение смертности во многих субъектах РФ, а затем и вероятное снижение рождаемости".
Вместе с тем, Загайтов уверен, что трагических последствий кризиса 1990-1998 гг., и растянувшегося до 2008 года выхода из этого кризиса, как и тяжких последствий втягивания России в очередной циклический спад, вполне можно было не допустить, если бы страна не совершила рывок в капиталистическую систему экономических отношений.
"Все, что сегодня было бы рационально предпринять для локализации негативных последствий случившегося, - это во-первых, осуществить энергичное огосударствление монополий, парализующих диспаритетом цен развитие внутреннего рынка, а потому и большей части отраслей материального производства. Во-вторых, необходимо сбалансировать внешнеторговый оборот с таким расчетом, чтобы экспорт перестал служить замораживанию средств за рубежом, а использовался исключительно в интересах импорта, обслуживающего развитие народного хозяйства России. В-третьих, необходимо всемерно содействовать повышению дееспособности предприятий перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта путем стимулирования сокращения их издержек и цен реализации продукции - на основе вытеснения паразитарного посредничества, введения системы контроля калькуляций, поощрения долгосрочных договорных связей поставщиков и потребителей в рамках синдикативных отношений, позволяющих обеспечивать примерно равную рентабельность субъектам производственного процесса. В-четвертых, на всех уровнях управления экономикой следует исходить из того, что циклический капиталистический кризис всегда отступает, если быстро растет платежеспособный спрос не только предприятий, но и населения. Поэтому предметом приоритетного внимания должны стать не доходы олигархов и локальных монополистов, а резервы роста доходов 80% менее обеспеченных россиян. А сегодня таких резервов немало. Это - минимизация безработицы, за счет освоения мощностей таких предприятий, как ВАСО; переход от плоской к прогрессивной шкале налогообложения доходов и имущества физических лиц; вовлечение в сельскохозяйственный оборот хотя бы половины земель, заброшенных в ходе строительства капитализма в России, и др."
"И самое главное, нужна действенная система контроля за хозяйственной деятельностью на всех уровнях. Как нам представляется, таковой в современных условиях должен стать на предприятиях- контроль за деятельностью администрации со стороны трудовых коллективов; на более высоких "этажах" - со стороны профсоюзов и представительных органов власти. Без подобной демократизации управления огосударствление глобальных и локальных монополий лишь заменит современную олигархию - олигархией бюрократической, но мало что реально улучшит в экономике", - делает вывод ученый.
В Воронеже растут цены и пустеют полки магазинов
Тему кризиса продолжает газета "Моё!" в номере от 28 октября, которая утверждает, что в ближайшее время продукты могут подорожать на 5-15%.
Газета приводит данные облстата за сентябрь, согласно которым в Воронежской области произошло самое существенное повышение цен за последние годы. В среднем за месяц они выросли на 1,8%, а с начала года - на 9,1%. Это выше общероссийского уровня инфляции за 9 месяцев (7,5%). "Напомним, что данные официальные, реальный уровень инфляции ещё выше", - подчеркивает издание.
По данным "Моё!", с 10 по 20 октября почти все производители продуктов питания подняли цены на свою продукцию на 5 - 15%. "Мясные изделия, консервы, чай, кофе, конфеты оптовики сейчас закупают уже по новым ценам. В магазинах продукты могут подорожать где-то через неделю, когда владельцы торговых точек начнут закупать товар на базах по новой цене. Впрочем, самые предприимчивые продавцы уже сейчас поднимают цены на старый товар", - пишет газета.
Вместе с тем авторы статьи не исключают, что продукты вырастут в цене больше чем на 5 - 15%: продавцы заложат в стоимость товара повышение процентных ставок по кредитам, которые они берут у банков. "Почти все оптовые базы сегодня живут в кредит. В начале октября банки перестали выдавать кредиты торговле: задерживают рассмотрение уже поданных заявок и не могут определиться с процентными ставками, которые будут выдавать сейчас. Пока предполагается, что процентные ставки для торговли вырастут с 14% до 18% годовых. Производители объясняют повышение отпускных цен теми же проблемами с кредитами. И вновь всё упирается в то, что банки подняли процентные ставки, а далее - в финансовый кризис".
В управлении антимонопольной службы по Воронежской области журналистов газеты заверили, что всё в порядке. "У нас в стране нет финансового кризиса, - уверен заместитель руководителя управления
Вместе с тем, пишет газета, крупные сетевые магазины сегодня рискуют остаться без товара. Причиной исчезновения товаров стало то, что многие сетевые магазины не могут вовремя расплатиться с поставщиками - из-за задержек выдачи кредитов". Пока, как отмечает издание, руководство торговых сетей экономит на персонале: "Перекрёсток" сокращает офисных сотрудников и предлагает им работу в торговом зале, в "Линии" больше нет вакансий.