Виктор Ольжич. Что значит для России приход правых в Литве?
Итак, все идет к тому, что после долгого перерыва мы можем иметь в Литве опять правительство, созданное литовскими правыми (правое правительство, состоящее из консерваторов и христианских демократов, правило Литвой в 1996-2000 гг.). Якобы лояльные к России партии
В этом плане сложившуюся в Литве после выборов в Сейм ситуацию можно считать довольно неприятной для России, для российско-литовских отношений, если не сказать - катастрофической. Кое-кто даже поддается панике. Попытаемся, однако, вникнуть в этот вопрос, который лишь на первый взгляд кажется столь простым. Существует мнение (и оно имеет основание), что приход консерваторов к власти должен знаменовать собой дальнейшее - и причем резкое - ухудшение этих отношений. Достаточно вспомнить, что предлагали некоторые члены Сейма от "Союза Отчизны - Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ) во время грузинских событий: например, перекрыть калининградский транзит. Добиваться исключения России из "большой восьмерки", не допустить ее в ВТО. Они же ратовали за размещение натовских баз на территории Литвы. Они постоянно были и продолжают быть инициаторами предъявления требований к России по поводу "возмещения ущерба от советской оккупации".
Накануне выборов в Сейм именно консерваторы разыграли карту русофобии, что, судя по итогам выборов, дало свои результаты. Они призывали готовиться к "новой оккупации" Литвы, пугали, что власть в стране возьмут "проекты Кремля" (имея в виду партию Роландаса Паксаса "Порядок и справедливость" и Рабочую партию Виктора Успасских). За несколько недель до выборов лидер консерваторов
В конце концов, консерваторы накануне выборов представили кандидатов на все министерские посты, в случае если им придется формировать правительство. И в этом списке пост главы МИДа отдан почетному председателю СО-ХДЛ европарламентарию
Что произойдет с внешней политикой Литвы, если ею станет руководить Ландсбергис? - задаются уже вопросом некоторые литовские аналитики. Куда уж дальше могут ухудшаться отношения между странами? Не станет ли правое литовское правительство обращаться к Москве с новыми бесконечным требованиями "возместить ущерб", к Брюсселю с просьбами изолировать Россию, не станут ли консерваторы блокировать переговоры ЕС-Россия с еще большим рвением, чем это делали социал-демократы? Не попросят ли пришедшие к власти консерваторы у
Однако имеется и иное мнение. Будут ли себя вести консерваторы у власти так, как вели, будучи в оппозиции? По единогласному мнению экспертов, предвыборная программа консерваторов - единственная серьезная и продуманная, неголословная, "не популистская" программа из программ всех участвовавших в выборах партий. Эксперты акцентируют ее "прагматичность" и "продуманность". С ней многие связывают надежды на выход страны из кризиса, если будет сформировано правоцентристское большинство вокруг консерваторов. Но "прагматичность" подхода плохо согласовывалась бы с ухудшением отношений с Россией, от которой Литва зависит энергетически практически полностью.
Ответ на то, какая власть лучше для России, не кажется также однозначным, если вспомнить, что выросшее в последние годы до предела напряжение между Москвой и Вильнюсом, имело место именно при правлении социал-демократов. Блокирование Литвой переговоров между Россией и Литвой - дело рук правительства Киркиласа. Дипломатические усилия Литвы по формированию в ЕС "антироссийского блока" - это усилия дипломатов левого, а не правого правительства. Не забудем, что в правоцентристском правительстве будут участвовать две либеральные партии - а это партии, ориентирующиеся на бизнес и интересы бизнеса представляющие. А именно литовские предприниматели (в лице того же председателя Конфедерации промышленников Литвы Бронисловаса Лубиса) выступили с резкой критикой внешней политики действующего левого правительства, заключающейся в курсе на конфронтацию с Россией.
В большой мере зависимые от энергоносителей России, а также и от безграничного российского рынка, литовские предприниматели, в своей немалой части, выступили как раз противниками "задиристой" позиции Вильнюса по отношению к Москве. Такая позиция вредит их интересам, уменьшает их прибыль, ставит под вопрос их бизнес как в Литве, так и в России. Так что было бы странно, если бы представляющие интересы литовского бизнеса две либеральные партии в возможном правительстве Кубилюса молчали бы по этому поводу. Да и сами консерваторы, несмотря на антироссийскую риторику, вынуждены будут в условиях надвинувшегося финансового и экономического кризиса посмотреть реально на энергетическую и в немалой степени экономическую зависимость Литвы от России, если только они на самом деле хотят нести ответственность за страну и ее граждан, как они об этом на каждом шагу заявляют. В противном случае лишенные тепла и света, а то и работы (работающие на российский рынок), избиратели спросят их, зачем и ради каких таких умозрительных принципов надо было портить отношения со столь сильным соседом, от которого зависит реальная каждодневная жизнь.
Очень странно, но с тех пор, как предвыборная кампания окончилась, и в первые дни после выборов консерваторы ни разу не выступили с какими-либо антироссийскими заявлениями. Удивительное дело: тема России вдруг начисто исчезла из их речей. Значит ли это затишье перед бурей? А, может, подготовку к освоению новой роли "ответственного за страну"?
Конечно, гарантий нет - но парадоксальным образом мы можем ждать от литовских правых, наряду с новыми выпадами против России, и новых положительных подходов, новой внешней политики. Дело в том, что "новая" внешняя политика не может быть политикой в духе дальнейшего ухудшения двусторонних отношений, поскольку в таком случае она будет не новой, а старой: ухудшать эти отношения уже особо некуда. Левое правительство, кажется, уже сделало в этом направлении почти все возможное, заняв фактически позицию правых.
Стало быть, новое слово во внешней политике (а консерваторы пытаются все время показать, что они будут править во всем иначе, чем соцдемы), не может быть ничем иным, как попыткой какого-то неожиданного конструктивного диалога, положительного прорыва в отношениях с Россией. Сегодня кажется невероятным, что такое со стороны правых возможно, коль скоро на этот шаг не пошли даже левые. Но для отношений важны не чувства и симпатии, а наличие или отсутствие прагматизма и реального видения положения, в котором находятся твоя страна и твой народ. Надо ли доказывать, что литовские левые, находясь у власти, таким прагматизмом, который учитывал бы степень зависимости страны от восточного соседа, судя по резким шагам во внешней политике и громким заявлениям отдельных лидеров, не обладали? Другое дело, что литовским правым нужно время, чтобы освоить новую роль - роль степенного и ответственного за благополучие своих граждан руководителя государства, вместо старой роли крикливого оппозиционера, то и дело показывающего кукиш более сильному соседу. Тяжело сказать, произойдет ли это на самом деле, такая смена ролей, но, на наш взгляд, шансы на подобный поворот событий есть.