"Лицом к лицу".

("АиФ на Енисее", 16.04.03, Маргарита Владимирова)

ЭТО верно, что большое видится на расстоянии. Но для народного избранника следование такой истине должно быть скорее исключенном, чем правилом. Депутат должен отчитываться перед своими избирателями о проделанной работе. Иначе - зачем и кому он нужен?

Мартовская рабочая поездка Валерия Зубова по городам и селам Красноярского края была чрезвычайно насыщенной. За неделю он сумел побывать на таких крупных предприятиях, как НПО "Прикладная механика" города Железногорска, на Красноярском заводе цветных металлов, поздравить ветеранов-гидростроителей города Дивногорска с 40-летием перекрытия Енисея, повстречаться с жителями сел Сухобузимского, Большемуртин-ского и Березовского районов. Накануне отъезда Валерий Михайлович поделился с нами впечатлениями от этих встреч, рассказал о своем отношении к острым проблемам, волнующим сегодня жителей Красноярского края.

НАДО ЗНАТЬ, ЧТО ДУМАЮТ ЛЮДИ

- ДЕПУТАТ должен держать руку на пульсе проблем своего округа, поэтому я приезжаю в край каждый месяц. Примерно год назад ситуация была иной -люди с опаской шли на разговор со мной. Сейчас в крае произошли перемены, и меня все чаще приглашают прийти и рассказать о моей работе, об отношении к событиям в крае, в стране, в мире. А зачастую просто хотят посоветоваться со мной о том, как поступить в той или иной непростой ситуации. Поэтому во время каждого своего визита я объезжаю несколько районов, предприятий и до десятка коллективов.

Эти встречи очень важны для меня. Именно во время общения с людьми я нахожу для себя такие вопросы, которые определяют мою позицию в Государственной Думе.

На этот раз из своих встреч с земляками я вынес для себя четыре волнующие темы. Первая - это все, что связано с жилищно-коммунальным хозяйством. Вторая - изменения в системе оплаты труда работников бюджетной сферы. Третья - состояние сельского хозяйства в крае. И четвертая тема, которая, к большому сожалению, появилась в последнее время, - это война в Ираке.

ЭТО НЕ РЕФОРМА

- МОЕ отношение к проводимой реформе ЖКХ совершенно определенное. Абсолютно ясно, что это никакая не реформа. Это просто повышение цен.

Разделяю недовольство и возмущение людей такими "реформами". Мне удалось значительно ограничить "беспредел" энергетиков - с нынешнего года вступил в действие разработанный мною закон об энерготарифах. Теперь утвержденные раз в году тарифы на тепло и свет будут неизменными на протяжении всего бюджетного периода. Этот закон бьет по монополистам-энергетикам, не позволяя им повышать тариф по несколько раз в год. И, таким образом, закон реально сдерживает рост оплаты услуг ЖКХ. Признаюсь, что не все депутаты Госдумы поддержали меня, и мое предложение стало законом после нелегкой борьбы с лоббистами Чубайса.

Думаю, таким же правильным является закон о жилищной политике. Буквально через неделю он должен быть принят Госдумой в третьем чтении. Нам удалось добиться того, что ранее отмененные льготы, в первую очередь - ветеранам и сельской интеллигенции, теперь будут компенсированы.

СОВПАДЕНИЕ ПОЗИЦИЙ

- УЧИТЕЛЯ, медики, работники науки и культуры - все те, кого у нас принято называть бюджетниками, находятся сегодня у черты, за которой наступает нищета. И в этот сложный период Минтруда собирается вводить новую систему оплаты труда в бюджетной сфере. Действия правительства могут привести к дальнейшему обнищанию этих людей! На своих встречах я выслушал много гневных слов от людей, относящихся к категории бюджетников. Разделяю их негодование. Обстановка накалена до предела. Умные и образованные люди говорят о классовой борьбе и призывают к революции. Это должно стать серьезным предупреждением для правительства.

Я и прежде не стоял в стороне от этой темы. В свой предыдущий приезд в Красноярск я участвовал в профсоюзном пленуме работников бюджетной сферы края. Мне пришлось давать огромное количество разъяснений по поводу своей позиции. Отмечу, что мы с профсоюзными организациями края думаем и действуем одинаково. То есть моя позиция в Госдуме целиком и полностью совпадает с тем, за что выступают работники бюджетной сферы - реформа по оплате труда обязательно должна сопровождаться такими изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, чтобы уровень жизни трудящихся ни в коем случае не понижался, а, наоборот, повышался. И не на 30 рублей, а во много раз больше.

У СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЕСТЬ ШАНСЫ

- ДЕРЕВЕНСКИЕ жители очень обеспокоены положением дел в сельском хозяйстве. С огромной болью и горечью они рассказывали мне о проблемах села. Все правда. Действительно, сельское хозяйство края находится в упадке. Конечно, трудности и проблемы в сельском хозяйстве были и в мою бытность губернатором. Но вот такого отношения к этой отрасли, какое в последнее время сформировалось в крае, я еще не встречал. Только один пример: в свое время с огромным трудом в крае был сформирован зерновой фонд, служивший источником кредитования сельского хозяйства под посевную и уборочную. Сейчас это фонда нет, как нет и мясо-молочного фонда, который начинал создаваться в тот же период. Нет в крае и тех людей, кто виноват в этих "деяниях", и спросить не с кого.

Надежды на возрождение сельскохозяйственной отрасли края я связываю с новым руководством края. Губернатор сейчас всерьез занимается этими вопросами. Мы уже начали работать вместе. И то, что делается в сельском хозяйстве на федеральном уровне, стало доходить до края. В крае узнали, что существует закон о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий, одним из авторов которого я являюсь. Специалисты очень высоко его оценивают, ведь этот закон дает реальные шансы предприятиям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции. Но главное - руководители края начинают реализовывать этот закон здесь.

КАК ЧЕРТ ИЗ ТАБАКЕРКИ

- ЧЕТВЕРТАЯ тема, которая выскочила во время моей рабочей поездки, - это война в Ираке. Эта тема волнует, тревожит умы и сердца людей. Все говорят о том, что это несправедливая война, что она представляет угрозу для мира. Люди опасаются за себя и за будущее своих детей. Их интересует: как будут развиваться события дальше? Как скоро закончится военная фаза? Или она затянется? Каков прогноз цен на сырье, на нашу продукцию?

Умные, правильные вопросы. И все понимают, что с ценами на нефть возможны два разворота событий - нефть может подорожать или, наоборот, подешеветь. Все зависит от результатов войны. Но при любой ситуации у нашей страны есть запас, заложенный в бюджете, поэтому катастрофы для нас не будет. А Красноярский край может иметь даже определенную выгоду, как бы негуманно это ни звучало. К примеру, по всей "металлической" группе полезных ископаемых, добываемых в нашем крае, должно произойти повышение цен. Возрастут налоговые платежи. Таким образом, есть шанс, что бюджетное состояние края улучшится.

Что будет с рублем? Что будет с долларом? Эти вопросы задавали в каждой аудитории, так как они связаны с работой возглавляемого мной комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Ответственно заявляю: состояние нашей финансовой системы сейчас стабильно и хранить деньги во многих отечественных банках вполне безопасно. Считаю, что сегодня сбережения выгоднее хранить в рублях, потому что рубль сегодня вполне надежен.

ЖИЛЬЕ - МОЛОДЫМ!

- ВОЙНА войной, но она далеко от нас. А вот проблема получения нового жилья молодыми красноярцами гораздо ближе. Подрастают дети, им надо создавать свои семьи, отделяться от родителей. АН некуда! Люди вспоминают советское время, говорят о том, что раньше, мол, было лучше - молодежи жилье давало государство. Задавали вопросы о том, как в наше время обустроиться молодым.

К сожалению, и раньше у молодежи проблем с обустройством хватало. Маломальское жилье получали, дай Бог, отработав лет пятнадцать на предприятии. Я лично получил квартиру, лишь став деканом экономического факультета Красноярского государственного университета. Но это дела давно минувших дней. А сейчас остро стоит вопрос о том, чтобы молодежь получала квартиры раньше - с этим тесно связаны проблемы рождаемости, формирования молодых семей.

Возглавляемый мной комитет в настоящее время усиленно работает над законами, связанными с ипотекой (кредитование под строительство жилья). Уже в нынешнем году мы сформируем всю систему законодательства, касающуюся этой сферы. На этой основе, учитывая, что в банках появилось больше денег, ипотечное строительство начнет развиваться.

"ЗОЛОТОЙ ЗАПАС" КРАЯ

- ТАКИМ запасом в прямом и переносном смысле для нашего края являются ведущие промышленные предприятия. Для их успешного развития нужны заинтересованность, взаимодействие руководителей с органами власти и законодательная поддержка. Примером такого взаимодействия и поддержки могут стать "Красцветмет" и НПО ПМ в Железногорске. Они как раз принадлежат к тем предприятиям, которые дают большой объем доходов в бюджет нашего края и обеспечивают рабочие места. И мое появление на этих предприятиях отнюдь не случайно. С каждым из них меня связывает особая история взаимоотношений. Как действующий депутат Государственной Думы я всегда поддерживал, поддерживаю и буду их поддерживать.

По "Красцветмету" на протяжении всех лет мы принимали решения только в пользу этого завода, и поэтому он успешно пережил все катаклизмы. Нам удавалось каждый раз находить для предприятия наилучшее решение. Я помню, как на заводе начиналось строительство ювелирного цеха. Светлая память Владимиру Николаевичу Гулидову, он понимал, что производство надо диверсифицировать, и время показало, что он был прав.

В этом году новое руководство завода обратилось ко мне, как к депутату Государственной Думы, с просьбой поддержать закон, который позволил бы сделать более рентабельным ювелирное производство. Задача, прямо скажу, была непростой. И тем приятнее, что она выполнена. Был отменен соответствующий налог, и сейчас у завода есть перспективы для резкого увеличения объемов производства.

НПО ПМ - предприятие, остро нуждающееся в законодательной поддержке. И вот почему. Существует прямая конкуренция между нашими и московскими предприятиями, которые обслуживают "космический" сегмент экономики. Конкуренция - за один бюджет. У московской группы есть свои лоббисты, а у "Прикладной механики" - свой депутат. Мне удается из года в год наращивать бюджетный заказ для НПО ПМ. Увеличиваются также средства, выделяемые из федерального бюджета на развитие аэрокосмического университета, готовящего кадры для этого производства. Приложу все силы, чтобы так было и впредь.

"В Красноярск приедет ревизор".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 16.04.03)

В ближайшие несколько месяцев на Красноярский край может обрушиться волна проверок. Краевые и муниципальные власти ожидают "гостей" из Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В первую очередь проверят законодательные акты всех субъектов Федерации. По мнению главы МАЛ России Ильи Южанова, необходимость "сплошной проверки" обусловлена тем, что именно органы власти больше хозяйствующих субъектов нарушают Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Именно чиновники, мол, зачастую просто не знают закон, и не всегда правильно его трактуют и применяют.

Впрочем, не одни чиновники. Совсем недавно, когда решался вопрос о продаже или передаче в доверительное управление принадлежащего краю 60-процентного пакета акций ОАО "Красноярскнефтепродукт", депутаты ЗС тоже заикнулись о нарушении антимонопольного законодательства, отказав на этом основании единственному покупателю - компании ЮКОС. ЮКОС не растерялся и привлек в "сопокупатели" своего давнего партнера, "Сибнефть". Воз, правда, и ныне там. Может, одних проверок недостаточно, и пора заняться антимонопольным ликбезом?

"Кредитный штиль".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 16.04.03, Анатолий Мошницкий)

Красноярский край увяз в долгах. Но на "чуть-чуть".

Местные СМИ пестрят победными "кредитными" реляциями - из Минфина 1 апреля пришел очередной кредит, еще одно "вспомоществование" поступит из федерального центра до конца месяца... А отдавать когда?

Сомнения корреспондента "МК" в Красноярске" развеял заместитель начальника Главного финуправления Красноярского края Руслан Щербатюк. По словам Руслана Ивановича, государственный долг Красноярского края на 1 апреля 2003 года составил 7 миллиардов 128 миллионов 054,8 тысячи рублей. Из них в нынешнем году надо отдать всего 3 миллиарда 308 миллионов 179,2 тысячи (бюджетные ссуды, банковские кредиты и товарный кредит, полученный администрацией края еще в 1995 году). Все эти деньги край отдаст. Если, конечно, бюджетные ссуды не реструктуризируют по инициативе Минфина. В следующем году мы должны вернуть субзайм на подготовку пилотного проекта по устойчивому лесопользованию -1 569,6 тысяч рублей. В 2005 году - 50 млн рублей. С 2005 по 2010 год - 393 494,22 тысячи. И это, в общем-то, все, что можно сказать о государственном долге. Потому что остальные средства - это обязательства Красноярского края по гарантиям и поручительствам за администрацию Красноярска, КГУП "Сельскохозяйственное краевое производственное объединение" и ряд красноярских предприятий. По некоторым из них, возможно, придется заплатить - если должник вдруг окажется банкротом (что к ведомству Петра Пимашкова, например, не относится).

Нынешний "финансово-кредитный сезон" специалисты называют "периодом предсказуемости" - в отличие от середины 90-х, когда важно было взять кредит, чтобы срочно заткнуть очередную бюджетную дыру, а там, мол, разберемся.

И вообще государственные долги, говорят чиновники, - не показатель. Государственный долг России, например, составляет 40 процентов ВВП (внутреннего валового продукта), богатейших США -120-130 процентов. А у Красноярского края - около тридцати. Главное - управлять своим долгом. Платежи на выгодных процентах, реструктуризация, большие сроки...

А как же 12 миллиардов - именно такая сумма неоднократно фигурировала в СМИ? К семи миллиардам госдолга обычно приплюсовывают еще пять - кредиторскую задолженность местных бюджетов, бюджетных организаций. Но и этим долгом администрация края, по ее словам, "управляет". Как говорится, поживем - увидим.

"Сервантесу не снилось".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 16.04.03)

Георгий Кострыкин собирается обжаловать определение Верховного суда РФ от 4 апреля. Хотя и признает, что "это занятие бесперспективное, и плетью обуха не перешибешь". Все в традициях Сервантеса: "Дон Кихот" (как уже окрестили экс-председателя крайизбиркома некоторые СМИ) борется с ветряными мельницами до конца. Стой лишь "незначительной" разницей, что испанский "борец" действовал исключительно ради принципов, не окрашенных оттенком меркантильности. Кстати, некоторые ушлые политтехнологи уже собираются использовать ситуацию в предвыборных целях. Центральные СМИ, например, сообщают о некоем пиарагентстве, которое предложило коммунистам избирательную стратегию, основанную на "конкретных примерах". Одним из этих примеров может стать дело красноярского "Дон Кихота" Кострыкина.

Между тем формирование новой комиссии идет полным ходом, но пока неясно, смогут ли войти в ее состав члены прежнего крайизбиркома. Представители ЦИК, прибывшие в Красноярск, утверждают: могут.

Список кандидатов должен быть составлен до 25 апреля. Уже известен и первый кандидат, официально выдвинутый коммунистами - бывший краевой парламентарий, руководитель треста "Сибтехмонтаж" Леонид Федоренко.

"Неравнодушные профессионалы".

("Красноярский рабочий", 16.04.03)

В соответствии с регламентом Законодательное собрание края образует из числа депутатов постоянные комиссии.

В третьем созыве мы сформировали тринадцать постоянных комиссий, каждая из которых работает над законопроектами, определяющими деятельность в экономической, социальной, политической, общественной сферах жизни всего нашего огромного края. С полной ответственностью могу сказать, что в этом созыве состав комиссий представлен депутатами, которые являются не только профессионалами своего дела, но и людьми, действительно неравнодушными к судьбе Красноярского края.

Александр УСС, председатель Законодательного Собрания края.

"Нам нужен правовой всеобуч".

("Красноярский рабочий", 16.04.03, Эрих Пырх)

Девять депутатов Законодательного Собрания края входят в состав постоянной комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике. Это Ю. Абакумов, И. Ахметов, В. Востров, М. Добровольская, С. Ким, А. Симановский, Г. Терещенко, А. Шведов и Ю. Швыткин. В прошлом году комиссия провела 21 заседание. Всего было рассмотрено 162 вопроса, в том числе обсужден 31 проект законов края. По инициативе комиссии ЗС приняло 8 краевых законов. Сотни граждан обратились к депутатам за помощью, и во многих случаях им удалось оказать содействие в решении самых разных проблем. Сегодня о работе комиссии рассказывает ее председатель Юрий Абакумов.

- Юрий Константинович, вы второй созыв подряд являетесь председателем постоянной комиссии по законности, накопили немалый опыт, работали бок о бок с разными людьми. Какие произошли изменения за последнее время?

- Могу сказать, что по сравнению с прошлым созывом качественный состав нашей комиссии улучшился. Тогда только у меня было юридическое образование, теперь же в комиссии пять юристов, поэтому нам легко найти общий язык. Представлены у нас и журналисты, в том числе два руководителя красноярских телекомпаний. Есть в составе комиссии и предприниматели. Так что спектр достаточно широк, и это позволяет нам взвешенно подходить к решению различных вопросов.

- Каковы основные направления деятельности комиссии?

- Прежде всего это законотворческая работа. Здесь одно из важнейших направлений связано с совершенствованием судебной системы, которая сейчас реформируется. К сожалению, в прошлом году депутаты Законодательного Собрания края лишились права рассматривать и согласовывать кандидатуры федеральных судей. Не думаю, что в российских условиях это верное решение. Раньше мы имели какую-никакую возможность влиять на процесс назначения судей, особенно когда они выдвигались на второй срок. Информировали население о согласовании кандидатур, собирали о них информацию и точно знали отношение людей к той или иной персоне. Теперь такого рода "народный контроль" отменен. Правда, в состав краевой квалификационной коллегии судей включены общественные представители, но их голос решающей силы не имеет, и влияние их на процесс назначения федеральных судей призрачное. Еще одно прошлогоднее новшество - институт мировых судей, кандидатуры которых утверждают именно депутаты ЗС.

К слову, закон края о мировых судьях, как и законы о представителях общественности в квалификационной коллегии судей и в адвокатской коллегии, разрабатывался с участием нашей комиссии при помощи экспертно-правового управления ЗС. Вообще мы тесно сотрудничаем с этим управлением. Например, с середины прошлого года вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, пришлось отменять многие устаревшие нормы, разрабатывать соответствующий краевой закон. Он уже активно применяется на местах, мы получаем множество откликов, в том числе и критических, совместно с экспертно-правовым управлением рассматриваем предложения об изменениях и дополнениях. Это нормальная практика - любой закон нуждается в совершенствовании.

Мы принимаем активное участие и в разработке законов, которыми вплотную занимаются другие комиссии ЗС. Конечно, самый важный закон - о краевом бюджете. Здесь мы взаимодействуем с теми ведомствами, которые закреплены за комиссией в силу ее специфики. Никакого кураторства, разумеется, нет - есть четкая совместная работа. Мы, к примеру, отслеживаем бюджетные строки финансирования правоохранительных органов, наблюдаем за болевыми точками с помощью Счетной палаты края, выступаем в роли третейских судей, когда речь заходит о незаконном, нецелевом либо неэффективном использовании казенных денег. Если требования о финансировании разумны, мы их, безусловно, поддерживаем.

Вот недавно рассматривали вопрос о погашении кредиторской задолженности "органам двойного подчинения", как бы сказали раньше, то есть тем, которые финансируются и из федерального, и из краевого бюджетов (скажем, военкоматы). Комиссия не согласилась с краевой администрацией и направила губернатору свое решение о погашении "кредиторки" - в первую очередь в части выдачи зарплаты и обмундирования, оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Много было критики в отношении бюджетного фонда "Правопорядок", поэтому пришлось немало времени уделить анализу его деятельности. Порой звучали резкие заявления, в том числе от членов нашей комиссии, но мы никогда не ставили вопрос о ликвидации фонда. Устранить недостатки в его работе, добиться целевого использования средств - вот это конструктивный подход.

- И что, членам комиссии удалось выработать единое мнение по этому спорному вопросу?

- А у нас нет такой задачи - во что бы то ни стало прийти к единому мнению. Все мы разные, но это и хорошо. Выслушиваем аргументы друг друга, спорим, убеждаем, а в конечном итоге точку ставит голосование. Принимаем решение комиссии большинством голосов, каждый при этом может оставаться при своем мнении.

- В этом созыве у вашей комиссии появилась новая забота - информационная политика...

- Надо признать, что тут у нас достаточно ограниченный "фронт работ". Пытались "реанимировать" вещательную систему "Енисей", кое-что удалось сделать при прежней краевой администрации в плане создания единого информационного пространства Красноярья. Отслеживаем финансирование городских и районных газет. Денег, конечно, очень мало, но стараемся хотя бы по справедливости распределять то, что есть. Причем никаких любимчиков, никакого патроната, давления, тем более никакой цензуры - у всех изданий равные права. Да и как нам "играть в одни ворота", если в составе комиссии - три ярких представителя различных СМИ, которые, так сказать, уравновешивают друг друга.

- А теперь, пожалуйста, расшифруйте формулировку "защита прав граждан".

- О, это огромный пласт нашей работы, ведь под нее все что угодно можно подвести! Так и выходит - нам жалуются на судейскую волокиту, на неурядицы в жилкоммунхозе, на проблемы с пенсионным обеспечением, да мало ли на что еще. Очень много здесь работы у Марины Добровольской, которая в прошлом году рассмотрела 947 обращений граждан. Это и понятно: люди в поисках справедливости используют ее потенциал не только как депутата, но и как журналиста. Ко мне в 2002 году поступило 517 обращений.

- Удается ли оказать людям реальную помощь?

- Я бы сказал так: коэффициент полезного действия у нашей комиссии достаточно высок, хотя в силу особенностей российской действительности создается немало тупиковых ситуаций, где выхода при всем желании не найти. Достаточно вспомнить прогоревшие финансовые структуры, сулившие людям золотые горы, а затем канувшие в Лету. Сейчас вернуть свои кровные вкладчикам практически невозможно - и юридических лиц тех уже нет, и имущество ими вовремя и с умом распродано, так что взятки гладки.

И все-таки нередко нам удается помочь людям в защите их прав. Однажды в ЗС поступил сигнал об избиении осужденных в сосновоборском ЛИУ 288/37. Мы подключили прокуратуру, та провела проверку, факты подтвердились. В итоге один из работников спецучреждения был отстранен от должности, другому объявлен строгий выговор, еще двум вынесено предупреждение о неполном служебном соответствии. Или еще. Жительница Красноярска обратилась к нам с жалобой на незаконное осуждение ее сына Кировским районным судом. Впоследствии, по сообщению краевого суда, несправедливый приговор отменили, дело направили на новое рассмотрение в ином составе суда.

- По журналистскому опыту знаю, что работать по жалобам очень нелегко. Как депутаты выдерживают огромный вал обращений граждан?

- Да, это самый большой и, так сказать, душевнозатратный раздел нашей работы. Не случайно мы занялись созданием институтов защиты прав граждан. Разработали закон, в крае появился уполномоченный по правам человека. Теперь разбираем его ежегодные отчеты, в них много ценной информации. Эти документы не мешало бы внимательно изучить тем, чьи действия или бездействие вызывают нарекания граждан. Вот они, проблемы, о них говорится без утайки и без нагнетания психоза - пожалуйста, решайте, помогайте людям, восстанавливайте их доверие к себе. Думаю, с течением времени институт уполномоченного по правам человека будет работать в крае с большей отдачей.

- Хотелось бы в это верить, но у меня, допустим, есть ощущение, что с защитой прав дела у нас еще долго будут обстоять неважнецки. Что, по-вашему, нам здесь мешает? Может быть, от чего-то нужно избавиться, что-то следует приобрести?

- Прежде всего нашему обществу пора приходить к осознанию того, что граждане должны уметь отстаивать свои права. Взять те же обращения - их ведь тоже надо уметь грамотно составлять. Излагайте свои мысли ясно, пишите без излишних подробностей - уже нам легче будет работать. Многие не понимают, что в России давно нет телефонного права, а все спорные вопросы решаются через суд. Уровень правовой культуры населения низок, люди привыкли, что их проблемы могут разрешиться во внесудебном порядке - будь то конфликтная комиссия профкома, товарищеский суд или партком. Нет больше этого! Сейчас совсем иное время - только суд вас рассудит. Но к новым условиям не готово ни население, ни судебная система. Для России характерна коррупция, многое по сию пору решается не по закону. Независимость судей сомнительна. Какая там независимость, если при скудном финансировании судам приходится идти на контакт не только с властными, но порой и с коммерческими структурами. Не удивительно, что доверие населения к институтам власти очень низкое.

- А к депутатам разве высокое?

- Судя по количеству обращений, достаточно высокое. И это при том, что мы не решаем вопрос по существу, не можем приказать директивно, обязать или обеспечить адвокатскую защиту. Но определенное влияние оказываем, пишем обращения в тот или иной орган, и авторитет представительной власти играет свою роль. Там изучают ситуацию с другой стороны, нередко пересматривают прежние решения. Иногда помогаем людям чисто организационно - это тоже немаловажно. Зачастую человек просто не знает, куда ему идти со своей проблемой. Тогда помогаем хотя бы сориентироваться, даем совет. Рекомендую сначала обращаться к нам, а уж потом обивать пороги различных инстанций.

Только не забывайте, что у депутата коренным образом изменился официальный мандат. Нынешние наши возможности весьма ограничены - даже депутатский запрос не можем направить в организацию "не нашего" подчинения. А представления у людей остались прежними, дескать, раз выбрали тебя депутатом, значит, ты можешь и должен все проблемы решать. Наша жизнь круто изменилась, но многие этого так и не поняли. Поэтому сейчас нам как воздух необходим правовой всеобуч. Государство и общественные институты должны безотлагательно заняться повышением правовой грамотности населения. Тогда и с защитой прав граждан будет не все так плохо.

"Люди готовы взять власть".

("Красноярский рабочий", 16.04.03, Елена Дмитриева)

Постоянная комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества работает в Законодательном Собрании третий созыв. Сейчас в ее составе семь депутатов - Ю. Абакумов, В. Востров, И. Захаров, А. Клешко, В. Нечаев, О. Пащенко, А. Симановский. Возглавляет работу комиссии Алексей Клешко. Уже за первый год работы в новом составе комиссия рассмотрела 278 вопросов, относящихся к государственному устройству и местному самоуправлению, в том числе 65 законопроектов. По их количеству комиссия - в числе самых загруженных. С этого мы и начали свою беседу с Алексеем КЛЕШКО.

- Алексей Михайлович, такое количество законов о государственном устройстве, об отношениях Федерации и субъектов, о местном самоуправлении не говорит ли о кризисе управления в крае и стране в целом?

- По большому счету наша новая российская государственная система управления выстраивается чуть более десяти лет, находится в стадии формирования. Разрабатываются новые принципы взаимодействия Федерации и регионов, все это должно быть законодательно утверждено. Местное самоуправление мы стремимся приблизить к системе, закрепленной в Европейской хартии, в то же время необходимо учитывать многовековой российский опыт (достаточно вспомнить знаменитое Новгородское вече, более поздний принцип российского села "всем миром", да и в советских сельсоветах очень много рационального).

Сегодняшний вал законопроектов в сфере госстроительства - это скорее не кризис, а проблема роста. Если говорить о краевом аспекте, то новая губернаторская команда готовит свою концепцию управления краем. Какова будет схема управления, мы увидим, когда губернатор представит ее в Законодательное Собрание. Впрочем, общеизвестно: схему-то можно нарисовать какую угодно красивую, с ровными клеточками, стрелочками... Мне кажется, что во многом кризис или успех управления связан не со структурой органов власти, а с людьми, которые работают в этой структуре. Кажется, Бисмарку принадлежит фраза о том, что плохие законы могут компенсироваться качеством чиновников, а плохих чиновников хорошие законы не компенсируют.

У меня пока складывается впечатление, что новая администрация края настроена решать проблему управления. Такой пример: еще пару лет назад в органы власти края попасть было невозможно даже главам местного самоуправления (за редким исключением). Теперь каждый четверг - день территорий. Главы приезжают, могут без проблем попасть к заместителям губернатора, председателям постоянных комиссий Законодательного Собрания. Мы приняли изменения в закон края о местном самоуправлении, формируем совет по вопросам МСУ, работаем над законодательным укреплением государственной службы, в том числе в части усиления требований к служащим, над предупреждением коррупции.

- В последние несколько лет по краю прокатилась волна упразднения муниципальных образований в границах районов. Прокуратура, а затем и суд, в том числе Верховный, приостановили этот процесс. И все-таки чем была вызвана эта волна?

- В значительной степени слабостью местных советов. Мы пока очень сильно ориентированы на личность. До сих пор люди не осознают себя хозяевами своей территории, им кажется, что хозяин должен быть один, в случае с единым муниципальным образованием - глава района. Удачный в некотором отношении пример Северо-Енисейского района повлек массу последователей - в Ермаковском, Канском, Ачинском, Курагинском районах. Их активно поддерживал прежний Совет администрации края. Но в чем успех североенисейцев? Этот район самодостаточен, более того, является донорским. А если денег нет, подобная реформа не повысит управляемость, зато власть от народа отдалит. Сведет на нет контроль со стороны населения, ответственность чиновников.

Поэтому наша комиссия (в том числе и в предыдущем созыве под председательством В. Новосельцева) с самого начала не поддерживала эту инициативу. Кстати, принадлежала она не населению, а главам районов, в руках которых сосредоточен достаточный административный ресурс для организации тех же сходов. Время показало, что мы были правы. С одной стороны, это подтверждают решения судов различных уровней. С другой стороны, новый проект Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вводит двухуровневую модель МСУ как обязательную.

- А готовы ли люди взять управление в свои руки? Практика говорит о слабости местных советов, которые и голоса-то своего порой не имеют. Главы администраций зачастую являются по совместительству председателями советов. Может, мы в принципе не готовы к МСУ как нация?

- Без роста самосознания, без внедрения современного местного самоуправления у России просто не будет перспективы развития. Мы должны понять, что мы хозяева этой страны, этого края, города, села, улицы, подъезда. Мне кажется, как только уйдем от мысли, что должен быть один хозяин, который придет и разом решит все проблемы, - мы перейдем на качественно новый уровень. На мой взгляд, люди готовы взять на себя управление - в том объеме, который необходим для решения вопросов местного значения. Другое дело, что сама власть до сих пор не спешила разделить полномочия, а главное, закрепить финансовое обеспечение их выполнения.

- А теперь не слишком ли заспешила? Проект федерального закона о принципах местного самоуправления раскритиковало большинство субъектов Федерации, но он благополучно прошел первое чтение в Государственной Думе. В чем, на ваш взгляд, слабые места законопроекта, что комиссия и Законодательное Собрание собираются предпринять, чтобы вас услышали в Госдуме?

- Безусловный плюс закона - двухуровневая система МСУ. Показателен сам факт, что Федерация признает необходимость реформирования местного самоуправления как одну из первостепенных задач. Вообще идея местного самоуправления не вчера родилась, она выношена веками: каждый уровень власти должен решать проблемы своей компетенции и иметь финансовые средства для их решения. Органы МСУ должны заниматься коммунальными вопросами, проблемами организации жизни в своем населенном пункте. Районные власти должны решать такие проблемы, как транспортное сообщение, районное здравоохранение, образование, финансы, налоги своего уровня.

Выравниванием социальных стандартов между районами должна заниматься региональная власть. Но, на наш взгляд, новый закон не решает главной проблемы - финансового обеспечения поставленных задач. Нет адекватного налогового разграничения между уровнями самоуправления. Еще один пробел - закон не учитывает специфики таких огромных территорий, как наш край. Мы уже направляли в Госдуму свои замечания, но они не были учтены, как, впрочем, большинство замечаний других субъектов Федерации. Очень хотелось бы, чтобы они были услышаны во время прохождения закона во втором чтении. Для этого мы подключили красноярских депутатов в Госдуме, выработали совместные предложения с коллегами из Думы Таймырского АО и Суглана Эвенкийского АО на прошедшем в марте заседании координационного совета законодателей.

Только что я побывал в Государственной Думе - поправок к законопроекту поступило из регионов и от депутатов более 7 тысяч! Это рекорд, такого количества поправок не было даже к Бюджетному и Налоговому кодексам. Мне кажется, факт красноречивый, который свидетельствует о недоработанности законопроекта. А ведь он коснется практически каждого жителя страны.

- На каждом заседании комиссии помимо краевых и федеральных законопроектов вам приходится рассматривать письма и обращения жителей края. С какими вопросами обращаются люди?

- По-прежнему актуальной остается проблема административно-территориального деления в крае. Разъясняем правовые условия изменения границ муниципальных образований. При этом мы исходим из того, что изменение установленных границ должно быть обосновано вескими доводами. Предметом двух заседаний комиссии стало обращение граждан поселка Таежный Канского района об изменении его статуса на сельское поселение. Не раз рассматривали информацию о нарушении законодательства о местном самоуправлении. Так, глава Мазульского сельсовета Ачинского района в нарушение бюджетного законодательства не представлял на утверждение депутатам бюджет. После нашего обращения в прокуратуру нарушение было устранено. Глава Уярского района не представлял совету отчеты об исполнении бюджета. Органы местного самоуправления Лесосибирска препятствуют реализации права граждан на организацию местного самоуправления поселка Стрелка. Обо всем этом нам пишут жители края - как видите, вопрос о том, готовы или нет люди к местному самоуправлению, можно не задавать. Уровень активности очень высок.

- Что в планах комиссии на ближайшее время?

- Работаем над целым рядом законопроектов - о сходах и конференциях граждан (этот закон уже принят в первом чтении), о референдуме; над изменениями законов об избирательной системе Красноярского края, о выборах в органы местного самоуправления, о фонде финансовой поддержки муниципальных образований. Кроме того, комиссия занята такой актуальной проблемой, как разработка системы мер по предотвращению коррупции в государственных органах власти края. Не менее важная тема - сохранение территориальной целостности края. Мне кажется, эти две актуальные темы серьезно влияют на ближайшее будущее нашего края, так что предлагаю к ним вернуться на страницах "Красноярского рабочего".