Конституционная реформа: Обзор СМИ Абхазии
Итоги женевских переговоров - прежний статус неприемлем
"Первый тур переговоров в Женеве по обсуждению конфликта на Кавказе и обеспечению мер безопасности в регионе, хоть и был по своим итогам окрещен как провальный, тем не менее, победитель в нем есть - Абхазия и Южная Осетия", - пишет "Чегемская правда", комментируя предусмотренные планом Медведева-Саркози международные дискуссии в Женеве. "На первое пленарное заседание, по настоянию Тбилиси, абхазов и осетин не пустили. Мало того, изначально, посредники отказали делегациям Абхазии и Южной Осетии в статусе равноправных участников переговоров. Взамен им предложили лишь присутствовать в заседаниях двух рабочих групп, при этом заранее оговаривалось, что каждый участник на этих мероприятиях будет представлять лишь себя, а не официальные делегации Абхазии и Южной Осетии. Если бы в конечном итоге такой сценарий взял бы вверх, и встреча состоялась бы в таком формате - это конечно стало бы сокрушительным поражением для Сухума, а для главы абхазской делегации - министра иностранных дел
Кроме того, пишет газета, грузинский язык, в отличие от абхазского и осетинского, был включен в список официальных языков мероприятия; вдобавок к этому в грузинскую делегацию вошли руководители "автономных правительств" Абхазии и Южной Осетии Акишбая и Санакоев. "Естественно такой расклад не мог устроить ни абхазов, ни осетин. Сергей Шамба в не совсем дипломатической тональности объяснил коллегам, что только статус равноправного участника переговоров устроит Сухум, а иначе абхазская делегация "умоет руки". "Чегемская правда" при этом ссылается на сообщения газеты "Коммерсантъ", которая утверждает, что господина Шамба пытались урезонить глава российской делегации - замминистра иностранных дел
"После первой неудачной попытки посредники обещают до середины ноября все уладить, и для этого спецпредставитель
На вопросы "Чегемской правды" ответил Советник президента по международным вопросам, один из членов абхазской делегации Вячеслав Чирикба.
Каковы ваши впечатления по итогам встречи в Женеве?
Как бы то ни было, абхазская и осетинская делегации были на переговорах. Евросоюз согласился на наше участие, но не разработал вопрос нашего статуса на этих переговорах. Это послужило проблемой в дальнейшей работе, поскольку, на первом пленарном заседании присутствовали грузинская сторона, представители ЕС и ООН, а также заместитель Госсекретаря США
Серьезные организации проводят такое серьезное мероприятие, почему эти вопросы не были отрегулированы заранее?
Мы не хотели подводить российскую делегацию, наших друзей, поскольку они были заинтересованы в том, чтобы Абхазия присутствовала на переговорах, это наша общая цель, чтобы Абхазия и Южная Осетия присутствовали на переговорах, на важных международных встреча в качестве полноправных участников процесса. Поэтому мы пошли на то, чтобы выяснить на месте, насколько этот план реализуем. В Женеве выяснилось, что на данных переговорах этот план не был реализуем, поэтому встреча завершилась досрочно. Что не означает, что мы отказываемся от переговоров в рамках ООН, ЕС в дальнейшем. Я считаю, что причина в том, что Евросоюз и США, другие организации сейчас находятся в растерянности, ситуация внештатная, они не знают, как себя вести в этой ситуации, как к нам относиться. Уже прежний статус для нас неприемлем, он в прошлом. А новых реалий они не могут принять, хотя мы уже независимые государства, признанные Россией и Никарагуа. И в этом отношении, в плане нашего статуса, не может быть никаких уступок. Сейчас мы даем посредникам время понять, как организовать встречу так, чтобы все стороны были на равном уровне. И, кроме того, чтобы к ним относились одинаково. Это необходимое условие для начала переговоров, без его соблюдения никакого разговора не будет.
Насколько, на ваш взгляд, существуют шансы проработать вопросы, которые стабилизировали ситуацию в регионе?
Мы заинтересованы в контактах с ЕС, ООН, для нас это очень важно. Мы хотим презентовать себя в новом качестве на международной арене, и Россия всячески нам помогает и поддерживает в этом. Поэтому Москва настаивает, чтобы мы участвовали в переговорах. Но в каком формате будет это происходить, пожалуй, самый важный вопрос. Здесь нужно быть принципиальными, ни на какие уступки не идти. Кроме того, для нас важен вопрос безопасности, поскольку российские войска вышли из буферной зоны вокруг границ Абхазии и Южной Осетии, и сейчас как будут обстоять дела в этой зоне, поэтому мы должны участвовать в переговорах. Другой вопрос предполагаемой повестки - вопрос беженцев - он сложный, трудно разрешимый, и пока нет доверия между сторонами, говорить о его разрешении не приходится. Это вопрос долгих переговоров. Посмотрим, сможет ЕС предложить нам формат, в котором мы, грузины, Россия смогут принять взаимное участие, если этого не будет, это не наша вина, это их проблема, чтобы найти взаимоприемлемый формат переговоров. ("Чегемская правда")
Конституционные поправки сужают круг претендентов на выборные должности
Подготовлен окончательный вариант предложений по внесению изменений в Конституцию. Среди поправок - назначение президентом премьер-министра с согласия Народного Собрании; право роспуска президентом Народного Собрания после трехкратного отклонения депутатами кандидатуры премьер-министра, предложенной главой государства; выражения Народным Собранием вотума недоверия правительству. Предлагается создать
Газета не сомневается в необходимости Конституционного суда и цитирует судью городского суда Валерия Зантария: "Конституционный суд необходим. Сегодня в стране некому определить соответствие конституционным нормам. Чтобы Конституционный суд реально работал, он должен быть абсолютно независимым. Возможно, судьи могли бы выбираться на выборах и пожизненно". Однако, по словам Зантария, прежде чем вводить Конституционный суд, "нужно начать с поднятия авторитета суда первой инстанции".
Как пишет "Нужная газета", комиссия по конституционной реформе предлагает передать Конституционному суду право толкования законов (по закону оно сейчас у парламента). "Минусы толкования законов парламента в том, что он будет толковать в русле принятого им закона. То есть, как законодатель. А если передадут полномочия толкования закона Конституционному суду, то есть опасность, что суд будет толковать законы как законоприменитель", - считает Валерий Зантария.
Как отмечает газета, нет двух мнений по поводу института народного правозащитника - омбудсмена. "Нужно, чтобы он был действительно независимым, поэтому при ком-то, даже при парламенте, этот институт не должен быть", - уверен судья. Уполномоченный по правам человека Георгий Отырба не склонен к опасениям в связи с независимым статусом Народного правозащитника. Отырба считает, что обеспечить эту независимость вполне реально, для этого нужно "все оговорить в законе". "Моя должность - подготовительный этап к институту народного правозащитника. Он будет большим шагом вперед", - отметил Отырба и предложил на будущее создать целую сеть региональных представителей - правозащитников.
Вопросы, как подчеркивает газета, возникают в связи с возможным распространением пятилетнего ценза оседлости помимо президента, еще и на вице-президента и депутатов парламента. "Пятилетний ценз оседлости на все выборные должности - это неправильно. Надо исходить из реальности, какой потенциал есть у нас за границей. Мы же не можем постоянно вариться в собственном соку", - считает Астамур Тания. Сомнения у него, как отмечает газета, вызывает также и передача президенту права роспуска парламента. " В наших условиях президенту нельзя давать право роспуска парламента. Это усиливает дисбаланс власти в сторону исполнительной, если речь идет действительно о российском опыте", - уточнил Тания. "Если даже самый лучший опыт перенять, не обязательно он будет работать. Важно определить сценарий государственного строительства. Нам нужен сильный президент, сильный парламент и сильный суд, независимые друг от друга. Вот с этим нужно определиться", - считает Тания. ("Нужная газета")
Между тем, как полагает "Чегемская правда", некоторые положения конституционных поправок таят в себе подвох. Государственная комиссия, пишет газета, предлагает парламенту вариант, по которому вице-президентом может быть избран "гражданин Республики Абхазия, владеющий государственным языком, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий на территории Республики Абхазия не менее пяти последних перед днем выборов лет". Если более детально посмотреть на эту проблему, то, как полагает "Чегемская правда", за сугубо технической корректировкой разворачивается большая политическая игра - "перегруппировка сил перед новыми президентскими выборами". "Если отталкиваться от Закона о государственном языке, то, начиная с 2015 года всем руководителям страны надлежит владеть абхазским языком. И если исходить из этого правила, "вице-президентская" поправка в том месте, где говорится о необходимости кандидату владеть государственным языком, будет смотреться, как пункт, специально подогнанный исключительно к выборам 2010 года, ведь со следующих выборов 2015 года данная ремарка теряет всякий смысл. Обыватель может оспорить выводы, ведь действующий вице-президент
Реализация такого сценария, как отмечает газета, станет еще одной ощутимой потерей той пропрезидентской команды, " которая и привела Сергея Багапш к креслу президента. Уже нет во власти ни
Отразится ли мировой финансовый кризис на экономике Абхазии?
Депутаты Народного Собрания Абхазии решили выяснить, как повлияет взбудораживший весь мир очередной финансовый кризис на развитие экономики Абхазии, на ее банковскую систему, на благосостояние населения. Как пишет "Республика Абхазия", 20 октября на еженедельном собрании было заслушано мнение специалистов по этому поводу: эксперта-экономиста Беслана Барателия, заместителя председателя Национального банка РА Эммы Тания, председателя Сберегательного банка Абхазии Тимура Бганба, вице-премьера, министра финансов
Эмма Тания также подчеркнула выгодность финансового положения Абхазии, у которой нет кредитов международных банков. " Такие кредиты есть у российских банков, и теперь им приходиться возвращать займы. Мы осторожно относимся к предложениям получать кредиты, так как это всегда предполагает какие-то обязательства, мы отказывались и от ценных бумаг", - отметила Э. Тания. В то же время Тания выразила обеспокоенность тем, что у государства нет механизмов и ресурсов, направленных на устранение возможных кризисных моментов, выработанных мер по отношению к заемщикам, которые не возвращают кредиты.
По ее словам, 1 млрд. 400 млн. рублей кредитов, выданных банками Абхазии, должны были бы повлиять на развитие экономики, но этого не произошло, поэтому надо с правительством регулировать, определять, в какую систему направлять средства и развивать ее. Тания отметила низкий уровень процентных ставок кредитов в Нацбанке, в общей сумме они составляют 24%, тогда как в российских банках они выше 30%.
Депутаты, как пишет газета, выраили неудовлетворенность тем, что кредиты очень "короткие", и признались, что у них есть должок - еще не принят ими Закон "О банкротстве".
Тимур Бганба считает, что прямой связи у Абхазии с мировым кризисом нет, но он отразился на российских инвесторах - и как следствие, уже заметно снижение инвестиций в Абхазию. Бганба отметил, что в Абхазии по банковской системе больше бьет не кризис, а неудовлетворительный курортный сезон, что нужно поднять банковскую дисциплину, особенно среди молодых заемщиков.
Беслан Кубрава также призвал не очень обольщаться большими инвестициями, которые могли бы быть, так как "у наших потенциальных инвесторов проблемы, и навряд ли они сразу к нам ринутся, пока. Никто не знает, сколь долго продлится кризис. И поэтому нужно не сидеть в ожидании, а самим работать. Нужно не допускать ошибок, которые произошли в крупных странах, - не упускать из государственного поля зрения деятельность банков, управление развитием экономики. Государство должно ответственно подходить к этим вопросам", - считает Кубрава. ("Республика Абхазия").