Военный вестник

Перестрелки

По сообщению газеты "Панорама", в ночь с 6 на 7 октября на линии соприкосновения вооруженных сил Карабаха и Азербайджана также были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Согласно источнику этого информационного портала, азербайджанская сторона из различного мелкокалиберного стрелкового оружия обстреляла карабахские позиции на ряде участков границы. В частности, была зарегистрирована интенсивная стрельба в направлении карабахских позиций, расположенных близ сел Юсифджанлу, Левонарх и Верин Чайлу. Утверждается, что после ответных действий карабахской стороны стрельба со стороны Азербайджана прекратилась. В результате нарушения режима прекращения огня потерь со стороны Армии обороны НКР нет.

Министерство обороны Нагорного Карабаха сообщает, что в ночь с 8 на 9 октября 2008 года на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Карабаха и Азербайджана вновь зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Как сообщает "Кавказский узел", азербайджанская сторона из различного мелкокалиберного стрелкового оружия обстреляла карабахские позиции, расположенные на восточном направлении близ сел Юсифджанлу и Карадаглы, северо-восточном - Кармираван, Сейсулан и Джраберд. Помимо имевшей место стрельбы на передовой линии, в последнее время воздушные силы Азербайджана на расстоянии около 25 километров от пограничной зоны осуществляют учебно-тренировочные полеты самолетов и вертолетов. "Несмотря на активность противника на суше и в воздухе, карабахская сторона тем не менее уверенно контролирует ситуацию на пограничной зоне республики и в случае необходимости осуществляет предупредительные действия. В результате последнего нарушения режима прекращения огня потерь со стороны Армии обороны НКР нет", отмечают в пресс-службе Минобороны.

По сообщению Day.Az, "9 и 10 октября армянская сторона нарушили режим прекращения огня. Согласно информации, армянские воинские подразделения обстреляли позиции азербайджанской армии вблизи сел Гойарх, Сейсулан, Чилебюрт Тертерского района, села Юсифджанлы Агдамского района. Помимо этого, армянские вооруженные силы обстреляли позиции азербайджанской армии на территории Газахского района Азербайджана. Огонь велся из автоматов и пулеметов. Во всех случаях потерь нет".

Бакинская "525-я газета" сообщает, что "подразделения Вооруженных сил Армении 12 октября с позиций на территории сел Мосесгех, Караси Бердского района и с позиций села Воскепар Ноемберянского района Армении подвергли обстрелу места дисклокаций ВС Азербайджана на безымянных высотах Товузского района, позиции на территории сел Алибейли и Гушчу Айрым Газахского района страны".

Азербайджанские СМИ сообщают о случаях нарушения армянской стороной режима прекращения огня в разных точках соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана с 14 по 17 октября.

Чрезмерная активность, наблюдавшаяся 15 и 16 октября на линии соприкосновения огня со стороны армянских вооруженных формирований, никак не связана с президентскими выборами в Азербайджане. С таким заявлением в беседе с "Эхо" выступил известный военный эксперт, полковник-лейтенант в отставке Узеир Джафаров. По его словам, обстрел позиций Вооруженных сил Азербайджана со стороны армянских вооруженных формирований происходит регулярно, о чем ежедневно сообщает Министерство обороны. "Иногда обстрелы носят более активный характер, иногда бывают более сдержанными. Однако, я не думаю, что нарушение армянскими военными режима прекращения огня в нескольких направлениях каким-то образом может быть связано с тем, что в Азербайджане в этот день выбирали главу государства, - отметил эксперт. - Однако, как правило, эти обстрелы бывают встречены ответным огнем и не переходят в активные боевые действия". Впрочем, по словам Джафарова, этого не было и вряд ли будет. "В настоящее время у сторон нет желания решать нагорно-карабахский конфликт военным путем, хотя Азербайджан регулярно выступает с заявлениями о готовности вернуть свои территории военным путем", сказал эксперт. По его мнению, поскольку к региону существует большой интерес великих держав, они не допустят возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией. "Дальше перестрелок дело не зайдет", заключил Джафаров.

Режим прекращения огня на линии соприкосновения ВС Армении и Азербайджана нарушает Азербайджан. Об этом, передает ARMENIA Today заявил министр обороны Армении Сейран Оганян. По его словам, "если перестрелки и нарушения носят организованный и целенаправленный характер, то мы всегда отвечаем, а если неорганизованный, то игнорируем". Агентство напоминает, что ранее начальник отдела пограничного представительства Главного штаба ВС Армении полковник Андраник Мкртумян заявил, что текущий год стал рекордным по числу нарушений азербайджанской стороной режима перемирия. По словам Мкртумяна, статистика последних лет свидетельствует о росте числа нарушений на линии соприкосновения ВС Армении и Азербайджана: в 2005 году было зарегистрировано 273 случая, в 2006 году - около 600, в 2007 году - около полутора тысяч, и в текущем году зарегистрировано уже около 2,6 тыс. случаев. "Это свидетельствует о том, что азербайджанская сторона из года в год наращивает огневое воздействие", отметил Мкртумян. Одновременно увеличивается число нарушений режима перемирия с применением крупнокалиберного оружия - в 2007 году - 89 случаев, за 9 месяцев текущего года - около 200 случаев. "Обстреливаются как посты, так и села, и дороги, из-за чего местное население вынуждено пользоваться объездными дорогами", - подчеркнул Мкртумян. Агентство обращает внимание также на то, что азербайджанские СМИ продолжают пестреть сообщениями о нарушении режима перемирия в зоне карабахского конфликта якобы с армянской стороны. "Бакинская агитмашина выдает ежедневно с утра ворох лже-сообщений о том, что режим перемирия нарушается".

Вооружение

Экс-председатель Совета директоров Армянской Ассамблеи Америки (ААА) Жирайр Аратунян в своей публикации под названием "Опасная поддержка: Израиль продает все больше оружия азербайджанцем, поскольку еврейское лобби поддерживает Азербайджан" выражает обеспокоенность продолжающейся поставкой оружия Азербайджану. "Продажа оружия Азербайджану со стороны Израиля является опасным прецедентом для Кавказа. Военная торговля - опасная провокация в таком нестабильном регионе, как Южный Кавказ", говорится в публикации Аратуняна. Автор статьи считает весьма курьезным тот факт, что Израиль обвиняет Иран и Сирию в вооружении Хамас и Хезболла, в то время, как сам является серьезным поставщиком оружия. "Тель-Авив продает оружие Баку в то самое время, когда Ильхам Алиев периодически заявляет о намерении решить вопрос Нагорного Карабаха силовым путем", пишет Аратунян. Он отмечает, что вместе с развивающимся военным и экономическим сотрудничеством между Азербайджаном и Израилем, Еврейский комитет Америки (AJC) намерен лоббировать в США интересы Азербайджана. Согласно статье, такое обещание дал председатель AJC Девид Харрис во время своего визита в Баку. Кроме того, после встречи Харриса с Алиевым, председатель Еврейского комитета заявил, что AJC считает Азербайджан верным партнером США и Израи, отметив, что он попробует убедить Вашингтон в том, чтобы США уделяло наибольшее внимание повышению роли Минской Группы ОБСЕ. "Таким образом, мы становимся свидетелями развития военного сотрудничества между Израилем и Азербайджаном, а также усиления поддержки Азербайджана Еврейским комитетом Америки. Вряд ли рядовые члены AJC в курсе всего этого. Они не знают, Еврейский комитет Америки и Израиль вторгаются в нестабильный кавказский регион и усиливают риск возобновления военных действий на Южном Кавказе", - отметил Жирайр Аратунян. (PanARMENIAN.Net).

Как сообщает газета "Азг", Азербайджан планирует в 2009 году увеличить свои военные расходы, доведя их до 2,5 млрд долларов, против 1,8 млрд в текущем году. "Если за прошлые 5 лет общие военные расходы составили 4,5 млрд долларов, то в 2003-2009 гг. они составят 7 млрд долларов", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, подчеркнув, что "увеличение военных расходов является суверенным правом Азербайджана". "Азербайджан находится в военном положении, наши территории оккупированы, на военные нужды будет выделено столько средств, сколько будет необходимо", отметил Алиев.

Министр обороны Армении по просьбе журналистов прокомментировал недавние предвыборные заявления переизбранного президента Азербайджана Ильхама Алиева о об увеличении военных расходов страны и намерении продолжить изоляцию Еревана. Армения не собирается вступать в гонку вооружений с Азербайджаном, заявил министр оборонy Сейран Оганян. По его словам, это - нормальный процесс - процесс вооружения страны. "Мы не собираемся идти на гонку вооружений, но у нас есть свои планы, которые мы будем осуществлять, в частности, вооружение и модернизация нашей Армении", заявил Оганян. Что касается "изоляции Армении", по словам министра, подобное мы слышим не впервые, но Армения всегда найдет пути реализации поставленных задач. (ARMENIA Today).

Позиция России

Предстоящие президентские выборы в Азербайджане станут очень важным событием в стране, в ходе них будет небольшая пауза в разрешении нагорно-карабахского конфликта, затем консультации, в которых российская сторона готова принимать участие, продолжатся, сказал представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, отвечая на вопрос Trend News. "Я считаю, что в ситуации с нагорно-карабахским конфликтом не происходит эскалации. Проводятся консультации со всеми заинтересованными сторонами, и Россия принимает посильное участие", сказал Нестеренко. По его словам, международная практика показывает, что в такой ситуации нужно проявлять терпение.

Мы считаем, что территориальная целостность всех государств должна быть определяющим принципом международного права. Об этом заявил в беседе с "АПА" глава комитета думы по делам СНГ Алексей Островский. Он отметил, что этот принцип должен соблюдаться в случае мирного урегулирования этих замороженных конфликтов без применения силы, путем политического компромисса и политических переговоров: "Мы считаем, что обе стороны конфликта - и Азербайджан, и Армения - должны найти в себе силы и мужество для того, чтобы сесть за стол переговоров и выработать взаимоприемлемый вариант решения данной проблемы". Подчеркнув, что переговоры проводятся при посредничестве России, депутат отметил, что его страна могла бы гарантировать выполнение тех договоренностей, которые будут достигнуты: "Но, если не будет взаимного желания у азербайджанской и армянской сторон, боюсь, что странам-посредникам будет тяжело урегулировать данную проблему".

Интернет-издание "ArmeniaNow" обратилась к теме интервью министра ИД России Сергея Лаврова "Российской газете", в котором он заявил: "Армения по сути заблокирована из-за нагорно-карабахского конфликта. У Армении огромные трудности с общением с внешним миром. В коренных интересах армянского народа как можно скорее эту ситуацию разблокировать. Географических и политических выходов в действительности немного", а также: "Как только нагорно-карабахское урегулирование станет фактом, Турция готова будет помочь Армении установить нормальные связи с внешним миром, естественно через установление официальных, дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном. Те проблемы, которые испытала Армения в ходе этого кризиса (грузино-осетинского. - прим. ИА REGNUM) в плане трудностей с бесперебойным транзитом товаров через Грузию, товаров, которые жизненно необходимы для армянского народа, показывают абсолютную необходимость и срочность скорейшего урегулирования...". Таким образом, отмечает издание, со слов Лаврова выходит, что задыхающаяся Армения готова пойти едва ли не на все, лишь бы открыть границы и установить с Турцией дипломатические отношения. "Кстати, подобного тона заявлений Москва не позволяла себе при президентстве Роберта Кочаряна. Означает ли это, что современное армянское руководство идет на смягчение озвученных еще Кочаряном позиций, по которым: а) Нагорный Карабах не может быть частью Азербайджана; б) Нагорный Карабах не может быть анклавом, РА и НКР должны иметь общую границу?", задается вопросом издание. "ArmeniaNow" обратило внимание и на слова Лаврова о том, что "остались нерешенными два-три вопроса, которые подлежат согласованию на очередных встречах президентов Армении и Азербайджана. Прежде всего речь идет о Лачинском коридоре. И наше ощущение, как одного из трех посредников, такое, что развязка вполне реальна". "Ранее армянскими властями отмечалось, что судьба этого коридора хотя и обсуждается отдельным пунктом, но оспариванию не подлежит. Между тем, как вытекает из слов российского министра, он оспаривается".

На вопросы газеты "Айоц ашхар" отвечает председатель комиссии по внешним связям НС НКР Ваграм Атанесян

Начнем с того, что высказанная господином Лавровым точка зрения не соответствует ранее сделанному МИД РФ заявлению о том, что Карабахская проблема должна решаться на основе принципа уважения права народа НК на самоопределение. Оно, кажется, отражало подходы, которыми руководствуются сопредседатели Минской группы и в частности Россия. Речь идет в первую очередь о заявлении Сергея Лаврова, согласно которому политические, географические и коммуникационные возможности Армении крайне ограничены. Тем более тревожно, что министр иностранных дел РФ, по сути дела, намекает на то, что другая сторона конфликта - Азербайджан - имеет более широкие возможности, что, на мой взгляд, противоречит нормам дипломатической этики. Особенно если учитывать, что Россия является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Считаю, что подчеркивать "преимущества" одной стороны конфликта на фоне "ограниченных возможностей" другой не означает занимать нейтральную позицию. Заявления Лаврова вызывают беспокойство и в том плане, что делаются на фоне подчеркнутой активности Турции, стремящейся расширить свое влияние в регионе. Фактически глава МИД России косвенно обуславливает успех переговорного процесса ролью Турции, давая понять, что эта страна может предоставить Армении альтернативную коммуникационную возможность, обеспечить связь с внешним миром, которой та была лишена во время грузино-осетинской войны и после ее окончания. Может быть, я несколько преувеличиваю, но по крайней мере меня интервью Лаврова тревожит.

Сказал ли министр ИД РФ что-либо новое о переговорном процессе или же повторил уже известные вещи: принципы урегулирования в основном согласованы, за исключением нескольких спорных вопросов, по которым стороны пока не договорились?

По большому счету ничего нового он не сказал. Но как представитель страны-сопредседателя дал азербайджанской стороне возможность выступать с какими-то заявлениями об обсуждаемых предложениях. Лавров констатировал, что есть два-три несогласованных вопроса, один из которых касается статуса Лачинского коридора. И тут же последовало заявление одного из высокопоставленных представителей администрации азербайджанского президента: да, вопросы, связанные со статусом Нагорного Карабаха и Лачинского коридора, а также с размещением миротворческих сил, остаются несогласованными. А ведь конфиденциальность переговоров должны соблюдать не только стороны, но и посредники. Так что данное обстоятельство не менее тревожно. Судя по комментариям господина Лаврова, Россия обсудила с Турцией и Азербайджаном свою позицию по Карабахскому вопросу. Более того, создается впечатление, что подходы и действия "сторон" в какой-то степени согласованы. Возможно, они полагают, что раз в начале прошлого столетия политико-правовой статус Нагорного Карабаха был определен при вмешательстве России и Турции, то и сегодня можно сделать то же самое. Или: если Россия в одностороннем порядке признала независимость Абхазии и Южной Осетии, то ей следует оказать Турции какие-то услуги в обмен на ее лояльность.

За счет Карабаха?

Я пока воздержусь от подобных формулировок. По мнению карабахской стороны и моему лично, проблема должна решаться на основе компромиссов. Мы не стремимся к одностороннему признанию, если оно может привести к появлению новых разделительных линий на Южном Кавказе. Но вместе с тем мы не согласны с изменением существующего положения в ущерб суверенитету и безопасности НКР и ее народа. В основе компромиссного решения должна лежать договоренность, достигнутая в ходе прямого диалога между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Думаю, дипломатические усилия сопредседателей, в том числе и России, должны быть направлены в первую очередь на то, чтобы непосредственные стороны конфликта - Нагорный Карабах и Азербайджан - пришли к общему знаменателю в том, что альтернативы мирному урегулированию нет.

Чем, по-вашему, могли быть обусловлены, мягко говоря, спорные акценты, сделанные российским министром?

Тут я могу делать только теоретические предположения. Кажется, Запад и Россия исчерпали лимит шагов навстречу друг другу, возможность поиска компромиссных решений: западный альянс (европейские страны-члены НАТО и США) признал независимость Косово, Россия ответила на это признанием Южной Осетии и Абхазии. В этой плоскости "ресурс компромиссов" исчерпан и сегодня стороны пытаются найти точки соприкосновения, показать, что отношения можно выстраивать в условиях не только конфронтации, но и согласия. И создается такое впечатление, что согласия они хотят достичь по Карабахскому вопросу. Конечно, хотелось бы, чтобы посредники - США, Россия и Франция, - то есть мировые центры силы, достигли "консенсуса" в вопросе карабахского урегулирования. Но я повторяю: этот консенсус должен быть обусловлен договоренностями, достигнутыми НКР и Азербайджаном. А зиждеться они должны на взаимопонимании и доверии друг к другу. Если Азербайджан будет восприимчив к вопросам признания независимости НКР, установления двусторонних отношений, реализации совместных экономических, коммуникационных и других проектов, то Карабах окажется восприимчив к волнующим эту страну проблемам. Карабах не может пойти и никогда не пойдет на односторонние уступки.

Можно ли на основании заявлений Лаврова сделать вывод, что судьбой Карабаха должны распорядиться президенты Армении и Азербайджана - в рамках двусторонних соглашений?

К сожалению, в интервью министра ИД РФ не подчеркивается фактор Карабаха, что само по себе противоестественно, ведь именно он является главным субъектом конфликта: народ НКР поднял вопрос о своей независимости и отделился от Азербайджана путем проведения референдума. Напротив, в интервью подчеркивается, что переговоры проходят между Арменией и Азербайджаном, иными словами, договоренность, достигнутая ими, может быть навязана Нагорно-Карабахской Республике. Все это противоречит тем подходам, которые Россия высказала, чтобы мотивировать признание Южной Осетии и Абхазии. Это яркий пример использования двойных стандартов. Нагорно-Карабахская Республика - не объект, а полноправный субъект конфликта и договариваться должна в первую очередь она. Вот этого, к сожалению, нет ни в тексте, ни в контексте интервью господина Лаврова. Вряд ли с такими подходами можно достичь скорейшего урегулирования проблемы. Более того, они не то что не снимают существующие вопросы, а порождают новые. Вопросы, лежащие в плоскости геополитических процессов, а не интересов стран региона. Нужно ли, чтобы Южный Кавказ в очередной раз оказался в центре столкновения геополитических интересов, чтобы его трясло и лихорадило? Любое решение должно находиться в плоскости постепенного устранения путем переговоров всех вопросов, но никак не порождения новых. В этом плане просто удивляет то, что один из сопредседателей в лице министра ИД России заявляет: у одной из сторон нет альтернативы открытию границы с Турцией и для этого ей следует проявить более "конструктивный", "гибкий" и "терпимый" подход к карабахскому урегулированию. Для нас такой подход неприемлем. Акценты, содержащие в себе элементы угроз, попытки внушить общественности, что альтернативой "гибкости" является полная изоляция Армении, способная привести к социальному взрыву, не соответствуют нормам дипломатической этики, уровню межгосударственных отношений и практике урегулирования конфликтов. ("Айоц ашхар").

Высказывание главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что в ходе переговоров основные проблемы утрясены и остаются несогласованным лишь 2-3 вопроса, в первую очередь, Лачинского коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом, бывший министр иностранных дел НКР, бывший кандидат в президенты Армении Арман Меликян рассматривает как нежелание России оставлять этот коридор в юридикции НКР. "Сдача территорий и вывод Лачинского коридора из-под контроля армянских сторон - это, по сути, возвращение к ситуации 1988 г.", сказал он. Самое, по его словам, парадоксальное в том, что этой акцией начнется закат российского присутствия в Закавказье. "И это самый важный аспект нынешних действий России. Россия уже попала в определенную ловушку в связи с юго-осетинскими событиями, войной в Грузии. Это будет продолжение. (...) Сдав территории и оставив у себя в заложниках Карабах, Россия не сумеет удержать Армению в сфере своего влияния. Армения вынуждена будет отказаться от Карабаха, ибо в противном случае она сама окажется заложницей российских интересов. А уход Армении с орбиты российской политики и отказ от стратегического союзничества с Россией, поправшей коренные интересы Армении, коренным образом изменит всю конфигурацию и баланс сил на Кавказе - приобретет совершенно иное значение курдский вопрос, значительно повысится вес Ирана в регионе, США найдут для себя новые плацдармы для ведения той политики, какую они сегодня ведут по изоляции России от Западной Европы, считает Меликян. Уход Армении из сферы влияния России будет критическим шагом в контексте российской политики на Кавказе вообще и не только на Кавказе. "У России вообще странная манера ставить на постсоветском пространстве, там, где она может делать ставки, на криминализованных политических уродцев, на людей, либо обязанных Москве своей политической карьерой, либо имеющих от нее другую зависимость, посредством которой Россия может иметь прямое влияние, которое, однако, не имеет никакого отношения к принципам демократии и свободомыслия. Это чисто влияние воздействия на агента, который будет проводить необходимую ей политику. Эта привычка постоянно создает дополнительные трудности для России в ведении внешней политики. Видимо, те, кто сегодня активно пытаются способствовать сдаче территорий Азербайджану, очень не хотят видеть Россию динамично развивающимся государством со своим веским словом в мировой политике. Но это выбор России. Если дело пойдет по этому сценарию, то я более чем уверен, что в Армении от Карабаха откажутся. Если Россия добивается этого, она это получит. В Армении откажутся и от Карабаха, и от сегодняшнего правящего пророссийского режима", отметил Арман Меликян. ("Время новостей").

"От имени АРФ Дашнакцутюн я заявляю, что мы не согласны отдать Азербайджану ни пяди земли в зоне карабахского конфликта, включая "пояс безопасности". Такое заявление сделал журналистам председатель постоянной парламентской комиссии по вопросам обороны, безопасности и внутренних дел, депутат фракции АРФ Дашнакцутюн Артур Агабекян. "Наша партия подчеркивала, и будет подчеркивать, что будет заранее предпринимать определенные меры против каких-либо возможных соглашений с азербайджанской стороной об уступках. Земли, расположенные вокруг Нагорного Карабаха, не являются просто территориями, а имеют важную составляющую безопасности для населения", отметил он в ответ на интервью "Российской газете" министра ИД России Сергея Лаврова. (АрмИнфо).

Азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу считает, что Россия дорого заплатит за "приобретение" Южной Осетии и Абхазии. "Сегодня России грозит потеря Армении. Запад, США предпринимают различные попытки для вывода Армении из-под влияния России. Запад не стал предпринимать действий по предотвращению финансового кризиса, зная, что он непременно коснется России. Осложнение ситуации больно ударило по финансовой системе Запада, но еще больнее удар пришелся по России", заметил политолог. Что касается места Азербайджана в противостоянии США и России, то Ахмедоглу выступает за присутствие в стране обеих сторон. "И США, и Россия имеют интересы в Азербайджане. Для нас выгодно одновременное присутствие обеих. Отсутствие одной стороны и присутствие другой чреваты негативными последствиями", считает он. ("Зеркало").

По мнению газет "168 Жам", после того, как Москва в принципе "уточнила" свои взаимоотношения с Грузией, фактически, "отпустив" то, что от нее осталось, в НАТО, российское руководство свое внимание сконцентрировало не столько на Армении, сколько на Азербайджане. В сложившейся ситуации он более адекватен и во всех смыслах имеет перспективы стать многообещающим стратегическим партнером. И пока армянские "стратеги" утверждали, что после завершения войны в Южной Осетии с новой силой возобновится обсуждение по проблеме еще одного непризнанного государства - Нагорно-Карабахской Республики, официальная Москва поспешила на всех возможных уровнях заявить, что с процессами вокруг НКР ситуация в Южной Осетии и Абхазии ничего общего не имеет. Тем самым, ею была создана крепкая база в развернувшейся борьбе с Западом за Азербайджан. В результате сегодня мы являемся свидетелями процесса, когда после пятидневной кавказской войны вес и роль Азербайджана в регионе беспрецедентно выросли (вопреки официальной армянской пропаганде). Более того, сегодня высокопоставленные американские и российские политики соревнуются друг с другом, заявляя о том, что они уважают территориальную целостность Азербайджана, и пытаются "очаровать" эту южнокавказскую "третью силу", предлагая ей перспективные политические, финансово-экономические и гуманитарные проекты.

"Россия хочет сдать Карабах?" Под таким заголовком ARMENIA Today разместила у себя информацию, распространенную сайтом "Геополитика.ру". "Россия предъявила Армении ультиматум оттянуть свои войска, де-факто расположенные в Нагорном Карабахе", сообщает "Геополитика" со ссылкой на конфиденциальные источники в правительстве и МИД России. Издание пишет, что вместо этих войск в Карабах войдут части 58 армии ВС России, а также российские миротворцы. Вновь ссылаясь на свои источники "Геополитика" пишет, что данный ультиматум способен вызвать правительственный кризис в Армении, а также в корне изменить геополитическую ситуацию в регионе. Как отмечает ARMENIA Today, эта информация появилась в преддверии приезда в Ереван президента России Дмитрия Медведева.

В условиях мирового кризиса Россия должна перестраивать свою политику и ей стоит отойти от имперской политики и более либерализировать свою внешнюю политику, заявил 1news.az азербайджанский политолог Вафа Гулузаде, комментируя предстоящий визит главы России Дмитрия Медведева в Армению. "Медведев как раз сторонник такой политики. Однако имперские силы этой страны во главе с Путиным не дают ему работать и всяческим образом Россию впутывают в разные авантюры. Армения все это понимает и максимально хочет дистанцироваться от России. Наверное, визит Медведева в Ереван как раз служит и тому, чтобы удержать Армению в своей орбите. Многие наши местные русофилы думают, что Медведев едет в Ереван возвращать нам Карабах. Просто я удивляюсь убогости мышления этих людей. С какой стати ему возвращать нам Карабах, если Россия может потерять саму Армению. Этого не будет", отметил политолог. По его словам, Медведев будет уговаривать руководство Армении не уходить из орбиты России и пока терпеть временные трудности в связи с мировым кризисом. Но Армения, в отличие от России, сама сможет успешно выйти из этого мирового кризиса, установив добрососедские отношения с Турцией и Азербайджаном. "Мы можем ей предложить реальные планы по выходу из кризиса. Но если она все-таки предпочтет оставаться с терпящей крушение Россией ради удержания Карабаха, то это уже ее дело и я вас уверяю, она пойдет на дно вместе с ней", отметил политолог. "Никакого продвижения в карабахском вопросе не будет. Россия уже сделала свой выбор в пользу Армении, и она никогда ради Азербайджана не бросит ее", - заключил он.

Заявления Мэтью Брайзы

США считают территориальную целостность Азербайджана главным принципом, на котором должно основываться решение карабахского конфликта, заявил в интервью Русской службе BBC помощник заместителя госсекретаря США, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза. По мнению Брайзы, для успешного завершения переговоров Армения должна согласиться с тем, что юридически Нагорный Карабах является частью Азербайджана. "Мы знаем, что у Армении другая позиция, и мы должны использовать очень творческие конструктивные подходы, чтобы Армения и Азербайджан нашли общий язык. Это возможно, потому что до какой-то степени эти подходы совпадают", отметил он. Американский посредник согласен с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, который недавно завил, что в урегулировании карабахского вопроса осталось несколько мелких проблем. "Есть только несколько моментов, которые мы должны решить. Это сложные вопросы, которые, как всегда, обсуждаются в конце переговоров. Но они могут быть решены, если обе стороны проявят добрую волю. Что касается подробностей, я не хотел бы открывать их, потому что мы должны дать президентам и министрам иностранных дел двух стран пространство, чтобы они могли вести переговоры", отметил Брайза. Он подчеркнул важность продолжения работы Минской группы ОБСЕ. Он заявил, что не считает Россию соперником США на Южном Кавказе, напротив, страны, по его мнению, имеют общие интересы в этом регионе. "У нас есть свои стратегические интересы, которые мы разделяем со своими партнерами на Кавказе. И мне кажется, Россия не выступает против всех этих интересов, например, я имею в виду стабильность на Южном Кавказе. Россия ищет пути установления стабильности на своих южных границах. Мы можем сотрудничать в этой области", отметил он. Еще одним важным игроком на Южной Кавказе Брайза назвал Турцию. "Мы считаем, что Турция может играть позитивную роль на Кавказе. Например, Турция уже способствовала развитию трубопроводов на Кавказе. Мы не знаем, что подразумевается в плане о платформе стабильности, которая включает и Турцию, и Россию и все страны Южного Кавказа. Если Турция сможет сделать позитивный вклад - мы за это", пояснил Брайза. Напомним, сразу после августовского кризиса на Кавказе США пообещали быть рядом с Азербайджаном. О поддержке Вашингтоном территориальной целостности Азербайджана и Грузии тогда также говорил Мэтью Брайза. "США твердо поддерживают территориальную целостность как Азербайджана, так и Грузии, и в этом позиция США неизменна", отметил он. Сейчас же Брайза отмечает, что после российско-грузинского конфликта политической воли в урегулировании карабахского конфликта стало больше. (Newsru.com).

"Мы надеемся, что следующим шагом после Бишкекской встречи глав МИД Армении и Азербайджана будет организация в течение следующих нескольких недель встречи президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна". Об этом "АПА" сообщил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза. Комментируя заявление премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна, Брайза заявил, что может подтвердить лишь позицию представленной им страны: "Я лишь могу повторить слова нашего вице-президента Дика Чейни о том, что мы ищем совместного согласованного разрешения, которое начинается с принципа территориальной целостности Азербайджана и включает добавочные принципы совместного согласия". Агентство напоминает, что ранее Саркисян назвал опасными заявления, касающиеся принципа территориальной целостности Азербайджана при игнорировании при этом других принципов, что, по словам главы армянского правительства, создает в результате ошибочные представления и ожидания.

США хотя воспользоваться ситуацией, и, поскольку агрессия России в отношении Грузии вызвала настороженность в Азербайджане, как бы выразить поддержку нашей стране, считает азербайджанский политолог Лейла Алиева. "Речь идет о том, что первая страна, кроме Грузии, в этом геополитическом балансе Азербайджан - визави России, и играет очень большую роль. Поскольку в данный момент Россия принялась интенсивно перетягивать Азербайджан на свою сторону, то, думаю, что американцы стараются не отстать от этой борьбы за нашу страну", сказала политолог. По ее словам, США решили продемонстрировать, что американцы могут оказаться верными в стратегическом партнерстве. "Это было вызвано той ситуацией, которая возникла после грузино-российского конфликта", пояснила политолог. "Брайза опытный дипломат, в этом ему не откажешь. Хотя иногда он и делает противоречивые заявления. То, что он считает, что вопрос должен решаться в рамках норм международного права, это похвально. Тем более что Брайза является представителем такой великой державы, как США", отметил профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов. По мнению эксперта, Брайза озвучил позицию руководства Белого дома и Госдепартамента США, которые неоднократно говорили об этом. "Видимо, после событий, произошедших в Грузии в августе этого года, эта тема, поскольку она стала слишком болезненной, затрагивает интересы многих республик и государств, которые находятся в нашем регионе. Это носит символичный характер, и хорошо, что он озвучил это именно сейчас, после тех событий", отметил эксперт. ("Эхо").

Глава Армянского Национального Комитета Америки (ANCA) Кен Хачикян обвинил сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта от США Мэтью Брайзу в отступлении от американской позиции по Нагорному Карабаху, население которого в жестокой войне завоевало право на жизнь, свободную от тирании, при правительстве, которое оно избрало. Как сообщила PanARMENIAN.Net пресс-секретарь ANCA Элизабет Чулджян, Хачикян подчеркнул, что заявление Брайзы о принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану абсолютно неверно. "Все мы это знаем, равно как знают Баку и Анкара", сказал глава ANCA.

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза своим последним "гениальным" интервью BBC доказал, что он не только не является нейтральной стороной и открыто поддерживает Азербайджан в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, но и то, что этот человек ничего не знает об истории конфликта и вряд ли понимает значение фраз "с юридической точки зрения, по закону, Нагорный Карабах является частью Азербайджана", - заявил в беседе с корреспондентом PanARMENIAN.Net эксперт аналитического центра "Митк" Эдуард Абрамян. По словам эксперта, интервью Брайзы можно назвать чисто провокационным и даже неграмотным в правовом смысле этого слова. "Дело в том, что нет в мире такого закона, о котором так усердно говорит Брайза, более того, юридические границы между государствами решают не международные структуры и организации или какие-то сопредседатели-посредники конфликтов. Этим делом занимаются специальные правительственные межгосударственные комиссии, как, к примеру, российско-азербайджанская или грузино-азербайджанская. Что касается армяно-азербайджанской границы, то она после развала СССР не уточнялась и не была подвергнута демаркации. Более того, Азербайджан является правопреемником не Азербайджанской ССР, которая имела демаркационные линии с соседними государствами, а именно Азербайджанской Демократической республики, которая даже не была де-юре признанным государством", подчеркнул Абрамян. Он также отметил, что никакой закон или юридическая точка зрения, о которой заявил Брайза, действовать и влиять на решение карабахской проблемы не может. "Это очередная фантазия американского сопредседателя, если не сказать больше. Этот человек уже себя исчерпал, и он не может иметь ту же степень доверия у армянской стороны. Армянское лобби США, активно борющаяся против назначения планируемого посла США в Армении, теперь же должна активным образом начать работу по смещению таких сомнительных персон как Брайза, поскольку, правда одна и от нее никуда не денешься. Руководство Армении в свою очередь должно активизировать свою деятельность по международному признанию НКР и само начать процесс по укреплению государственности Степанакерта", сказал Абрамян.

Комментируя заявление эксперта аналитического центра "Митк" Эдуарда Абрамяна, бакинская газета "Зеркало" пишет: "Да, на самом деле Мэтью Брайза известен своим экстравагантным поведением и заявлениями, которые вызывают раздражение как в Баку, так и в Ереване. Однако в данном конкретном случае Брайза по большому счету ни в чем не виновен. И не потому, что сказанное выгодно Азербайджану. Во-первых, Все сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в том числе российский в лице Юрия Мерзлякова, не раз заявляли, что государства, которые они представляют, признают Нагорный Карабах частью территории Азербайджанской Республики.

Во-вторых, существуют международно признанные границы любого государства, в том числе Азербайджана и Армении. Ставить под сомнение почти догматический постулат международных отношений означает не только отказ от существующего Устава ООН. Это означает, что также ставится под сомнение территориальная целостность любого государства, в том числе Армении. Именно с этой точки зрения ссылаться на Декларацию о государственной независимости Азербайджанской Республики не выгодно самой Армении. Ведь АДР, правопреемником которой является нынешний Азербайджан, считала собственной территорией немалую часть и нынешней Армении. И все же армянам есть за что ополчиться. Однако не на Брайзу, а вообще, в целом, на США и Запад. Дело в том, что Брайза не выступает с заявлениями, которые противоречат официальной позиции США. Это - официальная позиция США и в целом Запада по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, которая кардинально изменилась после агрессии России против Грузии, то есть ругать и обижаться надо на Россию и Грузию, которые совместными усилиями создали в регионе новую геополитическую ситуацию. Именно поэтому в позиции США по карабахскому урегулированию произошли существенные изменения. Если раньше США, признавая территориальную целостность Азербайджана, заявляли, что стороны могут урегулировать конфликт на любых условиях, связанных с будущим статусом Нагорного Карабаха, то сегодня официальный Вашингтон особый упор делает на необходимость учета принципа территориальной целостности Азербайджана".

Евросоюз

Делегация Нагорного Карабаха в составе заместителя министра иностранных дел НКР Эдуарда Атанесяна и начальника Главного информационного управления аппарата президента НКР Давида Бабаяна совершила визит в Бельгию. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МИД НКР, основной целью визита было обсуждение с экспертными кругами ЕС вопросов, связанных с разворачивающимися вокруг Нагорного Карабаха событиями и ролью ЕС в них. В рамках визита делегация НКР вместе с представителями расположенных в Брюсселе исследовательских центров, организаций и структур ЕС приняла участие в организованном европейским филиалом Армянского общего благотворительного союза (АОБС) круглом столе на тему "Нагорный Карабах, его соседи и расширенная Европа". Члены карабахской делегации выступили на форуме в университете "Лесиус" Антверпена, в котором наряду с местными студентами приняли участие и студенты из Польши, Чехии, Франции, Германии, Великобритании. Представители Нагорного Карабаха имели встречи в структурах ЕС, в том числе в Европейском парламенте, а также в Центре Европейской политики (EPC). Делегация Нагорно-Карабахской Республики провела дискуссии с представителями действующих в Брюсселе армянских организаций относительно роли Диаспоры в процессе решения стоящих перед НКР вопросов.

"Азербайджан не считает Евросоюз возможным посредником в установлении мира в регионе". Как передает бакинская "525-я газета", об этом в Брюсселе, выступая на конференции Центра Европейской политики, заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "ЕС - это сильный экономический и политический союз стран, но в плане осуществления совместных действий ЕС еще не достиг нужного уровня, в особенности в обстановке, которая быстро меняется. ЕС не может действовать инструментально. В Минскую группу входят многие страны ЕС, и мы принимаем во внимание их позицию. Нам необходимо влияние ЕС, как участника международных отношений, но мы не думаем, что Евросоюз - это возможный партнер в рамках Минской группы", сказал Азимов. В ответ на это спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Питер Семнеби подтвердил, что блок поддерживает Минскую группу, но не видит никаких изменений в позиции ЕС в плане присоединения к МГ в качестве полноправного члена. По словам Семнеби, к примеру, в недавней войне в Грузии ЕС доказал, что "может проявить политическую волю в посредничестве в соглашении о прекращении огня, кроме того, Евросоюз сумел быстро развернуть свою наблюдательную миссию". Азимов напомнил, что "Азербайджан, в отличие от Грузии и Украины, не стремится стать членом Евросоюза".

Процесс урегулирования

Несмотря на определенные продвижения в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, конкретных результатов нет. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на расширенном заседании Кабинета министров. "Мы готовы проанализировать некоторые обнадеживающие предложения. Растущие возможности Азербайджана еще больше усиливают нашу позицию в переговорах", сказал президент. По его словам, вопрос территориальной целостности Азербайджана не вызывает ни у кого сомнений, и Азербайджан все еще нуждается в ведении переговоров. "Наша политика неизменна и однозначна. Конфликт должен найти свое решение только в рамках территориальной целостности Азербайджана", заявил Алиев. Президент сказал, страна живет в условиях войны и в первую очередь она должна усиливать свой военный потенциал. "В последующие годы мы направим самую большую часть бюджетных расходов на строительство армии и повышение своей военной мощи", - заявил Алиев.

Как сообщает газета "Айк", посол Франции в Азербайджане Габриель Келлер заявил, что в настоящее время Азербайджан и Армения близки к урегулированию Карабахского конфликта как никогда. По его словам, на переговорный процесс по Карабаху повлияли грузинские события. "В настоящее время шансы на урегулирование Карабахского конфликта намного выше, чем до грузинских событий. Так, страны Южного Кавказа поняли свою слабость, зависимость от регионального контекста и то, что вопросы невозможно решить военным путем. В этих условиях больше шансов на то, что инициативы Минской группы дадут свои плоды", - сказал посол.

В вопросе урегулирования нагорно-карабахской проблемы, по всей видимости, ожидаются новые процессы, которые в ближайшее время станут более очевидными. Несмотря на постоянные заявления посредников Минской группы о том, что проблему должны решить народы Армении и Азербайджана, а также руководители двух стран, понятно, что это в значительной степени дипломатическая декларация. Если Россия, США и Европа пришли к окончательному консенсусу по этому вопросу, то Армению и Азербайджан ждут серьезные вызовы. Вопрос в следующем: есть этот консенсус или нет? ("Аравот").

После достижения промежуточного решения по урегулированию Карабахского конфликта армяно-азербайджанское энергетическое сотрудничество продвинется. Таково мнение бывшего премьер-министра Армении Гранта Багратяна, которое он представил на организованной "Сетью Кавказских Журналистов" он-лайн пресс-конференции. Отвечая на вопрос о возможности реального восстановления экономического, в том числе энергетического сотрудничества Армении и Азербайджана в свете новых энергетических проектов Армении до решения Карабахского конфликта, он заметил, что решение Карабахского конфликта не может быть представлено в качестве единичного акта. "Не думайте, что какая-то подписанная бумага будет окончательно решать проблему. Она уже решается как минимум 250 лет. Я думаю, что да, какое-то промежуточное решение будет достигнуто, после чего продвинется азербайджано-армянское энергетическое сотрудничество. Но, опять-таки, армянам и азербайджанцам в ближайшем столетии придется еще не раз собраться по поводу проблемы Карабаха", сказал Багратян. Он затруднился ответить на вопрос о планах армянского правительства по налаживанию добрососедских отношений с Азербайджаном, выразив надежду, что такие планы есть. "Хотя, политическое долголетие армянских и азербайджанских правителей - штука опасная. И поэтому я не исключаю, что продолжение конфликта им на руку для сохранения власти". ("Ноян Тапан").

Вопрос статуса Нагорного Карабаха должен быть решен на основе свободного волеизъявления его народа. Об этом заявил сегодня журналистам министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян после состоявшейся в Бишкеке встречи глав МИД Армении, России и Азербайджана. На встрече был обсужден переговорный процесс по карабахскому урегулированию, который проходит в рамках Минской группы ОБСЕ на основе "мадридских предложений". Комментируя заявления о том, что основные аспекты карабахского урегулирования уже согласованы, Налбандян заявил, что основным вопросом является статус Нагорного Карабаха, который должен быть решен на основе свободного волеизъявления его народа. По словам министра, если звучат заявления о том, что основные вопросы согласованы, то можно предположить, что взаимопонимание достигнуто именно по этим вопросам. Что касается утверждений некоторых аналитиков, что Армения находится в сложном положении в переговорном процессе, то по словам министра "это не анализ, а плод больного воображения". Глава армянского МИД также выразил мнение, что после президентских выборов в Азербайджане переговоры будут вестись более активно. (АрмИнфо).

"Мы вступили в период, когда назрела необходимость коренных стратегических преобразований во внешней политике. А это возможно и увенчается успехом лишь тогда, когда внешняя политика нашего государства будет пользоваться полноценным доверием народа". Как сообщает АрмИнфо, об этом заявил руководитель фракции АРФ "Дашнакцутюн" - "Движение-88" Национального Собрания Нагорного Карабаха Армен Саркисян в ходе парламентских слушаний на тему "Ситуация на Южном Кавказе: перспективы международного признания НКР" с участием депутатов НС Нагорного Карабаха и Армении, членов правительств, политических сил и экспертов обеих республик. По его мнению, в первую очередь следует принять стратегическое решение о признании НКР, начать процесс по признанию НКР со стороны других государств. "К сожалению, сейчас мы пребываем в выжидательном положении, полноценно не оцениваем нашу стратегическую роль на Южном Кавказе и больше подчиняемся ситуации, превращаясь в объект. Мы должны стать субъектом, самостоятельной политической единицей, и в данном смысле по ряду вопросов наша политика должна отличаться от политики Армении, потому что мы находимся в различных ситуациях", сказал Саркисян. По его словам, необходимо определиться, на какой конкретно территории Нагорный Карабах строит свою независимость. "Необходимо положить конец проявлениям политики территориальных взаимоуступок и понять, что и Косово, и Южная Осетия, и Абхазия, выступая в качестве субъекта, а не объекта, были признаны в рамках своей территориальной целостности, и никаких территориальных взаимоуступок не имело место. Ибо указанные страны вели переговоры лишь вокруг одного вопроса - признания их независимости на тех же самых территориях, а не вокруг территориальных взаимоуступок или других вопросов", сказал Саркисян. Он высказался также за полноценное использование потенциала армянства мира в процессе признания НКР. По мнению руководителя фракции, следует попытаться установить отношения с Косово, Южной Осетией и Абхазией с целью взаимного признания, в противном случае одностороннее признание их со стороны НКР было бы бессмысленным. По его словам, Южный Кавказ всегда был взрывоопасным регионом, что во многом обусловлено интересами, которые сталкивались здесь, и сегодня столкновение этих интересов обрело новое качество.

Фактически, в то самое время, когда в "генштабе" ОБСЕ сопредседатели Минской группы Франция и США работают над планом урегулирования конфликта, Россия, как передают компетентные дипломатические источники, ведет сепаратные переговоры с Азербайджаном по варианту "своего плана", пишет газета "168 Жам". Если верить тем же источникам, пишет газета, содержание российских предложений можно изложить следующим образом: а) армянские войска дислоцируются на территории собственно Карабаха, а на всем протяжении армяно-азербайджанской зоны соприкосновения, включая Лачинский коридор, дислоцируются российские войска; б) Лачинский коридор переходит под юрисдикцию Азербайджана, с условием, что российские подразделения обеспечивают безопасность людей и грузоперевозок; в) армянские войска постепенно выводятся из Карабаха, уступая место полицейским силам Нагорно-Карабахской Республики; г) вопрос статуса НКР обсуждается в удобный момент. Как мы видим, это - "блестящий" план, иронизирует "168" и сообщает: "Как передают близкие к президенту Армении источники, этот "план" ошеломил не только власти страны, но и двух других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которых Россия надеется убедить в том, что предлагаемый вариант урегулирования нагорно-карабахского противостояния исходит из интересов всех заинтересованных сторон.

Степанакерт

Степанакерт отметил 85-летие. Празднество, которое состоялось 11 октября, было насыщено мероприятиями. По программе, предусмотренной руководством общины, были организованы спортивно-культурные мероприятия по всему Степанакерту. Собравшись вместе, участники праздника исполнили круговой танец. У памятника Степану Шаумяну прошел митинг, в котором приняли участие пожилые степанакертцы. Их выступления содержали тоску по прошедшим годам и веру в будущее. На тожественном собрании, организованном в Доме офицера столицы, присутствовало руководство республики во главе с президентом Бако Саакяном. В связи с Днем города президент республики обратился с поздравительной речью к степанакертцам. Мэр города Вазген Микаелян, поздравив степанакертцев в связи с праздником, рассказал о программах уже реализованных, а также перспективных планах, подчеркнув при этом поддержку руководства в вопросе решения социально-экономических задач. За заслуги в деле развития и процветания Степанакерта ряду граждан было присвоено звание "Почетный горожанин". Вечером того же дня на площади Возрождения состоялся концерт, который сопровождался праздничным фейерверком. ("Азг").

ИА "Де-Факто" представила краткую историю столицы Нагорного Карабаха. "Согласно свидетельству архиепископа Макара Бархударянца на месте современного Степанакерта еще с незапамятных времен существовало поселение под названием Вараракн, что в буквальном переводе означает "Бурлящая вода". Чужеродный топоним Ханкенд, согласно авторству исторического романиста Гайка Хачатряна, связывается с существованием хана по имени Багри из рода мелика Шахназаряна. Получив титул хана от Шах Аббаса - старшего, Багри основал вначале! 7-го века на правом берегу реки Кар-кар деревушку Багу. Десятилетия спустя жители деревни переселились на новое место, ближе к Вараракну, и назвали новое поселение именем хана Багри. Ханкенд в переводе с персидского означает буквально - поселение хана. Впрочем, в писании архиепископа Макара Бархударянца отмечается, что поселок Ханкенд был основан русскими в 1847 году. Там располагались военные казармы. Однако имеется ряд свидетельств более раннего периода. Так, известный армянский романист Раффи упоминает Ханкенд в связи с захватом Шуши шахом Аббасом-Мирзой в 1826 году. В церковных записях 1832-1833 годов Ханкенд записан как армянское поселение, насчитывающее 40 армянских семей. Исследователь русских поселений Елизаветопольской губернии Н. Л. Сегал считает, что Ханкенд образовался вследствие поселения там русских отставных военнослужащих и их семей, которые по разным причинам не захотели возвращения на свою родину. Мысль эта перекликается с утверждением азербайджанского исследователя русских переселенцев Д. И. Исмаил-заде, который приписывает поселку Ханкенд статус некоей штаб-квартиры со смешанным армянским и русским населением. Интересные сведения о нынешнем Степанакерте периода 1918 - 1920 годов имеются в соответствующих документах того времени. Известно, что благодаря имеющимся в нем казармам, поселок Ханкенд привлекал командование двух противоборствующих армий - армян и татар. В 1918 году с целью усиления самообороны Карабаха два армянских полка вместе с необходимым количеством оружия и провианта должны были дислоцироваться в Ханкенде. Однако, Британская миссия, которая в то время правила в Карабахе, опасаясь усиления позиций армян, строго воспротивилась этому. Впоследствии Ханкенд становится ареной боевых действий, наряду с другими населенными пунктами Нагорного Карабаха. После установления советской власти и периода бесполезной в итоге борьбы за принадлежность Карабаха Армении, 7 июля 1923 года декретом АзЦИКа была образована Нагорно-Карабахская автономная область с административным центром в Шуши. Однако уже 1 августа того же года временное руководство области на своем первом заседании вынесло решение о переводе областного центра из Шуши в поселок Ханкенд. Сюда были переведены как сам обком КП, так и государственные учреждения. 20 сентября 1923 года все население нового города, уже столицы области, вышло на митинг, посвященный 5-ой годовщине злодейского убийства 26 Бакинских комиссаров. Единогласным решением жители города переименовали Ханкенд в Степанакерт, в честь пламенного революционера Степана Шаумяна. Степанакерт получил право статуса города республиканского значения. Национально-освободительная борьба, начавшаяся по существу в начале 1960-х годов и завершившаяся в 1988-ом известным решением сессии областного Совета, сделала Степанакерт центром национального возрождения и политической борьбы за независимость Нагорного Карабаха.

16 октября в Степанакерте состоялись беспрецедентные свадебные торжества - одновременно сочетались браком свыше около 700 пар. Как сообщает "Де-Факто", в рамках торжеств в церкви Иоанна Крестителя древнего монастыря "Гандзасар" и церкви "Казанчецоц" города Шуши состоялось венчание, после чего торжества продолжились в Степанакерте, на центральной площади Возрождения. Молодоженам были вручены свидетельства о браке, а также банковские "золотые карты". Инициатива проведения массового бракосочетания принадлежит известному бизнесмену и меценату Левону Айрапетяну, который выступил также основным спонсором торжеств. Часть средств на проведение свадьбы выделена из госбюджета НКР.

Как сообщает газета "Азг", между правительством НКР и Американским университетом Америки (АУА) заключен договор, согласно которому, при совместном финансировании. предусматривается построить в Степанакерте школу №11. Договор подписали премьер-министр НКР Ара Арутюнян и руководитель АУА Арутюн Арменян. Общие расходы на строительство, согласно проекту, составили 920 млн драмов, причем 2/3 из этой суммы выделит правительство, а остальные расходы взял на себя через АУА американский предприниматель армянского происхождения Жан Трпанджян. Во время подписания договора премьер-министр выразил удовлетворение по поводу сотрудничества, отметив, что благодаря реализации программы Степанакерт будет иметь новый, современный очаг образования, в котором будут действовать спортзал, действовать отдельное административное здание, обеспечено автономное отопление. Строительство школы на 540 учащихся предусмотрено начать в ближайшее время и завершить его накануне учебного 2010 года. Бывшее здание школы №11 будет переоборудовано в детский сад, и тем самым будет выполнен еще один пункт в Программе развития дошкольных учреждений. В ближайшее время будет заключен договор о строительстве еще одного здания школы, теперь уже с фондом "Линси". Речь идет о строительстве нового здания самой старой школе №1 столицы НКР.

В Ереване дан официальный старт очередному ежегодному телемарафону по сбору пожертвований для сел Армении и Карабаха, который проводит Всеармянский фонд "Армения". Собственно телемарафон состоится 27 ноября в Лос-Анджелесе. Он станет одиннадцатым по счету. Наблюдать за ходом марафона смогут до 50 млн человек во всем мире. Генеральным спонсором этой благотворительной акции является компания "Вива-Селл", спонсорами - ЗАО "Ардшининвестбанк", "Айпост", "АГБА-КРЕДИТ-АГРИКОЛЬ БАНК". Вот уже второй год пожертвованные средства направляются на реализацию программы "Развитие сельских районов Армении и Карабаха". В рамках программ фонда "Армения" в Карабахе были осуществлены крупные восстановительные работы в Мартакертском, Мартунинском, Гадрутском районах. В ходе прошлогоднего телемарафона было собрано 15,2 млн долларов США. ("Кавказский узел").