Глава Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, вступив в должность, пришел на смену команде, которая до конца своего пребывания у руля республики прочно ассоциировалась с "кризисом власти, замешанным на криминальных событиях". Напомню, что именно так охарактеризовал Владимир Путин события октября 2004 года с семью трупами, за которые впоследствии был осужден Алий Каитов, зять предыдущего главы республики Мустафы Батдыева. Сколько ни говорил позже Батдыев, что он "работает главой республики, а не участковым инспектором" (или: "не тестем Каитова"), ничто не могло заслонить того факта, что костяк республиканской власти состоял из людей, которые вместе с уголовником Каитовым ковали победу на выборах 2003 года. Которые были связаны с теми же бизнес-структурами, что Каитов. Которые создали в республике монолитный сплав власти и бизнеса, удивительный даже на фоне соседних субъектов Федерации.

От Эбзеева, человека, абсолютно далекого от прежнего главы республики, ждали прежде всего заметных кадровых перемен, дающих надежду на развитие. Однако даже беглого взгляда на состав правительства республики, приступившего к работе 8 октября, достаточно, чтобы констатировать: на данный момент эти ожидания не оправдались. Ниже лишь несколько наблюдений по кадровому составу нового кабинета.

Во-первых, в правительстве остались или даже появились члены "ближнего круга" Батдыева. Первым вице-премьером стал Сергей Смородин, с 2004 года бывший спикером Народного собрания, а ранее работавший гендиректором ОАО "Кавказцемент", контролировавшегося Каитовым (в определенный момент команда Батдыева активно продвигала Смородина на пост мэра Черкесска). Министром сельского хозяйства назначен правительственный долгожитель Борис Гочияев. Он занимал это пост еще в 1990-е годы, а при Батдыеве был первым вице-премьером. Зятем ему доводится Мурат Каракетов, возглавлявший администрацию Батдыева, а ранее бывший одним из руководителей его предвыборного штаба. Он был временно понижен до заместителя главы вскоре после скандальных событий 2004 года, однако в 2007 году вернулся в свое кресло - и сохранил его при Эбзееве, к удивлению критиков бывшего президента.

Во-вторых, в правительстве практически нет представителей тех групп, которые составляли тайную или явную оппозицию Батдыеву. Из карачаевских политиков к таковым относятся бывшие соратники предыдущего главы республики, Владимира Семенова. В последнее время, как считается, они формируют определенный альянс с Магомедом Каитовым, гендиректором ОАО "Межрегиональная сетевая компания Северного Кавказа" (главный кавказский энергетик приходится дядей Алию Каитову, однако был в непростых отошениях с командой экс-главы республики). Эти люди имеют достаточно большой вес в ряде муниципальных образований республики, в частности, в городе Карачаевске, в Карачаевском районе, однако пока вовсе не видно, что новый президент готов идти с ними на серьезный контакт. Среди черкесов наибольшим влиянием по-прежнему пользуются бывший высокопоставленный сотрудник Администрации президента РФ Назир Хапсироков и гендиректор "Ставропольрегионгаза" Рауль Арашуков. Сразу после вступления Эбзеева в должность циркулировала информация о том, что в правительстве окажутся лояльные им люди, однако этого не произошло. Возможно, в данном случае сыграло роль наличие конфликтов внутри самой черкесской среды.

В-третьих, большинство чиновников, впервые появившихся на руководящих постах в правительстве, занимали должности заместителей министров (или чуть ниже) при Батдыеве и ранее. Это скорее карьерные бюрократы регионального уровня, чем люди, представляющие какие-либо самостоятельные бизнес-группы или, например, национальные движения. Под одну категорию с ними вполне подпадает, кстати, и новый глава правительства Владимир Кайшев - правда, до своего назначения он долго не жил в республике и делал карьеру в Минсельхозе РФ. Вполне возможно, что именно "технические" члены правительства смогут заниматься реальной работой. И все же нельзя забывать о том, что многие общественные силы Карачаево-Черкесии, отрезанные от власти при Батдыеве, ожидали диалога и взаимодействия с новым главой республики. Признаков такового, однако, нет.

Трудно сказать, с чем это связано. Быть может, как опытный тактик, Эбзеев просто взял паузу и не захотел сразу идти на резкие кадровые перестановки. А возможно, у него нет в республике тех сил, на которые он готов был бы опираться. Если верно последнее, то по поводу кремлевской практики назначения главами регионов людей, не работавших там предыдущие годы, могут возникнуть новые вопросы.

Константин Казенин - главный редактор ИА "РосФинКом", эксперт по Северному Кавказу