Социальных проблем в Южной Осетии (РЮО) сейчас хватает по всем фронтам. Что касается здравоохранения, то на застарелые беды отсутствия профессиональных кадров и необходимого медицинского оборудования, характерные, впрочем, в равной степени, как для РЮО, так и для большинства российских пограничных регионов, наложились еще и проблемы, непосредственно связанные с войной. Они таковы:

1. В ходе боев за Цхинвал утрачено огромное количество документации. В том числе архивы министерства здравоохранения. Требуют восстановления, например, списки пациентов, которым необходимы плановые операции - как в республике так и за ее пределами. Потеряны многие истории болезни. Да и списки пострадавших во время конфликта до сих пор не полны. Ситуация настолько сложная, что местные врачи, в целом очень позитивно настроенные к идее организации краткосрочной экспедиции российских специалистов в РЮО для проведения скрининговой диагностики, просят с ней не торопиться. Пациентов к приезду специалистов такого уровня надо подготовить, а это требует времени. Будет нерационально, если кардиолог с мировым именем будет сам делать кардиограммы и УЗИ.

2. В республике критическая ситуация с лекарствами. Во время войны министром здравоохранения был издан приказ о том, что жители могут получить в аптеках медикаменты бесплатно. В условиях, когда многим была нужна экстренная помощь, это было оправдано, но в результате аптеки были опустошены. Люди, напуганные происходящим, брали "в запас" все, что было, не только то, что было им необходимо в данный момент. В результате большинство лекарств, проблем с которыми до войны не было, сейчас в дефиците. И это именно тогда, когда по домам возвращаются пострадавшие, вывезенные МЧС России во Владикавказ или в Москву на лечение. Каждый с огромным списком назначений в выписном листе. Это все лекарства, индивидуально подобранные и совершенно необходимые для успешного завершения лечения, но большинства их в республике нет, а с гуманитарной помощью прибывают только перевязочные материалы и антибиотики. Минздрав РЮО формирует заявки и закупает необходимые лекарства за пределами республики, но это, безусловно, паллиативные меры.

3. Поскольку подавляющее большинство жителей Южной Осетии является гражданами России, теоретически, они имеют право на то, чтобы целый ряд операций проводился им бесплатно, по квотам Министерства здравоохранения России. Фактически же процесс выделения этих квот, к сожалению, идет с большими сбоями и задержками. Явно присутствует бюрократическая проблема. В ситуации, когда многим пациентам необходимо лечение или оперативное вмешательство по жизненным показаниям, последствия могут быть самыми печальными. Особенно сложная ситуация с детьми, не достигшими 14 лет, не имеющими российских паспортов, а только свидетельства о рождении, выданные властями РЮО.

4. Те жители республики, которые пострадали в ходе военных действий и те, кто имел несчастье просто заболеть, к сожалению, оказываются совершенно в разном положении. К первым со стороны оказывающих Южной Осетии помощь стран и международных организаций внимания гораздо больше, чем ко вторым.

5. Очень часто даже при наличии на руках вызова на лечение, например, в московскую или даже владикавказскую больницу, люди туда не попадают просто из-за отсутствия денег на дорогу. Особенно эта проблема обострилась после войны, когда 10 тысяч рублей на дорогу в Москву и обратно для мамы с ребенком становятся неподъемной суммой для подавляющего большинства жителей республики.

Татьяна Тульчинская

Татьяна Тульчинская - директор благотворительного фонда "Здесь и сейчас" (Москва), в конце сентября 2008 посетила Цхинвал для организации адресной оперативной медицинской помощи Благотворительного собрания "Все вместе"