В Новосибирске осудили бывшего омоновца за экстремистские публикации: обзор новосибирской прессы
Обзор новосибирской прессы с 29 сентября по 5 октября 2008 года.
Назначен новый прокурор Новосибирской области. Экс-милиционер получил условный срок за призывы к экстремизму. Воспоминания
"Чтобы согласовать кандидатуру Евгения Овчинникова для назначения на должность прокурора области, депутатам облсовета понадобилось минут пять. Это был первый вопрос в повестке сессии, которая состоялась 2 октября, - пишет в пятницу, 3 октября, газета "Новая Сибирь". - Сначала в зал заседаний зашел заместитель генерального прокурора в Сибирском федеральном округе Иван Семчишин. Следом - Евгений Овчинников, до недавнего момента занимавший должность руководителя управления Генпрокуратуры в СФО. Кое-кто из депутатов, присевших на свои места, оборачивался, пытаясь разглядеть нового прокурора. Оно и понятно: прежняя работа Евгения Овчинникова была не такой публичной, как та, которой он вскоре займется. Представлял Евгения Овчинникова Иван Семчишин. Он сообщил, что Евгений Федорович 1949 года рождения, что он, получив юридическое образование, прошел путь от стажера до начальника управления Генпрокуратуры РФ в СФО, а одно время занимал должность первого заместителя управления Министерства юстиции по СФО".
"Евгений Федорович зарекомендовал себя квалифицированным юристом, профессионально подготовленным, требовательным, инициативным, обладающим большим опытом руководящей работы", - говорил Семчишин. Следом Иван Семчишин перечислил награды и звания без пяти минут прокурора области. Первый зампредседателя совета Анатолий Иваненко сообщил, что конкурсная комиссия облсовета ранее уже рассмотрела этот вопрос и рекомендовала депутатам согласовать кандидатуру Евгения Овчинникова. "Вопросы есть? Нет, - констатировал спикер
Газета "Коммерсантъ-Сибирь" в субботу, 4 октября, рассказывает о том, что в "Новосибирске завершился процесс по делу бывшего омоновца Александра Будникова": "Его бурную деятельность в интернете и брошюру "Русский культурный проект" следствие квалифицировало как разжигание межнациональной, религиозной вражды и призывы к экстремистской деятельности. Обвиняемого приговорили к двум годам условно. Будников, хотя и не признал себя виновным, вердикт обжаловать не будет. 3 октября утром на процессе в Ленинском райсуде подсудимому Будникову было предоставлено последнее слово. В начале своего выступления он заявил, что все обвинения, выдвинутые прокуратурой, не признает, а излагать свои мысли в интернете имеет полное право, данное Конституцией РФ. Виновным Александр Будников признал себя только в том, что поздно занялся "просветительской деятельностью", "служил на этот режим" (15 лет в органах внутренних дел, в том числе в ОМОНе), не обеспечил своих детей достойной жизнью. "Таких, как я, президент Путин называет придурками. Я не могу считать его президентом", - заявил бывший милиционер, продемонстрировав неосведомленность о последних перестановках в высших эшелонах власти. Председателя судебного заседания Дмитрия Самулина обвиняемый напутствовал с оптимизмом: "После вынесения вердикта станет ясно, существует ли закон или будет выполнен заказ. Жду от вас оправдательного приговора".
"Суд посчитал вину бывшего омоновца в "призывах к насильственному изменению конституционного строя" (ст. 280 УК РФ) и "возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды" (ст. 282) установленной, - пишет издание. - По материалам дела, под сетевым псевдонимом Святозар Будников разместил на собственном сайте публикации "Отношение родославных к религиям" и "Что послужило причиной создания Собора", признанные специалистами-филологами экстремистскими. Как посчитали эксперты, в публикациях присутствовали слова и высказывания, содержащие негативные оценки православного христианства и евреев. Кроме того, высказывания, как указано в экспертном заключении, были направлены "на возбуждение розни в отношении социальной группы лиц" - госслужащих. Чиновникам, как посчитало следствие, Александр Будников угрожал физической расправой. Аналогичного содержания оказалась и брошюра "Русский культурный проект" с его статьями. Ее бывший омоновец распространял на собраниях в деревнях и поселках. По словам свидетеля, побывавшего на одном из таких собраний, образ Александра Будникова вызвал у него "ассоциации с Гитлером". Привел суд и показания близких обвиняемого, которые сообщили, что Александр Будников когда-то симпатизировал
"Допрошенный в судебном заседании сын бывшего милиционера рассказал, что отец просил его "придумывать стихи про нерусских". Обвинение в "возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды" с Александра Будникова суд снял: истек двухлетний срок давности привлечения к уголовной ответственности (публикации увидели свет летом 2006 года). За публичные призывы к экстремизму бывшему милиционеру назначили два года условно с аналогичным испытательным сроком. На обвиняемого также возложили обязанности, которые, по мнению суда, должны способствовать исправлению: ему следует раз в месяц отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции, не менять без ее разрешения место жительства. Приговор Будников выслушал с высоко поднятой головой, заявив, что вердикт он обжаловать не намерен, поскольку не желает что-то "выклянчивать", - пишет автор материала.
Еженедельник "Континент Сибирь" публикует интервью с главой Московского речного пароходства Романом Троценко (ему принадлежат неконтрольные пакеты акций в аэропортах Новосибирска (Толмачево) и Барнаула (авиапредприятие "Алтай"), 100% аэропорта Читы (Кадала), 75% управляющей компании в международном аэропорту Томска). "К направлению "аэропорты" мы пришли случайно, - рассказывает Роман Троценко. - Была ситуация, когда один из наших платежей "завис" в проблемном банке, и мы решали задачу по возврату этого актива. А у банка не было ничего, чем бы он мог с нами рассчитаться, кроме пакета акций аэропорта Толмачево в Новосибирске, о котором мы не имели ни малейшего представления. Мы посчитали, что это в любом случае лучше, чем ничего. Мы забрали этот пакет в счет погашения долга, считая, что действия в отношении него будут достаточно простыми - его быстрая продажа. Кому можно продать пакет акций аэропорта? Первый путь - продажа пакета базовой авиакомпании, второй - группе, которая специализируется на управлении аэропортами. Третьего не дано. Мы очень быстро поняли, что группы, специализирующейся на управлении аэропортами, в России нет, а базовой авиакомпанией является авиакомпания "Сибирь". Поэтому через три часа анализа мы знали, что следующий номер, по которому я буду звонить, - телефон Владислава Феликсовича Филева. Во время встречи Владислав Феликсович сказал, что никакого интереса к покупке этого пакета нет, и что аэропорт им должен колоссальную сумму денег. И вообще, у них есть план того, как обанкротить Толмачево. С таким будущим мы согласиться не могли, потому что уже были участниками этого процесса. В этой ситуации из продавцов пакета мы превратились в инвесторов. И если нам не удалось продать небольшой пакет, логичным решением было - увеличить его, докупив акции. Что мы и сделали".
"Следующий логичный шаг - попытка разобраться с бизнесом, - рассказывает Троценко. - Поняли, что управление аэропортом было безобразным, и требования Филева по возврату денег - вполне обоснованы. Аэропорт в то время представлял собой настоящий сарай, где багаж по прилету выгружали прямо в снег; по самому аэропорту бегали трехногие собаки, везде царило уныние, все ожидали банкротства или какого-то другого негативного события. Первым шагом была смена менеджмента аэропорта. Далее мы начали заниматься наведением порядка. В конечном итоге мы имеем современный аэропорт - реконструированный, с программой дальнейшего расширения. Люди, которые им пользуются, знают, что за Уралом это лучший аэропорт с точки зрения внешнего вида, удобства, функциональности. Это результат пути, который мы прошли за семь лет, который потребовал колоссальных усилий. Причем это не конец развития Толмачево. Если говорить об интересах государства, то в свое время, будучи солидарным с нами по поводу программы управления аэропортом, оно добилось косвенной выгоды. Являясь одним из акционеров, государство получило нормальный объект, который стоит больших денег, при том что в момент нашего прихода вообще не было очевидным, что с ним делать дальше - банкротить или развивать".
Отвечая на вопрос издания, что делает приобретение того или иного аэропорта привлекательным, Роман Троценко заявил, основным фактором является то, "насколько администрация региона понимает важность развития авиационного узла": "Причем не на словах, а на деле. Нужно, чтобы это развитие было поддержано решениями, конкретными актами, которые выпускает регион. В основном речь идет о том, что регион должен закрепить землю вокруг взлетно-посадочной полосы для развития, для того, чтобы была возможность ее удлинения. Сейчас удлинения и реконструкции требует большинство полос. Необходимы выделение земли для строительства нового аэровокзального комплекса; помощь в осуществлении комплексного плана по подводу к аэропорту железнодорожной магистрали и во вписывании нового аэровокзального комплекса в транспортную стратегию региона; нахождение некоего баланса грузо- и пассажиропотока региона. Кроме того, необходима защита инфраструктурного бизнеса от различного чиновничьего стяжательства и поборов. Это очень важные вещи. И важность этого понимают и могут действовать сообразно пониманию, по моему мнению, только 40% регионов. Мы встречались с губернаторами регионов, позиция которых заключалась в том, что им не нужно развитие аэропорта, потому что у них есть автомобильная дорога, и они могут хорошо контролировать въезд в регион и выезд из него. А самолеты им не нужны. Мы встречали губернаторов, которые говорили: "Хорошо, заходите в аэропорт, но на торговлю топливом я посажу своего племянника, а моей тете вы сдайте все коммерческие помещения", - и массу других странных вещей. Когда мы видим подобное - в регион не заходим. Нам это не интересно".
По словам Романа Троценко, его компании в Сибири "интересны Красноярск, Томск и Иркутск": "Красноярск - очень активный с экономической точки зрения регион. При небольшом населении самого города количество приезжающих очень велико, и мы видим, что количество резидентов региона будет расти. Томск - один из городов, имеющих самое молодое население благодаря наличию университетов. Молодые люди много ездят и путешествуют, и мы видим, что интерес к авиационному транспорту растет. Также хочу отметить, что позиция администрации Томской области очень конструктивна, и мы получаем всю необходимую поддержку, что позволяет нам реализовывать намеченные планы. Самая сложная ситуация - в Иркутске. Во-первых, старый городской аэропорт - государственный; во-вторых, он находится в центре города; в-третьих, взлетно-посадочная полоса имеет существенный наклон, что небезопасно. Очевидно, что аэропорт должен быть вынесен за черту города. Если говорить о самом подходящем месте, то оно, конечно, должно быть таким, чтобы до него свободно могли добираться жители Ангарска, Шелехова, Усолья-Сибирского. И строить аэропорт в Пади Ключевой - достаточно здравая мысль, потому что это место находится достаточно далеко от Байкала, там нет тумана, меньше влажности. Аэропорт сможет привлекать население еще двух городов. Но это в теории. А на практике - с нуля, в чистом поле должны быть построены новые взлетно-посадочная полоса, посадочный комплекс, грузовой терминал; должны быть подведены все технические коммуникации - электричество, газ, водоснабжение, автомобильная, а в идеале - и железная дороги, связь. Целиком этот проект будет стоить около $400 млн".
Газета "Ведомости" 29 сентября информирует о том, что "большинство коммерческих банков временно приостановили программы долгосрочного кредитования корпоративных клиентов. Как говорит директор Новосибирского кредитного агентства Андрей Пашковский, банки активно пересматривают свои программы кредитования - в среднем за две недели ставки поднялись на 2-4%, достигнув 18-20%. На рынке остались крупнейшие игроки:
Председатель совета директоров Региональной инвестиционной компании (строит жилье в Новосибирске)
Сидоренко из Региональной инвестиционной компании говорит, что ставки по кредитам для строительных и девелоперских компаний за последний месяц выросли до 18-25% и банки серьезно сократили лимиты на кредитование этих отраслей. Меньше всего шансов получить кредит у строителей и ритейлеров, подтверждает Почеснев из Райффайзенбанка. Не отрицает недоверие финансистов к строительной отрасли и генеральный директор "Урса банка"