Воронежская область: Политическая элита Воронежской области: скандал за скандалом. Обзор прессы за 6-13 апреля
На прошлой неделе все воронежские газеты бурно обсуждали скандал с задержанием высокопоставленного чиновника областной администрации при получении им крупной суммы денег. Семен Харитон, начальник управления экономического развития администрации Воронежской области, в настоящее время находится под подпиской о невыезде и уже написал заявление об уходе в отставку, принятое губернатором. Вот как излагает обстоятельства дела еженедельник "Берег": "Как нам стало известно, доллары он получил, якобы, от некой Галины Дударь, которая сегодня отбывает наказание. Конечно, получил через посредника, поскольку сама Дударь, в силу объективных причин, не имела возможности передать их лично. Галина Александровна осуждена по обвинению в мошенничестве (статья 159, часть третья) несколько месяцев назад Центральным судом Воронежа. Она была директором риэлторской фирмы "Рагор" и основателем финансовой пирамиды а-ля Мавроди. Помимо основной деятельности, связанной с куплей-продажей квартир в областном центре, брала деньги под двенадцать процентов в месяц. Поначалу выплачивала проценты исправно (таков характерный признак всех финансовых пирамид), но на каком-то этапе людей "кинула", и обманутые вкладчики побежали в суд. По нашим сведениям, госпожа Дударь, чтобы убедить клиентов в своей порядочности, якобы, прикрывалась знакомством с губернатором. А для пущей важности, по слухам, иногда предъявляла фотографию с дня рождения начальника ГУВД, где запечатлена вместе с генерал-лейтенантом Дементьевым. Ей поверил Семен Харитон, человек из команды Кулакова. А потом якобы "выбивал" из арестантки деньги и, наконец, был задержан, когда их получил".
Финансовая пирамида Дударь - не первая, эксплуатирующая имя нынешнего губернатора, напоминает газета. "В позапрошлом году мы писали о Ларисе Маханьковой, работавшей начальником валютного отдела воронежского филиала банка "Менатеп СПб", а потом - и отдела в "Альфа-банке". Ну а последняя из рухнувших пирамид у всех на слуху - Воронежский экономико-правовой институт. В свое время аналогичным образом был отстранен от власти Иван Шабанов. Силовики - с подачи кремлевской администрации - завели уголовные дела на вице-губернатора Суховерхова и других чиновников. Время спустя дела рассыпались. Однако репутацию Шабанова подмочили, и он проиграл выборы".
Что до скандала с Воронежским экономико-правовым институтом, после лишения лицензии Минобразованием "подвесившего" в воздухе возможность получения дипломов для своих студентов (ВЭПИ является одним из крупнейших коммерческих вузов страны, в котором обучается, по разным данным, до 13 тысяч студентов из регионов Центральной и Южной России), то дело, после отставки ректора Юлия Золотовского, там, похоже, пошло на лад. Министерство образования восстановило лицензию для головного института, который уже приступил к проведению занятий. С многочисленными филиалами, махинации вокруг которых и привели вуз на грань закрытия, ясности пока нет. Сам же Золотовский, являвшийся не только ректором ВЭПИ, но и председателем широко разрекламированной Общественной палаты при губернаторе Воронежской области, продолжает числиться "находящимся на лечение" (по данным студентов института, в Швейцарии). С поста председателя общественной палаты ему также пришлось уйти - как сообщила газета "Коммуна", "пока идет подготовка к общему собранию палаты, эту должность исполняет руководитель общественной организации предпринимателей "Опора" Сергей Наумов. Надо полагать, после конфуза с Золотовским к выбору нового председателя подойдут более ответственно". Тем не менее, репутация общественного органа "при губернаторе" подмочена, похоже, надолго...
Ну, а последний скандал подарили местной прессе депутаты городской Думы совместно с местными активистами "Единой России". Как пишет "Берег", "член политсовета региональной организации "Единой России" Н.Алехин, президент финансово-промышленной корпорации "Сан", уличил большинство депутатов гор. Думы, сформировавших недавно фракцию "Единая Россия", в дискредитации партии. А согласно уставу, в обязанность рядового "единоросса" входит - цитируем - "не совершать действий, дискредитирующих партию".
Начало скандалу положила сессия Городской Думы, где большинством голосов депутаты утвердили решение о безвозмездном обмене нежилых помещений, расположенных по адресу проспект Революции, 46, закрепленных за МУП "Производственное объединение по обращению с отходами", на отдельно стоящее здание ресторана "Сосновый бор" (проспект Патриотов, 42), принадлежащего их коллеге Сергею Шишлакову. Между тем на момент заседания нежилые помещения в центре города (площадью 776 кв.м) юридически никакого отношения к муниципальному предприятию "по борьбе с отходами" не имели. А находились в ведении городского комитета по имуществу. Лишь после заседания на имя председателя гор. Думы Сергея Колиуха поступило письмо за подписью гендиректора указанного МУП Виктора Кияшкина, в котором он просит согласовать передачу в хозяйственное ведение руководимого им предприятия помещения на проспекте Революции, 46, и - одновременно - согласовать их мену на ресторан. Как заявляет Николай Алехин, до обмена у городского комитета по имуществу нежилые помещения на проспекте арендовало госучреждение "Дон". Основную часть помещений (стоимость которых, по его оценке, - 700 тыс. долларов) занимает принадлежащее этому госучреждению кафе "Кольцовское". Арендная плата могла бы приносить городской казне по 9-10 млн. рублей ежегодно. Ну а здание ресторана "Сосновый бор" (1273 кв.м) - ничего не стоящая "заколоченная развалюха" на окраине. Чтобы вернуть ей подобающий облик, требуется, по меньшей мере, 300 тыс. долларов (или - те же 9-10 млн., если в рублях). "Скорее всего, у предприятия "по борьбе с отходами" денег на ремонт "Соснового бора" не найдется, в бюджете города они не заложены - предполагает газета. И через пару-тройку месяцев, когда про скандал забудут, а госучреждение "Дон" выкурят с проспекта Революции, 46, "ресторан по обращению с отходами" выставят на торги, и, возможно, не кто иной, как депутат Шишлаков, его выкупит, чтобы произвести новый обмен.