Обзор прессы, выходящей на латышском языке. Понедельник, 22 сентября 2008 года.

Латвия стала врагом России через СМИ

В российских средствах массовой информации культивируется образ Латвии как врага России, к таким выводам пришла группа исследователей под руководством директора Института социальных и политических исследований Латвийского университета Нила Муйжниекса. Об этом пишет газета Latvijas avīze.

В ходе исследования были изучены материалы о Латвии в российских СМИ, приведены также слова журналистов, представляющих в Латвии российские СМИ. Что касается образа врага, то он, по мнению авторов книги, является неотъемлемой частью российской внешнеполитической стратегии, а его культивация происходит при помощи подконтрольных государству средств массовой информации.

Особенно много негативной информации о Латвии появилось в связи со вступлением страны в НАТО: российские СМИ представляли Латвию как слабое с военной точки зрения и недемократичное государство. Много внимания уделялось судебным процессам, например, над партизаном Кононовым. Правда, были и позитивные моменты - например, при освещении событий культуры или экономики.

Новый закон не запретит российские каналы

Проект закона об аудио и аудиовизуальных средствах массовой информации концентрируется на вопросах регулирования коммерческих организаций, не принимая во внимание аспект развития латышского языка, национального самосознания, государственной идентичности. Об этом пишет газета Latvijas avīze. На данный момент законопроект уже находится в парламенте, чье одобрение он должен получить.

Тем не менее, газета считает, что документ не отражает интересы общества, поскольку вещательные организации обозначает как сферу услуг. По мнению газеты, у СМИ более широкие и серьезные функции, в частности, телевидение формирует общественное мнение. И, по наблюдениям издания, многие страны стараются, чтобы телевизионная среда не попадала под влияние других стран или религий. Особенно активно манипуляционными возможностями пользуются российские каналы, чье присутствие в Латвии делит страну на два информационных поля.

В "вентспилсских войнах" - пять процессов

В "войне ввентспилсских предпринимателей" появились новые судебные иски, пишет газета Neatkarīgā rīta avīze Latvijai. Против председателя правленияч компании LSF Holdings Эдгара Янсона жалобу подал адвокат Рудольф Мерони, которого задел целый ряд высказываний Янсона. В частности, Мерони не понравилась фраза о том, что он "ковал планы, как украсть компанию с национальным капиталом", а также "является черным рыцарем".

В свою очередь журналист Лато Лапса отозвал свою жалобу на Эдгара Янсона, который ранее говорил, что Лапса в Цюрихе часто встречается с Мерони. Лапса находил эти высказывания оскорбительными, потому что у адвоката в Латвии плохая репутация. Однако позже в частной беседе Янсон убедил журналиста, что не ставил перед собой цели его оскорбить, после чего Лапса отозвал заявление.

Одновременно с этим деловой партнер Олега Степанова, бывший председатель правления Baltic Juice Terminal Алексей Иванов пытается добиться начала уголовного процесса против Эдгара Янсона, а также редактора газеты Ventas Balss Гундеги Мартене. Иванова оскорбила оплаченная компанией LSF Holdings статья "Меняют председателя правления Baltic Juice Terminal". В материале говорилось о том, что Иванов является деспотичным руководителем. Через суд бизнесмен хочет получить материальную компенсацию в размере 100 000 латов (200 000 доларов).

Издание напоминает, что претензии на денежную компенсацию получил также журналист газеты Имантс Лиепиньш. Рудольф Мерони желает получить от него 225 000 латов (около 450 000 доларов) причем в добровольном порядке, за оскорбления, высказанные в статье Лиепиньша. Против самого Мерони уголовный процесс начат по заявлению Анри Лембергса, по словам которого, адвокат распространил про него ложные сведения сотрудникам Службы государственных доходов.

И последнее громкое дело - жалоба мэра Вентспилса Айвара Лемберга на латвийское государство в Европейский суд по правам человека. В общем и целом в вентспилсских войнах издание насчитало пять процесов: два уголовных и три гражданских.