"Целесообразность участия Гагаузии в молдавских выборах под вопросом": Гагаузия за неделю
Выборы-2009: "В Комрате пока не решили, с кем связать надежды гагаузского народа". Комрат - Кишинев: "Вопрос о национальной исключительности в Гагаузии, в отличие от Кишинева, не стоит". Телерадио: "Заработная плата чиновников "Телерадио Гагаузии" - выше, чем у президента Молдавии".
Выборы-2009: "В Комрате пока не решили, с кем связать надежды гагаузского народа"
Советник главы Гагаузии
Среди этих условий собеседник назвал безусловным предоставление для изучения программы и устава той или иной партии, программных заявлений по основным проблемам Молдавии внешнего и внутреннего характера, и самое главное, на его взгляд, - подтвержденные практическими делами партийные устремления и цели, продолжает "Ника-пресс". Только в этом случае, считает Кендигелян, может получиться разговор об условиях предвыборного сотрудничества. Советник предостерег от выводов о том, что гагаузские активисты намереваются чинить препятствия кишиневским организациям, пожелавшим вести без ведома властей АТО предвыборную работу, но в то же время выразил сомнения в ее эффективности, поскольку не только гагаузские лидеры, но и местный электорат научились осторожности в общении с партиями, готовыми на любых обещаниях въехать в молдавский парламент. Кендигелян напомнил и о другой части проблемы, до сих пор, как он заметил, не снятой с повестки дня: целесообразность участия Гагаузии в парламентской кампании. По его мнению, сохраняется целый ряд признаков, которые пока не позволяют дать точный ответ на этот важный для РМ и гагаузской автономии вопрос.
Думается, не случайно Михаил Кендигелян выставлен в качестве неофициального и потому эффективного "первого поста" у входа в предвыборную Гагаузию; и теперь, похоже, мимо вряд ли пройдет хоть одна кишиневская партия, желающая попахать на южном политическом поле, пишет в своем комментарии "Ника-пресс". Хотя могут найтись кишиневские умники, думающие, что, скажем, поиски вариантов сотрудничества или хотя бы понимания в такой влиятельной организации, как общественное движение "Единая Гагаузия", могут скорее принести желаемый результат. Они ошибаются: "ЕГ" сегодня это претендующая на полное лидерство в крае организация и ей не нужны - ни перед выборами, ни после них - никакие союзники из Кишинева. А перспективы в скором времени превратиться в региональную партию делают "ЕГ" вообще недоступной для всяких бесед на тему "ты - мне, я - тебе". Так что пожалуйте к Кендигеляну.
Опыт общения с гонцами от молдавского политического бомонда богатый, поучительный и показательный, продолжает "Ника-пресс". Это он - Кендигелян, будучи спикером Народного Собрания АТО Гагауз Ери в начале 2001 года накануне парламентских выборов подписал с председателем ПКРМ договор об условиях политико-организационного обмена. Уже тогда Воронин не стеснялся торговаться хоть с чертом, лишь бы добраться до вершины молдавского могущества. Чего только не было в его договоре с гагаузами - и вступление в Союз Россия-Белоруссия, и представительство Гагаузии во всех органах власти, и решение приднестровского вопроса... Гагаузы в обмен обещали поддержать ПКРМ на выборах. Обещание они свое выполнили, а воронинцы под маркой борьбы со скрытым сепаратизмом и ползучей исламизацией автономии разогнали своих предвыборных союзников (это 2002 год - времена "коммунистического переворота в крае"). Кендигеляну даже пришлось потом каяться перед гагаузскими избирателями за ошибку и призывать к бдительности всех, кто идет на смену первому поколению местных политиков.
Наука пошла на пользу, пишет "Ника-пресс". В Комрате решили поставить все с головы на ноги, т.е. условия возможного сотрудничества будут ставить они - победители трех избирательных кампаний 2006, 2007 и 2008 годов. И они, наученные горьким опытом, будут требовать гарантий выполнения всех без исключения пунктов возможных, повторимся, договоров. Возможных, потому что их консультации с кишиневскими партийцами могут закончиться ничем.
В Комрате пока не решили, с кем связать "надежды гагаузского народа", продолжает "Ника-пресс". Выбор не богатый - из Кишинева приезжают господа все больше ненадежные, трудно понимаемые, даже если их партийные программы читать с "гагаузской лупой", хитроватые господа, вспоминающие об автономии лишь накануне избирательных кампаний. Местные наблюдатели осторожно пока оценивают появление в Комрате на "сепаратистском празднике" лидеров "Единой Молдовы" и их предвыборные намеки на бесспорное "единство программ" трех организаций - "Единой Молдовы", "Единой России" и "Единой Гагаузии". Неизвестно, чем обернутся "московские мотивы" и кто вообще за ними стоит. Последний вопрос, пока до главного дела не дошло, наиболее важный. Определенная часть кадрового состава "Единой Молдовы" уже в Комрате вызывает легкие пока подозрения, которые могут закончиться выводом: лучше уж без союзников, чем с такими... Сказано ведь - консультации и сотрудничество возможно, но при строгом соблюдении условий, подводит итог агентство.
В начале нового политического сезона гагаузская общественность, объединенная в различные организации, продолжит выступать с целым рядом инициатив, направленных на укрепление ее роли в жизнедеятельности края, - считает лидер движения "Единая Гагаузия"
Не намерена Гагаузия отказываться и от давно выдвинутой, однако до сих пор не реализованной, как считают в Комрате, на должном уровне идеи представительства АТО в высшей законодательной и исполнительной власти Молдавии и создания в данных органах постоянных квот для гагаузских деятелей, продолжает "Коммерсант Plus". Лидер Движения сказал: "Гагаузия должна сама избирать своих депутатов в парламент РМ, где они будут представлять автономию, защищать ее интересы, а не интересы отдельных политических партий. Считаю возможным и даже необходимым напомнить молдавским властям о том, что европейское законодательство обязывает обеспечивать участие национальных меньшинств в управлении государством, и о том, что Молдавия присоединилась ко всем подобным обязательствам". Нерешенность проблем представительства Гагауз объяснил низкой активностью гагаузской общественности, а также отсутствием до 2007 года четкой позиции на этот счет властей АТО. "Сейчас такая позиция зафиксирована в документе "Основные направления социально-экономического развития автономии", - сказал он, - и гагаузам нужно лишь отбросить личные амбиции, прекратить спровоцированные извне распри между общественными группами и отказаться от роли "временных инструментов некоторых политических партий".
В Комратском райкоме ПКРМ рассматривают перспективы участия партии в предвыборной борьбе за парламентские места и результаты голосования гагаузских избирателей за "красный список" как крайне низкие, что явится результатом политики последних восьми лет, проводимой в крае кишиневскими коммунистами, пишет "Ника-пресс". Как считают источники агентства в районном комитете, оставшиеся восемь первичных организаций во главе с практически деморализованным после трех подряд проигранных кампаний районным руководством ПКРМ вряд ли сумеют, во-первых, перестроиться за короткий срок, во-вторых, вернуть высокий уровень уважения к ПКРМ, которым она некогда пользовалась на Юге. Высказывается также предположение, что осенний тур отчетно-выборных партийных конференций, где, как правило, решаются кадровые вопросы, внесет еще большее смятение в ряды комратских партийцев, поскольку очевидны намерения лидеров ПКРМ наказать руководство райкома партии, по чьей вине будто бы и были проиграны выборы в Народное собрание АТО.
В Комратском райкоме называют еще одну проблему, способную еще больше осложнить положение ПКРМ в Гагаузии накануне парламентской кампании, - молчание партии по поводу грузино-южноосетинского конфликта, продолжает "Ника-пресс". Причины этого здесь понимают. А понимая, отмечают и другое: на фоне Заявления общественного движения "Единая Гагаузия" "В связи с грузинской агрессией против Южной Осетии", в котором оно выступило с призывом к президенту РФ "довести операцию по принуждению грузинского агрессора к миру до полного его обезоруживания", отсутствие позиции ПКРМ о событиях на Кавказе выглядит, по меньшей мере, неосмотрительно, даже с точки зрения политического прагматизма, и показывает зависимость молдавских коммунистов от политики Запада и США.
Так называемому рядовому гагаузскому избирателю, наверное, были бы безразличны выстрелы на далеком Кавказе, если бы не одно обстоятельство, пишет "Ника-пресс". Они невольно становятся на сторону более малочисленных и более слабых южных осетин, вспоминая все события, связанные с трудными и даже трагическими отношениями между Кишиневом и Комратом. Надо ли говорить о том, что ПКРМ в результате потеряла еще несколько сотен голосов на Юге, которые, кто знает, могли бы ей пригодиться в ходе борьбы не только за депутатские места, но и за право выжить на политическом поле Молдавии. И какие уж тут предвыборные перспективы, когда желание угодить западным партнерам сильнее страха лишиться политической жизни. Какие уж тут гагаузские голоса в пользу ПКРМ, когда за нее здесь всегда и массово (уточним, - всегда, но до 2001 года) голосовали как за партию-защитницу.
Намерения лидеров ПКРМ назначить виновных в проигрыше партии на выборах депутатов Народного собрания и трудно скрываемые намерения освободить от должности первого секретаря Комратского райкома ПКРМ
Комрат - Кишинев: "Вопрос о национальной исключительности в Гагаузии, в отличие от Кишинева, не стоит"
По мнению независимых экспертов, в новом политическом сезоне заметно обострится политическое противостояние центра и провинции, пишет "Коммерсант Plus". Главным образом, это будет связано со стартом очередной парламентской кампании. Итоги последних выборов глав и советников местных публичных администраций красноречиво свидетельствуют, что партия власти остается правящей только в нескольких регионах, где позиции коммунистов представляются незыблемыми. Большинство же районов отвергает авторитарный стиль руководства ПКРМ, основанный на желании подчинить своей воле все и вся. На местах считают, что президент
То, что в Молдавии на законодательном уровне запрещено учреждать региональные партии, тянет ее политическую систему назад, не дает полноценно развиваться демократическим институтам, в первую очередь, ограничивает их участие в формировании органов власти на местах, продолжает "Коммерсант Plus". Высшее руководство страны аргументирует этот запрет тем, что внедрение подобной международной практики в условиях нашей политической системы может привести к проявлению центробежных тенденций. Республика и так, мол, территориально расколота, а мы еще будем и дальше провоцировать этот процесс, потворствовать сепаратистским устремлениям противников молдавской государственности. Такая аргументация не выдерживает никакой критики. Хотя бы потому, что существует мировая тенденция становления и функционирования региональных политических структур, и молдавская демократия, если о таковой сегодня вообще можно говорить, не является в этом смысле чем-то из ряда вон выходящим.
Если молдавские правящие круги считают, что республика состоялась как полноценное демократическое государство, то они должны играть по определенным правилам, а не перебирать - что нашей демократии к лицу, а что нет, пишет "Коммерсант Plus". И не взывать к Европе, что она-де должна учесть нашу специфику и не требовать от нас слишком многого. Если есть опасения, что создание региональных партий в Молдавии может поставить под угрозу национальную безопасность, то это должно в итоге приводить не к тотальному запрету, а к изучению международного опыта существования такого рода организаций. Тому есть положительные и отрицательные примеры. Так давайте не обеднять нашу политическую жизнь, с порога отвергая право регионов иметь свою политическую систему, а напротив, разнообразьте ее. Ведь один из лозунгов объединенной Европы, куда наперебой тянут Молдавию продвинутые политические силы, клянясь по несколько раз на дню в своей приверженности идеалам и ценностям современной цивилизации, звучит так: к прогрессу - через многообразие. Под многообразием при этом понимаются не только культурные и этнические аспекты, но и политические.
Показателен, в этом смысле, пример Гагаузии, пишет "Коммерсант Plus". Когда принимался специальный органический Закон об особом правовом статусе АТО Гагауз Ери, первым пунктом в нем были прописаны гарантии широкого участия жителей автономии в общественно-политической жизни как своего региона, так и республики в целом. Но при этом тут же объявили о роспуске региональных партий "Ватан", "Аркалык" и некоторых других. Когда же гагаузы задали вполне резонный вопрос, как же им теперь отправлять свои гарантированные политические права, им сказали: вступайте в общенациональные партии. Легко сказать "вступайте", если их политическое руководство ставит интересы гагаузов как этноса на последнее место или же вообще выводит за рамки своих партийных программ. А о южанах и их проблемах вспоминают исключительно в канун предвыборных баталий, когда надо заручиться поддержкой стотысячного местного электората, к слову, самого активного на политическом пространстве Молдавии.
Членство же в общенациональных организациях приносит здешним людям одни разочарования, продолжает "Коммерсант Plus". В автономии, управляемой не региональными организациями, а райкомами, на протяжении многих лет нельзя было решить ни один мало-мальски значимый экономический или хозяйственный вопрос, поскольку на то должно было быть высокое соизволение центра, действующего через свои партийные структуры. В ходе выборов гагаузов постоянно пытались лишить собственно права выбора, присылая из Кишинева наместников, которые должны были возглавить автономно-территориальное образование. Так было в ходе всех губернаторских кампаний (кроме последней), в ходе которых побеждали ставленники правящих Молдавией на разных этапах режимов - гагаузы, политические взгляды которых с момента обретения страной государственной независимости взращивались исключительно на кишиневском асфальте. Так, в 1995 году башканом Гагауз Ери стал аграрий
Новая исполнительная власть Гагаузии ставит перед центром вопрос о разграничении полномочий и требует, чтобы гагаузам было возвращено право объединяться в собственные политические партии, деятельность которых, конечно же, не будет идти вразрез с Конституцией Республики Молдова, пишет "Коммерсант Plus". А ее представителей в ответ обвиняют в махровом национализме, сепаратизме, грозят отрешением от должности, инкриминируя им недостойные поступки и возбуждая уголовные дела. При этом никто ни от одного гагаузского политика не слышал, что они требуют вернуть им право создавать собственные партийные структуры, в которых будут состоять исключительно этнические гагаузы. Вопрос о национальной исключительности на Юге вообще не стоит, это настоящий полиэтнический регион, где место под солнцем находится всем, независимо от национальной принадлежности. Лишь бы только в Центре не превышали своих властных полномочий и не мешали ему развиваться самостоятельно в политическом, экономическом, социальном, культурном плане, как это предусмотрено специальным органическим законом об особом правовом статусе Гагауз Ери. При неукоснительном соблюдении принципа территориальной целостности страны.
Угрозы от центральной власти, которая, между прочим, постоянно твердит о своей приверженности идеям интернационализма, исходят в адрес гагаузов на фоне того, что в Кишиневе существует целый ряд партий, созданных по жесткому моноэтническому признаку, пишет "Коммерсант Plus". В них нет ни одного молдаванина, не говоря уже о представителях других этносов, населяющих нашу республику. Все сплошь румыны. Некоторые из них, тем не менее, имеют представительство в высшем законодательном органе, с трибуны которого ставят под сомнение сам факт существования независимой Республики Молдова, пропагандируют откровенные ксенофобские идеи. Стоит ли после этого удивляться, что во многих партийных средствах массовой информации правят бал те, кто за лацканы, а кто за фалды тянет Молдавию в Румынию, каждодневно убеждая в неизбежности такого исхода сотни тысяч граждан страны.
Фактический запрет на существование в Молдавии региональных политических партий, осуществляемый нынешними властями страны и поддерживаемый националистами, - нарушение норм и принципов, в частности, отраженных в Европейской хартии местного публичного самоуправления, одного из основополагающих документов, на которых базируется деятельность
Телерадио: "Заработная плата чиновников "Телерадио Гагаузии" - выше, чем у президента Молдавии"
29 августа депутаты Народного собрания большинством голосов приняли решение о роспуске Наблюдательного совета региональной общественной компании "Телерадио Гагаузии", пишет "Единая Гагаузия". 1 сентября это решение прокомментировал башкан Гагаузии Михаил Формузал. По его мнению, это вполне закономерный финал. "В прошлом году я не промульгировал "Закон об общественном телевидении и радио", но депутаты преодолели вето башкана и приняли закон в том виде, в котором они сочли необходимым его принять", - сообщил глава автономии. По его словам, Исполком предупреждал, что этот закон не позволит эффективно развиваться телевидению. "Мы финансируем общественную компанию "Телерадио Гагаузии" в общей сложности на 2 миллиона леев в год (1$ = 9,65 леев - прим. ИА REGNUM). Это бюджет, равный бюджету такого населённого пункта, как Конгазчик. Нам говорят, что на будущий год нужно уже больше денег, нужно 2,5 миллиона, нужно 4 миллиона леев. Это бюджет уже такого среднего населённого пункта, как Чок-Майдан. Но во всём должна быть отдача, и тратить бездумно огромные средства, как это было раньше, Исполком не позволит. Эти деньги должны приносить пользу Гагаузии, они должны быть эффективно использованы", - заявил Михаил Формузал.
По мнению башкана, осталось ещё много нерешённых вопросов, продолжает "Единая Гагаузия". "Наблюдательный совет так и не смог внятно объяснить, как же они распоряжались бюджетными деньгами, как они следили за деятельностью общественной телерадиокомпании, и стала ли она по-настоящему народной? В ходе недавних событий, в период избирательной кампании, во время выборов председателя Народного собрания мы видели однобокое освещение и преподнесение информации". "В ближайшем будущем будет избран новый состав Наблюдательного совета. Очень хотелось бы, чтобы при его утверждении депутаты не руководствовались своими личными симпатиями и чтобы новый Наблюдательный совет не был им "послушен". Хотелось бы, чтобы в его состав вошли настоящие профессионалы, которые имеют чёткое понимание, как должно развиваться гагаузское телевидение, чтобы оно соответствовало современным требованиям и мировым стандартам", - заявил Михаил Формузал. При этом, по его словам, ни в коем случае нельзя принимать решения в интересах одной определённой группы. Если у власти находятся патриотические силы, это не значит, что все решения должны приниматься в их интересах. "Все решения должны приниматься в интересах всех жителей автономии, так как только такие решения могут быть долговечными. Тогда очередному составу Народного собрания Гагаузии не придётся менять состав Наблюдательного совета, потому что грамотно избранный Наблюдательный совет будет заниматься своим делом профессионально", - заключил башкан.
Первая попытка роспуска Наблюдательного совета "Телерадио Гагаузии" провалилась, пишет "Коммунист". 29 августа Народное Собрание автономии в очередной раз попыталось распустить Наблюдательный Совет. По этому поводу представители Наблюдательного Совета
В свою очередь Наблюдательный Совет считает эти обвинения и постановление Народного Собрания попыткой "дискредитировать работу Совета, убедить общественное мнение в несостоятельности состава Совета, установить жесткий контроль и цензуру в региональном телевидении и радио", продолжает "Коммунист". Этим гагаузские депутаты "дестабилизируют общественно-политическую ситуацию в регионе". Председатель общественной компании "Телерадио Гагаузии" Екатерина Жекова так прокомментировала ситуацию: "Кто-то не желает выпускать из рук общественное телевидение. Обвинения в наш адрес сделаны без анализа ситуации. Мы ждем определенного вмешательства со стороны Координационного совета по телевидению и радио". Наблюдательный Совет призвал Народное Собрание отменить свое постановление. Если этого сделано не будет, то Наблюдательный Совет обратится в суд.
Члены Наблюдательного совета общественного телевидения и радио Гагаузии, отправленного в отставку региональным парламентом, приехали искать справедливости в Кишинев, сообщает TV7.md. Роспуск совета они считают незаконным, а депутатов Народного собрания и башкана Михаила Формузала называют - цитата - "темными силами". "Вспомнились слова
Наблюдательный совет местного общественного телевидения Народное собрание распустило со второй попытки, продолжает TV7.md. Первая была 10-го июля, но все решения, принятые депутатами в тот период, силы не имеют. Впрочем, и нынешнее решение члены совета называют незаконным. "Ни в одной статье местного закона о телевидении и радио не предусмотрена процедура роспуска наблюдательного совета. В нем определены только случаи вакансий членов наблюдательного совета", - отмечает председатель наблюдательного совета общественной компании "Телерадио Гагаузии" Михаил Дарадур. "Правительство и законодательный орган не решаются выпустить из рук контроль над общественным телевидением", - считает председатель общественной компании "Телерадио Гагаузии" Екатерина Жекова. Оператор общественного гагаузского телевидения на пресс-конференции из ряда других выделяется, пишет TV7.md. На фото-штативе установлена бытовая камера, и та не новая. Незадолго до роспуска наблюдательный совет просил увеличить финансирование телерадиокомпании с 2-х до 4 с половиной миллионов леев. На переоснащение. "Я думаю, все сидящие здесь журналисты понимают, что такое 4,5 миллиона леев в год для коллектива. Конечно, этот бюджет вызывает легкую улыбку. Мы понимаем, что бюджет Гагаузии не позволяет много выделить. Но если мы хотим развития, мы должны задуматься над этим", - подчеркивает председатель общественной компании "Телерадио Гагаузии" Екатерина Жекова.
Это и стало главным камнем преткновения, продолжает TV7.md. По мнению депутатов, наблюдательный совет и 2 миллиона тратил неразумно. Так же думает и башкан Михаил Формузал. "Я, как глава Гагаузии, так и не понял, исходя из чего была утверждена заработная плата выше, чем у президента Республики Молдова. Порядок цифр - 8-13 тысяч леев, - заявил башкан АТО Гагаузии Михаил Формузал. - Председатель наблюдательного совета господин Дарадур даже не смог представить доклад о деятельности наблюдательного совета. Если я сейчас отправлю этот доклад на 2 страничках вам в Кишинев, смеяться будет вся Молдавия над содержанием этого доклада".
"Если это решение не будет отменено, мы оставляем за собой право обратиться в судебные инстанции", - подытожил председатель наблюдательного совета общественной компании "Телерадио Гагаузии" Михаил Дарадур. (TV7.md)
Общественная компания "Телерадио Гагаузии" считает незаконным постановление Народного собрания автономии о роспуске Наблюдательного Совета компании, пишет Infotag. Председатель компании Екатерина Жекова сказала на пресс-конференции, что Координационный Совет по телевидению и радиовещанию Молдавии должен отреагировать на этот факт. По словам директора, компания подвергается давлению со стороны властей автономии, журналистам настоятельно не рекомендуют выпускать в эфир проблемные материалы, касающиеся недостатков работы органов власти. Она утверждает, что башкан Михаил Формузал необоснованно обвиняет компанию в неправильном начислении зарплат, угрожая возбуждением уголовного дела, хотя Жекова обратилась с просьбой в Народное собрание организовать проверку. Ее возмущает, что при хронической нехватке средств компании грозят в 2009 г. урезать расходы еще наполовину.
Председатель Наблюдательного Совета Михай Дарадур назвал решение о роспуске "очередной попыткой подавить демократические процессы в автономии", продолжает Infotag. "Совет рассматривает подобные заявления депутатов как стремление установить жесткий контроль и цензуру на региональном ТВ и радио, что может привести к общественно-политической дестабилизации в регионе", - говорится в заявлении Совета. Руководство компании подчеркнуло, что оставляет за собой право обратиться в суд.
В свою очередь Народное собрание Гагаузии объясняет роспуск Наблюдательного Совета общественной компании "Телерадио Гагаузии" его непрофессионализмом и неспособностью улучшить ее работу, пишет Infotag. Об этом сказала на пресс-конференции председатель законодательного органа автономии
Харламенко утверждает, что секретарь совета Андрей Чешмеджи и председатель компании Екатерина Жекова привлекались к уголовному преследованию за хищение, но впоследствии попали под амнистию, и дела не рассматривались, продолжает Infotag. По ее мнению, компания не выполняет функции общественной, вещание находится под контролем определенной группы депутатов и части населения. "Когда в НСГ было две группировки, представители ПКРМ неоднократно выступали на ТВ, мы - ни разу", - сказала спикер. "Жекова почему-то решила, что она абсолютно независимый человек, а деньги требует. Каждый день Жекова выходит в эфир как должностное лицо и комментирует действия Народного собрания, председателя, башкана, ее собственная точка зрения выносится, как общественная", - сказала председатель НСГ. Харламенко говорит, что конфликтная ситуация назрела по вине председателя Жековой, чьи высказывания могут дестабилизировать ситуацию в регионе. Она сказала, что уже объявлен конкурс и Народное собрание проведет отбор нового состава Наблюдательного совета.