Динамика цен на московское жилье

"На килограмм золота в столице можно купить 4 квадратных метра жилья", констатируют "Новые Известия" в номере от 2 сентября. "Не оправдались пессимистические прогнозы осеннего скачка цен на московские квартиры. Если раньше "квадрат" дорожал не менее чем на 1% в неделю, то за последнюю неделю августа он в среднем подорожал лишь на 0,8%, до 149 тыс. 829 рублей. В своем отчете аналитики из центра "Индикаторы рынка недвижимости" (IRN) не ожидают осеннего "ценового разгона" на московские квадраты, при этом они находят все больше причин для развития стагнации в жилищной сфере Москвы... Аналитики из IRN констатируют: чем "тверже" было поведение валюты в последние годы, тем меньше недвижимость дорожала именно в этой валюте. Так, в долларовых ценах столичное жилье возросло с января 2000 года почти в 9 раз, в рублевых - в 8 раз, а в евро "всего" в 6 раз. Их вывод прост - жилье во многом дорожает из-за колебаний валютных курсов. Чтобы увидеть реальное изменение цен, они перевели цены на недвижимость Москвы в золотой эквивалент. Выяснилось, что "квадрат" столичного жилья стоит почти четверть килограмма золота. Вместе с тем график динамики цен на недвижимость в золотом эквиваленте показал, что подорожание квартир, выраженное в граммах золота, было наименее значительным - с 2000 года цены выросли лишь в 3 раза (а не в 9, если считать в "зеленых"). Более того, в золотом исчислении заметного роста цен на "квадраты" не наблюдается с 2006 года. Фактически, уже два года назад наступил "пик" реальной стоимости московской недвижимости, и рост цен в текущем году лишь компенсирует небольшое ее удешевление в 2007 году. Таким образом, московская недвижимость сейчас находится на максимуме своей стоимости - падение цен на жилье в Европе и в США сделали столичные квартиры одними из самых дорогих в мире. Поэтому в нынешних условиях "разворот" цен на недвижимость Москвы неизбежен", пишет газета.

За пять лет накопить на квартиру в столице невозможно, делают вывод "Известия" в номере от 29 августа. "Пять лет назад в столице появился первый "молодежный дом" - в новостройке на улице Верхние Поля, дом 38, корп.1 поселились участники новой жилищной программы мэрии "Молодой семье - доступное жилье". Счастливчики праздновали новоселья, азартно обустраивали первые в жизни отдельные квартиры, с надеждой смотрели в будущее и готовились упорно работать - чтобы через пять лет, как было прописано в договоре с городом, накопить на собственную квартиру. Пятилетка ударного труда завершилась пшиком - цена квадратного метра за эти годы так зашкалила, что желаемого добились не более трети молодых пар... Те, кому удалось за эти годы накопить на жилье, признают: без помощи родителей ничего бы не вышло... Другим родители помогали копить, добавляя тысяч по 10 в месяц - в итоге некоторым удалось купить жилье, правда, не в Москве, а в ближнем и не очень Подмосковье, например, в поселке Ильинка - 25 минут на электричке. Остальным, если использовать субсидию и накопления, придется переезжать куда-нибудь в Обнинск или Малоярославец - там эти деньги еще можно превратить в жилье... Впрочем, замдиректора "Центра арендного жилья" (главной организации, курирующей молодежные дома) Александр Тезавровский настроен более оптимистично", пишут "Известия", цитируя его слова: "...примерно треть ребят свою жилищную проблему решили. Часть накопили, деньги внесли, но пока не переехали - мы им разрешили пожить, пока дома жилищно-строительного кооператива "Молодой семье - доступное жилье" достраиваются. Остальные продолжают копить, никто с ними договор не прерывает. Мы же понимаем ситуацию - метр площади подорожал в несколько раз. Некоторые переходят в другие программы - покупают жилье в рассрочку".

Те, кому покупка квартиры не по карману, вынуждены снимать жилье. Но и этот вариант в Москве едва ли можно считать экономичным. Порой речь уже не идет не только об аренде целой квартиры, но даже комнаты. "В первой половине текущего года рынок городской аренды жилья стабилизировался. Спрос начал плавно сокращаться: у потенциальных арендаторов не хватает денег для съема жилья. Однако арендодатели, не желая уступать, сделали не совсем приличное предложение, на которое арендаторы, как ни странно, согласились: этим летом на рынке созрела тенденция предлагать для временного проживания спальное место", сообщает "Газета" в номере от 3 сентября. "Абсурд, раньше считавшийся нормальным лишь для тружеников столичных рынков, получает все большее распространение и среди более продвинутых гостей столицы. При этом доходность жилой недвижимости, сдаваемой в аренду, составляет уже меньше 4%, продолжая снижаться. Но сократились и темпы прироста ставок аренды до 15% в годовом исчислении - по сравнению с прошлым годом в два раза. С переходом на сдачу в аренду койко-мест, как ни странно, среди предсказаний экспертов больше нет прогнозов о снижении ставок аренды... Прошлогодний скачок, однако, привел к новой тенденции на рынке аренды. "В июне в структуре предложения экономкласса появился новый формат - койко-место", - свидетельствует Жукова из компании "Миэль-Аренда" [первый заместитель директора компании "МИЭЛЬ-Аренда" Мария Жукова - ИА REGNUM]. В условиях дефицита приемлемого по цене для большинства приезжих предложения рассуждать о качестве жизни уже не приходится. Несколько лет назад в Москве считалось нормальным селить в квартиру, заставленную двухэтажными кроватями, разве что гостей из ближнего зарубежья, работающих на рынках и стройках столицы. Теперь новшество поддержали студенты, традиционно открывающие высокий сезон на рынке аренды городского жилья. Некоторые арендаторы предлагают более человечный вариант, стремясь при этом сохранить уровень своих доходов: сдача комнат в многокомнатных квартирах нескольким семьям", отмечает газета, ссылаясь на мнение эксперта: "в перспективе город для богатых граждан, неизбежно будет поделена на кластеры: "Со временем в столице будут фешенебельные районы. А приезжие, обслуживающие собственников или тех же арендаторов, скорее всего, будут снимать жилье в городах, расположенных в 20-30 километрах от Москвы".

Транспортное строительство

В 2009 году в Московском метро откроется пять новых станций, сообщает "Российская газета" в номере от 1 сентября. А 177-я станция - "Славянский бульвар" - откроется уже ко Дню города. "К Дню города метрополитен готовит свой подарок - открытие новой станции "Славянский бульвар". Об этом сообщил на пресс-конференции начальник столичной подземки Дмитрий Гаев. В воскресенье, 7 сентября, жители районов Фили-Давыдково и Матвеевское смогут спуститься здесь в метро и поехать по своим делам... Начальник метрополитена огласил список строящихся в настоящее время станций. В следующем году запланировано открыть пять: "Мякининская", "Волоколамская", "Технопарк", "Достоевская" и "Марьина Роща"... По поводу судьбы ремонтируемой станции метро "Маяковская" Гаев ответил так: "Перед строителями стоит задача сделать не новодел, а именно отреставрировать станцию". Но пообещал: "В 2010 году Московский метрополитен празднует свое 75-летие, и к этому сроку реконструкция должна завершиться. Вы увидите станцию такой, какой она была в 1938 году, когда была открыта"".

Подробнее о "Славянском бульваре" пишут "Известия" в номере от 4 сентября. "Чугунные лианы, изогнутые фонари, похожие на головы кузнечиков, стеклянный вестибюль и крайне высокий потолок. В канун Дня города на Арбатско-Покровской линии открывается 177-я, самая экстравагантная, станция Московского метрополитена - "Славянский бульвар", которая не только упростит жизнь жителям Фили-Давыдкова, но и разгрузит соседнюю Филевскую ветку метро. Станция "Славянский бульвар" стала рекордсменом по темпам строительства. Благодаря новым технологиям на ее возведение ушло всего два года против 4 обычных... Это особенно важно сейчас, когда всерьез обсуждается вопрос о капитальном ремонте линии. Специалисты уверены: ее наземные объекты (перроны, козырьки, лестницы) находятся в ветхом состоянии", пишет газета. "Будучи 177-й по счету, станция "Славянский бульвар" не похожа на своих предшественниц. Самые просвещенные пассажиры заметят в ее оформлении отголоски стиля ар нуво (Art Nouveau) и будут абсолютно правы. Чугунные лианы, фонари, похожие на головы кузнечиков, стеклянный вестибюль и крайне высокий потолок - все это отсылает к станциям парижского метро, в оформлении которых часто встречается заимствование образов животного и растительного мира. Проектировщики "Бульвара" уверены - сегодня этот стиль как никогда уместен в московском метро".

"Наземная альтернатива столичной подземки появится лишь к 2015 году. Об этом вчера на заседании столичного правительства заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин", сообщает "Российская газета" в номере от 3 сентября. "Речь идет о 200-километровом Малом кольце Московской железной дороги. Директор института Гипротранстэи Федор Пехтерев рассказал, что на Малом кольце планируется организовать порядка 30 транспортно-пересадочных узлов, которые свяжут железную дорогу с наземными видами транспорта, а также метро. По словам главного архитектора, в настоящее время ведется разработка проектов станций, а также прорабатываются чисто технические вопросы. Прежде всего решается, как более экономично провести электрификацию Малого кольца. Кузьмин сообщил, что в настоящее время проработаны такие транспортно-пересадочные узлы, как "Москва-Сити", "Кутузово", "Лужники", "Площадь Гагарина"... В свою очередь, руководитель департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц отметил, что благодаря созданию скоростных железнодорожных перевозок в ближайшие годы удастся значительно сократить поток автотранспорта из области в Москву. По его словам, сегодня в столицу ежедневно въезжает 400-450 тысяч машин: "Мы планируем, что благодаря работе железнодорожного транспорта удастся сократить этот поток на 200 тысяч автомашин в день". А вот от железнодорожных веток, которые "разрезают" промышленные и жилые районы, но уже практически не используются, город будет избавляться: "На территории Москвы таких около 108 километров", - сообщил мэр. По мнению Лужкова, когда "полумертвые" железнодорожные ветки уберут, на их месте можно строить социальные объекты, школы, детские садики, прокладывать дополнительные автомагистрали", пишет газета. "Помимо прокладки путей столичные власти намерены выделить деньги на строительство трех новых вокзалов. Пока в столице девять "ворот в город". Задача новых - принимать и отправлять скоростные поезда по международным направлениям. По словам Александра Кузьмина, прорабатывается вопрос их строительства на Каланчевской площади, у Рогожской Заставы и в Москва-Сити".

"Железнодорожные пути оказались, похоже, кратчайшим маршрутом для сближения чиновников Москвы и Подмосковья, еще недавно весьма нелестно отзывавшихся друг о друге", продолжает тему "Вечерняя Москва" в номере от 3 сентября. "На развитие железнодорожного узла столицы до 2025 года чиновники двух регионов планируют потратить более чем 850 млрд. руб. Затраты пойдут на реконструкцию 365 км путей на радиальных направлениях железных дорог, 93 км на Большом магистральном обходе и 88 км на Малом кольце железной дороги (МКЖД)... Генеральная схема столичного железнодорожного узла предусматривает и строительство трех дополнительных вокзалов для скоростных поездов -- в районе Каланчевской площади, на площади Ильича и в районе делового центра "Москва-Сити"... Приглашенный в столичную мэрию замминистра транспорта Московской области Александр Митусов передал г-ну Лужкову, что губернатор Подмосковья Борис Громов в целом одобряет генеральную схему. Готовность двух регионов взаимодействовать практически сняла все вопросы к проекту и у замглавы Минтранса РФ Александра Мишарина. Но перед тем как выносить проект развития железнодорожного узла на рассмотрение правительства России, федеральный чиновник все же посоветовал городским коллегам пользоваться примерами типовых решений по организации пересадочных станций и развязок, возведенных в ходе предолимпийского строительства в Пекине".

"Как уже сообщал "Ъ", планируется строительство трех новых вокзальных комплексов в черте города", пишет "Коммерсантъ" в номере от 3 сентября. "Первый вокзал будет расположен на железнодорожной станции Каланчевская поблизости от Комсомольской площади, второй - в районе площади Ильича, третий - в районе "Москва-Сити". Вокзал на Каланчевской, который будет построен первым, соединят железнодорожными ветками с аэропортами Домодедово, Шереметьево и Внуково. Этот комплекс и вокзал на площади Ильича построят до 2020 года, а вокзал в "Москва-Сити" - после. Кроме новых вокзалов до 2015 года планируется реконструировать восемь подмосковных железнодорожных станций - Химки, Марк, Кусково, Бирюлево, Бутово, Солнечная, Кунцево и Тушино... Напомним, что между столичной мэрией и РЖД была договоренность построить новые магистрали протяженностью 20-30 км над четырьмя участками Московской железной дороги - по Курскому, Павелецкому и Рижскому направлениям, а также над открытым участком Филевской линии метро ("Ъ" сообщал об этом 15 января). Стоимость этого проекта оценивается в $1,4-3 млрд, которые столичные власти надеются получить у частных инвесторов, предложив им окупить вложения с помощью платных участков на этих дорогах. Вчера господин Кузьмин уточнил, что первый проект двухэтажной дороги будет реализован на Киевском или Белорусском направлениях железной дороги. Главный архитектор пообещал, что в следующем году его ведомство приступит к разработке соответствующего проекта".

Дорожное строительство

"В этом году столица потратит 105 миллиардов рублей на строительство дорог", сообщает "Российская газета" в номере от 4 сентября. "В российском правительстве услышали, наконец, призыв московских властей обратить внимание на то, что столица задыхается в дорожных пробках. Для того чтобы помочь ей избавиться от них, под эгидой Минтранса России сейчас разрабатывается программа транспортного развития московского региона, которая в ближайшее время будет рассмотрена на заседании правительства РФ. А в московском правительстве уже появилась новая структура - департамент дорожно-мостового и инженерного строительства". Как сообщил в интервью "РГ", руководитель этого департамента Александр Левченко, "если в прошлом году на дорожно-мостовое строительство в городе было потрачено 70 миллиардов рублей, то в этом будет 105 миллиардов. Причем 6 миллиардов из них - на проектно-изыскательские работы для сооружения новых трасс, в то время как в предыдущие года на эти цели расходовалось не более 1,5-2 миллиарда рублей... Это прежде всего Четвертое транспортное кольцо, южный и северный дублеры Кутузовского проспекта, дорожная развязка, ведущая к Москве-Сити и Большому Сити, Южная и Северная рокады, соединение между Ленинградским шоссе и Дмитровским шоссе, дублер Дмитровского шоссе... Все с ходу и не перечислишь, что предстоит построить... В начале сентября мы планируем сдать развязку Ленинградки с Головинским шоссе. К Новому году сдадим Волоколамский туннель, ведущий в центр города, а еще через три месяца - в первом квартале будущего года - второй туннель, завершив таким образом ответвление на Волоколамское шоссе. В целом же работа на Ленинградке, можно сказать, прошла через экватор. В ближайшее время в полную силу развернутся работы на площади Белорусского вокзала". Что касается сотрудничества дорожников Москвы и Московской области, то по словам чиновника, "мы обсуждали вместе в Минтрансе России строительство ЦКАД - еще одной кольцевой магистрали, но теперь уже вокруг столицы. Москва заинтересована в реализации этого проекта не меньше, чем область. Дело в том, что ЦКАД должна перехватить все грузовые потоки, которые сейчас транзитом следуют через Москву, загружая и без того загруженные столичные дороги. Одновременно вокруг ЦКАД планируется построить таможни и терминалы для хранения этих грузов, а из Москвы, напротив, вывести их. И тогда в Москву пойдут только грузы, предназначенные лишь для нее самой".

Перспективное развитие города

"Во вторник на заседании правительства Москвы обсуждался проект закона "О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годы"", пишет "Независимая газета" в номере от 29 августа. "За три года в городе построят 27 общеобразовательных школ и колледжей и будут сдавать более 100 детских садов в год. Продолжится строительство центров детского творчества и спортивных залов в общеобразовательных школах. В будущем году начнется реализация программы строительства учреждений культуры по месту жительства - будет простроено пять школ искусств и музыкальных школ. Лимит на эту трехлетнюю программу заложен на уровне в 35,65 млрд. рублей. Но потребуется 16,16 млрд. рублей дополнительных вливаний. Также город планирует привести в порядок "Геликон-оперу", "Модерн", картинную галерею Ильи Глазунова, музыкальное училище имени Гнесиных, театр оперетты имени Маяковского, комплекс зданий "Провиантские склады", музей Моды, библиотеку фонда "Русское зарубежье", четыре библиотеки и 14 музыкальных школ и школ искусств окружного значения", сообщает газета о планах города в части расходов на строительство.

"Накануне Дня города правительство Москвы преподнесло горожанам щедрый подарок. Столичные власти приняли "Адресную инвестиционную программу". Согласно этому документу, на городское хозяйство в ближайшие три года будет потрачено 975 млрд. рублей", пишут "Новые Известия" в номере от 4 сентября. "Тратить эти средства планируется с оглядкой на социальные нужды. В городе будет построено порядка 300 детских садов, 130 школ, несколько сотен общественных туалетов. Но приоритет будет отдан решению транспортных проблем города... На строительство социального жилья только в 2009 году в адресной программе Москвы предусмотрено более 126,5 млрд. рублей. Всего же в ближайшие три года в городе должно быть построено более 8 млн. кв.м жилой площади, большая часть которой пойдет на нужды очередников и переселенцев из пятиэтажек. Что касается школ и детских садов, то их в свете грядущего демографического взрыва городские власти решили строить массово, десятками. Так, в 2009 году в Москве будет построено 27 школ на 15 тыс. 900 мест, в 2010 году - 46 учебных заведений на 24 тыс. 880 мест, в 2011-м - 52 школы, рассчитанных на 20 тыс. учеников. В ближайшие три года в Москве должно появиться еще 300 детских садов. За счет этого городские власти намерены раз и навсегда ликвидировать очередь в дошкольные учреждения, которая сейчас составляет порядка 20 тыс. человек. О здоровье москвичей позаботятся чуть меньше, чем об образовании. К 2011 году должны распахнуть двери только 14 новых поликлиник и 18 больниц... На строительство и реконструкцию общественных уборных в ближайшие три года выделят около 700 млн. рублей. Также в ближайшие три года городские власти планируют построить ряд очистных сооружений для сточных вод, реконструировать несколько мусоросжигательных заводов, создать предприятия по переработке отходов и производству вторсырья... На ремонт дорог предполагается потратить 45 млрд. рублей. На строительство новых трасс будет выделено 300 млрд. рублей", пишет газета.

На фоне грандиозных проектов общегородского масштаба незначительным может показаться план превращения трехэтажного дома в восьмиэтажный; тем не менее, "Независимая газета" в номере от 3 сентября посвятила материал этому проекту. "Надстроить пять этажей над трехэтажным домом на улице Менжинского подрядчики решили шесть лет назад. Казалось бы, странный проект родился в ходе решения сугубо финансового вопроса. Надстройка понадобилась, чтобы найти деньги на капитальный ремонт здания. Взбунтовались жильцы. По их мнению, в ходе строительных работ дом может не выдержать и попросту развалиться. Однако эксперты уверяют, что ни дому, ни жителям ничего не грозит, если проект сделан грамотно... Жители утверждают, что этими действиями фирма пытается выселить их из дома. Как рассказала "НГ" недовольная надстройкой жительница Юлия Митякова, люди опасаются, что реконструкция доставит им массу неудобств... Однако, по словам представителей фирмы, далеко не сразу жители начали бороться с данным проектом. "Еще в 2003 году были собраны согласия практически со всех обитателей дома, - говорит заместитель генерального директора по финансам и экономике ЗАО "Импульс Жилстрой" Виктор Шпилевой. - Люди, которые сейчас протестуют, изначально были за то, чтобы провести реконструкцию дома. Взамен они получали бесплатно услуги по капитальному ремонту своих квартир. Могу также сказать, что на данный момент около 75% жильцов поддерживают строительное новшество"", приводит газета слова представителя застройщика. "Больше всего жителей возмущает, что фирма, надстраивающая здание, отказывается их отселять на время строительных работ... под расселением активисты подразумевают переселение. "Зачем нам таскаться со своим скарбом по всей Москве, - говорит Юлия Митякова. - Мы хотели, чтобы они купили нам квартиры, а наши оставили себе в собственность"... По мнению экспертов, жителям ничего не грозит, если проект сделан грамотно. Как рассказал "НГ" управляющий директор по технической диагностике группы компаний "Городской центр экспертиз" Александр Калухин, с надстройкой могут быть как положительные, так и отрицательные моменты. "В подобных ситуациях главное, чтобы "плюсы" для жителей дома существенно перевешивали строительные "минусы", - говорит он. -... Возможно, на их месте я и сам был бы против".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры "Помещения в переходе у Заиконоспасского монастыря используются с нарушениями... прокуратура ЦАО Москвы выявила нарушения при использовании помещений, прилегающих к пешеходному переходу на Никольской улице возле комплекса Заиконоспасского монастыря. Это было сделано по итогам масштабной проверки", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 2 сентября, приводя вывод прокуратуры: "Торговая деятельность в арендуемых помещениях осуществляется предприятиями потребительского рынка с нарушениями ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральных законов "О пожарной безопасности" и "О безопасности". "Выяснилось, что ООО "Старград" передало эти помещения в аренду различным торговым организациям. Однако строительство торговых объектов в переходе было осуществлено без соответствующих разрешений, и помещения не были приняты в эксплуатацию в установленном порядке... Прокурором округа в адрес префекта ЦАО и начальника управления по ЦАО ГУ МЧС РФ по Москве внесены представления об устранении нарушений закона... В конце августа Москомнаследие расторгло инвестконтракт со "Старградом" - инвестор вместо предполагавшейся реставрации ряда зданий монастыря и реконструкции подземного перехода отнесся к памятнику, по словам главы ведомства Валерия Шевчука, "совершенно вандальным образом"", заключает газета.

"В День города на Манежную площадь вернется ушедшая от нас пять лет назад гостиница "Москва" - фасад гостиницы должен полностью очиститься от строительных лесов. Вместо ставшего привычным рекламного "кубика" устрашающих размеров горожане и гости столицы снова увидят знаменитый советский отель - вернее, его копию в натуральную величину", сообщают "Известия" в номере от 4 августа. "Несмотря на обещания, копии "один в один" не получилось - отличия от "досносного" вида все-таки есть, как явные, так и скрытые. У гостиницы появились четыре подземных этажа (со стороны Манежной площади) и два - со стороны площади Революции. В подземелье расположены стоянка на 714 машин, тепловой пункт и 11 трансформаторных подстанций (раньше подобной инфраструктурой отель похвастаться не мог). Вместо старых 12 этажей у "Москвы" теперь 16. Внутренние площади гостиницы выросли почти в два раза - с 97 тысяч до 188 тысяч кв. метров. Здесь будет 180 стандартных номеров - каждый площадью около 40 метров, а также несколько апартаментов и президентский люкс. Фасад, выходящий на Манежную площадь, также слегка изменился - как минимум цветом: таким яично-желтым он не был никогда. Хотя легендарная асимметрия... Со стороны Театральной площади фасад совершенно новый, с мозаичными панно. Колоннада на верхних этажах гостиницы, где располагался ресторан "Огни Москвы", сейчас достраивается и будет воспроизведена в точности - правда, из современных материалов... Как сообщил глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин, гостиницу планируется открыть к концу 2009 года. Так что внутренние работы и оформление интерьеров будут продолжаться весь будущий год. Подрядчикам рекомендовано использовать сохраненные при сносе панно, плафоны и другие исторические элементы интерьера".

Вероника Шарова