Под федеральным руководством "Единой России" зашатались кресла: обзор СМИ Иркутской области
Обзор СМИ Иркутской области за 25 августа - 1 сентября
Главным событием минувшей неделе в Иркутской области, безусловно, стало самое мощное землетрясение на Байкале за последние 50 лет. В эпицентре в 30 км от города Байкальска сила толчков превысила 9-бальную отметку, в Иркутске сила толчков по разным данным составила от 6,3 до 7,2 баллов. Во второй половине недели сейсмическая обстановка в регионе стала главной темой всех без исключения СМИ.
Как пишет 30 августа еженедельник "Конкурент", землетрясение отразилось и на политической жизни региона. Материал был опубликован под заголовком "Шатко, не валко". В момент самого сильного толчка, произошедшего в 10:35 по местному времени (05:35 мск) 27 августа "качались стены, падали шкафы, по швам зданий шли трещины". "Но слабыми оказались не здания. Сотовые и телефонные компании выкинули своих абонентов из сетей на срок от 20 минут до двух часов. Люди не получили официальных разъяснений и от властей, а потому плодили панику и слухи. Результат - в Иркутске на 10% увеличилось число вызовов "Скорой помощи", - пишет издание. - Информационный вакуум мгновенно родил слух о "второй волне" землетрясения, которая должна быть сильнее первой. О том, что ровно в 14:00 (по другой версии - в 15:00) будет удар в 10 баллов. Почему природа так пунктуальна, в тот момент никого не удивляло. Люди гуляли под окнами в меховых шубах (каждый спасал самое дорогое)".
После землетрясения на 10% возросло число вызовов "Скорой помощи". "Стресс вызвал естественное обострение психосоматических заболеваний", - пояснила психотерапевт Елена Скибо. Впрочем, люди быстро оправились - спиртные напитки в торговых точках Иркутска расходились молниеносно, причём даже самые дорогие. "Это нормальная реакция после стресса - люди ждали повторных толчков, накопилась психическая энергия, которая и вылилась в пищевую активность", - сказал психолог Сергей Бышляго. Кстати, "пищевую активность" не учли массово закрывшиеся заведения общепита. "Поразительно" повели себя власти города, отметил Сергей Бышляго. "Чиновники просто вышли и ходили по скверу вместе с народом. Нельзя демонстрировать беспомощность", - считает он. У мэрии, как выяснилось, нет выделенного канала связи. Чиновники оказались без "трубок". А вот большая часть людей вела себя грамотно и спокойно, считает Елена Скибо. Однако ощущалось, что некоторые не знают правил поведения во время землетрясения. К примеру, люди стояли под козырьками подъездов домов, ожидая 9 баллов.
Как отмечает газета, в день землетрясения иркутские "единороссы" встречали делегацию президиума генсовета "Единой России" во главе с секретарём
1 сентября журналисты программы "Вести-Иркутск" телекомпании ИГТРК рассказали о последствиях природного катаклизма в поселке Култук Слюдянского района, который оказался одним из ближайших населенных пунктов к эпицентру землетрясения. Репортаж назывался "Пострадавшему от землетрясения Култуку срочно требуются печники": "В Култуке под угрозой срыва начало отопительного сезона. Поселок может замерзнуть, если столбик термометра опустится ниже нулевой отметки. Полная разруха. Как жить дальше? Этот вопрос задают друг другу и местным властям жители Култука. Он больше всего пострадал от землетрясения 27 августа. В администрации поселка люди стоят в очередях, чтобы написать заявление о нанесенном ущербе".
В поселке Култук люди живут в основном в частных домах. Как заявили изданию в администрации, всего здесь 1 060 таких домов. И ни в одном из них печные трубы не уцелели. Николай Яскевич в поселке сейчас самый популярный человек. Он умеет класть печи. А без них в поселке не прожить зиму: "Двум печникам, то есть печнику и подручному, чтобы там раствор замесить, кирпич подать - это дня три уйдет. И будет стоить в пределах 3,5-4 тыс. рублей". Класть печи для Николая - хобби, основная же работа - на местной котельной. Здесь тоже требуется срочный ремонт. Иначе тепла не будет в школе, детском саду, больнице и нескольких двухэтажных домах. Чтобы восстановить котельную, не хватит и месяца, говорят специалисты. Соответственно, начать вовремя, 15 сентября, отопительный сезон в Култуке нереально.
"Три котла были готовы к запуску. Сейчас у них у всех порвало обмуровку. Внутри в котлах порвало трубы. Котлы надо полностью ремонтировать", - говорит начальник участка котельной Култука Геннадий Сивков. Кроме котлов, серьезно пострадали и стены. Сюда прибыли специалисты из области. Они оценят ситуацию и примут решение: либо восстанавливать котельную, либо сносить ее и строить новую. Власти помогают жителям кирпичами и глиной. А еще просят кредит у региона - 35 млн рублей на ликвидацию последствий.
"Печи все потрескались. Эксплуатации не подлежат. В случае, если топить, произойдет возгорание. Тем более зимой, топят сильно, иначе холодно", - говорит глава администрации Култука Александр Тулаев. Администрация района договорилась с железной дорогой об оказании помощи. Прийти на выручку решили также соседние муниципальные образования. Култуку срочно нужны стройматериалы и рабочие руки.
Наиболее мрачную и сенсационную картину нарисовали журналисты "Комсомольской правды. Иркутск", которые 28 августа сообщили о разрушении поселка Култук и городов Слюдянка и Байкальск. Стоит отметить, что в результате землетрясения не погиб ни один человек. Материал в газете был опубликован под заголовком "В поселке Култук почти все дома разрушены": "Иркутск в среду утром тряхануло как следует. В редких квартирах выше третьего этажа не побился фарфор и остались целы зеркала. Все-таки больше 6 баллов! Но как только стало известно, что на юге Байкала разрушены землетрясением поселок Култук и города Слюдянка и Байкальск, корреспонденты газеты выехали туда. Но, честно говоря, таких разрушений мы увидеть не ожидали".
"Начнись землетрясение на неделю позже - погибли бы дети. Может быть даже, десятки ребятишек", - думала я, пробираясь по битому стеклу и кирпичу того, что раньше называлось средней школой поселка Култук. Ее больше нет, а есть полуразрушенное здание с лопнувшими стеклами окон, треснувшими потолками и перекосившимися стенами, пишет журналист.
"Школу мы закрываем! Будем капитально ремонтировать. А может быть, снесем и построим новое здание, - вздыхает начальник Управления образования Слюдянского района Наталья Скумс. - Тут сейчас и взрослым-то находиться опасно, не говоря о детях. Здесь учились старшеклассники. Мы их переведем в здание начальной школы, оно почти не пострадало. Тесновато, но что поделаешь. Занятия начнем на неделю позже, где-то 10 сентября. Надо ведь парты перенести и все остальное".
Школа в Култуке разрушилась, как разрушилось все, что было здесь сделано из кирпича: печные дымоходы и сами печки в частных домах, стена пожарной части и даже воздушные вытяжные коллекторы в многоэтажках, пишет газета. "Как хорошо, что из кирпича у нас мало строят! То ли дело панельные многоэтажки и надежные деревянные избы", - это, наверное, самая главная мысль, что крутилась в голове, пока мы ездили по Култуку и Слюдянке, рассказывают журналисты. Панельные здания устояли, только кое-где пошли трещинами. Внутри осыпалась штукатурка, упали светильники, повалилась мебель, телевизоры. Но беды обитателей "хрущевок" - почти ничего с проблемами людей, живущих в частных домах. Топить печи их хозяева еще долго не смогут. А осень на носу. Да и сейчас по ночам холодает до -2.
"В Слюдянской больнице на самом деле почти нет пациентов - только тяжелые. Остальных отправили по домам, потому что надо срочно провести генеральную уборку. После землетрясения сюда привезли с улицы двух человек с инфарктом - так люди перепугались, плохо стало. Есть и другие пострадавшие - из-за паники кто ногу зашиб, кто подвернул, кто упал, когда из здания убегал. Мы уговариваем слюдянских бабушек идти домой - уже безопасно. Они нам с трудом верили. Их будут успокаивать милиционеры с громкоговорителями. Работницу местного
Из других тем недели, не связанных с землетрясением, стоит выделить статью газеты "Коммерсант. Восток России", опубликованную 26 августа под заголовком "Власти Приангарья пошли судом на
Временно замещающий должность руководителя агентства имущественных отношений администрации Иркутской области
Как отмечает издание, конфликт вокруг пакета ВЧНГ, принадлежавшего администрации Иркутской области, начался в 2005 году: "Губернатор
"Совет директоров ВСГК по вопросу продажи второй части акций ВЧНГ прошел в заочной форме 17 июля. Решение о продаже акций Верхней Чоны ТНК-ВР было одобрено и вынесено на собрание акционеров. При этом, подчеркивает Сергей Кладов, представители совета директоров от обладминистрации в голосовании не участвовали. 11 августа агентство имущественных отношений подготовило иск с требованием отменить решение совета директоров ВСГК. По словам чиновника, представители ТНК-ВР обращались с требованиями "отозвать иск и письмо в Росимущество", со своей стороны отозвав из ведомства отчет об оценке", - пишет газета.
"Они соглашались пересмотреть условия сделки - направить 678,5 млн рублей из вырученных с продажи пакета ВЧНГ средств в бюджет области", - рассказал Сергей Кладов, подчеркнув, что региональную власть эта сумма не устраивает. Сергей Кладов сообщил, что согласно данным новой оценки, пакет ВЧНГ, находящийся на балансе ВСГК, т.е. около 5% (примерно, 0,65% были размыты в результате допэмиссии ВЧНГ, которая прошла в 2007 году) теперь стоит 2,3 млрд рублей. В 2007 году 11,29% были оценены в 2,1 млрд рублей. "Если ТНК-ВР заинтересована в погашении кредиторской задолженности, давайте проведем аукцион по реально рыночной цене и вырученные деньги поделим. Мы бы хотели получить половину", - подчеркивает Сергей Кладов. По словам чиновника, на внеочередном собрании акционеров, которое обладминистрация созвала на 17 сентября, она планирует выдвинуть в совет директоров троих кандидатов и будет настаивать, чтобы один из них возглавил совет.
В ТНК-ВР комментировать ситуацию отказались, отмечают журналисты газеты. Источник в ВСГК заверил, что переговоры между акционерами о мирном урегулировании проблемы идут. "Впрочем, акционерам в любом случае нужно будет прийти к единой точке зрения, поскольку продажа акций ТНК-ВР, как и пожертвование средств в бюджет, будут являться сделками с заинтересованностью, решение о проведении которых может принять только незаинтересованный акционер", - резюмирует издание.