Обзор прессы Новосибирской области с 25 по 31 августа

После проверки в новосибирских аэропортах два топливных заправщика попали под подозрение в завышении цен. Новосибирская область сэкономила на своих олимпийцах, не поднявшихся выше четвертого места, и вместо выплаты премиальных руководству региона придется принимать меры "по преодолению кризиса". Бердские владельцы "ГАЗелей" устроили голодовку - они протестуют против изменения правил распределения транспортных маршрутов. Политический сезон 2008-2009: некоторые депутаты не исключают, что на выборах мэра Новосибирска в марте 2009 года дело дойдет до второго тура.

27 августа газета "Ведомости" пишет о том, что новосибирское управление ФАС возбудило дела в отношении местной компании "Топливо-заправочный комплекс "Северный" и московской "Газпромнефть-аэро", о чем изданию сообщил заместитель руководителя УФАС Александр Ельчанинов. "Проверку цен на авиатопливо проводили с июля по август, когда ФАС России переадресовала своим региональным управлениям поручение правительства РФ", - рассказал он.

"Дело в отношении ТЗК "Северный" чиновники антимонопольного ведомства рассмотрят 7 сентября, "Газпромнефть-аэро" - 30 сентября. ТЗК "Северный" обеспечивает топливом аэропорт "Северный", а "Газпромнефть-аэро" заправляет 75% парка аэропорта "Толмачево". По данным УФАС, "Газпромнефть-аэро" с 1 июля по 18 августа повысила розничные цены на авиакеросин на 19,3% (с 29 314 руб./т до 35 000 руб./т), а ТЗК "Северный" с 10 июня по 18 августа увеличил цену на авиакеросин на 8,6% (с 28 983 руб./т до 31 500 руб./т). Отпускные цены за это время выросли на 2,3%", - пишет издание.

Исполнительный директор ТЗК "Северный" Валерий Изгарский поставщиков авиатоплива не назвал и от комментариев отказался до конца разбирательства, а заместитель генерального директора по продажам "Газпромнефть-аэро" Валерий Шитченко заявил, что дело в отношении его компании возбуждено ошибочно. "Наша цена никогда не доходила до 35 000 руб./т, максимум - до 32 100 руб./т в июле", - уверяет он.

"Газпромнефть-аэро" покупает топливо у материнской компании. По информации директора по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павла Строкова, 90% авиакеросина поставляет в Новосибирскую область Омский НПЗ (принадлежит "Газпром нефти"). "На Омском НПЗ с июня по июль цена возросла с 27 447 руб./т до 27 677 руб./т, а в августе снизилась до 27 000 руб./т из-за общего падения цен на нефть", - говорит он. По мнению Строкова, компании просто воспользовались повышенным спросом на керосин из-за сезонного увеличения перелетов, которое достигло своего пика в июле-августе.

26 августа "Коммерсантъ-Сибирь" публикует материал о том, каким образом Олимпиада-2008 завершилась для сибирских регионов: "Омская область и Красноярский край "купаются в золоте", получив на двоих шесть медалей высшей пробы. Для бюджетов этих регионов успехи их представителей означают дополнительные расходы, соответственно в 1,5 млн и 1,35 млн руб. Без медалей остались Алтайский край и Новосибирская область. Правда, за Алтай выступали всего трое спортсменов, в то время как Новосибирская область делегировала в Пекин восьмерых олимпийцев". "У новосибирцев лучшим результатом стало четвертое место четырехкратного олимпийского чемпиона Станислава Позднякова в командном турнире саблистов. На шестом месте завершил соревнования копьеметатель Иван Коротков. Руководство области такие результаты откровенно разочаровали", - говорится в статье.

Находясь в Пекине, губернатор Виктор Толоконский отметил в интервью агентству "Весь спорт", что "новосибирские спортсмены выступили не лучшим образом, впервые за последние четыре-пять Олимпийских игр остались без медалей". Естественно, останутся невостребованными обещанные властями призовые (за первое место - 300 тыс. руб.). Как сообщили изданию в пресс-службе областного управления по физкультуре и спорту, "в ближайшее время губернатор проведет совещание, на котором будут подведены итоги выступления на Играх и намечены меры по преодолению кризиса".

Еженедельник "Новая Сибирь" 29 августа публикует материал под заголовком "Голодовка на обочине". Суть публикаци в том, что перевозчики Бердска (город в Новосибирской области, - прим. ИА REGNUM) направили в антимонопольный комитет, мэру, губернатору, генпрокурору и президенту России жалобы на правила распределения маршрутов, установленные местным горсоветом. Они недовольны тем, что в конкурсе могут участвовать только солидные транспортные фирмы, имеющие автопарк из девяти и более "ГАЗелей". Таким образом, мелким перевозчикам остается надеться на то, что более солидные конкуренты откажутся от маршрута, который им по каким-то причинам не подходит.

Чтобы не потерять работу и не довольствоваться жалкими крохами со стола крупных предпринимателей, новосибирские мелкие перевозчики несколько лет назад в подобной ситуации объединялись и таким образом укрупняли свой бизнес. Бердским же владельцам "ГАЗелей" совместными усилиями пока удалось лишь привлечь внимание общественности к своей проблеме, пишет издание. Накануне распределения между транспортниками очередного муниципального заказа в Бердске прошли пикеты, инициаторы которых заявили, что если горсовет не отменит свое решение, они устроят массовую голодовку.

Комментируя эту ситуацию для "Новой Сибири", председатель комитета по транспорту, дорожному комплексу, связи и информационным ресурсам Новосибирского областного совета депутатов Сергей Титков сказал, что вопросы организации пассажирского обслуживания находятся исключительно в компетенции муниципалитетов. Российского закона, который распространялся бы на все территории и четко определял, какие компании могут работать на маршрутах, в настоящее время нет - он принят Госдумой пока только в первом чтении. "По-человечески жаль перевозчиков, которые остались не у дел, но, на мой взгляд, пассажирский транспорт - это не та отрасль экономики, в которой нужно учитывать только интересы мелких частных предпринимателей, - считает Сергей Титков. - Главнее - безопасность населения. Говорят, что бердские депутаты чуть ли не поставили на грань выживания малый бизнес. Но, на мой взгляд, перевозка пассажиров не должна входить в сферу деятельности малого бизнеса. Малый бизнес - это пирожками на углу торговать, а не отвечать за сохранность здоровья и жизни людей. Существует множество нормативов, которых компания должна придерживаться, в том числе - по обеспечению безопасности населения. Если частный предприниматель может честно выполнять это и все остальные требования, пусть возит пассажиров. Но в одиночку, как показывает печальная статистика аварий, произошедших с участием "ГАЗелей", приписанных к небольшим транспортным компаниям, этого добиться очень сложно".

Делегаты от малых транспортных предприятий побывали и на приеме у главы бердской администрации Александра Терепы. В интервью "Новой Сибири" он рассказал, что в соответствии с областным законом о частных перевозках и положением об их организации в Бердске, еще в прошлом году принятым городским советом депутатов, этим летом начата процедура конкурсов по отдельным маршрутам. Но, как выяснилось, она не всех устраивает.

"Прежде всего это касается тех перевозчиков, которые опасаются потерпеть неудачу в конкурсе, - говорит Александр Григорьевич. - Всего на оказавшемся вакантным маршруте задействовано порядка 30 "ГАЗелей". В этом году, чтобы сделать поездки более приятными и безопасными, специалистами были сделаны расчеты, связанные с графиком работы транспорта, количеством перевозимых пассажиров... Они подтвердили, что сегодня вряд ли потребности быстро развивающегося города можно полностью удовлетворить с помощью двух-трех "ГАЗелей", поэтому речь и зашла о привлечении прежде всего крупных компаний, предложения которых соответствуют прежде всего спросу населения. Комиссия также определила, что потребуются перевозчики как с малым, так и с большим числом посадочных мест. Конкурс пройдет уже в самое ближайшее время, поскольку нет решений, опротестованных соответственными органами. Как нет и решений суда об отмене установленных горсоветом нормативных актов. Недовольные перевозчики пытались перетянуть меня на свою сторону, но если бы я поддался на их уговоры и начал действовать незаконными методами, другие участники конкурса тут же обвинили бы меня в волюнтаризме. В любом случае транспортный вопрос должен решаться правовым путем. Вряд ли с помощью пикета и голодовки можно разрешить эту ситуацию".

Но несмотря на все попытки властей урегулировать конфликт цивилизованным путем, бердские перевозчики разбили палаточный лагерь у здания местной администрации и приступили к голодовке.

Газета "Континент Сибирь" провела круглый стол на тему "Политический сезон - 2008-2009: каким ему быть". Высказывания местных политиков издание опубликовало в пятницу, 29 августа: "Выборы мэра - главное событие политического сезона - 2008-2009 в Новосибирске. Появятся ли у действующего мэра Владимира Городецкого сильные соперники? Будут ли эти выборы отличаться от предыдущих, проходивших в острой борьбе, которые действующему мэру удалось выиграть только во втором туре? Теперь сила Городецкого в том, что он - член "ЕР". Но, может быть, в этом и его слабость? А если генсовет партии на заседании в Москве вдруг по каким-то не понятным новосибирцам причинам сделает выбор не в пользу Городецкого?"

На этот вопрос Олег Иванинский ответил так: "Статус у Владимира Городецкого в "Единой России" очень высокий. По результатам выборов в Госдуму РФ в декабре 2007-го Новосибирск вошел в пятерку городов России, где активно голосовали за "ЕР". И Владимир Городецкий даже награжден в партии грамотой за выборы. Поэтому не исключено, что именно Городецкий будет нашим кандидатом. Но политическая жизнь полна интриг. Пока мы не имеем формального основания говорить, кто станет кандидатом от "ЕР" на выборах мэра Новосибирска. В частных беседах мы уже обсуждали, что, возможно, сделаем праймериз по примеру других субъектов федерации. Но когда решение будет окончательно принято, выдвижение от партии - это серьезный ресурс, тогда весь партийный потенциал начнет работать на единого кандидата. Все члены партии, сторонники партии должны будут это решение исполнять и поддерживать выдвинутого кандидата".

Депутат Горсовета Андрей Андрейченко: "Мы знаем мнение полномочного представителя президента РФ в СФО Анатолия Квашнина - он поддерживает Городецкого. Мы видим отсутствие конфликтов между областной и муниципальной властями. Поэтому нет оснований говорить, что кого-то что-то не устраивает в Городецком. Другое дело, что сейчас меньше стало суеты в политической жизни, так как сегодня в большей степени все определяет Москва. И не только генсовет, но и администрация президента, и правительство. Существует определенная централизация политической власти. А что касается интриги выборов - то пусть она будет. Пусть представители оппозиционных сил выдвигают соперничающую кандидатуру".

Депутат Горсовета Николай Тямин заявил, что не сомневается в том, что у Городецкого появятся соперники на выборах: "Даже есть предчувствие, что без двух туров мы не обойдемся".

Политтехнолог Виктор Игнатов: "Сегодня мы - "ЕР" - находимся во внутрипартийном поиске наиболее достойного кандидата. Скорее всего, этим кандидатом окажется Владимир Городецкий. Но это нашу внутрипартийную интригу нисколько не уменьшает... При этом особо отмечу, что мы не допустим, чтобы от "ЕР" участвовали два или более претендента на пост мэра. Cамодеятельность будет жестко пресекаться. Член "Единой России", решивший выдвинуть свою кандидатуру в мэры без соответствующих решений партии, должен будет сначала сдать партбилет, в противном случае он будет исключен из партийной организации. Но это не означает, что у нас нет споров, и мы все одинаково смотрим на выборный процесс".