Правительство и общественные организации. Кадровая политика. Налоги. Недвижимость. Внешнеэкономическое сотрудничество. Отношения с Россией и Грузией

Правительство и общественные организации

В течение последних полутора недель абхазское правительство во главе с премьером Геннадием Гагулия оставалось мишенью достаточно жесткой критики внутри Абхазии. При этом абхазские и грузинские СМИ рисуют происходящее несколько по-разному. Сходятся они, впрочем, в одном: влиятельные абхазские общественно-политические организации потребовали отставки Гагулия, но тот уйти не согласился.

По информации абхазского правительственного информагентства "Апсныпресс", объединение абхазских ветеранов войны "Амцахара", две недели назад на своем съезде выдвинувшее требование отставки правительства, за последние десять дней от него не отказалось. Особенно активно критиковал правительство недавно избранный сопредседателем "Амцахары" депутат парламента Абхазии Владимир Начач-оглы. В одном из выступлений на прошлой неделе он отметил, что за десять лет ни один чиновник в Абхазии не был привлечен к уголовной ответственности за злоупотребление служебным положением. "Хорошего настолько мало, что оно растворяется в накопившихся проблемах", - подытожил Начач-оглы. Отвечая 31 марта на критику со стороны ветеранов, Гагулия сказал, что "правительство готово к активному диалогу со всеми общественно-политическими движениями и партиями, со всеми, кто заинтересован в построении демократического государства", но при этом "нельзя требовать от правительства скоротечных изменений, тем более что нам досталась достаточно тяжелая ситуация".

Реакция Гагулия практически означает, что с требованиями ветеранов о своем уходе в отставку он не согласился. "Апсныпресс" сообщает также, что 26 марта руководителей ветеранской организации принимал президент Абхазии Владислав Ардзинба. "Мы обсудили с нашим Главнокомандующим широкий круг проблем, волнующих ветеранов войны", - рассказал после встречи Владимир Начач-оглы. При этом он подчеркнул, что беседа носила конструктивный характер. "Со многими проблемами, которые мы обсуждали на съезде, президент согласился. Более того, он выразил свою озабоченность сложившейся ситуацией", - сказал Начач-оглы. Однако ветераны ничего не сказали о том, как воспринял Ардзинба их требование отставки правительства. Трудно себе представить, чтобы на встрече вовсе не поднимался этот вопрос, ведь по Конституции Абхазии решение об отставке правительства принимает именно президент. По абхазским источникам складывается впечатление, что Ардзинба стремится оставаться над схваткой в разворачивающемся конфликте. Такая линия поведения была бы вполне понятной. С одной стороны, как уже отмечалось в предыдущих обзорах, правительство Гагулия сумело обеспечить определенный рост жизненно важного для Абхазии торгового оборота с Россией. С другой стороны, ветераны грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, хотя и не так широко, как раньше, представленные сейчас в высших эшелонах власти, остаются влиятельной общественной силой.

Грузинские СМИ рисует более драматичную картину внутриполитической ситуации в Абхазии. В интервью Georgian Times 31 марта лидер базирующегося в Тбилиси Верховного Совета Абхазии в изгнании Тамаз Надареишвили заявил, что, по его данным, в Абхазии недавно прозвучало требование отставки не только правительства, но и самого президента. Надареишвили рассказал о неком "собрании в Лихне", на котором требовали отставки Ардзинбы в связи с его продолжительной болезнью и неспособностью реально управлять страной. Ардзинба якобы не согласился. Под "собранием в Лихне", по-видимому, Надареишвили имеет в виду Совет старейшин Абхазии - сходы абхазских старейшин издревле проводились в селе Лихне (Лыхны). Заметим, что "Апсныпресс" в сообщениях последних дней марта также по какой-то причине необычно часто упоминало Совет старейшин, однако исключительно в связи с абстрактно-примирительными заявлениями его лидеров. Ни о чьих требованиях отставки Ардзинба "Апсныпресс" не сообщает. Заметим, что, помимо старейшин, заявления о необходимости мира, взаимопонимания и сотрудничества дружно сделали еще ряд общественных организаций и политиков Абхазии - например, пропрезидентская фракция в парламенте "Республика", а также первый вице-премьер и министр обороны Рауль Хаджимба. Это заставляет предположить, что выступление ветеранов в какой-то мере действительно нарушило размеренное течение политической жизни Абхазии, в которой борьба кланов обычно выходит из-под ковра только в момент очередной смены правительства.

Кадровая политика

Одним из самых заметных решений Владислава Ардзинбы по кадровым вопросам стало назначение генерал-лейтенанта Гиви Агрба председателем Службы безопасности Абхазии. По данным "Апсныпресс", соответствующий указ Ардзинба подписал 2 апреля. Агрба - один из командиров времен грузино-абхазской войны, сохранивших полную лояльность Ардзинба. Ранее он работал министром внутренних дел, затем - заместителем министра обороны. В прошлом году был назначен советником президента, что многими рассматривалось как конец карьеры руководителя. Теперь Агрба оказался на одной из ключевых в республике должностей. "Перспективность" работы председателем Службы безопасности подтверждается, например, таким обстоятельством, что именно с этой должности в 2001 году пошел "на повышение" Рауль Хаджимба, ставший вице-премьером и куратором всего "силового" блока в правительстве.

Правительство Абхазии продемонстрировало, что готово отправлять в отставку не оправдавших его доверия руководителей крупных госпредприятий. Напомним, что в феврале при переназначении руководителей таких предприятий с ними был заключен контракт на шесть месяцев, с возможным продлением исходя из качества работы. Первая отставка, однако, не заставила ждать себя и полугода: как передает "Апсныпресс", 27 марта решением правительства уволена начальник Управления Абхазской железной дороги Рита Лолуа. Отставка связана с тем, что Лолуа подозревается в превышении должностных полномочий. Против нее возбудила дело Прокуратура Абхазии.

Налоги

2 апреля в интервью правительственной газете "Республика Абхазия" Владислав Ардзинба заявил, что администрация президента, парламент, министерство финансов и министерство по налогам и сборам совместно работают над новым налоговым кодексом. Он предполагает снижение налогов. Впрочем, невысоки они в Абхазии и сегодня. В частности, подоходный налог и НДС составляют 10%, налог на прибыль - 18%.

Снижение налогов идет параллельно с попытками укрепления финансовой дисциплины. В прошлых обзорах мы уже рассказывали о борьбе правительства с незарегистрированным бизнесом. Теперь, по данным "Апсныпресс", кабинет намерен запретить в республике такой трудно поддающийся финансовому контролю вид предпринимательской деятельности, как торговля бензином с так называемых передвижных АЗС, в реальности представляющих собой бензовоз на обочине дороги. Такой торговлей занимается значительная часть населения Абхазии (а также, например, Чечни и горной части Дагестана), которая теперь рискует остаться без источников дохода. 2 апреля премьер Геннадий Гагулия встречался с "мобильными" автозаправщиками и разъяснял им необходимость принятого решения.

Внешнеэкономическое сотрудничество

Призвало правительство к финансовой дисциплине и работающие в Абхазии иностранные, в частности турецкие, компании. По сообщениям "Апсныпресс", 31 марта правительственная делегация во главе с первым вице-премьером, министром экономики и внешнеэкономических связей Русланом Ардзинба посетила Ткварчельский район, где ряд турецких фирм ведет разработку угольных месторождений. Во время поездки отмечалось, что в прошлом году отчисления турецких форм в бюджет города Ткварчели составили всего 20% от запланированного. Правительство предложило в течение 15 дней возобновить добычу угля на карьере "Худзга" и внести в городской бюджет предусмотренные договором средства за 2002 год, в противном случае контракт будет расторгнут. Кроме того, было решено продолжить разработку месторождения "Джигит", в освоении которого также принимают участие турки. Согласно контракту, в текущем году там планируется добыча 100 тысяч тонн угля.

"Апсныпресс" сообщает также, что правительство Абхазии продемонстрировало готовность предпринимать жесткие шаги по отношению к иностранным юридическим лицам, взявшим в аренду гостиницы и дома отдыха (большинство таких арендаторов - российские). Кабинет Министров своим постановлением от 27 марта аннулировал договоры по аренде ряда курортных объектов, на которых, вопреки договорам аренды, арендаторами в течение длительного времени так и не были произведены ремонтно-восстановительные работы. В числе объектов пансионат "Жоэквара" и дом отдыха "Чайка" в Гагре, гостиница "Ткуарчал" в Сухуми и база отдыха "Агудзера" в Гульрипшском районе.

Очевидно стремление Абхазии упорядочить торговлю с Россией. В уже упомянутом ответном заявлении на критику правительства со стороны ветеранов премьер Геннадий Гагулия особо поставил в заслугу своему кабинету то, что удалось приостановить продажу абхазского леса, металлолома и рыбы по низким ценам за пределами республики. Теперь экономическое сотрудничество будет основываться на договорах с субъектами РФ и контролироваться региональным руководством. По данным "Апсныпресс", 28 марта при министерстве экономики и внешнеэкономических связей республики для реализации пакета договоренностей между Абхазией и Краснодарским краем создано шесть совместных рабочих групп - по добыче и переработке полезных ископаемых, энергетике, топливно-газовой отрасли, сельского хозяйства, восстановления железнодорожного вагонного хозяйства и рыбного промысла.

Отношения с Россией и Грузией

После оживления, вызванного переговорами в Сочи 6-7 марта, в российско-грузино-абхазских отношениях наступило некоторое затишье. Как следствие, в последнее время высшие руководители Абхазии сравнительно мало высказывались по международным проблемам. Стоит отметить заявление главы МИД Абхазии Сергея Шамба, сделанное 1 апреля после встречи в Сухуми со спецпредставителем генерального секретаря ООН в Грузии Хайди Тельявини. Шамба сказал, что за ООН следует сохранить ключевую роль в разрешении грузино-абхазского конфликта. Заметим, что это пожелание в корне противоречит прогнозам спикера абхазского парламента в изгнании Тамаза Надареишвили, который в уже упомянутом интервью Georgian Times заявил, что резолюция ООН по Абхазии отныне не имеет значения: "После иракской войны, возможно, будет создана новая ООН, с новым уставом. Америка еще раз покажет всему миру, что она одна из сильнейших стран в мире".

В интервью газете "Республика Абхазия" 2 апреля Владислав Ардзинба, говоря о перспективах восстановления проходящей через Абхазию Закавказской железной дороги, сказал, что, по его мнению, Грузия вряд ли искренне намеревается идти на такой шаг. С грузинской стороны комментариев на это заявление не последовало.

Одновременно развиваются гуманитарные связи Абхазии с соседними регионами России. По данным ИА REGNUM, в начале апреля в Карачаево-Черкесии гостила делегация абхазских учителей, студентов и школьников. В ряде школ республики гости рассказали о сегодняшней жизни Абхазии. ИА REGNUM также сообщает, что в ближайшее время в Кабардино-Балкарии появится монумент в память о добровольцах из этой республики (преимущественно кабардинцах и казаках), которые участвовали в грузино-абхазской войне 1992-1993 годов на стороне Абхазии. Монумент установят на главной площади Нальчика, с которой во время войны производилась отправка добровольцев и которая с тех пор официально называется площадью Абхазии.