Калининградский транзит: тупик. Введение настоящих виз для россиян становится официальной версией Вильнюса. "Газпром" купил Каунасскую ТЭС. Майский референдум в Литве: страх провала. Литовцам открылся рабочий рынок ЕС

Третья встреча по Калининграду в Брюсселе потерпела фиаско. Это стало ясно в прошлый понедельник, весть пришла из Брюсселя, где состоялись очередные консультации представителей России, Литвы и ЕС. Секретарь МИД Литвы Дарюс Юргелявичюс: "И дальше остаются без ответа те вопросы, по которым шло совещание. Мы никак не может найти формулы, которая учла бы все критерии". В свою очередь российский замминистра МИД Сергей Разов заявил, что не было сделано шага, который бы отразил интересы обеих сторон. Но что скрывается за этими обтекаемыми дипломатичными формулировками? Своеобразный тупик. Дело, оказывается, даже не в Литве. По утверждению российских дипломатов, представители ЕС не согласны с тем, чтобы билеты российским гражданам продавались в режиме так называемого "реального времени" (чего добивается российская сторона). То есть если вы надумали ехать в Калининград, вам не надо "заранее" беспокоиться о формальностях. Вы прямо обращаетесь в кассу железнодорожного вокзала, откуда, перед продажей билета, работник вокзала связывается с литовской базой данных и смотрит, не запрещено ли такому-то гражданину въезжать в Литву. Просто? Удобно? Для граждан России - да. Но такой порядок... противоречит юридическим требованиям Шенгена. Д. Юргелявичюс: "Если мы согласимся с такими вещами, Шенген для нас закроется. Поэтому это предложение русских отброшено" (BNS). Позиция Литвы простая: мы вступаем в ЕС (2004) и в пространство Шенгена (2007), ничего сделать не можем, мы должны выполнять договор. Придется иметь вместо упрощенных дорожных документов (УДД) - настоящие иностранные визы для калининградцев и их гостей.

В Литве растет волна возмущения "коварством Москвы": введение виз для калининградцев реально. Во вторник обычно спокойная ведущая литовская газета Lietuvos rytas в редакционной статье заявила: "Политики из соседней восточной страны стремятся, чтобы ее граждане могли ездить через Литву так, как если бы это была территория самой России". Далее газета пишет: на прошлой неделе "наша страна услышала не только о полном нежелании Москвы готовиться к введению с 1 июля упрощенного транзита, но и об отказе России исполнять свои обязательства в отношении ратификации границ с Литвой и подписания договора о реадмиссии". С точки зрения главной литовской газеты, поведение представителей России на переговорах и заявления ее чиновников "ясно показывают, что Москва поднимается в последнюю атаку не на жизнь, а на смерть". Давно в Литве не поднимались такой силы антироссийские чувства. Каковы же истоки этих чувств? Каков взгляд на Калининградскую проблему "изнутри литовца"? То, что Россия предполагает как само собой разумеющееся (ее граждане едут без виз и без особых формальностей через литовскую территорию), Вильнюс считает огромной уступкой со стороны независимого государства, за которую нужно было ожидать благодарности от России (ведь находящаяся в похожей территориальной ситуации Польша даже слышать не захотела про какой-либо транзит, тем более "облегченный", через ее территорию российских граждан - Литва же взяла на себя эту ей вовсе не нужную ношу): благодарности в виде безоговорочных выполнений всех представленных Литвой технических требований к УДД (и прежде всего к списку вопросов, на которые должны в анкете ответить "транзитные" россияне), а также немедленного подписания обоих вышеприведенных договоров. Однако вместо "благодарности" литовцы имеют одни упреки и коварный отказ от "платы за уступки". Отсюда - тон, выдержанный в духе холодной войны (не припоминаем, когда считающая себя наиболее солидной в стране газета себе его позволяла): "Такой до сих пор невиданный шантаж глашатаи Кремля стали применять к стране, которая единственная в регионе согласилась облегчить ситуацию гражданам России, едущим в Калининградскую область и из нее". Подписывая брюссельские договоренности 11 ноября, "Вильнюс сделал огромную услугу и Брюсселю, и Москве". Похожая по тону статья напечатана и в газете Lietuvos aidas, еще недавно считавшейся газетой правых. Название статьи говорит само за себя: "Россия Европе и Литве лезет на голову". За ней следует вторая статья на ту же тему под заглавием: "Россия требует нереальные вещи".

Похоже, страх "остаться с носом" (Россия добьется через ЕС проезда своих граждан без особых формальностей, а договора о границах не ратифицирует, а то еще и не подпишет договора о реадмисии) стал формировать и намного более жесткую позицию официального Вильнюса. Если на позапрошлой неделе угроза вместо УДД ввести визы звучала из уст литовских парламентариев, то на прошедшей неделе ее озвучил и сам глава МИД Литвы. Идея отказаться вообще от брюссельских договоренностей и фактически поставить калининградских "транзитников" в один ряд с любым другим иностранцем, намеревающимся въехать в Литву, постепенно становится официальной. В таком случае потокам россиян придется обивать пороги литовских консульств, выстаивать в очередях, платить большие деньги за каждую поездку. По сообщению BNS, "министр иностранных дел Литвы Антанас Валёнис не отбрасывает возможность, что в случае, если не будет найдено приемлемого решения в отношении транзита в Калининградскую область, Литва должна будет выполнять обязательства, данные Европейскому Союзу, а именно ввести визы гражданам России". Об этом министр заявил после совещания с президентом Р.Паксасом. А.Валёнис: "С другой стороны, существует документ от 11 ноября, где предусмотрены условия транзита. Если в рамках этого документа нам не удастся договориться, боюсь, что в этом случае вступят в действие наши обязательства по 24-му разделу переговоров - мы, очевидно, будем вынуждены выполнить эти свое обязательства и ввести визы". Об этом же пишет и в статье "Министр не отбрасывает возможности ввести визы" и газета Lietuvos aidas.

Почему и сколько высаживали российских граждан (статистка за февраль-март 2003) Как сообщает BNS, количество пассажиров, высаженных с поездов, пересекающих по дороге в Калининградскую область транзитом литовскую территорию, - ничтожно мало. За два месяца (февраль-март) их число составило всего 0,2 % от числа всех проехавших через Литву. Причем российских граждан среди них лишь половина. С начала введения нового порядка проезда (с 1 февраля) через Литву в поездах проехало 74.768 лиц, в том числе в феврале 35.316, а в марте 39.452. Из этого числа из поезда было высажено 145 человек (это процедура имеет место на железнодорожных станциях Кибартай и Кена, где литовскими пограничниками проводится паспортный контроль). В том числе в феврале стресс испытали 82 лица, а в марте 63. Об этом сообщила в прошедший вторник литовская Служба охраны государственной границы (СОГГ). Российских граждан было высажено 74 человека, белорусов - 21, украинцев - 19, граждан других стран - 31. Каковы же причины высадок? Из 145 высаженных половина не имела литовских виз (73 человека), 20 человек вместо паспортов предлагали военные билеты (что, по неоднократным заявлениям литовской стороны, неприемлемо в качестве документа, удостоверяющего гражданство). У 19 лиц просто окончился срок действия документов, 17 человек предоставили "паспорта несуществующего СССР, в которых не было отметки о гражданстве Российской Федерации". Как сообщают работники СОГГ, большинство высаженных вели себя прилично, сожалели о том, что перед поездкой не интересовались изменившимися правилами проезда через Литву. Всего же за один день территорию Литвы пересекает в транзитных поездах в среднем по 1.267 человек. Теперь о тенденции: количество лиц, предоставлявших для проезда военные билеты, уменьшилось в девять раз (в феврале 18 военных пытались проехать с военными билетами, а в марте только 2). Что касается соотношения количества высаженных и проехавших через Литву граждан, то налицо тенденция к уменьшению высаженных (по утверждению литовской стороны, поток пассажиров с наступлением тепла растет, а количество высаженных уменьшается). Об этом пишет и газета Respublikа.

Вся эта информация обнародована не без политического подтекста. Она является непрямым ответом российской Государственной думе, в начале марта принявшей заявление, в котором обвинила Литву в попытках нарушить брюссельские договоренности между Россией и ЕС. В заявлении говорится об увеличении количества высаженных российских граждан, а также о том, что несколько тысяч россиян были вынуждены отказаться от поездок поездом в Калининградскую область.

Инциденты на российско-литовской границе будут сниматься на видео. Решение об этом было принято литовской стороной после ноты МИД России, которая была вручена посольству Литвы в Москве после инцидента с высаженными тремя гражданами России. В публикации газеты Lietuvos aidas "Жительница Караляучас признала свою вину" (Караляучяс - литовское историческое название Калининградского региона) речь идет о неправомочности протеста российской стороны в отношении высаженных пассажиров. Пожилая российская женщина, за которую заступилась официальная Москва, признала, что ее паспорт на самом деле был в плохом состоянии. Что касается пьяного пассажира, который вел себя агрессивно по отношению к литовским пограничникам и которого пришлось вывести за руки, то его поведение было вовремя заснято на пленку.

Консульство России в Клайпеде облито краской. Также была осквернена могила, где похоронены советские солдат. Литовские СМИ говорят о молодых людях, принадлежащих к фашиствующей организации, которые совершили этот акт. Никто не оправдывает этих действий, но чувствуется понимание действий злоумышленников. Акцию связывают с аналогичными выходками российских националистов против литовского посольства в Москве и особенно с последним инцидентом в Санкт-Петербурге, когда литовский консул был облит кетчупом во время открытия выставки, посвященной дню восстановления независимости Литвы. Как пишет Respublikа, мэр Клайпеды Р.Тарашкевичюс осудил эту "выходку вандалов" и от имени всех клайпедчан публично извинился перед генеральным консулом России. Он выразил надежду, что виновники вскоре будут найдены (по последним данным их уже обнаружили: и те действительно подтвердили, что их действия были "ответной реакцией" на аналогичные выпады против Литвы в России). Kauno dienа в статье "Органы безопасности установили личности участников хулиганской выходки" подчеркивает, что органами безопасности установлено: речь идет о трех несовершеннолетних клайпедчанах (двое совершили выходку, третий помогал в подготовке). Они были опрошены во 2-м комиссариате полиции г. Клайпеды. Согласно первичным данным, эти личности проявляют склонность к пропаганде нацистских идей. Все они - учащиеся, выходцы из небедных семей.

Проект соглашения о реадмиссии согласован. Это известие пришло из Москвы в самом конце прошедшей недели. Как сообщает BNS, ссылаясь на МИД Литвы, документ согласован во время переговоров между литовской и российской делегацией, имевших место 3-4 апреля. Заявлено, что согласование закончено на уровне экспертов, также стороны выразили намерение ускорить процедуры, которые необходимы для подписания данного соглашения. Как заявил представитель МИД Литвы, Литва надеется, что все процедуры в обеих странах будут окончены до 22 апреля, когда в Москву приедет министр иностранных дел Литвы А.Валёнис. Во время визита он и намерен подписать договор. А кроме того, целью визита главы МИД Литвы будет участие в третьем заседании Межправительственной литовско-российской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству.

Россияне и литовцы за проезд по Куршской косе будут платить больше. Как сообщают литовские СМИ, с 1 апреля дорожает проезд через Куршскую косу для водителей, пересекающих российскую границу: вводится экологический налог. За легковой автомобиль иностранцу придется выкладывать 20 евро. Однако учитывая уровень зарплат у местного населения, для граждан СНГ и России определены иные тарифы: при пересечении границы придется уплатить 180 рублей (около 18 литов). Столько же, между прочим, будут платить и граждане Литвы, хотя они и могли бы пройти по разряду "настоящих" иностранцев. Однако по словам директора российской части Национального парка Куршской косы Геннадия Теплякова, для ближайших соседей - литовских граждан - сделано исключение. Что касается микроавтобусов, то, как российские, так и литовские граждане должны будут уплатить 350 рублей (35 литов), а иностранцы - 30 евро. За туристический автобус до 25 мест литовцы должны выложить 50 литов, а за большей вместимости - 5 литов. Отдельный человек будет платить 35 рублей (3,5 лита), Ребенок от 7 до 16 лет - 5 рублей (0,5 лита). В то время как со всех других иностранцев будет взиматься 7 евро. Литовцы, кстати, тоже не так давно меняли тарифы проезда, но изменения касались только потока грузовых автомобилей: экологический взнос за такой автомобиль был увеличен и на сегодня составляет 700 литов (это около 7000 рублей). Результат: резко уменьшился поток грузовых автомобилей, которые стали ездить в Россию и обратно мимо Неринги. Другие тарифы в литовской части заповедника не менялись уже несколько лет, но, может, потому, что они изначально были высокими? За легковой автомобиль и литовцам, и иностранцам все эти годы приходилось (и приходится теперь) уплачивать 15 литов (150 рублей). Правда, с физических лиц (просто пассажиров) деньги не взимаются. Зато если ваш автомобиль имеет транзитные номера, то за проезд по косе вам придется внести в литовский бюджет целых 200 литов (2000 рублей). Об этом пишет газета Lietuvos rytas. "Газпром" все-таки купил Каунасскую ТЭС. Сделка состоялась в последний день, когда еще можно было это сделать, в прошлый понедельник. Таким образом, "Газпром" выполнил свое обещание купить КТЭС "вовремя". За сделку Газпром уплатит 33 млн. и еще инвестирует в ближайшем будущем 114 млн. долларов, при этом будут установлены четыре новые газовые турбины для подачи электроэнергии в Калининградскую область. Российская сторона также гарантировала, что на протяжении пяти лет не будет меняться цена электроэнергии. Соперником Газпрома была финская фирма Fortum, которая предлагала за КТЭС 32 млн. долларов и 36 млн. инвестиций в будущем. Как видим, цена за электростанцию мало отличается от газпромовской, зато газпромовские инвестиции будут в три раза большими, чем предлагали финны. Кроме того, думается, свою роль сыграла роль "Газпрома" как поставщика топлива. И, однако, договор с "Газпромом" чуть было не сорвался в последнюю секунду. В феврале представители консорциума заявили, что вскоре будут представлены все необходимые документы для приобретения электростанции, однако 4 февраля на заседании совета директоров "Газпрома" решение вопроса было отложено. Затем 25 марта, почти накануне последнего дня подачи документов, состоялось еще одно заседание совета. И опять вопрос не был поставлен на повестку дня. Тогда Литва решила, что "Газпром" отказывается от сделки. Генеральный директор Kauno energijа Миндаугас Юозайтис (этому руководимому мэрией Каунаса предприятию принадлежала КТЭС до приватизации): "Тогда мы подумали, что вряд ли еще раз пойдем на уступки "Газпрому" и решили не переносить сроки". Как объясняет руководитель литовского предприятия, "в этом случае нам мог предъявить претензии Fortum, который, в случае отказа "Газпрома", становился единственным претендентом на право приобретения электростанции" (Elta). Однако 31 марта, в последний день, совет директоров "Газпрома" заседает еще раз и наконец принимает решение о приобретении второй по величине теплоэлектростанции Литвы. Причем "Газпрому" достается 99% акций, а литовской фирме Dujotekana (сбытовое предприятие "Газпрома" в Литве) и американской Clement Power Venture - по полпроцента. Функции между собственниками будут распределены следующим образом: "Газпром" отвечает за бесперебойную поставку газа, Dujotekana - за эффективную эксплуатацию ТЭС, Clement Power Venture - будет заниматься модернизацией станции. Elta также приводит мнение аналитика Сергея Суверова, представляющего банк "Зенит", который считает, что если бы "Газпром" не купил КТЭС, то Россия потеряла бы один из самых доходных рынков среди государств-соседей. Кроме того, считает российский специалист, "если Европейский Союз требует, чтобы Литва закрыла Игналинскую атомную станцию, Каунасская электростанция становится одним из основных поставщиков энергии на местном рынке и обеспечивает "Газпрому" доступ к конечному потребителю", а кроме того управление КТЭС Газпромом обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии в Калининградскую область. Таким образом, налицо удовлетворение стратегического государственного интереса России в рамках долгосрочной перспективы.

"Газпром" - Литва, проект 2: на очереди "Литовский газ" (Lietuvos dujos). Как сообщил в прошедший вторник Lietuvos rytas, российский концерн не заплатит Литве требуемых 116 млн. литов за 34 % акций "Литовского газа", однако предложит компромиссный вариант: скидки на цену поставляемого им в Литву газа. Такое решение "Газпрома" соответствует позиции литовской стороны, которая требует или указанной суммы, или финансово выгодный ей другой вариант. Это уже второй шаг навстречу литовскому правительству (первым шагом было поднятие начальной цены от 80 млн. литов до 90 млн. литов). Сумма 116 млн. литов обуславливается литовской стороной тем, что за столько же акций немецкие инвесторы заплатили именно указанную сумму. Однако после предложения Газпрома ввести систему скидок на цену поставляемого газа, правительство согласилось отказаться от требуемой суммы. Теперь оно готово рассмотреть предлагаемый "Газпромом" вариант. Также было достигнуто соглашение между "Газпромом" и правительством Литвы насчет схемы поставок газа. Согласно договоренности, Газпром, начиная с 2004 года, должен гарантировать 70% поставок газа в Литву (при этом не принимаются во внимание поставки газа предприятию в Йонаве Achema и Каунасской электростанции). Причем имеется следующее трение в вопросе, "через кого" будет поставляться российский газ: литовцы хотят, чтобы не менее 70% всего импортируемого газа "Газпром" поставлял через Lietuvos dujos, а не через компанию Dujotekana, в которой Газпрому принадлежит контрольный пакет акций. Соотношение в поставках между конкурирующими фирмами таково: при потреблении Литвой 2,6 млрд куб. м газа в год, за 2002 Lietuvos dujos сумел реализовать только 0,8 млрд куб. м. А объем реализованной продукции Dujotekana за то же время составляет 1,2 млрд куб. м.

Тем временем сообщается, что в прошлый понедельник заседавшая Приватизационная комиссия одобрила проект договора с "Газпромом" о приобретении им трети акций Lietuvos dujos. В ближайшее время эти проекты будут высланы "Газпрому", чтоб тот мог подготовить свое окончательное предложение (срок - до 11 апреля). В случае если "Газпром" не передумает, договор будет подписан не только между Литовским правительством и "Газпромом", но и заодно со стратегическим инвестором с Запада -объединением немецких предприятий Ruhrgas AG и E.ON Energie (он же - инвестор, обладающий правом управления).

Русский язык везде - в автобусах и на сцене. Под таким заглавием еженедельник Atgimimas печатает статью главного редактора на тему "засилья" русского языка в Вильнюсе и в Литве в целом. Если в советское время русский язык навязывался в качестве идеологической доминанты, то теперь процесс идет спонтанно. "Плохо или хорошо, что посредством русской поп-музыки и иными путями, например, через русские книги на полках торговых центров, Литва и дальше испытывает вмешательство русской культуры?" Еженедельник понимает, что нельзя ничего иметь против культуры как таковой, поэтому подчеркивает, что речь идет о культуре не самого высокого пошиба. Например, "Русское радио Балтия" (фактически ретрансляция передач российской радиостанции "Русское радио") занимает сегодня в Литве среди всех радиостанций, вещающих в режиме FM, первое место по количеству слушателей (22,4%). А ведь Литва - это не Латвия, она - "мононациональная" страна (литовцы составляют около 80% населения). Особенно популярна эта радиостанция в литовских кафе, в транспорте, скажем в микроавтобусах. Водители микроавтобусов часто русскоязычные и литовцы-пассажиры вынуждены слушать всю дорогу русскоязычные песни и хохмы "Русского радио". "Иностранцам или литовцам, которые долгое время не были в Литве, кажется, что в Вильнюсе русского языка и русской поп-культуры не самого высокого уровня, на самом деле очень много". Отметив практическую пользу от знания русского (легче торговать, а дипломаты и политики могут "легче понять Россию"), автор все же ставит вопрос о "западном будущем" Литвы. И в этой связи об английском языке, употребление которого все еще не идет в Литве ни в какое сравнение с живым, функционирующем на разных уровнях языком русским.

Майский референдум - Литва проголосует за ЕС? Как сообщает Žinių radijаs, в ходе опроса политологов, членов сейма и журналистов выяснилось, что 10-11 мая голосовать за ЕС придет 60-65 % литовских граждан. Таково мнение 45,6 % опрошенных. 19,5 % думает, что процент будет меньшим (50-55%). 13% настроены пессимистически (проголосует 40-45%: в этом случае референдум будет сорван). Оптимисты предполагают 70-75% активности, но их среди опрошенных лишь 8,7%. Однако СМИ Литвы приводя эти данные проявляют осторожность. Как известно, все опросы свидетельствовали о победе В.Адамкуса на президентских выборах (второе место отдавалось А.Паулаускасу). Однако литовские избиратели в очередной раз показали, что они ведут себя иррационально. Если во времена развала СССР это свойство литовцев (внушаемость, господство эмоционального подхода) сыграло выдающуюся роль, то в теперешних условиях оно нередко чревато негативными последствиями. Такое впечатление, что политики и обозреватели в Литве после президентских выборов стали "бояться" своего народа, реакции "непредсказуемых" масс. Не поэтому ли вот уже который месяц подряд идет массовая агитация за ЕС на всех уровнях: по Литве разъезжает "Евроавтобус", практически все главные партии, забыв о различиях в убеждениях, агитируют за ЕС. Деньги на агитацию выделяются как из госбюджета, так и из фондов ЕС и сочувствующих стран (прежде всего скандинавских). Как сообщает Lietuvos žinios, "Евроавтобус" будет останавливаться в каждом городке на главной площади. Люди смогут получить информацию о пользе, которую принесет Литве вступление в ЕС, а также подискутировать на эту тему с известными политиками и специалистами. А в конце каждого визита будет даваться бесплатный эстрадный концерт.

Тем временем Lietuvos rytas в статье "На весах голосов - и мертвые души" (подзаголовок "Референдум, касающийся вступления в ЕС, может определить искривленная арифметика") задается серьезным вопросом: а правильна ли цифра, отражающая количество граждан, имеющих право голоса? И сколько из этих граждан исключены из списка в силу условий проживания? Ведь если голосовать придет меньше половины, референдум будет признан несостоявшимся и Литве грозит перспектива оказаться за бортом ЕС, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Газета подсчитывает количество людей, проживающих на свалках и в оставленных домах, которых никогда не найдут бюллетени для голосования. Более того, в голосовании могут принять участие "мертвые души", то есть люди, которых уже нет в живых, но данные о которых очень медленно доходят до устроителей референдума. Но самая сильная головная боль евроэнтузиастов - 150-200 тысяч литовцев, пребывающих за рубежом: большинство из них там нелегально работает и вряд ли придет в литовские посольства и консульства голосовать (это означало бы "засветиться"). А эта цифра довольно значительна для литовских масштабов. И хотя литовские дипломаты и в этом направлении работают, гарантируя нелегалам-соплеменникам безопасность, в то, что люди будут рисковать личным статусом и давать, пусть и только литовским властям, информацию о своем нелегальном местопребывании (а где гарантии, что не произойдет утечки информации?), - верится с трудом.

Для желающих заработать литовцев двери ЕС уже открываются. До вступления Литвы в ЕС в 2004 году осталось еще немало времени, однако некоторые члены ЕС уже открывают свои рынки для рабочей силы некоторых будущих стран-кандидатов. Как сообщает BNS, Ирландия официально обратилась к Литве с заявлением, что с 1 мая 2003 года она полностью открывает рабочий рынок для литовских граждан. Это означает, что литовцы смогут ехать в Ирландию работать в режиме свободного обмена рабочей силой (то есть не нужно никакого разрешения властей, позволяющего трудоустроиться: достаточно найти заинтересованного работодателя). Практически литовцы уравниваются с местными жителями. Единственное, что сохраняет за собой Ирландия, это право пустить в ход во время переходного периода (до 2009 года) "применение контрольных средств" в случае каких-либо больших потрясений на рынке рабочей силы. Похожим образом ворота для рабочей силы из Литвы планируют в ближайшее время открыть и Швеция, Дания, Голландия, Великобритания. Как сообщает МИД Литвы, чтобы эти разрешения приобрели правовую силу, Литве необходимо принять соответствующие законы, причем до 16 апреля, когда в Афинах будет подписан договор о вступлении в ЕС стран, окончивших переговоры по вхождению в эту организацию.