"КоммерсантЪ" пишет, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС) возбудило дело в отношении структур ЛУКОЙЛа: по данным УФАС, "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" и "ЛУКОЙЛ-Аэро" по признакам нарушения ч.1 ст.10 федерального закона "О защите конкуренции" ("Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением").

УФАС возбудило по итогам июльского анализа рынка реализации авиационного топлива. Проверка показала, что единственный топливный заправщик международного аэропорта Нижний Новгород "ЛУКОЙЛ-Аэро" в период с октября 2007 года по июль 2008 года шесть раз повышал цены на авиационный керосин, в целом рост составил 76% - с 16,9 тыс. рублей за тонну до 29,8 тыс. рублей.

Весь объем авиационного топлива "ЛУКОЙЛ-Аэро" приобретает у "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза", который за тот же период повысил цены на 96% - с 11,936 тыс. рублей. за тонну до 23,452 тыс. рублей.

В пресс-службе ЛУКОЙЛа от конкретных комментариев отказались, отметив только, что не считают свои дочерние структуры нарушившими антимонопольное законодательство.

Анализом рынка реализации авиационного топлива нижегородские антимонопольщики, как и их коллеги из других регионов, занялись после того, как ростом цен на авиатопливо в июне заинтересовалось головное ведомство.

По данным ФАС, цены на авиатопливо на внутреннем рынке России превысили стоимость авиатоплива в аэропортах Западной Европы: цена на авиакеросин с учетом налогов и стоимости услуги по заправке в московских аэропортах в июне оказалась на 6-8% выше, чем, например, в лондонском Хитроу. Тогда внимание ФАС не вызвало беспокойства нефтяных компаний, их представители объясняли, что рост цен на авиакеросин "продиктован рынком": разница в ценах на авиатопливо в российских аэропортах и западных вызвана снижением европейских топливных котировок на фоне роста отпускных цен на авиакеросин в России.

"Цены повышают все, а не только ЛУКОЙЛ",- соглашается председатель совета директоров "Авиаменеджмент Групп" Евгений Андрачников, комментируя претензии нижегородских антимонопольщиков.

Директор по связям с общественностью авиазаправщика "Аэрофьюэлз Групп" (в течение нескольких лет пытается построить свой топливо-заправочный комплекс в нижегородском аэропорту) Анастасия Матюшина добавляет, что на уровень цен на авиакеросин в Нижнем Новгороде также влияет монопольное положение заправщика.

По мнению Матюшиной, способствовать стабилизации цен может присутствие второго игрока в аэропорту: "Показательный пример был на Камчатке. Долгое время на их рынке присутствовал один ТЗК и цены на топливо были завышены на 20-25%. Как только на рынок стал заходить второй ТЗК, рост цен на Камчатке оказался даже ниже среднерыночного".

Глава торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский, напротив, считает, что нижегородское дело - пример реакции ФАС на отдельные случаи нарушения антимонопольного законодательства, а переломить систему ценообразования в целом может только создание на рынке специальной торговой площадки для обезличенных продаж топлива авиакомпаниям и оптовикам.

Однозначно прогнозировать исход и перспективы процесса участники топливного рынка не берутся.

"Результат будет зависеть от решительности регионального управления ФАС",- считает Островский.

По словам старшего юриста корпоративной практики юридической фирмы "Вегас-Лекс" Юлии Яновской, пока сложившейся практики по подобным разбирательствам в России нет: "Если нижегородские антимонопольщики докажут, что повышением цен на авиационный керосин ЛУКОЙЛ создал негативные условия для рынка, а ответчик в свою очередь не сможет экономически обосновать свои действия, то компанию признают нарушившей закон о защите конкуренции".

В этом случае в соответствии со ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях компании грозит штраф в размере от 1% до15% суммы годовой выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, но не более 2% размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров.