Антимонопольная служба взялась за ЛУКОЙЛ - Нижний Новгород 25 июля
"КоммерсантЪ" пишет, что Управление
УФАС возбудило по итогам июльского анализа рынка реализации авиационного топлива. Проверка показала, что единственный топливный заправщик международного аэропорта Нижний Новгород "ЛУКОЙЛ-Аэро" в период с октября 2007 года по июль 2008 года шесть раз повышал цены на авиационный керосин, в целом рост составил 76% - с 16,9 тыс. рублей за тонну до 29,8 тыс. рублей.
Весь объем авиационного топлива "ЛУКОЙЛ-Аэро" приобретает у "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза", который за тот же период повысил цены на 96% - с 11,936 тыс. рублей. за тонну до 23,452 тыс. рублей.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа от конкретных комментариев отказались, отметив только, что не считают свои дочерние структуры нарушившими антимонопольное законодательство.
Анализом рынка реализации авиационного топлива нижегородские антимонопольщики, как и их коллеги из других регионов, занялись после того, как ростом цен на авиатопливо в июне заинтересовалось головное ведомство.
По данным ФАС, цены на авиатопливо на внутреннем рынке России превысили стоимость авиатоплива в аэропортах Западной Европы: цена на авиакеросин с учетом налогов и стоимости услуги по заправке в московских аэропортах в июне оказалась на 6-8% выше, чем, например, в лондонском Хитроу. Тогда внимание ФАС не вызвало беспокойства нефтяных компаний, их представители объясняли, что рост цен на авиакеросин "продиктован рынком": разница в ценах на авиатопливо в российских аэропортах и западных вызвана снижением европейских топливных котировок на фоне роста отпускных цен на авиакеросин в России.
"Цены повышают все, а не только ЛУКОЙЛ",- соглашается председатель совета директоров "Авиаменеджмент Групп"
Директор по связям с общественностью авиазаправщика "Аэрофьюэлз Групп" (в течение нескольких лет пытается построить свой топливо-заправочный комплекс в нижегородском аэропорту) Анастасия Матюшина добавляет, что на уровень цен на авиакеросин в Нижнем Новгороде также влияет монопольное положение заправщика.
По мнению Матюшиной, способствовать стабилизации цен может присутствие второго игрока в аэропорту: "Показательный пример был на Камчатке. Долгое время на их рынке присутствовал один ТЗК и цены на топливо были завышены на 20-25%. Как только на рынок стал заходить второй ТЗК, рост цен на Камчатке оказался даже ниже среднерыночного".
Глава торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский, напротив, считает, что нижегородское дело - пример реакции ФАС на отдельные случаи нарушения антимонопольного законодательства, а переломить систему ценообразования в целом может только создание на рынке специальной торговой площадки для обезличенных продаж топлива авиакомпаниям и оптовикам.
Однозначно прогнозировать исход и перспективы процесса участники топливного рынка не берутся.
"Результат будет зависеть от решительности регионального управления ФАС",- считает Островский.
По словам старшего юриста корпоративной практики юридической фирмы "Вегас-Лекс" Юлии Яновской, пока сложившейся практики по подобным разбирательствам в России нет: "Если нижегородские антимонопольщики докажут, что повышением цен на авиационный керосин ЛУКОЙЛ создал негативные условия для рынка, а ответчик в свою очередь не сможет экономически обосновать свои действия, то компанию признают нарушившей закон о защите конкуренции".
В этом случае в соответствии со ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях компании грозит штраф в размере от 1% до15% суммы годовой выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, но не более 2% размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров.