Перестрелки

По сообщению Day.Az, "11-го и 12-го июля армянская сторона вновь нарушила режим прекращения огня. Согласно информации, обстреляны позиции азербайджанской армии, расположенные вблизи села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. Обстреляны также позиции азербайджанской армии, расположенные в селе Шурабад Агдамского района, Чилябюрт Тертерского района и Куропаткино Ходжавендского района обстреляли расположенные напротив. Огонь велся из автоматов и пулеметов. Потерь нет".

Как сообщает бакинская "525-я газета", "13 июля армянская сторона подвергла обстрелу азербайджанские позиции близ безымянных высот Ходжавендского района, возле села Борсунлу Геранбойского района, села Гызыл Оба Тертерского района, и села Ашагы Вейсялли Физулинского района".

Согласно "525-й газете", "16-го и 17-го июля обстрелу с армянской стороны были подвергнуты позиции азербайджанской армии вблизи безымянных высот Физулинского района, сел Ашагы Абдурахманлы, Гервенд и Куропаткино, а также села Тагибейли Агдамского района".

Analitika.az сообщает, что "18-го июля армянская сторона нарушила режим прекращения огня в Агдамском, Газахском, Гёйгёльском, Гёранбойском, Тертерском, Физулинском и Ходжавендском направлениях. Согласно агентству, обстрел велся из автоматов и пулеметов, потерь нет".

Жертвы

Армянские диверсанты пытались пересечь армяно-азербайджанскую границу, однако азербайджанские военные пресекли эту попытку. Как передает 1news.az, в ходе перестрелки был убит один армянский диверсант. В пресс-службе Министерства обороны Азербайджана сообщили, что 19 июля в 00:30 группа диверсантов пыталась пересечь линию фронта в направлении села Агдам Товузского района. Тело убитого Гора Михайловича Манасяна и его оружие остались на азербайджанской стороне.

Министерство обороны Армении опровергло сообщения азербайджанских источников о том, что на армяно-азербайджанской границе предотвращено проникновение армянской диверсионной группы на территорию Азербайджана. Как сообщил ИА REGNUMпресс-секретарь министерства обороны Армении Сейран Шахсуварян заявил, подобного инцидента не было. Вместе с тем, он подтвердил факт убийства военнослужащего Гора Манасаряна. По словам Шахсуваряна, проводится служебное расследование с целью выяснения подробностей происшествия. "Солдат был без каски, бронежилета и каких-либо спецредств, и, возможно, заблудившись, попал на азербайджанскую территорию, где и был расстрелян", - заявил он, категорически опровергнув заявления Азербайджана о том, что Манасарян был в составе некоей диверсионной группы ВС Армении, заброшенной на территорию Азербайджана.

Мониторинги и пленные

Азербайджанская сторона во второй раз сорвала мониторинг ОБСЕ на линии соприкосновения с Арменией. Как сообщает АрмИнфо, азербайджанская сторона сорвала запланированный на 12.00 утра 10 июля мониторинг вблизи села Чинар Бердского района Тавушской области Армении. Как сообщили журналистам представители Министерства обороны Армении, МИД Азербайджана не передал соответсвующие гарантии безопасности, в связи с чем личный представитель действующего председателя ОБСЕ посол Анджей Каспршик отменил проведение мониторинга. Как отмечает АрмИнфо, село Чинар постоянно обстреливается со стороны господствующих азербайджанских позиций. Только за последний месяц здесь были убиты двое и ранен один мирный житель. Агентство напоминает, что ранее азербайджанская сторона также сорвала мониторинг в районе села Беркабер той же области. Причины те же - азербайджанская сторона отказалась предоставлять гарантии безопасности.

По словам начальника пресс-центра Минобороны Азербайджана Эльдара Сабироглу, 10 июля личный представитель председателя ОБСЕ Анджей Каспршик выступил с предложением к азербайджанской стороне о проведении мониторинга в направлении села Агдам Товузского района. Но Минобороны Азербайджана не согласилось с этим с точки зрения безопасности, предложив взамен провести мониторинг в направлении села Алибейли Товузского района. Однако, отметил Сабироглу, мониторинг не состоялся по причине несогласия представителей ОБСЕ с этим предложением. Как сообщила пресс-служба Министерства обороны Армении, азербайджанская сторона мотивировала отказ от мониторинга тем, что "вовремя не была информирована о гарантиях безопасности". ("Эхо").

Министр обороны Армении Сейран Оганян встретился с личным представителем действующего председателя ОБСЕ, послом Анджеем Каспршиком. Об этом PanARMENIAN.Net сообщил пресс-секретарь министра обороны Армении, полковник Сейран Шахсуварян. В ходе встречи Оганян выразил обеспокоенность в связи со срывом уже во второй раз мониторинга ОБСЕ на армяно-азербайджанской границе. Принимая во внимание намеченный на ближайшие дни визит Анджея Каспршика в Баку, министр обороны РА сообщил послу о договоренностях с министром обороны Азербайджана в ходе встречи в Бишкеке, в частности, об уменьшении случаев нарушения режима прекращения огня, а также о возвращении пропавших без вести военнослужащих и находящихся в Азербайджане армянских пленных. В заключение встречи стороны обменялись мнениями по ряду вопросов региональной безопасности и стабильности, а также по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, придав особое значение его мирному решению.

Насколько могут соответствовать действительности допущения о том, что та или иная сторона конфликта способна намеренно срывать проведение мониторингов? Отвечая на такой вопрос бакинской "Эхо", независимый военный эксперт Узеир Джафаров сказал: "Сразу должен сказать, что когда только планируются мониторинги ОБСЕ, о времени и месте их проведения заблаговременно и одновременно ставятся в известность и армянская, и азербайджанская стороны. А то, что стороны бывает препятствуют этому, такое действительно случается. Это такие "маленькие хитрости" со стороны военных. В таких случаях они приводят такого рода аргументы, что якобы не могут или не в состоянии вовремя обеспечить безопасность участников мониторинга. Это происходило не только с нашей, но и с армянской стороны. Бывало, что и они упорно сопротивлялись приезду наблюдателей на тот или иной участок. Что касается конкретно территории близ Чинари, то об обстрелах, имевших там место, министры обороны Оганян и Абиев говорили и во время своей недавней встречи в Бишкеке. В вопрос же о том, почему все-таки не состоялся мониторинг 10 июля, полную ясность, на мой взгляд, должны внести сами представители ОБСЕ, и Каспршик, и его помощники. Ведь их мандат дает им право высказать свое мнение. К сожалению, в последние годы мы что- то ничего подобного не наблюдаем. Они проводят мониторинги, потом составляют отчеты, которые отправляют в свои вышестоящие инстанции. Но я не слышал пока, чтобы сотрудники ОБСЕ как-то объясняли истинные причины срывов мониторингов. Обычно они говорят, что происходит это в связи с какими-то техническими неувязками. Надо признать, что, в принципе, эти мониторинги ничего толком и не дают. Это лишняя трата средств и времени людей. Ведь если обратить внимание, проведены уже сотни мониторингов, но как происходили перестрелки, так оно и продолжается, и наверняка так и будет происходить. Известно, что перед мониторингами командирам на местах даются указания, чтобы полевые помощники не смогли зафиксировать их действия. А в марте, когда шли ожесточенные бои на Тертерском направлении, и обе стороны имели потери в живой силе, миссия ОБСЕ вроде собиралась провести там мониторинг, но он почему-то так и не состоялся. Эти поездки создают просто фон деятельности для представителей ОБСЕ. Они сначала беседуют с главами исполнительных властей прилегающих к участкам районов, делают для себя какие-то отметки, и естественно, обе стороны жалуются на нарушения с противоположных позиций. А солдаты и офицеры как гибли, так и гибнут там".

16 июля, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела внеплановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи населенного пункта Юсифджанлы Агдамского района. Как сообщает АрмИнфо, с позиций Армии обороны НКР наблюдение осуществляли полевые помощники Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ Петер Кии (Великобритания), Антал Хердич (Венгрия) и Иржи Аберле (Чехия). Как отмечает агентство, вопреки предварительной договоренности, в мониторинге с азербайджанской стороны не принял участия Личный представитель Действующего Председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. Нарушений режима прекращения огня в ходе мониторинга не было зафиксировано. Вместе с тем представитель министерства иностранных дел НКР, сопровождавший миссию ОБСЕ, обратил внимание членов мониторинговой группы на несоответствие сообщений азербайджанской стороны о пожаре, якобы устроенной армянской стороной на территории, где проводился мониторинг. Данный факт был зафиксирован наблюдательской миссией. Во внешнеполитическом ведомстве НКР дезинформацию азербайджанской стороны расценивают как попытку срыва мониторинга ОБСЕ, что уже неоднократно имело место по вине официального Баку. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР.

Бакинская "Эхо" отмечает, что ситуация на линии соприкосновения отнюдь не улучшается, и возможно, это влияет также на то, что стороны никак не решат вопрос взаимного возвращения пленных, которые уже довольно продолжительное время содержатся в заключении в Азербайджане и Армении. Газета напоминает, что в Армении с февраля находится гражданское лицо Арзу Эюбов, в Азербайджане - с апреля - четверо военнопленных в Нахчыване, и еще одно гражданское лицо - в Баку.

Вопрос о выдаче находящихся в азербайджанском плену 4 граждан Армении продолжает находится в центре переговоров между разными ведомствами Армении и Азербайджана при посредничестве международных организаций. Об этом заявил министр обороны Армении Сейран Оганян. Как передает корреспондент ИА REGNUM, министр отметил, что направлено соответствующее обращение в Международный Красный крест, ереванский офис ПАСЕ, об инциденте проинформирован личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. Оганян отметил, что вопрос освобождения 4 граждан был поднят им лично на встрече министров обороны в Бишкеке и министр обороны Азербайджана Сафар Абиев не дал конкретного ответа. Что касается самого инцидента, то по словам Сейрана Оганяна, случай произошел из-за того, что в ходе межличностных отношений с участием гражданских лиц, в части произошла драка. После вмешательства соответствующих правоохранительных органов, гражданские лица обратились в бегство, однако по дороге заблудились и попали в плен к азербайджанской стороне. Агентство напоминает, что 3 мая азербайджанская сторона сорвала передачу Армении четырех граждан республики, которые несколькими днями раньше, заблудившись, оказались в Нахичевани. В назначенное время у села Ерасхаван Араратского марза Армении азербайджанская и армянская стороны встретились, однако представители Азербайджана заявили, что никого передавать не собираются.

В ответ на заявление министра обороны Сейрана Оганяна, глава пресс-центра Минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу заявил газете "Эхо", что пока не может сказать ничего нового о дальнейших действиях в отношении четырех плененных армян. "Ситуация такова, что расследование обстоятельств этого дела продолжается. Когда оно завершится? - об этом я ничего точно сказать не могу. Но как появятся какие-нибудь новости, мы известим СМИ".

Министры обороны Нагорного Карабаха и Армении

Война пока не закончилась - она продолжается в виде приграничных инцидентов, в экономической и информационной сфере. Об этом 16 июля на пресс-конференции в Степанакерте заявил министр обороны Нагорно-Карабахской Республики генерал-лейтенант Мовсес Акопян. Как сообщает "Де-Факто", по словам министра обороны НКР, карабахской армии необходимо каждую минуту быть готовой к обострению ситуации. Министр подчеркнул, что лучший ответ воинственным заявлениям Азербайджана - это непрерывное повышение боеспособности вооруженных сил НКР. В этой связи генерал сообщил, что в нынешнем году качественные показатели новобранцев Армии обороны были значительно выше. Комментируя проведенный в Баку 26 июня военный парад, Акопян квалифицировал его как попытку "продемонстрировать международному сообществу, что Азербайджан действительно готов к войне". В то же время генерал заметил, что это было адресовано также "внутренней, азербайджанской аудитории, что вполне естественно в преддверии предстоящих здесь президентских выборов". "Что касается показанной на параде военной техники, то ничего нового для себя мы не увидели", - сказал Акопян. По его словам, карабахская армия обладает необходимым вооружением, которое позволяет в любое время дать противнику достойный отпор. Реальным условием сохранения мира в регионе, как сказал министр, является поддержание существующего баланса сил. Препятствование Азербайджаном проведению миссией ОБСЕ мониторингов линии соприкосновения сторон и частые нарушения им режима прекращения огня министр назвал "элементом кампании против Минской группы ОБСЕ". В этой связи Мовсес Акопян отметил, что ни одна провокация Азербайджана на линии соприкосновения не остается без ответа карабахской стороны.

Осуществленное в этом году перевооружение армии, которое будет продолжено и в будущем, дает уверенность, что в ближайшей перспективе войны в Нагорном Карабахе не будет, заявил министр обороны Нагорного Карабаха Мовсес Акопян. По словам министра, главной задачей Армии обороны Нагорного Карабаха остается совершенствование инженерных сооружений на границе с Азербайджаном. Прорыто около 27 км траншей. В этом году поставлена задача отремонтировать все дороги, ведущие к передовой линии, прорыть противотанковые рвы. "Но самое главное - освоение инженерных сооружений - посредством учений и упражнений", отметил Акопян. Он подчеркнул, что исходя из этих задач, к ныне проходящим командно-штабным учениям подключены военные, несущие службу на передовой. "Я отдал приказ давать на все поползновения противника адекватный ответ. Основной задачей, поставленной перед личным составом, является недопущение выхода противника на доминирующие позиции", отметил министр. ("Кавказский узел").

На вопросы газеты "168 Жам" отвечает министр обороны Армении Сейран Оганян

Чем обусловлена замечаемая в последнее время активизация на линии соприкосновения армяно-азербайджанских сил - периодическое нарушение азербайджанской стороной режима прекращения огня?

Те инциденты, которые произошли в приграничных районах Арцаха и Армении в марте этого года, имели политический подтекст: азербайджанцы попытались использовать нашу внутриполитическую напряженность на передовой. И с гордостью должен отметить, что военнослужащие Армии обороны, благодаря своим самоотверженным действиям, дали достойный отпор Вооруженным силам Азербайджана.

Было мнение, что, таким образом, азербайджанцы проверяли свои силы. Вы согласны с этим?

Думаю, что для решения таких задач их командование представило своему руководству неверную картину. В тот день в их воинской части был праздник, на который были приглашены также президент Азербайджана и министр обороны, вот и решили, наверное, показать себя перед ними. В то же время, конечно, пытались также понять, могут они решить такую задачу или нет.

То есть, азербайджанская сторона не ставила перед собой задачи взятия территории?

Не думаю, что была поставлена цель серьезного нападения - нападение было только в направлении одного опорного пункта. Что касается Армении, то отмечу, что обстрелы противником наших позиций или крестьян, работающих на приграничных участках, довольно часты. Последний случай, в селе Чинари, сильно обеспокоил, поскольку по работающим крестьянам был открыт прицельный огонь. Однако наши вооруженные силы дали достойный отпор. В таких случаях их передовые должны находится под постоянным давлением наших сил, и инициатива на передовой должна быть в наших руках.

Недавно в Баку состоялся военный парад, который, по мнению многих, имел целью продемонстрировать свою мощь. Как, в связи с этим, оцениваете так называемую гонку вооружений между Арменией и Азербайджаном?

Во-первых, в своих СМИ они писали, что парад имел целью показать, в первую очередь, Армении, а затем и международной общественности, что армия Азербайджана - самая сильная в регионе... Но, одно дело демонстрировать это в столице, на площади, другое - на поле боя. Как много бы ни было необходимых для армии средств, все равно - их для организации обороны недостаточно. Однако, как отметил во время нашей последней встречи президент Армении, армия в финансовых средствах никогда не будет нуждаться. Другое дело, как мы используем наши возможности для решения оборонных задач. Конечно, они существенно отличаются от финансовых отчислений Азербайджана - надо правильно все анализировать и сохранять баланс сил. Недооценивать противника нельзя, они также развиваются, проводят реформы. Тем более, когда им откровенно помогает Турция. Создается впечатление, что эта гонка вооружений создает в регионе дисбаланс, однако этот дисбаланс существовал еще с 1992 года. Мы всегда противопоставляли качество и, конечно, уровень подготовки войск, боевой дух, который, кстати, очень важен для достижения победы. Вместе с тем, мы предпринимаем соответствующие превентивные меры: начиная с 2000 года, наше вооружение, насыщенность военной техникой и показатели модернизации существенно отличаются от показателей прошлых лет - у нас большой потенциал для выполнения поставленных перед нами задач. ("168 Жам", с сокращениями).

Кто нарушает ДОВСЕ?

Азербайджан открыто нарушает международные договора об ограничении вооружений. Об этом, передает АрмИнфо, заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в ходе состоявшейся в Конгрессе США встречи с сопредседателем Группы поддержки Армении в Палате представителей Конгресса США Джо Нолленбергом и членами комиссии. Глава армянского внешнеполитического ведомства отметил, в частности, что Азербайджан нарушает положения Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), а международное сообществ не удостаивает соответствующего внимания данному факту. Говоря о проблеме обеспечения региональной безопасности, министр Налбандян обратил внимание конгрессменов на реваншистскую кампанию, проводимую Азербайджаном.

Азербайджан располагает фактами о превышении Арменией установленных ограничений по Договору об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). "Армения превысила лимит обычного вооружения более чем на 70 единиц и у нас есть информация о размещении на оккупированных Арменией территориях Азербайджана более 300 бронированных машин", сказал Trend News пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Согласно договору ДОВСЕ, Армения не имеет права иметь более 220 бронемашин и 220 танков на своей территории", сказал Ибрагим. Как отмечает бакинская "525-я газета", после распада СССР, три закавказских государства - Азербайджан, Армения и Грузия - получили одинаковые квоты, согласно подписанному 17 лет назад ДОВСЕ, - по 220 танков, 220 ББМ, 285 артсистем, 100 самолетов и 50 вертолетов. По словам Ибрагима, Азербайджан строго соблюдает квоту. "Если и есть мелкие нестыковки, то это связано с тем, что Азербайджан модернизирует свое вооружение и утилизирует старое", сказал представитель МИД. По информациям СМИ всех трех закавказских стран, которые были опубликованы в этом году, Азербайджан имеет 261 танк. В большинстве этих публикаций в качестве источника указывается Минобороны Азербайджана.

Азербайджан всегда с уважением относился к обязательствам, исходящим от положения ДОВСЕ, и никогда не нарушал его. Так, комментируя Day.Az слова главы МИД Армении Эдварда Налбандяна о том, что Азербайджан нарушает положения ДОВСЕ, что не удостаивается должного внимания со стороны международного сообщества, заявил глава пресс-службы Минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. Он отметил, что слова Налбандяна никак не могут отражать реальную ситуацию. По его словам, Азербайджан не нарушал договор, даже несмотря на то, что по философии ДОВСЕ страны могут обладать оружием и техникой на основе своей специфики. В качестве примера, Сабироглу подчеркнул, что должны быть моменты, отличающие Азербайджан от Франции, Великобритании, России. "При этом отчетливо видна и разница между Азербайджаном и Арменией. Армения ни по площади своей территории, ни по количеству населения, ни по длине границе с другими государствами не может идти в сравнение с Азербайджаном. Однако в свое время Азербайджан, не желая напрягать ситуацию, ратифицировал ДОВСЕ. В то время я был депутатом, и в парламенте Азербайджана мы проголосовали за это", - сказал Сабироглу. При этом он считает, что можно понять обвинения армянского министра в адрес Азербайджана, "так как представители Армении никогда правду не говорят". "Ожидать правды от них было бы наивно. Глава МИД Армении, страхуя свое государство, преднамеренно обвиняет Азербайджан в якобы нарушении договора ДОВСЕ. Именно Армения вооружалась, годами нарушая пункты этого договора. Весь мир знает, каким путем и помощью какого государства осуществлялось вооружение Армении. Если не ошибаюсь, в прошлом году ООН внес Армению в список стран, которые подпольно вооружаются. Следует говорить об этом факте. Подобного рода дезинформацией больше невозможно обмануть международное сообщество", резюмировал он. Информационная война Каждая страна в праве сама выбирать организацию, которая будет вести информационную пропаганду, и мы не можем диктовать какому-либо государству в вопросе выбора, госструктуры, которая отвечает за те или иные вопросы. Как передает Day.Az, так, комментируя заявление президента Армении Сержа Саргсяна относительно того, что информационную борьбу должна координировать Служба национальной безопасности (СНБ), сказал глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. При этом он отметил, что, с другой стороны, это показывает успешность информационной политики Азербайджана, которая заставляет Армению включить в это дело свои спецслужбы. "Конечно же, мы учитываем, что против Азербайджана были совершены теракты, и Армения была организатором этих терактов. Кроме этого, разные армянские террористические организации в разное время осуществляли теракты по отношению к турецким дипломатам", - сказал Ибрагим. По его словам, учитывая это, Азербайджан, конечно же, должен предпринять меры для охраны безопасности своих дипломатов, политиков и лиц, занимающихся информацией. "Мы считаем важным вопрос безопасности своих дипломатов, и впредь будем предпринимать соответствующие шаги", - заявил Ибрагим.

На вопросы ИА "Де-Факто" отвечает директор Института Кавказа Александр Искандарян.

Можно ли говорить, что в Армении и Азербайджане существует целенаправленная информационная политика?

Информационная политика в Армении и Азербайджане совершенно разная. В Азербайджане структура прессы другая, равно как и структура цензуры, структура централизованности финансовых потоков и "работы" журналистов. В этом смысле азербайджанская пресса гораздо более отмобилизована, и работа ее более отструктурирована. Тем более по карабахскому конфликту.

Отчего же этого нельзя сказать об армянской прессе?

Не потому, что азербайджанцы хорошо живут, или они глупее или умнее армян. Просто Азербайджан всего лишь сторона, потерпевшая поражение. Соответственно ему и реваншистские заявления. В этом контексте подобного рода дискурсы и тексты гораздо более естественны там, нежели в Армении. А раз это естественно и может восприниматься большей частью общества, то грех этим не пользоваться - как в антиармянском настроении, так и в отношении армянского государства и всего армянского общества. В Азербайджане это используется правительством для консолидации, это хорошо работает, а потому и совершенно нормально. В Армении же ситуация несколько другая: официальной антиазербайджанской государственной машины, которая работает на то, чтобы это нивелировать в сфере прессы, в общем не существует. В первую очередь в силу другого строения прессы. В Армении к тому же отсутствуют всякие виды цензуры, а также указания и жесткие запреты, существующие в Азербайджане (к примеру, нельзя печатать Нагорно-Карабахская Республика без кавычек). Что касается консолидации, то в Армении, как в Азербайджане она невозможна, а значит и не нужна. "Говоря о Карабахе в Армении никого консолидировать нельзя только потому, что Карабах у нас, а не у них. Мы его отвоевали", именно такое представление бытует в армянском обществе.

Должно ли государство, в какой либо форме воздействовать на информационную политику?

По моему представлению, пресса должна, прежде всего, информировать, она не должна реагировать. Читатель должен адекватно представлять себе то, что ему интересно, и в какой степени это ему интересно. Понятно, что для армянского читателя события в Зимбабве и события в Азербайджане имеют разную приоритетность. Азербайджан его интересует больше. Но я не думаю, что Азербайджан - самая интересная страна для Армении. В целом задача журналиста проста: объяснить читателю причины явлений, доминирующие настроения и так далее. Этого очень часто в нашей прессе не делается. Конечно, государство должно влиять на этот процесс. Пресса это, прежде всего, составная часть общества - это некий механизм, который удовлетворяет потребность в информации. И государство должно заботиться о том, чтобы работа прессы была благополучной, точно так же как работа транспорта или чего-то другого. Это не значит, что государство должно утверждать СМИ - нет, но способствовать тому, чтобы это делалось хорошо. Информация - это одна из потребностей граждан страны. Однако динамика положительная: смотря вечерние новости, я так же вижу и оппозиционных деятелей, которые могут говорить свободно и без цензуры. Это неплохо, но тем не менее, должна быть другая степень свободы для прессы, равно как и нужен другой тип телевидения.

Как воспринимается мировым сообществом информационная политика Азербайджана, которая ведется против армян?

Я думаю, что азербайджанская информационная политика очень часто работает на армян и против самих же азербайджанцев и Азербайджана в целом. По крайней мере, на европейских площадках я это много раз видел. Да и вообще любая информационная политика, которая делается государством и спускается вниз специальными методами и пропагандой, долго не живет и работает в обратном направлении. Пиар и журналистика - это разные виды деятельности и у них разные законы. Пропаганда и журналистика внешне и внутренне работают по-разному, а организовать это так, чтобы это работало блестяще трудно и почти никогда не получается. И у азербайджанцев это не получается. А для того, чтобы обуздать антиармянскую политику, надо работать. Просто работать. Не спорить с азербайджанской точкой зрения, а просто информировать читателя. Ни доказывать что-то и не превращать прессу в бесконечный спор, а работать. Если спорить, то (закон есть такой) через три, четыре месяца перестанут слушать. Не интересно. А ведь продолжается уже 20 лет. Поэтому надо работать. Так, как работает пресса. Вот и все. ("Де-Факто").

Напряженность на Южном Кавказе не спадает, и, в первую очередь, потому, что пропагандистская война между Арменией и Азербайджаном не прекращается ни на секунду. Об этом заявил старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО (у) МИД России Вадим Муханов. "И если она будет продолжаться, то перегрев воинственных настроений с одной из сторон рано или поздно создаст решающую предпосылку для нового взрыва насилия", утверждает Муханов. (ИА REGNUM). Газ и Карабах

Россия не передаст Нагорный Карабах Азербайджану в обмен на газ потому, что Карабах ей не принадлежит, к тому же велик уровень недоверия между Азербайджаном и Россией, считает профессор Ереванского госуниверситета Давид Ованнисян. "Нагорный Карабах самого начала использовался как "крючок", на который подцепили Азербайджан, чтобы он не ушел. Иного "крючка" для Азербайджана не было, и сейчас его нет. А Россия в принципе - это второстепенный игрок", сказал Ованнисян. В Армении на нефтяные и газовые проекты смотрят иначе, нежели в Азербайджане, считает министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. По его мнению, нефтяные и газовые проекты в южнокавказском регионе должны быть фактором мира, а не напряженности. "Мы всегда выражали надежду, что газ, нефть и в целом энергоносители будут в нашем регионе фактором мира, а не создания разъединительных линий. Именно в этом контексте мы рассматриваем обсуждения, связанные с энергоносителями, в частности, газовыми и нефтяными проектами, которые состоялись в ходе визита в Азербайджан президента России Дмитрия Медведева", - сказал Налбандян. ("Кавказский узел").

"Не думаю, что российская политика в урегулировании карабахского конфликта будет кардинально меняться. Некоторые изменения есть, но они не существенны. Политика России останется примерно такой, какая она есть сейчас. Дело же в том, что России в Нагорном Карабахе и вокруг него выгоден статус-кво. Это реально, хотя и не проговаривается политиками и дипломатами. Однако об этом часто говорят независимые исследователи. Реальная ситуация, которая сейчас существует в карабахском конфликте, Россию на сегодняшний день более или менее устраивает. Резкое изменение в ту или другую сторону сразу же изменит место России в регионе. Вот если, например, произойдет чудо на небесах и Карабах войдет в состав Азербайджана или так же произойдет чудо и Азербайджан признает Карабах независимым - и в том, и в другом случае место России в регионе изменится, причем не в лучшую для России сторону. Из этого следует, что нет никакой специальной мотивации, чтобы менять нынешнее состояние", сказал в беседе с ИА "Де-Факто" директор Кавказского института СМИ, политолог Александр Искандарян.

Процесс урегулирования

Разведывательные службы США придерживаются мнения, что судьба "замороженных конфликтов" в кавказском регионе неопределенна. "В обозримом будущем не удастся разрешить конфликты на Кавказе", говорится в докладе об угрозах безопасности, подготовленном спецслужбами США. ("Айоц Ашхар"). В ближайшем будущем урегулирования нагорно-карабахского конфликта не предвидится. Об этом, отвечая на вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net, заявил на пресс-конференции в Ереване руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. По его словам, принципиальных уступок со стороны властей Армении в вопросе конфликта не будет. "Армянскому народу надо привыкнуть к тому, что карабахский конфликт еще долго будет оставаться в нынешнем состоянии. В мире сейчас идут глобальные процессы, вызванные экономическим кризисом, который повлечет за собой возможный уход США из Ирака и развал НАТО. Все эти изменения приведут к изменению геополитического расклада в регионе", отметил российский эксперт. Что касается изменения формата переговоров, то есть замены Минской группы ОБСЕ на что-то другое, то Александров считает, что никто, кроме официального Баку, не хочет смены формата. "МГ ОБСЕ - сложившийся формат. Ну, положим, будет другая группа или вопрос урегулирования конфликта перенесут в другую инстанцию - от этого ничего не изменится", подчеркнул он.

"Когда одна из сторон переговоров говорит только о выгодном ей принципе урегулирования, делая вид, что двух других не существует, это всерьез препятствует развитию переговорного процесса. В свою очередь страны, поддающиеся провокациям Азербайджана, не только не способствуют достижению прогресса на переговорах, но и ставят их под угрозу", заявил министр ИД Армении Эдвард Налбандян, говоря о спекуляциях Азербайджана принципами урегулирования Карабахской проблемы. По его словам, "ни у кого не должно быть сомнений в том, что разрешение проблемы возможно только путем признания и реализации права народа Арцаха на самоопределение". ("Айоц Ашхар").

Министр ИД Нагорного Карабаха Георгий Петросян по просьбе журналистов прокомментировал активно муссируемую средствами массовой информации тему урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, зиждущегося на позициях территориальной целостности и неприкосновенности, что нашло свое отражение и в недавно заключенном между Россией и Азербайджаном меморандуме о дружбе и военном сотрудничестве. "НКР декларировала независимость, строго соблюдая нормы международного права и действующее в то время законодательство СССР, правопреемником которого является нынешняя Российская Федерация. Историю, как и время, невозможно повернуть вспять. Попытки руководства Азербайджана восстановить устаревшие и, тем самым, обреченные административные "границы" создают излишнюю напряженность в карабахской проблеме и могут только привести к усугублению конфликта. Так было в конце 1980-х и начале 90-х годов, когда международное сообщество признало результаты "референдума" по независимости в Азербайджане, в котором, кстати, народ Нагорно-Карабахской Республики не участвовал. Однако то же сообщество отказалось признать результаты подобного референдума, проведенного в Нагорном Карабахе, который, подчеркиваю, состоялся до "референдума" в Азербайджане. Именно эта позиция международного сообщества стимулировала поползновения Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха, что и послужило причиной для агрессии Азербайджана против карабахцев. Мы не раз заявляли, что любая попытка возвращения Карабаха и карабахцев в прошлое и ограничение тем самым его свободы не только безрезультатна, но и обречена на неудачу. Независимость для народа Нагорного Карабаха - высшая ценность, и мы не намерены отказываться от нее. Мы считаем, что ответственное международное сообщество прекрасно осознает это", сказал Георгий Петросян. ("Азг").

Нагорный Карабах является для Армении гарантом безопасности от возможной агрессии Азербайджана, так как пояс безопасности состоящей из 7 освобожденных районов, вкупе с территорией НКР являются для Армении своего рода щитом. Такое мнение на круглом столе "Принципы внешней политики Армении" выразил руководитель общественно-научного центра Modus Vivendi, экс-посол Армении в Канаде Ара Папян. "В этом контексте, разговоры о сдаче того или иного района Азербайджану попросту неуместны, так как утеря даже одного района может привести нас к непоправимым последствиям. В этом случае Армения из гаранта безопасности НКР может превратиться в воюющую сторону, так как возможность возобновления военных действий неоднократно возрастет", отметил он. По словам Папяна, сегодняшние попытки урегулирования карабахского конфликта со стороны МГ ОБСЕ выглядят, по меньшей мере, странно, так как посредники отдают приоритет сталинской Конституции СССР на основании которой в свое время Нагорный Карабах и Нахиджеван были незаконно выведены из состава Армянской и присоединены к Азербайджанской ССР. "Единственным документом на основании которого может и должно произойти урегулирование является доклад, принятый на Парижском конгрессе в 1920 году", отметил он. По его словам, в докладе зафиксировано, что все территориальные споры между республиками Южного Кавказа должны решаться на основании консенсуса между руководством данных республик, а в случае его отсутствия - этнографической принадлежности населения. "Армения должна приложить все усилия для того, чтобы процесс урегулирования вошел в нужное русло, а именно в русло договоренностей принятых с подачи американского президента Вудро Вильсона в ходе Парижского Конгресса и Севрского договора", резюмировал Папян. (АрмИнфо).

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров может встретится со своим армянским коллегой Эдвардом Налбандяном 1-го августа в Москве. Об этом, сообщает Analitika.az, заявил глава пресс-службы МИД Азербаджана Хазар Ибрагим. "Министр дал согласие на эту встречу", - сказал Ибрагим. По его словам, на встрече продолжится обсуждение путей мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Инициатива проведения встречи министров исходит от сопредседателей МГ ОБСЕ.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию приветствуют конструктивное участие в процессе президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна после их встречи в Санкт-Петербурге 6 июня и визита сопредседателей в регион 27-28 июня. Об этом, передает ИА REGNUM, говорится в совместном заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия),Бернара Фассье (Франция) и Мэтью Брайзы (США). "В этот важный момент сопредседатели призывают все стороны воздержаться от максималистских инициатив на местах, за столом переговоров и в публичных заявлениях и избежать воинственной риторики, поскольку мы все вместе работаем на достижение мирного урегулирования", говорится в заявлении. В Минской группе вновь подчёркивают, что альтернативы мирному разрешению конфликта нет. "Сопредседатели ждут новой встречи с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в ближайшие недели, чтобы продолжить переговоры на Основных принципах мирного урегулирования конфликта", заключают авторы заявления.

Армения-Турция-Азербайджан

Как сообщает Analitika.az, посольство Турции в Баку распространило заявление по поводу проведения турецким руководством тайных встреч с Арменией. Как сообщили в пресс-службе посольства, Турция в 1991 году признала Армению в качестве независимого государство. "В этих рамках время от времени бывают контакты между двумя сторонами. К ним относятся и контакты между МИД двух стран". В посольстве считают, что не нужно искать иного подтекста в этих дипломатических встречах.

Политолог, экс-госсоветник Вафа Гулузаде считает, что переговоры между Турцией и Арменией никак не могут отразиться на отношениях Баку и Анкары. "Азербайджан не может оказать какого-либо влияние на Турцию. Это во-первых. А во-вторых, турки и азербайджанцы являются и единым народом, и единой нацией, а в будущем, может быть, Турция и Азербайджан будут единой территорией", сказал он, комментируя распространенную турецкой газетой "Хюрриет" информацию о секретных переговорах между представителями Турции и Армении, посвященных нормализации отношений между двумя странами. По мнению Гулузаде, турки никак не зависят от армян. "Границы Турции на замке, их земли не оккупированы. Это армяне зависят от турок. Турция может им предложить, что после вступления Армении в НАТО Анкара будет помогать им всесторонне, откроет все границы, будет вкладывать инвестиции", сказал политолог. "Ведь Армения - ничто. Она не может повлиять на Турцию ничем, у нее в кармане ничего нет. Россия скупила всю ее энергетику, промышленность, электричество, даже коньяк купила Франция. Армяне сейчас голые. В голом виде, я не знаю, нужны они Турции или нет", сказал Гулузаде. Политолог отметил, что, в свою очередь, США хотят видеть страны Южного Кавказа союзниками в составе НАТО. "Соединенные Штаты Америки будут вести курс на то, чтобы весь Южный Кавказ был в НАТО, и чтобы три южнокавказские республики стали союзниками в Североатлантическом альянсе, и здесь были бы хорошим барьером для России. Вот об этом и будут переговоры", подчеркнул политолог. (Analitika.az).

На вопросы Day.Az отвечает азербайджанский политолог Расим Агаев

Как Вы прокомментируете то, что высокопоставленные представители Турции и Армении провели секретные переговоры, посвященные нормализации отношений между двумя странами?

Данные переговоры высокопоставленных представителей Турции и Армении являются секретными для широкой общественности, но я уверен, что подобного рода встречи не организовываются спонтанно, а, значит, о том, что эти переговоры состоятся заранее, знали представители официального Еревана и Анкары. Стоит ли удивляться факту этих переговоров? На мой взгляд, нет. Ибо политическая история пестрит примерами того, сколь непрочны союзнические отношения между государствами в современном мире, но сколь велик фактор личной выгоды в построении политических отношений на международной арене. Достаточно вспомнить, к примеру, переговоры американцев с представителями фашистской Германии в самом конце Второй мировой войны, о которых не был поставлен в известность лидер СССР Сталин. Другое дело, что этот ход со стороны Турции можно комментировать как ошибочный. На мой взгляд, Турции имело бы смысл и в дальнейшем противостоять проискам армянской стороны, причем не единолично, а в тандеме с Азербайджаном и со всем тюркским миром. Увы, пока мы видим лишь готовность Турции к сепаратным переговорам с Арменией.

Но как далеко может зайти Турция в своих шагах по улучшению взаимоотношений с Арменией?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу вам напомнить, что несколько лет назад мы все были свидетелями того, как был возмущен фактом расширения турецко-армянских взаимоотношений президент Азербайджана Гейдар Алиев. Тогда группа деловых людей Турции однозначно стала заявлять о том, что Армения является прекрасным и перспективным рынком для турецких товаров и услуг и существует необходимость в нормализации турецко-армянских взаимоотношений. И лишь после того, как Гейдар Алиев выехал в Турцию, где встретился с руководством этой страны и выступил перед турецкими парламентариями, удалось приостановить подобного рода разговоры о возможности открытия турецко-армянской границы, об углублении связей между Турцией и Арменией. Но сам факт такого рода умонастроений в Турции был прекрасной иллюстрацией того, что в этой стране всегда находились люди, которые выступали за нормализацию турецко-армянских отношений. Видимо, ныне эти умонастроения получили поддержку извне. И в этой связи уместно будет напомнить, что именно это правительство провело митинг, осуждавший убийц армянского журналистаГранта Динка. Все это говорит о том, что нынешнее правительство Турции готово пойти на достаточно широкие шаги в плане нормализации отношений между Арменией и Турцией. И ныне уже во весь рост встает вопрос: согласится ли Турция разменять Нагорный Карабах на отказ Армении от кампании по признанию всем миром так называемого "геноцида армян" 1915 года? На мой взгляд, нынешнее правительство Турции может пойти на этот торг. Но это будет ошибка со стороны Турции. Ибо, после уступки в нагорно-карабахском вопросе, обязательно пойдут уступки Армении и в вопросе "геноцида 1915 года", а, значит, пойдут и уступки в вопросах компенсаций жертвам этого "геноцида" и в вопросах территориальных претензий со стороны Армении к Турции.

Можно ли после подобного рода шагов со стороны Турции заявить, что разговоры о так называемом турецком братстве не имеют ныне под собой никаких оснований?

В свое время была задана формула азербайджано-турецких отношений: один народ - два государства. Да, азербайджанцы и турки являются близкими по языку и по историческим корням народами. Но азербайджанский и турецкий народ ныне не являются одним народом. Это два разных и самостоятельных народа, с сильно отличающимися традициями политической культуры. Кроме того, нельзя забывать о том, что турки - это имперский народ, тогда как Азербайджан таковым не является. Важно помнить еще и о том, что в политике нет места сентиментам, тут главенствует принцип личной выгоды, трезвый расчет. Кроме того, в нашей стране принято романтизировать историю азербайджано-турецких отношений. К примеру, приход турецкой армии в Баку в 1918 году в Азербайджане принято окрашивать исключительно в цветах братской помощи со стороны Турции нашей стране. Но при этом как-то упускается из виду, что если бы у Турции не было личной выгоды в приходе в Азербайджан, то никогда бы войска этой страны не пришли бы в Баку. А выгода эта была такая же, как и у иных сторон - бакинская нефть. Из-за нее в Баку рвались англичане, немцы, большевики и турки. Увы, мы все становимся свидетелями того, что Азербайджану так и не удалось разделить два таких понятия, как единство корней между народами нашей страны и Турции и политические отношения между двумя государствами - Турцией и Азербайджаном.

Резюмирующий вопрос: что делать Азербайджану в сложившейся ситуации?

Если официальный Баку не был заранее предупрежден о том, что состоится так называемая секретная встреча высокопоставленных представителей Турции и Армении, то Азербайджан должен предпринять конкретные шаги в отношении своего главного союзника, коим в нашей стране принято считать Турцию. (Day.Az).

"В случае разблокирования армяно-турецкой границы карабахский вопрос будет урегулирован в течение месяца. Так как в этом случае Азербайджан потеряет свое единственное, и я бы сказал, кажущееся преимущество над Арменией". Такое мнение в интервью АрмИнфо высказал директор Центрального офиса по "Ай Дату" и по политическим вопросам АРФ Дашнакцутюн Киро Маноян. Он отметил, что не считает Турцию способной изменить свою позицию в отношении карабахского конфликта, однако, при всем этом любое позитивное изменение в армяно- турецких отношениях самопроизвольно повлияет на процесс урегулирования карабахского конфликта. "В этом случае, Азербайджан поймет, что его игра проиграна. И лично мне вполне понятно беспокойство, уже возникшее в Азербайджане по этому поводу", подчеркнул Маноян. В то же время, он отметил, что степень вероятности разблокирования границы невелика, так как это было бы слишком большим шагом Турции навстречу к Армении. По его словам, Турция пойдет на любой позитивный шаг в отношении Армении, который может послужить пропагандистским целям этой страны. Продемонстрировать готовность диалога, конструктивность позиции Турции, так что все шаги Турции в этом направлении, к сожалению, будут носить лишь имитационный характер. "В то же время, Армения не имеет возможности делать Турции какие-либо уступки, так как их просто нет. Единственной уступкой Армении Турции мог бы стать отказ армянских властей от политики признания Геноцида армян во всем мире, а эту возможность я категорически исключаю", - резюмировал Маноян.