Турция ведет себя с Арменией так, как США с фашистской Германией: Нагорный Карабах за неделю
Перестрелки
По сообщению Day.Az, "11-го и 12-го июля армянская сторона вновь нарушила режим прекращения огня. Согласно информации, обстреляны позиции азербайджанской армии, расположенные вблизи села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. Обстреляны также позиции азербайджанской армии, расположенные в селе Шурабад Агдамского района, Чилябюрт Тертерского района и Куропаткино Ходжавендского района обстреляли расположенные напротив. Огонь велся из автоматов и пулеметов. Потерь нет".
Как сообщает бакинская "525-я газета", "13 июля армянская сторона подвергла обстрелу азербайджанские позиции близ безымянных высот Ходжавендского района, возле села Борсунлу Геранбойского района, села Гызыл Оба Тертерского района, и села Ашагы Вейсялли Физулинского района".
Согласно "525-й газете", "16-го и 17-го июля обстрелу с армянской стороны были подвергнуты позиции азербайджанской армии вблизи безымянных высот Физулинского района, сел Ашагы Абдурахманлы, Гервенд и Куропаткино, а также села Тагибейли Агдамского района".
Analitika.az сообщает, что "18-го июля армянская сторона нарушила режим прекращения огня в Агдамском, Газахском, Гёйгёльском, Гёранбойском, Тертерском, Физулинском и Ходжавендском направлениях. Согласно агентству, обстрел велся из автоматов и пулеметов, потерь нет".
Жертвы
Армянские диверсанты пытались пересечь армяно-азербайджанскую границу, однако азербайджанские военные пресекли эту попытку. Как передает 1news.az, в ходе перестрелки был убит один армянский диверсант. В пресс-службе
Министерство обороны Армении опровергло сообщения азербайджанских источников о том, что на армяно-азербайджанской границе предотвращено проникновение армянской диверсионной группы на территорию Азербайджана. Как сообщил ИА REGNUMпресс-секретарь министерства обороны Армении
Мониторинги и пленные
Азербайджанская сторона во второй раз сорвала мониторинг
По словам начальника пресс-центра Минобороны Азербайджана Эльдара Сабироглу, 10 июля личный представитель председателя ОБСЕ
Министр обороны Армении
Насколько могут соответствовать действительности допущения о том, что та или иная сторона конфликта способна намеренно срывать проведение мониторингов? Отвечая на такой вопрос бакинской "Эхо", независимый военный эксперт
16 июля, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела внеплановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи населенного пункта Юсифджанлы Агдамского района. Как сообщает
Бакинская "Эхо" отмечает, что ситуация на линии соприкосновения отнюдь не улучшается, и возможно, это влияет также на то, что стороны никак не решат вопрос взаимного возвращения пленных, которые уже довольно продолжительное время содержатся в заключении в Азербайджане и Армении. Газета напоминает, что в Армении с февраля находится гражданское лицо Арзу Эюбов, в Азербайджане - с апреля - четверо военнопленных в Нахчыване, и еще одно гражданское лицо - в Баку.
Вопрос о выдаче находящихся в азербайджанском плену 4 граждан Армении продолжает находится в центре переговоров между разными ведомствами Армении и Азербайджана при посредничестве международных организаций. Об этом заявил министр обороны Армении
В ответ на заявление министра обороны
Министры обороны Нагорного Карабаха и Армении
Война пока не закончилась - она продолжается в виде приграничных инцидентов, в экономической и информационной сфере. Об этом 16 июля на пресс-конференции в Степанакерте заявил министр обороны Нагорно-Карабахской Республики генерал-лейтенант Мовсес Акопян. Как сообщает "Де-Факто", по словам министра обороны НКР, карабахской армии необходимо каждую минуту быть готовой к обострению ситуации. Министр подчеркнул, что лучший ответ воинственным заявлениям Азербайджана - это непрерывное повышение боеспособности вооруженных сил НКР. В этой связи генерал сообщил, что в нынешнем году качественные показатели новобранцев Армии обороны были значительно выше. Комментируя проведенный в Баку 26 июня военный парад, Акопян квалифицировал его как попытку "продемонстрировать международному сообществу, что Азербайджан действительно готов к войне". В то же время генерал заметил, что это было адресовано также "внутренней, азербайджанской аудитории, что вполне естественно в преддверии предстоящих здесь президентских выборов". "Что касается показанной на параде военной техники, то ничего нового для себя мы не увидели", - сказал Акопян. По его словам, карабахская армия обладает необходимым вооружением, которое позволяет в любое время дать противнику достойный отпор. Реальным условием сохранения мира в регионе, как сказал министр, является поддержание существующего баланса сил. Препятствование Азербайджаном проведению миссией ОБСЕ мониторингов линии соприкосновения сторон и частые нарушения им режима прекращения огня министр назвал "элементом кампании против Минской группы ОБСЕ". В этой связи Мовсес Акопян отметил, что ни одна провокация Азербайджана на линии соприкосновения не остается без ответа карабахской стороны.
Осуществленное в этом году перевооружение армии, которое будет продолжено и в будущем, дает уверенность, что в ближайшей перспективе войны в Нагорном Карабахе не будет, заявил министр обороны Нагорного Карабаха Мовсес Акопян. По словам министра, главной задачей Армии обороны Нагорного Карабаха остается совершенствование инженерных сооружений на границе с Азербайджаном. Прорыто около 27 км траншей. В этом году поставлена задача отремонтировать все дороги, ведущие к передовой линии, прорыть противотанковые рвы. "Но самое главное - освоение инженерных сооружений - посредством учений и упражнений", отметил Акопян. Он подчеркнул, что исходя из этих задач, к ныне проходящим командно-штабным учениям подключены военные, несущие службу на передовой. "Я отдал приказ давать на все поползновения противника адекватный ответ. Основной задачей, поставленной перед личным составом, является недопущение выхода противника на доминирующие позиции", отметил министр. ("Кавказский узел").
На вопросы газеты "168 Жам" отвечает министр обороны Армении Сейран Оганян
Чем обусловлена замечаемая в последнее время активизация на линии соприкосновения армяно-азербайджанских сил - периодическое нарушение азербайджанской стороной режима прекращения огня?
Те инциденты, которые произошли в приграничных районах Арцаха и Армении в марте этого года, имели политический подтекст: азербайджанцы попытались использовать нашу внутриполитическую напряженность на передовой. И с гордостью должен отметить, что военнослужащие Армии обороны, благодаря своим самоотверженным действиям, дали достойный отпор Вооруженным силам Азербайджана.
Было мнение, что, таким образом, азербайджанцы проверяли свои силы. Вы согласны с этим?
Думаю, что для решения таких задач их командование представило своему руководству неверную картину. В тот день в их воинской части был праздник, на который были приглашены также президент Азербайджана и министр обороны, вот и решили, наверное, показать себя перед ними. В то же время, конечно, пытались также понять, могут они решить такую задачу или нет.
То есть, азербайджанская сторона не ставила перед собой задачи взятия территории?
Не думаю, что была поставлена цель серьезного нападения - нападение было только в направлении одного опорного пункта. Что касается Армении, то отмечу, что обстрелы противником наших позиций или крестьян, работающих на приграничных участках, довольно часты. Последний случай, в селе Чинари, сильно обеспокоил, поскольку по работающим крестьянам был открыт прицельный огонь. Однако наши вооруженные силы дали достойный отпор. В таких случаях их передовые должны находится под постоянным давлением наших сил, и инициатива на передовой должна быть в наших руках.
Недавно в Баку состоялся военный парад, который, по мнению многих, имел целью продемонстрировать свою мощь. Как, в связи с этим, оцениваете так называемую гонку вооружений между Арменией и Азербайджаном?
Во-первых, в своих СМИ они писали, что парад имел целью показать, в первую очередь, Армении, а затем и международной общественности, что армия Азербайджана - самая сильная в регионе... Но, одно дело демонстрировать это в столице, на площади, другое - на поле боя. Как много бы ни было необходимых для армии средств, все равно - их для организации обороны недостаточно. Однако, как отметил во время нашей последней встречи президент Армении, армия в финансовых средствах никогда не будет нуждаться. Другое дело, как мы используем наши возможности для решения оборонных задач. Конечно, они существенно отличаются от финансовых отчислений Азербайджана - надо правильно все анализировать и сохранять баланс сил. Недооценивать противника нельзя, они также развиваются, проводят реформы. Тем более, когда им откровенно помогает Турция. Создается впечатление, что эта гонка вооружений создает в регионе дисбаланс, однако этот дисбаланс существовал еще с 1992 года. Мы всегда противопоставляли качество и, конечно, уровень подготовки войск, боевой дух, который, кстати, очень важен для достижения победы. Вместе с тем, мы предпринимаем соответствующие превентивные меры: начиная с 2000 года, наше вооружение, насыщенность военной техникой и показатели модернизации существенно отличаются от показателей прошлых лет - у нас большой потенциал для выполнения поставленных перед нами задач. ("168 Жам", с сокращениями).
Кто нарушает ДОВСЕ?
Азербайджан открыто нарушает международные договора об ограничении вооружений. Об этом, передает АрмИнфо, заявил министр иностранных дел Армении
Азербайджан располагает фактами о превышении Арменией установленных ограничений по Договору об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). "Армения превысила лимит обычного вооружения более чем на 70 единиц и у нас есть информация о размещении на оккупированных Арменией территориях Азербайджана более 300 бронированных машин", сказал Trend News пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Согласно договору ДОВСЕ, Армения не имеет права иметь более 220 бронемашин и 220 танков на своей территории", сказал Ибрагим. Как отмечает бакинская "525-я газета", после распада СССР, три закавказских государства - Азербайджан, Армения и Грузия - получили одинаковые квоты, согласно подписанному 17 лет назад ДОВСЕ, - по 220 танков, 220 ББМ, 285 артсистем, 100 самолетов и 50 вертолетов. По словам Ибрагима, Азербайджан строго соблюдает квоту. "Если и есть мелкие нестыковки, то это связано с тем, что Азербайджан модернизирует свое вооружение и утилизирует старое", сказал представитель МИД. По информациям СМИ всех трех закавказских стран, которые были опубликованы в этом году, Азербайджан имеет 261 танк. В большинстве этих публикаций в качестве источника указывается Минобороны Азербайджана.
Азербайджан всегда с уважением относился к обязательствам, исходящим от положения ДОВСЕ, и никогда не нарушал его. Так, комментируя Day.Az слова главы МИД Армении
На вопросы ИА "Де-Факто" отвечает директор Института Кавказа Александр Искандарян.
Можно ли говорить, что в Армении и Азербайджане существует целенаправленная информационная политика?
Информационная политика в Армении и Азербайджане совершенно разная. В Азербайджане структура прессы другая, равно как и структура цензуры, структура централизованности финансовых потоков и "работы" журналистов. В этом смысле азербайджанская пресса гораздо более отмобилизована, и работа ее более отструктурирована. Тем более по карабахскому конфликту.
Отчего же этого нельзя сказать об армянской прессе?
Не потому, что азербайджанцы хорошо живут, или они глупее или умнее армян. Просто Азербайджан всего лишь сторона, потерпевшая поражение. Соответственно ему и реваншистские заявления. В этом контексте подобного рода дискурсы и тексты гораздо более естественны там, нежели в Армении. А раз это естественно и может восприниматься большей частью общества, то грех этим не пользоваться - как в антиармянском настроении, так и в отношении армянского государства и всего армянского общества. В Азербайджане это используется правительством для консолидации, это хорошо работает, а потому и совершенно нормально. В Армении же ситуация несколько другая: официальной антиазербайджанской государственной машины, которая работает на то, чтобы это нивелировать в сфере прессы, в общем не существует. В первую очередь в силу другого строения прессы. В Армении к тому же отсутствуют всякие виды цензуры, а также указания и жесткие запреты, существующие в Азербайджане (к примеру, нельзя печатать Нагорно-Карабахская Республика без кавычек). Что касается консолидации, то в Армении, как в Азербайджане она невозможна, а значит и не нужна. "Говоря о Карабахе в Армении никого консолидировать нельзя только потому, что Карабах у нас, а не у них. Мы его отвоевали", именно такое представление бытует в армянском обществе.
Должно ли государство, в какой либо форме воздействовать на информационную политику?
По моему представлению, пресса должна, прежде всего, информировать, она не должна реагировать. Читатель должен адекватно представлять себе то, что ему интересно, и в какой степени это ему интересно. Понятно, что для армянского читателя события в Зимбабве и события в Азербайджане имеют разную приоритетность. Азербайджан его интересует больше. Но я не думаю, что Азербайджан - самая интересная страна для Армении. В целом задача журналиста проста: объяснить читателю причины явлений, доминирующие настроения и так далее. Этого очень часто в нашей прессе не делается. Конечно, государство должно влиять на этот процесс. Пресса это, прежде всего, составная часть общества - это некий механизм, который удовлетворяет потребность в информации. И государство должно заботиться о том, чтобы работа прессы была благополучной, точно так же как работа транспорта или чего-то другого. Это не значит, что государство должно утверждать СМИ - нет, но способствовать тому, чтобы это делалось хорошо. Информация - это одна из потребностей граждан страны. Однако динамика положительная: смотря вечерние новости, я так же вижу и оппозиционных деятелей, которые могут говорить свободно и без цензуры. Это неплохо, но тем не менее, должна быть другая степень свободы для прессы, равно как и нужен другой тип телевидения.
Как воспринимается мировым сообществом информационная политика Азербайджана, которая ведется против армян?
Я думаю, что азербайджанская информационная политика очень часто работает на армян и против самих же азербайджанцев и Азербайджана в целом. По крайней мере, на европейских площадках я это много раз видел. Да и вообще любая информационная политика, которая делается государством и спускается вниз специальными методами и пропагандой, долго не живет и работает в обратном направлении. Пиар и журналистика - это разные виды деятельности и у них разные законы. Пропаганда и журналистика внешне и внутренне работают по-разному, а организовать это так, чтобы это работало блестяще трудно и почти никогда не получается. И у азербайджанцев это не получается. А для того, чтобы обуздать антиармянскую политику, надо работать. Просто работать. Не спорить с азербайджанской точкой зрения, а просто информировать читателя. Ни доказывать что-то и не превращать прессу в бесконечный спор, а работать. Если спорить, то (закон есть такой) через три, четыре месяца перестанут слушать. Не интересно. А ведь продолжается уже 20 лет. Поэтому надо работать. Так, как работает пресса. Вот и все. ("Де-Факто").
Напряженность на Южном Кавказе не спадает, и, в первую очередь, потому, что пропагандистская война между Арменией и Азербайджаном не прекращается ни на секунду. Об этом заявил старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО (у) МИД России Вадим Муханов. "И если она будет продолжаться, то перегрев воинственных настроений с одной из сторон рано или поздно создаст решающую предпосылку для нового взрыва насилия", утверждает Муханов. (ИА REGNUM). Газ и Карабах
Россия не передаст Нагорный Карабах Азербайджану в обмен на газ потому, что Карабах ей не принадлежит, к тому же велик уровень недоверия между Азербайджаном и Россией, считает профессор Ереванского госуниверситета Давид Ованнисян. "Нагорный Карабах самого начала использовался как "крючок", на который подцепили Азербайджан, чтобы он не ушел. Иного "крючка" для Азербайджана не было, и сейчас его нет. А Россия в принципе - это второстепенный игрок", сказал Ованнисян. В Армении на нефтяные и газовые проекты смотрят иначе, нежели в Азербайджане, считает министр иностранных дел Армении
"Не думаю, что российская политика в урегулировании карабахского конфликта будет кардинально меняться. Некоторые изменения есть, но они не существенны. Политика России останется примерно такой, какая она есть сейчас. Дело же в том, что России в Нагорном Карабахе и вокруг него выгоден статус-кво. Это реально, хотя и не проговаривается политиками и дипломатами. Однако об этом часто говорят независимые исследователи. Реальная ситуация, которая сейчас существует в карабахском конфликте, Россию на сегодняшний день более или менее устраивает. Резкое изменение в ту или другую сторону сразу же изменит место России в регионе. Вот если, например, произойдет чудо на небесах и Карабах войдет в состав Азербайджана или так же произойдет чудо и Азербайджан признает Карабах независимым - и в том, и в другом случае место России в регионе изменится, причем не в лучшую для России сторону. Из этого следует, что нет никакой специальной мотивации, чтобы менять нынешнее состояние", сказал в беседе с ИА "Де-Факто" директор Кавказского института СМИ, политолог Александр Искандарян.
Процесс урегулирования
Разведывательные службы США придерживаются мнения, что судьба "замороженных конфликтов" в кавказском регионе неопределенна. "В обозримом будущем не удастся разрешить конфликты на Кавказе", говорится в докладе об угрозах безопасности, подготовленном спецслужбами США. ("Айоц Ашхар"). В ближайшем будущем урегулирования нагорно-карабахского конфликта не предвидится. Об этом, отвечая на вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net, заявил на пресс-конференции в Ереване руководитель отдела Кавказа
"Когда одна из сторон переговоров говорит только о выгодном ей принципе урегулирования, делая вид, что двух других не существует, это всерьез препятствует развитию переговорного процесса. В свою очередь страны, поддающиеся провокациям Азербайджана, не только не способствуют достижению прогресса на переговорах, но и ставят их под угрозу", заявил министр ИД Армении
Министр ИД Нагорного Карабаха
Нагорный Карабах является для Армении гарантом безопасности от возможной агрессии Азербайджана, так как пояс безопасности состоящей из 7 освобожденных районов, вкупе с территорией НКР являются для Армении своего рода щитом. Такое мнение на круглом столе "Принципы внешней политики Армении" выразил руководитель общественно-научного центра Modus Vivendi, экс-посол Армении в Канаде Ара Папян. "В этом контексте, разговоры о сдаче того или иного района Азербайджану попросту неуместны, так как утеря даже одного района может привести нас к непоправимым последствиям. В этом случае Армения из гаранта безопасности НКР может превратиться в воюющую сторону, так как возможность возобновления военных действий неоднократно возрастет", отметил он. По словам Папяна, сегодняшние попытки урегулирования карабахского конфликта со стороны МГ ОБСЕ выглядят, по меньшей мере, странно, так как посредники отдают приоритет сталинской Конституции СССР на основании которой в свое время Нагорный Карабах и Нахиджеван были незаконно выведены из состава Армянской и присоединены к Азербайджанской ССР. "Единственным документом на основании которого может и должно произойти урегулирование является доклад, принятый на Парижском конгрессе в 1920 году", отметил он. По его словам, в докладе зафиксировано, что все территориальные споры между республиками Южного Кавказа должны решаться на основании консенсуса между руководством данных республик, а в случае его отсутствия - этнографической принадлежности населения. "Армения должна приложить все усилия для того, чтобы процесс урегулирования вошел в нужное русло, а именно в русло договоренностей принятых с подачи американского президента
Министр иностранных дел Азербайджана
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию приветствуют конструктивное участие в процессе президентов Азербайджана
Армения-Турция-Азербайджан
Как сообщает Analitika.az, посольство Турции в Баку распространило заявление по поводу проведения турецким руководством тайных встреч с Арменией. Как сообщили в пресс-службе посольства, Турция в 1991 году признала Армению в качестве независимого государство. "В этих рамках время от времени бывают контакты между двумя сторонами. К ним относятся и контакты между МИД двух стран". В посольстве считают, что не нужно искать иного подтекста в этих дипломатических встречах.
Политолог, экс-госсоветник
На вопросы Day.Az отвечает азербайджанский политолог Расим Агаев
Как Вы прокомментируете то, что высокопоставленные представители Турции и Армении провели секретные переговоры, посвященные нормализации отношений между двумя странами?
Данные переговоры высокопоставленных представителей Турции и Армении являются секретными для широкой общественности, но я уверен, что подобного рода встречи не организовываются спонтанно, а, значит, о том, что эти переговоры состоятся заранее, знали представители официального Еревана и Анкары. Стоит ли удивляться факту этих переговоров? На мой взгляд, нет. Ибо политическая история пестрит примерами того, сколь непрочны союзнические отношения между государствами в современном мире, но сколь велик фактор личной выгоды в построении политических отношений на международной арене. Достаточно вспомнить, к примеру, переговоры американцев с представителями фашистской Германии в самом конце
Но как далеко может зайти Турция в своих шагах по улучшению взаимоотношений с Арменией?
Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу вам напомнить, что несколько лет назад мы все были свидетелями того, как был возмущен фактом расширения турецко-армянских взаимоотношений президент Азербайджана
Можно ли после подобного рода шагов со стороны Турции заявить, что разговоры о так называемом турецком братстве не имеют ныне под собой никаких оснований?
В свое время была задана формула азербайджано-турецких отношений: один народ - два государства. Да, азербайджанцы и турки являются близкими по языку и по историческим корням народами. Но азербайджанский и турецкий народ ныне не являются одним народом. Это два разных и самостоятельных народа, с сильно отличающимися традициями политической культуры. Кроме того, нельзя забывать о том, что турки - это имперский народ, тогда как Азербайджан таковым не является. Важно помнить еще и о том, что в политике нет места сентиментам, тут главенствует принцип личной выгоды, трезвый расчет. Кроме того, в нашей стране принято романтизировать историю азербайджано-турецких отношений. К примеру, приход турецкой армии в Баку в 1918 году в Азербайджане принято окрашивать исключительно в цветах братской помощи со стороны Турции нашей стране. Но при этом как-то упускается из виду, что если бы у Турции не было личной выгоды в приходе в Азербайджан, то никогда бы войска этой страны не пришли бы в Баку. А выгода эта была такая же, как и у иных сторон - бакинская нефть. Из-за нее в Баку рвались англичане, немцы, большевики и турки. Увы, мы все становимся свидетелями того, что Азербайджану так и не удалось разделить два таких понятия, как единство корней между народами нашей страны и Турции и политические отношения между двумя государствами - Турцией и Азербайджаном.
Резюмирующий вопрос: что делать Азербайджану в сложившейся ситуации?
Если официальный Баку не был заранее предупрежден о том, что состоится так называемая секретная встреча высокопоставленных представителей Турции и Армении, то Азербайджан должен предпринять конкретные шаги в отношении своего главного союзника, коим в нашей стране принято считать Турцию. (Day.Az).
"В случае разблокирования армяно-турецкой границы карабахский вопрос будет урегулирован в течение месяца. Так как в этом случае Азербайджан потеряет свое единственное, и я бы сказал, кажущееся преимущество над Арменией". Такое мнение в интервью