Приднестровское урегулирование: "Компромисс возможен исключительно на федеративной базе". НАТО: "О нейтралитете в Молдавии будут говорить до тех пор, пока не будет упразднена государственность ПМР". Экономика: "Советский лозунг "Экономика должна быть экономной" еще никто не отменял".

Приднестровское урегулирование: "Компромисс возможен исключительно на федеративной базе"

"Кишинев готов предоставить для Приднестровья статус республики в составе унитарного государства - это является одним из предложений "пакетного плана", который молдавские власти предлагают принять по Приднестровью, - пишет газета "Приднестровье". - Этот загадочный план кишиневское руководство рекламирует уже несколько месяцев. Президент Молдавии Владимир Воронин неоднократно давал понять, что именно эти пакетные предложения станут "прорывом" и даже надежной основой окончательного урегулирования конфликта на Днестре. Вместе с тем, Кишинев не спешит делиться своим гениальным рецептом с представителями Приднестровья. В то время как кишиневские предложения уже получили для изучения страны-гаранты и наблюдатели, Тирасполю они до сих пор официально не вручены. Похоже, что для молдавских чиновников это стало своеобразной политической игрой: пряча за спиной свои "прорывные" проекты, увлеченно играть словами, рекламируя их достоинства".

"Однако Кишинев, похоже, немного переиграл. Как недавно проговорился министр реинтеграции Молдавии Василий Шова, правый берег Днестра настолько щедр в своих предложениях для Приднестровья, что готов ради устойчивого урегулирования дать его жителям небывалые полномочия. "Они предусматривают для Приднестровья статус в форме республики со своей Конституцией, с правом законодательной инициативы для Верховного совета Приднестровья", - заявил Шова. Очевидно, эти права стали для кишиневской власти настолько серьезной уступкой, что молдавский министр вполне откровенно признался: Кишинев не намерен в будущей объединенной стране предоставлять право вето в вопросах внутренней и внешней политики для Приднестровья. Право вето молдавская власть предлагает заменить некой расплывчатой и пока никак не определенной "системой гарантий", - отмечает издание.

"Широкие полномочия для Приднестровья, которые предлагает Молдавия и так активно рекламирует Шова, нельзя назвать политическим ноу-хау. Они уже есть у другой территории - Гагаузии, которая с 1994 года согласилась стать автономной республикой в составе унитарного молдавского государства, получив взамен право на свой флаг, герб и гимн. В Уложении (Конституции) Гагаузии тоже много красивых слов. Но все они не имеют смысла в условиях, когда у Комрата отсутствует главное - реальная возможность влиять на политику Кишинева, затрагивающую гагаузские интересы, так же, как и возможность заблокировать дискриминирующие Гагаузию решения и законы. Опыт последних лет наглядно продемонстрировал, что обладающая "широкими" правами Гагаузская автономия на деле лишена возможности вести сколь-нибудь самостоятельную политику. Она давно превратилась в территорию, из которой молдавская власть безвозвратно выкачивает даже те небольшие доходы, которые могут дать несколько сохранившихся там перерабатывающих предприятий. А события, которые происходят сейчас в Народном собрании (парламенте) Гагаузии, показали, что жители автономии насильственно лишены даже права выбирать себе местную власть", - пишет газета.

"Красноречивым показателем стал вариант того, как власти Молдавии намерены урегулировать один из принципиальных вопросов в конфликте. Кишинев согласен дать Приднестровью гарантии сохранения права собственности физических и юридических лиц. Но не сейчас, а только после того, как Тирасполь одобрит тот политический статус республики, который предлагает молдавская власть. И только потом, через 30 дней парламент Молдавии примет закон, подтверждающий для приднестровцев право их собственности. Похоже, что в Кишиневе всерьез рассчитывают повторить свой старый испытанный трюк, который удался в свое время с Гагаузией. Тогда молдавское руководство пообещало, что внесет изменения в Конституцию Молдавии в соответствии с теми правами, которые прописаны для автономии в ее Уложении. Но все получилось наоборот. Кишинев лишил гагаузов всех обещанных прав, мотивируя это тем, что в Основном законе Молдавии о них ничего не сказано", - отмечает издание.

"Впрочем, главной гарантией устойчивости объединенного государства станет даже не Конституция, а общий парламент. В нем молдавская сторона щедро готова выделить Приднестровью пятую часть депутатских мандатов. Конечно, они не смогут существенно повлиять на государственную политику. Но, по замыслу Кишинева, отсутствие права вето у Тирасполя должна заменить высокая сознательность парламентариев. То есть, от решений, которые могут нарушить права приднестровцев, депутатов будет удерживать моральная ответственность за судьбу единой страны и желание сохранить в ней стабильность. Очевидно, именно эта ответственность позволила в свое время молдавским парламентариям лишить гагаузов обещанных им полномочий", - пишет газета "Приднестровье".

"Иными словами, главной гарантией соблюдения прав населения Приднестровья в объединенной стране Кишинев предлагает сделать не механизм правовых сдержек и противовесов, а исключительно чистую совесть молдавской политической элиты. Вот это действительно ноу-хау! В мировой истории еще не было государства, которое бы держалось исключительно на моральных качествах возглавлявших его политиков. Обычно такие проекты - удел литераторов, увлекавшихся построением разных утопий. Но вряд ли жители Приднестровья захотят вдруг почувствовать себя литературными персонажами, доверительно вручив свои судьбы "сознательным" правобережным политикам", - резюмирует издание.

"Новая газета" пишет: "Дипломатическая борьба вокруг молдавско-приднестровских отношений в 2008 году вступает в финальную стадию. Середина июля означает, что буквально через пару недель мы узнаем: пойдёт ли разговор об урегулировании, о конкретной модели взаимоотношений между Кишинёвом и Тирасполем в ближайшее время, или же всё зависнет до выборов нового молдавского парламента. Молдавия некоторое время назад предложила пакет предложений, который до сих пор не опубликован. Пакет неизвестен в деталях, но и так ясно: он исходит из модели унитарной Молдавии. Недавно официальный Кишинёв признал: Россия не дала до сих пор отзыва на молдавские предложения. Кишинев не дал официального ответа на предложенный президентом ПМР Игорем Смирновым президенту Молдавии Воронину ещё в апреле этого года проект Договора о дружбе и сотрудничестве. Неужели непонятно, что такой проект отношений никто во всём формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) рассматривать не будет, потому что по определению он подходит только для двух признанных стран-членов ООН".

"Происходящее доказывает: стороны конфликта, как и 5, 10, 15, 18 лет тому назад по-прежнему не слышат друг друга", - отмечает издание.

"Россия, скорее всего, до выборов 2009 года не даст ответ на молдавские предложения. Унитарная Молдавия ей не нужна. Она, по мнению многих российских политиков и экспертов, не даёт никаких гарантий против возможного правого реванша в Молдавии. После чего можно потерять своё влияние уже на обоих берегах Днестра, так как у Приднестровья не окажется никаких рычагов влияния ни на внешнюю, ни на внутреннюю политику Кишинёва. Есть и другой вариант. Россия выдаст свой план, либо свои предложения (формально в дополнение к молдавским). Но они будут кардинально отличаться от последних по духу. Думается, исходить они будут из федеративного принципа", - пишет газета.

"17 апреля 1990 года на свою первую сессию собрался впервые избранный в жестокой политической борьбе Верховный совет Молдавской ССР. В тогдашнем парламенте было 380 мест. Избирались депутаты по одномандатным округам (в современной Молдавии - по спискам). Если взять документы тех лет, то можно легко обнаружить с помощью простых арифметических подсчётов, что современное Приднестровье, то есть все левобережные районы бывшей МССР плюс Бендеры как раз и набирали несколько десятков человек. Это - меньше пятой части. Или около того. Суть от деталей не меняется, а вот повлиять на принятие решений, сделать их более взвешенными, умеренными у приднестровских депутатов даже вместе с гагаузскими и некоторыми правобережными парламентариями возможности не было", - отмечает издание.

"Урегулирование и компромисс, безусловно, нужны, поскольку после провозглашения независимости Косово стало очевидно: Россия и все прочие, имея собственные интересы, не собираются нас признавать. Но после многолетнего противостояния в почти равных весовых категориях, после войны 1992 года, которую правое руководство Молдавии не выиграло, при наличии российских войск в ПМР говорить о фактическом воскрешении унитарной модели 1990 года нереально", - пишет "Новая газета".

"Компромисс возможен, как уже приходилось говорить, исключительно на федеративной базе. Если молдавский унитарный Пакет и приднестровский проект Договора о дружбе - это средства поторговаться друг с другом для того, чтобы сообща с помощью посредников и наблюдателей выработать общий, взаимоприемлемый вариант, тогда всё путём. Если же нет, тогда... Дату парламентских выборов в Молдавии можно оттянуть до лета 2009 года, поскольку это позволяет Конституция страны. Цель оттяжки - постараться, чтобы приднестровские избиратели приняли участие в голосовании. В определённом смысле слова это может стать политической сенсацией. Такой вариант позволяет предполагать, что у руководства Молдавии нет уверенности, что Кремль определился с позицией по принципам приднестровского урегулирования, но есть надежда, что пакетный подход всё-таки удастся провести, пусть и на несколько месяцев позже. Если выборы будут проведены летом 2009 года, то, значит, соответствующие изменения в избирательный кодекс можно будет вносить до конца 2008 года, а не до начала сентября (то есть за полгода до выборов). Быть может, в Кишинёве сделали вывод, что Москва решила не давать ответа по предложениям Молдавии до летних отпусков, и попробовали нейтрализовать потерю времени", - подводит итог издание.

НАТО: "О нейтралитете в Молдавии будут говорить до тех пор, пока не будет упразднена государственность ПМР"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "До выборов в Молдавии, когда будет определен не только состав нового парламента, но и президент, предпринимать какие-либо шаги НАТО просто бессмысленно. Дабы получить поддержку Москвы при разрешении молдавско-приднестровской проблемы, нынешние коммунистические власти Молдавии будут придерживаться нейтрального курса государства, записанного в Конституции РМ и в Концепции национальной безопасности. Однако вопрос заключается не только в том, кто придет к власти в следующем году, но и в том, будет ли включено в состав Молдавии Приднестровье".

"Существует достаточно большое количество вариантов развития событий. Первый вариант предполагает третий срок коммунистического правления в Молдавии. Уже без Воронина в качестве президента, но остающегося в любом другом качестве фактическим правителем страны. Будет ли официальный Кишинев заявлять о своем стремлении сохранять нейтралитет? Да, но только до тех пор, пока Приднестровье является самостоятельным государством. Именно этот козырь в рукаве, по мнению коммунистов, должен сыграть основную роль в реинтеграции страны, так как Москву сегодня весьма волнует дальнейшее продвижение НАТО на Восток. Некоторые российские политики согласны в обмен на молдавский нейтралитет способствовать объединению Молдавии и ПМР. Главное их заблуждение в том, что после объединения, Молдавия будет по-прежнему соблюдать нейтральный статус. Для Кишинева, стремящегося в ЕС, вступление в Североатлантический блок является тем золотым ключиком, который откроет дверь в Евросоюз. Без этого ключика надеяться Молдавии на что-то просто бессмысленно. Не случайно президент Молдавии Владимир Воронин неоднократно заявлял о том, что "параллельная реализация планов действий "Молдавия-ЕС" и "Молдавия-НАТО" будет способствовать ускорению европейской интеграции республики", - пишет информагентство.

"Второй вариант развития событий предполагает приход к власти в Молдавии ультраправых сил. Будет ли это Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) или либерал-демократы - не столь важно. И те, и другие давно и упорно настаивают на вступлении Молдавии в НАТО и объединении с Румынией. Победа этих сил на предстоящих выборах будет означать отказ от нейтрального статуса путем изменения Конституции, ведь, как известно, основной закон страны не является чем-то незыблемым и вечным. Третий вариант самый фантастический. Заключается он в приходе к власти антиамериканских и антинатовских сил, к примеру, движения "Равноправие". Тогда нейтральный статус страны, по крайней мере, еще четыре последующих года будет незыблем. Однако ни США, ни ЕС этого не допустят. Потеря влияния в Молдавии и пророссийский плацдарм на балканском направлении им не нужен", - отмечает информационное агентство.

"Таким образом, наиболее вероятным вариантом развития событий является вхождение Молдавии в НАТО. Единственный вопрос заключается в сроках, а также в том, будет ли к тому времени ПМР находиться в составе Молдавии или нет. К тому же Кишинев давно готов для вступления в Североатлантический альянс. Еще в 2006 году молдавская сторона подписала Индивидуальный план действий в рамках двустороннего партнерства Молдавии и НАТО. Согласно ему уже второй год в Молдавии проводится реформа Национальной армии, заключающаяся в перевооружении и техническом переоснащении вооруженных сил по стандартам НАТО. Как показывает опыт Грузии и Украины - эти действия являются первой ступенькой на пути вступления в Североатлантический альянс. Основными критериями для вступления в НАТО, как известно, являются реформы сферы национальной безопасности, правоохранительной системы и армии. Это предполагает увеличение расходов государства на оборону и реформу образования, обучения и боевой подготовки военнослужащих. Все это в Молдавии налицо. Согласно Индивидуальному плану действий партнерства Молдавия-НАТО, национальная молдавская армия до 2010 года будет переведена на стандарты НАТО. Сегодня в Молдавии проводится реорганизация всех подразделений Национальной армии, в соответствии со структурой НАТО, до уровня бригады и батальона. Уже завершен процесс реорганизации Министерства обороны Молдавии и главного штаба в соответствии с требованиями НАТО, а также разработан план внедрения соответствующих стандартов НАТО в учебные программы и курс военной подготовки для различных сфер вооруженных сил. Завершается и разработка этих программ", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"То есть в военной сфере Молдавия уже практически полностью соответствует критериям для выступления в НАТО. Однако окончательному решению данного вопроса мешает конфликт с Приднестровьем. Кстати, территориальный конфликт препятствует вступлению Молдавии и в Евросоюз. Вот почему Молдавии так важно разрешить эту проблему. И здесь Молдавия весьма удачно начинает спекулировать своим нейтральным статусом, так как на фоне стремления Украины, Грузии и ряда других стран СНГ вступить в Североатлантический блок, заявления молдавского руководства о нейтралитете страны Россией воспринимается как дружественный и союзнический жест. Парадоксально, что кроме голословных заявлений Молдавия не предоставляет никаких реальных гарантий своего нейтралитета. При этом определенные политические силы России все же верят в благие намерения Кишинева, как верили в 2001 и 2003 годах, когда коммунисты пришли к власти на пророссийских лозунгах и когда намеривались подписать Меморандум Козака. Трижды наступить на одни и те же грабли - явный перебор", - отмечает информагентство.

"Молдавия практически полностью готова к вступлению в Североатлантический альянс. Если выбранная Кишиневом тактика принесет свои плоды и Молдавия поглотит Приднестровье, а затем попросит российские войска убраться восвояси, уже ничто не сможет помешать приходу НАТО на берега Днестра", - резюмирует информационное агентство.

Газета "Приднестровье" пишет: "В вопросах нейтралитета Молдавии Владимир Воронин проявляет мало искренности. Есть все основания утверждать, что согласие закрепить подтвержденный Конституцией Молдавии нейтральный статус страны является своеобразной уловкой только для того, чтобы быстротечно и окончательно решить проблему с Приднестровьем в пользу Кишинева. Эту цель преследует и обещание Воронина не вступать в НАТО. Обещать можно все, что пожелает Россия. Но после того как дело будет сделано, куда денутся все обещания... Из этого следует вывод: Молдавия во главе с Ворониным, несмотря на многочисленные заявления последнего, никогда не будет нейтральным государством, тем более что ни США, ни Евросоюз, ни НАТО эту инициативу не поддерживают. О нейтралитете в Молдавии будут говорить до тех пор, пока не будет упразднена государственность ПМР и с ее территории не будут выведены вооруженные силы РФ. Как только у официального Кишинева будут развязаны руки, Молдавия станет членом НАТО - ей от этого не отвертеться".

"Хорошо ориентируясь в сложившейся ситуации и правильно понимая, к чему клонит официальный Кишинев, президент ПМР Смирнов всегда прозорливо реагировал и продолжает реагировать на все так называемые инициативы Воронина по сближению позиций Приднестровья и Молдавии. Сегодня Игорь Смирнов прямо, открыто, четко и ясно заявляет, что, в отличие от московских чиновников, "не доверяет президенту Молдавии Воронину". Лебезя перед Москвой и развешивая лапшу на уши ее чиновникам, официальный Кишинев продолжает работать на антироссийском фронте, в частности, в ГУАМ. Прежде всего, это клуб недоброжелателей России под крышей Вашингтона, который уже более десяти лет работает над тем, чтобы превратить ГУАМ в региональный антироссийский блок на постсоветском пространстве, альтернативный СНГ", - отмечает издание.

Экономика: "Советский лозунг "Экономика должна быть экономной" еще никто не отменял"

Газета "Человек и его права" пишет: "С 1 июля 2008 года "Газпром" увеличил стоимость газа для Молдавии и Приднестровья на 13% до $240 за тысячу кубометров. В 2006 году "Газпром" и "Молдова-газ" договорились о постепенном повышении цены на газ до среднеевропейского уровня к 2011 году. Добиваясь снижения цены, в 2007 году Россия и Молдавия подписали протокол о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу страны назначения. В Кишиневе рассчитывают, что таким образом можно несколько снизить цену на газ".

"По данным молдавского правительства, в первом квартале поставки газа в Молдавию увеличились на 17,4% до $98,6 млн. В молдавских леях этот показатель увеличился на 1,8% и составил 1,093 млрд леев. Такая разница обусловлена укреплением курса молдавского лея по отношению к американскому доллару, в котором производятся расчеты по импорту природного газа", - отмечает издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Приднестровье ежегодно импортирует порядка 1 млрд кубических метров природного газа. Стоимость газа для потребителей рассчитывается по формуле, и применяются понижающие коэффициенты - 0,7; 0,89. К 2011 году ПМР должно выйти на коэффициент 1 - т.е. к 2011 году необходимо выйти на контрактную стоимость поставки природного газа компанией "Газпром" в Приднестровье".

"Это означает, что нужно готовиться к тому, что цены на энергоносители будут диктовать цены на коммунальные услуги. Удорожание газа автоматически ведет к повышению цен на тепло. На каждые 10% увеличения тарифа на газ стоимость тепла увеличится на 5-6%, а электричества - на 2,5%. Все эти годы руководство Приднестровья делало все возможное, чтобы смягчить для населения и экономических агентов тяжесть роста цен на энергоносители, но при этом рос внутренний государственный долг. Таким образом, общая сумма долга Приднестровья перед ОАО "Газпром" на 1 января 2008 года составила $1 млрд 482,5 млн", - отмечает информагентство.

"Вместе с тем, руководством республики предпринимаются меры по нивелированию растущих цен на энергоносители на экономику ПМР. Учитывая реальную платежеспособность населения, экономических агентов ПМР, рассматриваются различные варианты, и разрабатываются Концепции поэтапного повышения цен, чтобы не было негативного разового воздействия на уровень благосостояния населения и экономику экономических агентов. Рядовые потребители, со своей стороны должны, наконец, приучить себя к мысли, что через щели в окнах и текущие трубы утекают не только государственные средства, но и деньги. Приборы учета на газ, воду и электроэнергию уже приучают людей к экономии. Которой, кстати, уже давно занимается весь мир, и не считает это чем-то зазорным. У рынка свои, порой очень жесткие законы. Один из них - за все надо платить. Да и советский лозунг "Экономика должна быть экономной" еще никто не отменял", - подводит итог информационное агентство.