Иракская тематика в украинских СМИ преобладает в последнюю военную неделю, так или иначе окрашивая традиционные местные сюжеты - от противостояния "президент - оппозиция" до реформы НБУ. Соответствующий заголовок в последнем еженедельнике "Власть и политика" - "Что Ирак, что Нацбанк - одни сплошные риски". Что до рисков Нацбанка, то их подробно комментирует "Контекст" и цитирует "Украинская правда":

"Несмотря на оптимистические прогнозы главы Национального банка Сергея Тигипко, обменный курс в Украине все же подвержен некоторым рискам в связи с началом боевых действий в Ираке. Эксперты связывают эти угрозы с возможным уменьшением притока в государство валюты, который неизбежно последует за сокращением украинского экспорта. Хотя ликвидные золотовалютные резервы Нацбанка и достигли рекордных для Украины размеров, нельзя не учитывать необходимости выплат почти $2 млрд. грн. по внешнему госдолгу только в этом году, что сокращает "маневренные" возможности НБУ".

Что же до рисков политических, то автор "ВиП" полагает, что президент Кучма выступает однозначно проамерикански, а "для нас арабские рынки важны - именно там нужен наш интеллектуальный и экономический потенциал.... Что касается США - от них ждать благодарности не следует. Об этом свидетельствует и недавний пример: американцы устроили публичную порку сверхлояльной к ним и относительно благополучной Латвии за якобы слишком высокий уровень коррупции".

Между тем "Деловая столица" (№12) настаивает на двойственности позиции украинского президента ("Проамериканская антивоенная дипломатия"):

"Выступая перед украинским народом, Леонид Кучма заявил, что позиция Украины категорична и неизменна: мы против войны. При этом он подчеркнул, что Украина остается верной своему стратегическому партнерству, прежде всего с США".

Наконец, "Украинская правда" заявляет, что Кучма здесь и вовсе ни при чем, и что это Буш сам, никого не спросясь, записал Украину в антииракскую коалицию:

"В среду вечером по Киевскому времени Украина вошла в антиХусейновский альянс. То есть стала союзником США. Произошло это неожиданно - для украинских властей, охрипших за последние недели, говоря о нейтральном статусе, гуманитарной миссии и пацифистских убеждениях. Записал Украину к себе в союзники сам Буш. В принципе, то, что мы с ним, а не с Саддамом, было понятно сразу - достаточно убедиться, что именно США финансируют отправку РХБ-батальона в Кувейт. Спорить о правильности выбора тоже сложно - понятно, кто в этой войне рано или поздно победит, на чей стороне цивилизованный мир и что Украину надо как-то спасать от сползания в евразийскую пропасть. Многим рационалистам участие украинского РХБ-батальона казалось оптимальным решением. Тем более что такие же подразделения в страны Залива решили направить даже противники войны - Германия и Франция. Вопрос в другом - то, что украинские чиновники боялись признавать, за них сделал сам американский президент. При этом он настолько увлекся, что взял на себя ключевые полномочия украинских властей. Впервые за многие месяцы Буш на людях произнес слово "Украина". И не ругаясь из-за "Кольчуг", а со счастливым лицом приветствуя решение Киева. Задумка украинских властей задобрить американского лидера РХБ-батальоном попала в "яблочко". В среду утром Буш выступил на базе американских ВВС МакДил в Тампе.... Буш хвалился плотными рядами альянса, сплотившегося против Хусейна: "Наши друзья и союзники, представляющие 48 стран по всему миру, присоединились к Америке в операции "Свобода Ираку"".... О присутствии Украины в антиХусейновской семье Буш сказал прямо. Ближе к концу речи, в таком абзаце: "К силам Чехии, Словакии, Польши и Румынии скоро присоединятся силы Украины и Болгарии; они разместились в регионе и готовы прореагировать в случае использования оружия массового поражения в любой части региона".

Двусмысленный комментарий "УП" объясняется, вероятно, нежеланием малейшего намека на потепление отношений между Госдепом и президентом Кучмой, с другой стороны, как и везде, здесь, видимо, опасаются негативной реакции ЕС.

"Темник" в том же контексте (кажется, впервые "УП" и "Темник" хоть в чем-то сошлись) цитирует Daily Mirror:

""США сформировали коалицию из запуганных, купленных и слепых государств". - Список приводится, в этом списке Украины нет. Победа дипломатии однако...". "Победа дипломатии", по мнению автора "Темника", состоит в том, что и американцы довольны, и в позорном списке "слепых и купленных" Украины нет.

"Зеркало недели", отдав первые полосы Ираку, комментирует затем выступление Украины на пятом оружейном салоне IDEX в столице ОАЭ:

"Государству, окруженному более чем пристальным вниманием после "кольчужного" скандала (будем условно считать, что его пик уже позади), стало крайне тяжело работать на рынке оружия.... Несмотря на то что изменения в отношении закупок оружия могут отразиться практически на всем рынке оружия, глобальные и наиболее важные для Украины перемены ожидаются в регионе Ближнего и Среднего Востока. Учитывая, что это добрая треть всего мирового импорта оружия (доля импорта оружия странами БСВ колебалась от 32 до 44% и в среднем за последние два десятилетия составила около 38%), а также тот факт, что Украина традиционно сбывала в этот регион более 40% всех реализовываемых вооружений и военной техники, значение войны для украинских торговцев оружием может оказаться революционным".

Революция состоит в том, что "украинские продавцы начали договариваться о принципиально новых схемах работы на рынке. Длительное отсутствие гособоронзаказа и начало истощения научных школ привели к дилемме: либо Украина окончательно выпадет из числа лидеров в оборонно-промышленной сфере, либо начнет привлекать средства иностранных инвесторов для решения конкретных задач и потом пользоваться плодами совместных достижений с учетом договоренностей. Примеры такого симбиоза уже есть. Так, директор Шосткинского казенного завода "Звезда" Павел Жданов сообщил автору, что инвестор из Объединенных Арабских Эмиратов уже вложил средства под решение конкретной задачи, связанной с созданием нового боеприпаса...и т. д.". Далее приводится список выгодных контрактов с инвесторами из ОАЭ, более того, как заявил корреспонденту "Зеркала" генеральный директор госкомпании "Укрспецэкспорт" Валерий Шмаров, "интерес к <пресловутой> "Кольчуге" только разгорается".

Другого порядка экономические последствия войны для Украины предполагают аналитики сетевого агентства "Контекст":

"Экономические последствия для Украины от войны в Ираке, по различным оценкам, колеблются в пределах от $300 млн. до $800 млн. Однако эти прогнозы учитывают лишь риски потерь части внешнего товарооборота нашего государства. Между тем, обозначившиеся признаки того, что война обещает стать затяжной, корректируют прогнозы. Дело в том, что вслед за мировым скачком рискуют вырасти цены на нефть в Украине: Россия может переориентировать часть своего "черного золота" экспорта на Европу, что способно вызвать дефицит топлива в нашем государстве".

И новый поворот нефтяной российской темы в том же "Контексте" - сюжет с новым нефтяным терминалом под Евпаторией:

"Украина может получить еще один мощный морской порт и терминал по перевалке нефтяных грузов. В качестве площадки для строительства порта Министерство транспорта рассматривает территорию базы Военно-морского флота Украины в Донузлаве под Евпаторией. Этот проект имеет не только ряд преимуществ, но и свои недостатки, для устранения которых понадобятся немалые финансовые вливания. Пока о готовности взять на себя хлопоты заявила мощная российская компания ЮКОС, сконцентрировавшая в своих руках перевалку нефти через Феодосию. Однако ЮКОС готов финансировать проект при одном условии: в счет оплаты за будущий транзит через порт принадлежащих этой компании нефтепродуктов".

Похоже, это будет очередной крымский нефтяной терминал в российской коллекции: "Перевалка нефти в крымских портах имеет важную особенность. По мнению некоторых экспертов, данный процесс сконцентрирован в руках нескольких российских компаний - ЮКОСа, "Татнефти" и "Лиа Ойл" (входит в состав "Альфа Групп "). Причем ЮКОС занимает доминирующее положение в Феодосии, а "Татнефть" и "Лиа Ойл" - в Севастополе. Сильны позиции россиян и в других, менее мощных, нефтегаванях: в Одессе, Ренях и Херсоне".

Остальные украинские сюжеты - внутренние, и с ближневосточным театром военных действий связаны мало, хотя даже выброс очередных "пленок Мельниченко" "Краткое обозрение информационного пространства" (№24) склонно связывать с Ираком:

"В принципе "пленки Мельниченко" давно перестали играть существенную роль в украинской политике, поскольку очередные записи всегда появляются слишком вовремя... и слишком соответствуют интересам оппозиции. Данный случай привлекает внимание потому, что очередные материалы, компрометирующие президента, появились в тот момент, когда в результате отправки украинского батальона РХБ защиты в Персидский залив власти рассчитывают на резкое улучшение отношений с Вашингтоном".

К сугубо украинским сюжетам следует отнести развязку кадровой интриги в Фонде госимущества Украины:

"В минувшую пятницу Леонид Кучма направил представление в Верховную Раду о назначении Михаила Чечетова на пост председателя ФГИ Украины". Голосование назначено на 3 апреля, кандидатуру Мих. Чечетова традиционно принято связывать с донецкой группировкой, соответственно "Деловая столица" просчитывает расклад сил в Верховной Раде:

Фракция "Деминициативы" первой дала согласие, хотя по портфельной квоте именно ее представитель претендовал на пост главы ФГИ. "ДС" намекает, что близкий "Деминициативе" харьковский "УкрСиббанк" имеет свои приватизационные интересы (в частности по "Укрнафте", Северному ГОКу и Днепропетровскому металлургическому комбинату им. Дзержинского. СДПУ (о) реагировал сдержанно, однако поговаривают, что г-н Заплатянский (намечавшийся претендент от эсдеков) согласен на должность первого зама председателя Фонда, и именно на этом условии депутаты от СДПУ (о) отдадут свои голоса. А пик "закрытых торгов" по прогнозам "ДС" придется на текущую неделю до открытия сессии ВР.

Другой приватизационный сюжет прослеживает "Инвест-газета". Речь идет о недавних сменах в руководстве компании:

"Вызывает вопросы включение в НС компании днепропетровского губернатора Николая Швеца. Ведь Днепропетровщина явно не является основным добывающим районом "Укрнафты". Гораздо более логичным выглядело бы, скажем, включение в НС компании руководства Полтавской или Сумской областей, где сосредоточены самые богатые месторождения и развита инфраструктура переработки нефтепродуктов. Правда, в Днепропетровске находиться главный офис "ПриватБанка", владеющего 41% акций. А своим со своими всегда договориться легче. Укрепив позиции в руководящих органах компании, "ПриватБанк" теперь не скрывает своей заинтересованности в покупке оставшихся в госсобственности 50%+1 акция "Укрнафты". По словам г-на Коломойского, стоимость госпакета "Укрнафты" оценивается в $200-300 млн.". В перспективе "Приватбанк" видит "построение вертикально интегрированной компании на базе добывающих мощностей "Укрнафты" и переработки нефти либо на западноукраинских нефтеперерабатывающих заводах, либо на мощностях одной из установок Кременчугского НПЗ".

Другая "закрытая вертикаль", которую комментирует в том же номере "Инвест-газета" в постоянной рубрике "Кому принадлежит Украина" - ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" - управляющая компания, контролируемая Ринатом Ахметовым. За полтора года работы "СКМ" сосредоточила контроль над такими промышленными гигантами, как "Азовсталь", Енакиевский метзавод, Авдеевский коксохимзавод. Но как следует из анализа "ИГ", главное для компании Ахметова не прибыль ("Азовсталь", перейдя в собственность "СКМ", стала убыточной), но контроль.