Кто обещал возвратить пять районов? Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник
На границе
Бакинские СМИ продолжают передавать сообщения о нарушении армянской стороной режима прекращения огня. При этом, прошедшая неделя отличалась большим числом сообщений об обстрелах позиций азербайджанских вооруженных сил со стороны Армении. Об обстрелах с территории сел Чинари и Мосесгех Бердского района и сел Бердаван и Беркабер Иджеванского района Республики Армения "525-я газета", Day.az, 1news.az, "АПА" и Analitika.az сообщали ежедневно с 19-го по 24 мая. Те же СМИ одновременно сообщают об обстрелах, ведущихся по практически всем направлениям с территории Нагорного Карабаха. Жертв нет.
По сообщению бакинской "525-й газеты", мониторинг, проведенный 22 мая на линии соприкосновения войск, вблизи села Гараханбейли Физулинского района прошел без инцидентов. Со стороны Азербайджана мониторинг провели помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Антал Хердич.
С карабахской стороны мониторинг провели личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик, Питер Ки и Владимир Коунтулов (Болгария). Накануне мониторинга Каспршик встретился в Степанакерте с президентом Нагорно-Карабахской Республики
"То, что мониторинг прошел без инцидентов, свидетельствует о том, что армянская и азербайджанская стороны всегда дают соответствующие указания своим подразделениям, чтобы в эти периоды международные наблюдатели ничего не обнаруживали, и в их отчетных документах не фигурировала сторона, открывшая огонь, - сказал бакинской газете "Эхо" азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров. - А то, что этот режим ежедневно нарушается с обоих направлений - ни для кого не секрет, и стороны активно выносят эту информацию на суд общественности. Я неоднократно подчеркивал, что военные - люди подчиненные, и солдат не имеет права делать ни единого выстрела без позволения командования. Поэтому все эти обстрелы производятся с санкции свыше. И это будет наверняка продолжаться до тех пор, пока не урегулируют этот конфликт. Думаю, что с наступлением лета эти обстрелы будут происходить чуть ли не ежечасно и по всей линии соприкосновения. Солдаты начнут чаще вылезать из окопов, что облегчит действия снайперов".
Пленные
Как сообщает газета "Айоц Ашхар", продолжается работа по возвращению четырех граждан Армении, забредших в апреле с.г. на территорию Нахиджевана. По словам министра обороны Армении
Переговоры по возвращению на Родину четырех граждан Армении, оказавшихся в азербайджанском плену, должны быть продолжены, заявил министр обороны Армении Сейран Оганян. "Наши граждане оказались в Нахиджеване в результате произошедшего в военной части конфликта. Мы вели переговоры о возвращении наших граждан с военным руководством Азербайджана, которое выразило готовность передать их, однако затем, по каким-то причинам, изменило свое намерение", - заявил Оганян. Министр отметил, что ситуация с армянскими пленными обсуждалась и в ходе проведенного на днях заседания комиссии по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших. Оганян проинформировал, что в ходе заседания члены комиссии просмотрели запись об условиях содержания армянских граждан, размещенную на одном из азербайджанских сайтов. "Мы пришли к решению продолжать работу, и переговоры по возврату наших граждан будут продолжены", - отметил министр обороны Армении. (PanARMENIAN.Net).
Глава пресс-центра Минобороны Азербайджана
Представители Международного Комитета Красного Креста получили доступ к четверым гражданам Армении, находящимся на азербайджанской стороне. Как сообщили
Перед встречей в Санкт-Петербурге
Россия намерена организовать встречу президентов Армении и Азербайджана с целью урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Об этом сообщил 20 мая глава МИД РФ
В то же время, передает "Ноян Тапан", Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в Беларуси Али Нагиев заявил, что кризис в отношениях между Азербайджаном и Арменией выгоден в первую очередь России. "В кризисных отношениях между Арменией и Азербайджаном чувствуется интерес России. Этот кризис пройдет тогда, когда этого захочет Россия. Я подписываюсь под каждым своим словом", - заявил Нагиев.
Третьего июня в Москве сопредседатели Минской Группы ОБСЕ
Азербайджан ожидает от Армении конструктивной позиции на встрече президентов в Санкт-Петербурге. Как сообщает "АПА", об этом заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Мы ожидаем на этой встрече конструктивной позиции от Армении. Хочу напомнить, что после встречи министров иностранных дел в Страсбурге министр
В интервью бакинскому агентству "Тренд" российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков отметил, что новый президент Армении прекрасно осведомлен о том, как развивается процесс вокруг Нагорного Карабаха. "Я думаю, что встреча будет очень деловой, если обе стороны проявят конструктивность и будут готовы обсудить базовые принципы урегулирования конфликта", - сказал Мерзляков.
Мы ждем следующей встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна. Как сообщает "АПА", об этом журналистам заявил глава бакинского офиса LINKS Денис Саймут. Он отметил, что международное сообщество надеется, что эта встреча даст новый импульс развитию мирного процесса: "Мы разделяем обеспокоенность Азербайджана в связи с этой проблемой, в частности, потому что до сих пор тысячи людей страдают от этого конфликта. Уверен, что, если понадобится, международное сообщество будет готово помочь".
Предстоящую 7 июня в Санкт-Петербурге встречу президентов Армении и Азербайджана президент Нагорного Карабаха
Особого прогресса в процессе урегулирования карабахского конфликта от предстоящей встречи президентов Армении и Азербайджана не стоит ожидать. Такое мнение высказал председатель парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Национального Собрания Армении, член фракции правящей Республиканской партии Армении Гагик Минасян о предстоящей 7 июня в Санкт-Петербурге встрече президентов Армении и Азербайджана
Армянская сторона выступает за мирное урегулирование карабахской проблемы, заявил президент Армении
На столе переговоров по Нагорному Карабаху в настоящее время лежит документ, где "черным по белому" подтверждено право карабахского народа на самоопределение, заявил в Степанакерте бывший министр иностранных дел Армении
После прошедших в Армении выборов на официальном уровне состоялась лишь встреча глав МИД двух республик, и, поскольку она носила ознакомительный характер для нового армянского министра
По мнению газеты "Новое время", сообщение о предстоящей встрече президентов Армении и Азербайджана "стала сигналом для очередной масштабной демонстрации непримиримости Баку". "Спецподготовка" к президентской встрече коснулась не только азербайджанских политологов и аналитиков, пишет газета, в нее охотно вовлеклись и госчиновники из аппарата президента Азербайджана, а также МИД. "Фактор грядущих в октябре выборов в Азербайджане, несомненно, отразится на переговорном процессе.
Азербайджан не хочет говорить с Карабахом?
"Нагорный Карабах должен самостоятельно участвовать в переговорах о мирном урегулировании конфликта с Азербайджаном, заявил президент Нагорного Карабаха Бако Саакян, отвечая на вопрос российской газеты "Ведомости". "Есть главная сторона конфликта - это независимая Нагорно-Карабахская республика, с точно такими же приоритетами, которые имеют другие иностранные государства", - пояснил Саакян.
Официальный Баку отказывается вести переговоры с армянской общиной Нагорного Карабаха. "С самого начала переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта велись с Арменией, как со страной-агрессором, а не с теми, кто "поставлен" в Нагорный Карабах для создания какой-то ширмы", - сказал Trend News пресс-секретарь МИД Азербайджана
"В своих высказываниях глава армянской общины Нагорного Карабаха допустил несколько ошибок, считает Хазар Ибрагим. "Понятия "Нагорно-Карабахская Республика" не существует, есть армянская община Нагорного Карабаха. В данный момент никаких переговоров с представителями так называемого "НКР" быть не может", сказал он. По словам пресс-секретаря МИД Азербайджана, НКР не действует в рамках азербайджанского законодательства, эта территория, а также другие прилегающие земли сейчас находятся под оккупацией Армении, непосредственно участвовавшей во всех неправомочных действиях против Азербайджана. "Эти неправомочные действия Армении привели к тому, что некоторые люди в Нагорном Карабахе называют себя госпредставителями какого-то юридического образования", сказал Ибрагим. "Какие-либо переговоры с армянской общиной могут быть только в том, случае, если Армения освободит территории Азербайджана, азербайджанская община вернется на свои земли, и будут созданы все условия для мирного проживания обеих общин в Нагорном Карабахе", отметил пресс-секретарь МИД Азербайджана. ("525-я газета").
"Очевидно, что исключение Азербайджаном диалога с Нагорно-Карабахской Республикой, усиление антиармянской пропаганды ведут к затягиванию урегулирования конфликта, от которого прежде всего страдают народы сторон", - сказал председатель Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики
Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ
Заявлением
"Начиная от московской встречи Минской группы ОБСЕ в 1993 году, Нагорный Карабах являлся стороной конфликта, участником переговорного процесса и оставался таким вплоть до осени 1997 года, несмотря на резкое сопротивление Баку. Тем не менее, ряд факторов, в том числе начинавшийся тогда внутренний кризис в Армении, а также рост престижа Азербайджана привели к тому, что под надуманным предлогом, а именно - внеочередных президентских выборов в НКР, Минская группа отказалась вести переговоры с участием Степанакерта. По сей день Степанакерт совершенно оправданно настаивает на своем полноценном участии в качестве конфликтующей стороны в переговорном процессе под эгидой Минской группы ОБСЕ. Баку противится этому". Как сообщает
МГ ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта всерьез опасалась срыва переговоров и конца мирного урегулирования конфликта. Об этом заявил французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье. "Однако эти опасения ОБСЕ были развеяны после встреч с главами государств Азербайджана и Армении, а также с официальными лицами двух конфликтующих сторон. В настоящее время ведутся переговоры по возврату пяти районов, составляющих зону безопасности Нагорного Карабаха. После этого ОБСЕ предлагает определить статус Нагорного Карабаха. После возврата пяти районов Карабах готов приступить к переговорам с Азербайджаном по поводу статуса", - сказал Фасье. (PanARMENIAN.Net).
То ли армянские политики заняты внутренними делами - новыми назначениями, перераспределением собственности, то ли все так привыкли к периодическим заявлениям сопредседателей, но армянская политическая элита пропустила мимо ушей заявление Бернара Фасье, пишет степанакертское электронное издание Karabakh-Open.com в статье озаглавленной "Кто обещал Бернару Фасье возвратить пять районов?" Самое примечательное, пишет газета, что на высказывание Фасье не отреагировал министр иностранных дел Армении
На вопросы газеты "Айоц Ашхар" отвечает главный редактор азербайджанского информационно-аналитического агентства "Третий взгляд" Рауф Раджабов
Айоц Ашхар: Как, по Вашему, может быть урегулирован конфликт?
Рауф Раджабов: На мой взгляд, решение проблемы нужно искать не в плоскости челночной дипломатии, политических компромиссов и тем более военного противостояния, а в свободной экономической конкуренции, во взаимовыгодном сотрудничестве и интеграции, в сфере общих интересов. Экономика не разъединяет, а, напротив, объединяет конфликтующие стороны. Рыночная экономика означает свободное передвижение людей и капитала, а политический компромисс - это торг: ты мне, я тебе. Иными словами, вместо того, чтобы идти друг другу навстречу, стороны соперничают: чьи аргументы более веские, кто сможет выторговать больше. В прошлом году мы приняли закон о создании в Азербайджане четырех свободных экономических зон. Одну из них до окончательного определения статуса мог бы составить Нагорный Карабах. Это можно сделать путем референдума с условием, что в нем должны участвовать и представители азербайджанской общины - беженцы, в свое время вынужденно покинувшие свои дома. Но для этого азербайджанцы должны вернуться в Карабах и жить там бок о бок с армянами в формате свободной экономической зоны. Уверен, это позволит преодолеть психологический барьер, мешающий сосуществованию армян и азербайджанцев.
Айоц Ашхар: Азербайджанское руководство отказывается от какого бы то ни было сотрудничества с армянской стороной, пока Карабахский вопрос не будет решен в рамках территориальной целостности Азербайджана. Как по-вашему, готова ли ваша страна предоставить Карабаху статус "свободной экономической зоны"?
Рауф Раджабов: То, о чем я говорю, предполагает прежде всего демилитаризацию зоны конфликта. Не секрет, что на оккупированных территориях, я имею в виду Карабах, пять и частично еще два района, размещены военные подразделения Армении - по меньшей мере 30-тысячный контингент. Они, несомненно, должны быть выведены. Азербайджан тоже должен вывести свои войска. На этих территориях должны оставаться только военные подразделения Карабаха - 20-25 тысяч человек. Они и будут обеспечивать безопасность жителей Карабаха - как армян, так и азербайджанцев. В таком случае не возникнет никакой необходимости в помощи международных миротворческих сил. Эту миссию будут выполнять военные формирования Карабаха, причем без вмешательства внешних сил, новых или старых игроков, отстаивающих свои интересы в регионе. Думаю, это сведет к минимуму их влияние в нашем регионе. Понятно, что нужны гарантии для возвращения беженцев. Иными словами, нельзя говорить о населении Карабаха и при этом забывать о 50-тысячной азербайджанской общине, проживавшей в Карабахе до 1988 г. Если это случится, армянское большинство в лице военных формирований НК будет обеспечивать безопасность азербайджанского меньшинства. А гарантами безопасности станут две стороны конфликта - Армения и Азербайджан. Дальнейшее развитие событий приведет к тому, что Карабах интегрируется в Азербайджан и Армению, а армянская экономика - в азербайджанскую. Применение этой модели приведет к созданию единой системы внутренней безопасности и фактическому стиранию границ. Грузия тоже будет участвовать в этом процессе, и мы создадим свободную экономическую зону на Южном Кавказе и одновременно укрепим внешние границы трех стран. Если же одна из сторон будет требовать от другой подписания документа, закрепляющего результаты войны, то есть будет стремиться к их легализации, уверен, ни к чему хорошему это не приведет.
Айоц Ашхар: Вы считаете, что результаты войны надо аннулировать?
Рауф Раджабов: Вот видите? Результаты войны - это результаты одного сражения. Но возможно второе сражение, исход которого может быть совсем другим.
Айоц Ашхар: А вы уверены, что исход второго сражения, мягко говоря, не разочарует Азербайджан?
Рауф Раджабов: Вот об этом я и говорю. Возможны второе, третье, четвертое и пятое сражения. Но если мы хотим перевернуть эту страницу истории и добиться стабильности и прочного мира в регионе, то должны отказаться от тактики навязывания результатов войны. В противном случае проигравшая сторона будет стремиться к реваншу и мы окажемся в состоянии перманентной войны. А потому надо говорить не о результатах войны, а об общих интересах и взаимовыгодном сотрудничестве.
Айоц Ашхар: Говоря о возвращении беженцев, вы имеете в виду только покинувших Карабах азербайджанцев или еще и армян, депортированных из Баку, Сумгаита, Кировабада, других армянонаселенных городов Азербайджана, из Геташена и Шаумяна?
Рауф Раджабов: Конечно, все беженцы должны иметь возможность вернуться в родные дома. Для этого нужно будет осуществить целую программу решения жилищных, социальных, бытовых проблем беженцев, вопросов их интеграции. Без решения этих вопросов нельзя говорить о возвращении беженцев. Но решение этих проблем требует немалых средств и времени, сделать это сразу, одним пакетом невозможно. На мой взгляд, эти вопросы следует решать поэтапно, Армения и Азербайджан должны выработать соответствующие механизмы. Конечно, все это должно делаться на добровольных началах, без принуждения, не попирая прав тех людей, которые на сегодняшний день живут в покинутых домах - будь то в Баку, Карабахе, Ереване или Ванадзоре. ("Айоц Ашхар").
Конференция в Баку
История развития карабахского конфликта, причины пассивности посредников его урегулирования, торможение "Пражского процесса" и другие вопросы были затронуты на научно-практической конференции "Карабах: вчера, сегодня и завтра", приуроченной к 90-летию Азербайджанской Демократической Республики. Как сообщает бакинская газета "Зеркало", по мнению азербайджанского политолога Али Аббасова, "Пражский процесс" в этом году затормозился и почти изжил себя. Не зря, добавил он, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир Казимиров предрекал "гибель" этого процесса. Касаясь вопроса референдума, Аббасов отметил, что если не сегодня, то завтра азербайджанские власти рискуют столкнуться с наставлениями международного сообщества о необходимости проведения референдума. Дело в том, добавил он, что Испания и Ирландия, у которых также имеются проблемы конфликтов, готовы согласиться на проведение референдума. "Думаю, после этого Азербайджану перед напором международного сообщества будет уже не под силу аргументировать невозможность проведения референдума", - сказал он. На его взгляд, нужно решить вопрос хотя бы формальной раздачи земель, которые находятся на оккупированных территориях. "Со времени введения муниципалитетов прошло много лет, были дважды проведены выборы, люди участвовали в этих выборах, а вот получить свои земли они так и не смогли. Если бы они на руках имели соответствующие документы о том, что обладают земельной собственностью, то у них было бы еще больше оснований для отстаивания перед международными организациями своих прав на эту самую собственность. Считаю, что это очень важный момент, и власти должны учесть данное обстоятельство", - подчеркнул он, добавив при этом, что в любое время будет готов помочь людям в составлении документации и обращений в международные структуры. "Нужно самим решить карабахский конфликт, никто со стороны не придет и не поможет нам. Не стоит уповать и на нынешних посредников, у которых на уме только стратегические интересы своих стран, их нисколько не интересует сам процесс урегулирования конфликта", - подчеркнул Аббасов. По мнению другого участника конференции, историка Рафика Сафарова, в судьбе разрешения конфликта должен принимать участие каждый, будь-то историк, ученый, дипломат и простой гражданин, кто может внести свою лепту в процесс урегулирования.
Международная конференция в Степанакерте
23-24 мая в Степанакерте состоялась международная научная конференция "20-летие Карабахского движения: реалии и перспективы". Как сообщает
Как отметил, открывая конференцию, спикер карабахского парламента
"Ясно, что в таких сложных политических вопросах, как Арцахская проблема (Арцах - историческое название Нагорного Карабаха, - прим. ИА REGNUM), могут сталкиваться различные интересы. Известно, что в ходе поиска ответов на политические, правовые вопросы могут приниматься сиюминутные решения, не устраивающие всех. Важно найти конкретные и перспективные пути решения". Как сообщает АрмИнфо, об этом заявил предстоятель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ
Бывший представитель президента РФ по карабахскому урегулированию, посол
"Сегодня у нас сложилась интересная ситуация, при которой существует фактически независимая Нагорно-Карабахская Республика со всеми ее государственными атрибутами, но с другой стороны ее статус в международно-правовом плане не определен. Однако фактическая независимость Нагорного Карабаха бесспорна, во всяком случае для нас, армян". Как сообщает
Нагорный Карабах - уникальный случай в регионе, подобно Косово, считающегося уникальным случаем, сказал заявил заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов в ходе состоявшейся в Степанакерте международной конференции на тему "Карабахское движение: реалии и перспективы". Маркедонов остановился на "трех казусах Косово". "Первый казус Косово существует в мозгах Кондолизы Райс, большинства американских и европейских политков, и сводится к тому, что Косово - уникальный случай, который не может быть использован для самоопределения не только на постсоветском пространстве, но и в любой точке земного шара. Второй казус Косово существует в мозгах лидеров де-факто государств (Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии), считающих, что Косово может быть использован как прецедент, и каких-либо законодательных, правовых, политических механизмов, которые запрещали бы это, не существует. Третий казус - казус Косово сам по себе, как некая реальность, существующая на Балканах. Это определенный конфликт со своей динамикой, со своими внутренними, внешними, политическими, социо-культурными и другими последствиями. Но что бы ни говорили, косовский казус имеет очень серьезное влияние, потому что, на мой взгляд, он поставил очень важный, фундаментальный вопрос. Это - проблема лояльности и идентичности, а именно, готовы ли де-факто государственные образования рассматривать свои, говоря морской терминологией, порты приписки или материнские территории, или государства-носители, как свои государства? Готовы ли они брать паспорта этого государства, считать, что это государство выражает их чаяния, решает их вопросы, защищает их права и т.д.?", сказал Маркедонов. Говоря о ситуации в Нагорном Карабахе, эксперт отметил, что ни в Южной Осетии, ни в Абхазии "нет такой военно-политической реальности, как "линия соприкосновения" или "линия фронта". "В Нагорном Карабахе существует "дженльменское соглашение" между конфликтующими сторонами. Ну не совсем джентльменское, не совсем соглашение, но тем не менее, здесь нет миротворческих сил. Существует линия фронта, почти 193 километра, которая, объективно говоря, создает некие существенные ограничения для разморозки. Здесь невозможно сделать какой-то быстрый марш-бросок, как в Южной Осетии, или войти в Кодорское ущелье, как в Абхазии. Тем не менее, разморозка стала активно проводиться в последнее время и в Нагорном Карабахе, именно после того, как самоопределение Косово стало некой реальностью. В марте 2008 года здесь произошло самое крупное после прекращения огня в мае 1994 года военное столкновение на линии соприкосновения", отметил эксперт. При этом он заметил, что "
Состоявшаяся в Степанакерте международная конференция на тему "Карабахское движение: реалии и перспективы" не осталась вне поля зрения Баку. "В случае если мы узнаем, что на мероприятии в Ханкенди (азербайджанское наименование Степанакерта. - прим. ИА REGNUM), посвященном так называемому "20-летию Карабахского движения", принимают представители госструктур каких-либо стран, то МИД немедленно отреагирует, заявил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. Но, учитывая то, что армянская сторона обычно использует своих же соплеменников и близких к ним людей из других стран, и приглашает их в частном лице от имени стран в которых они проживают, то естественно в таком случае МИД Азербайджана не будет реагировать, чтоб тем самым лишний раз не рекламировать никому не известных "экспертов и специалистов" собравшихся в непризнанной НКР, сказал Ибрагим. "А причиной проведения конференции и особенно обсуждения на ней "историко-правового обоснования самоопределения Нагорного Карабаха" и попытка опереться при этом на международное право, продиктованы тем, что Азербайджан провел международную конференцию ГУАМ по международно-правовым аспектам разрешения Нагорно-Карабахского конфликта. Армянская сторона поняла, насколько однозначна позиция международного сообщества в лице официальных лиц и экспертов, поддержавших право Азербайджана на использование всех способов при восстановлении своего суверенитета и решении Карабахского конфликта", отметил глава пресс-службы МИД. "Армянской стороне не удастся чего-то достигнуть, поскольку они не смогут привлечь серьезных международных экспертов, и есть внушительная международно-правовая база и сложившаяся реальная международно-политическая обстановка, которая полностью показывает пагубность нынешней политики Армении", завершил Ибрагим. (1news.az).