"Никто не сможет остановить новую резню, которую развяжут молдавские националисты": Приднестровье за неделю
Приднестровское урегулирование: "Если Россия уйдет с берегов Днестра, никто не сможет остановить новую резню, которую развяжут молдавские националисты". Железнодорожное сообщение: "Экономическая блокада Приднестровья со стороны Молдавии продолжается". Экономика: "На Западе власти о животных лучше заботятся, чем в ПМР о собственном народе".
Приднестровское урегулирование: "Если Россия уйдет с берегов Днестра, никто не сможет остановить новую резню, которую развяжут молдавские националисты"
"Председатель молдавского парламента
"Прошел месяц, и Молдавия в лице спикера уже призывает Приднестровье "уйти от стереотипа врага". Предварительно в Кишиневе предпочли напрочь забыть, что именно Молдавия создала его, развязав конфликт на берегах Днестра. Сначала законодательно в начале 90-х годов ХХ века была закреплена второсортность всех граждан "нетитульной" нации, а затем молдавские националисты с оружием в руках пытались утвердить свои законы в Приднестровье. Российские миротворцы остановили мародерствующих агрессоров в полицейских и солдатских погонах, убивавших стариков и детей, насиловавших женщин и девочек, вырезавших звезды на телах живых защитников Приднестровья. Приднестровцы вынуждены были защищать свои дома, свой уклад жизни, ту интернациональную дружбу, которая сложилась в течение веков и которую решили разрушить молдавские неонацисты. Сколько раз президент ПМР
"Приднестровью не нужно было ни тогда, ни сегодня делать из Молдавии врага. Этот образ официальный Кишинев выбрал самостоятельно, всячески его подкреплял блокадами, санкциями, провокациями и благополучно сохранил по сей день", - подчеркивает информагентство.
"Призыв Мариана Лупу - это всего лишь очередная пиар-акция, направленная на то, чтобы выставить молдавские власти в роли миротворцев, примирителей, добрых "самаритян". При этом Молдавия помалкивает, по чьей вине приднестровский бюджет недополучает многие миллионы долларов. И о том, какие планы в отношении предприятий ПМР строят в Кишиневе", - отмечает информагентство.
ИА "Ольвия-пресс" пишет: "На днях министр госбезопасности ПМР
"Все миролюбивые заявления Молдавии - это лишь ширма, - отмечает информагентство. - Первое, что потребует Молдавия, подчинив Приднестровье - вывода российских войск со своей территории согласно закрепленному молдавской конституцией нейтралитету, который четко оговаривает запрет на присутствие иностранных войск в стране. России придется навсегда уйти с берегов Днестра. И уже никто не сможет остановить новую резню, которую развяжут снявшие "белые и пушистые" маски молдавские националисты, которых за прошедшие 20 лет в Молдавии отнюдь не убавилось".
"Чего можно ждать от тех, кто сегодня, не извинившись за преступления, призывает Приднестровье забыть о горе, крови, страданиях и унижениях? И тем, кто сегодня убеждает приднестровцев, что Молдавия нынче не та, что была в начале 90-х гг. ХХ века, хочется напомнить, что есть дела, а есть слова. А они уж очень несхожи", - подводит итог информационное агентство.
В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Проблему возобновления переговоров между Кишиневом и Тирасполем вновь активно обсуждали на этой неделе, при этом посредники предостерегали друг друга от вмешательства в дела Молдавии или Приднестровья. Центральными событиями стало выступление
"Владимир Воронин много говорит о решении вопроса между Молдавией и Приднестровьем. Действительно, именно выдвинутые молдавским президентом осенью 2007 года, так называемые инициативы, вызвали бурную реакцию стран-гарантов. Переговоры - значит переговоры, и ничего большего. Решать замороженные конфликты, не нарушая международного права нужно и можно. Довольны этим и в молдавском парламенте. По словам Миронова, Россия выступает за конструктивное и жизнеспособное решение проблемы Приднестровья. При этом официальный Кишинев стал, как никогда за долгие годы, дорожить дружбой с Россией. Но вот вопрос о дислокации российских миротворцев - неприятный, потому как по-прежнему спорный. Глава молдавских законодателей Мариан Лупу долго говорил о соблюдении военного нейтралитета страны, но потом молдавский парламент принял концепцию национальной стратегии, которая законодательно теперь запрещает нахождение на территории Молдавии, в том числе и в Зоне Безопасности российских миротворческих сил. И пока Россия говорит о том, что она только наблюдает, американские друзья обеспокоены нестабильностью в отношениях", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.
Железнодорожное сообщение: "Экономическая блокада Приднестровья со стороны Молдавии продолжается"
Газета "Профсоюзные вести" пишет: "После 7-летнего молчания в апреле 2008 года президенты Приднестровья и Молдавии заговорили о возможности построения добрососедских отношений между республиками. Молдавский лидер Воронин сообщил, что с обеих сторон будут созданы рабочие группы, которые изучат все вопросы взаимных отношений и рассмотрят предложенные официальным Кишиневом меры доверия. Приднестровский президент Смирнов выразил уверенность в том, что организация деятельности двусторонних рабочих групп будет строиться с учетом наделения дополнительными полномочиями - с приднестровской стороны - министра иностранных дел
"К моменту первой встречи этих самых рабочих групп наметились основные направления, которые приднестровская сторона готова была обсуждать, - вопросы транспортного сообщения, экологии и гуманитарной сферы. Конкретных предложений молдавской стороной так и не было разработано, несмотря на поручение президента Воронина это сделать. Представители министерства реинтеграции Молдавии ограничились перечнем вопросов для обсуждения. Первая встреча рабочих групп прошла в Приднестровье в городе Бендеры. Изначально приднестровская сторона задала молдавским коллегам четыре вопроса в надежде получить на них ответы. Первый: над чем работаем - над постановлением Молдавии или каким-то новым совместным документом? Второй: регламент и статус участников. Будет ли присутствовать сопредседательство сторон - согласно двустороннему соглашению 1997 года или появится новый документ? Третий: ведение протоколов встреч, будет ли документальное фиксирование происходящего? Четвертый, основной: какова судьба ранее подписанных соглашений? Не постигнет ли аналогичная судьба вновь подписанные документы? Молдавская сторона отказалась подписывать протокол, где были обозначены все эти вопросы", - пишет издание.
"Следующий этап - встреча в Одессе, где состоялся семинар по железнодорожным вопросам, в ходе которого обсуждалась возможность пуска дизеля "Одесса-Кишинев" через Приднестровье. К единой позиции стороны вновь не пришли. Молдавия настаивает на том, что она - единственный собственник всей железной дороги, включая приднестровский участок, что подразумевает допуск специалистов молдавских фискально-диспетчерских служб на территорию Приднестровья. Исходя из этого, они готовы вести диалог. Со стороны ПМР было предложено запустить приднестровский дизель-поезд "Кишинев-Одесса", но Молдавия категорически не согласилась с такой постановкой вопроса. Молдавская сторона назвала отчуждение приднестровского участка путей "самозахватом". Вопрос собственности Молдавия ставит выше проблемы отсутствия железнодорожного пассажирского сообщения по указанному направлению. После встречи вновь был подписан протокол, который не имел функционального содержания, но его значимость была в том, что встреча была зафиксирована", - отмечает газета "Профсоюзные вести".
"На встрече министра иностранных дел ПМР Лицкая и министра реинтеграции Молдавии Шовы были подняты те же вопросы, касающиеся регламента. Но молдавская сторона продолжила настаивать на уходе от излишней политизации переговоров и предлагала просто, без статуса, встречаться рабочим группам, для того чтобы что-то определенно обсуждать, и при этом, открыто намекая на возможность получения финансовых траншей от зарубежных партнеров, в том числе и для Приднестровья", - отмечает издание. "На данный момент рабочие группы пока не действуют из-за отсутствия определенности с регламентом. Приднестровье готово участвовать в работе групп в том случае, если Молдавия согласна вести конструктивный диалог на равноправной основе с учетом позиции, мнения и требований приднестровской стороны", - резюмирует газета.
Газета "Приднестровье" пишет: "Украина считает возобновление железнодорожного сообщения с Молдавией через Приднестровье крайне необходимым. Со своей стороны Украина предлагает в Одессе площадку под эти консультации в составе совместных рабочих групп. Ранее представители Тирасполя предлагали начать разрешение проблемы с конкретных шагов - пуска пассажирского дизельного поезда "Кишинев-Одесса" через ПМР. Но Кишинев заявил, что проблему необходимо разрешать комплексно, с учетом международных стандартов функционирования железнодорожного транспорта и лишь потом приступать к решению конкретных задач".
"Два года назад руководство Молдавской железной дороги (МЖД) приняло решение о прекращении движения товарных и пассажирских поездов по 40-километровому приднестровскому участку пути и пустило их по новому маршруту через север Молдавии. После ощутимых убытков, понесенных Украиной, с 8 сентября 2006 года под международным давлением через Приднестровье были возобновлены транзитные грузовые перевозки. Частичное движение пассажирских поездов возобновлено с 15 декабря 2006 года", - отмечает издание.
"В январе 2008 года глава Приднестровской железной дороги (ПЖД) Сергей Марцинко предложил молдавской стороне возобновить полноценное сообщение через приднестровский участок Бендеры-Кучурган. Он предложил освободить молдавских партнеров от оплаты за транзит их грузов через ПМР при условии, что Кишинев также не потребует оплаты за провоз приднестровских товаров до станций Тирасполь и Бендеры. Однако молдавская сторона не сочла приемлемыми предложения Тирасполя. Было заявлено, что "настоящим прорывом было бы восстановление единства железной дороги", которое "не может быть предметом торговли между Кишиневом и Тирасполем", - заключает газета.
В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В конфликте между Приднестровьем и Молдавией на протяжении 17 лет немаловажным аргументом остается железная дорога. К железной дороге обе политические силы прибегали не раз: начиная с 1990 года, когда на пути вышли женщины республики, и, заканчивая экономической блокадой 2006 года, которая для Приднестровья так и не закончилась. (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд №65/66 "Москва-Кишинев" - прим. ИА REGNUM).
Теперь в официальной прессе Кишинева появляются инициативы, предложенные Ворониным для решения молдавско-приднестровского конфликта. Одной из них стала возможность объединения Приднестровской и Молдавской железных дорог под управлением единого собственника - Кишинёва. Тирасполю предлагается справедливое распределение доходов. По словам начальника ГУП "Приднестровская железная дорога"
"Грузовые пути через северные районы Молдавии значительно длиннее трассы, которая пролегает через Бендерский узел Приднестровья. А значит, товары в Европу идут дольше, многократно увеличивая затраты на топливо, сохранность и пользование молдавскими дорогами. Ни Россия, ни Украина никакой выгоды от таких изменений не получали, и в результате амбиции Кишинёву пришлось погасить. Сейчас грузы вновь двигаются транзитом через республику, но, несмотря на то, что все затраты по поддержанию путей в исправности несёт Приднестровье, Кишинёв, не тратя ни одной копейки, требует оплаты пользования дорогой с каждой тонны груза. Ежемесячно через территорию Приднестровья проходит транзитом более 800 тысяч тонн грузов из России и Украины в Европу. В итоге суммы, которые получает железная дорога Молдавии, не имея никаких затрат - колоссальны. Но об этом Мирон Гагауз, естественно, умалчивает. Вместо данной темы он предпочитает обвинять и изобличать. Ещё одной интересной деталью проведения на практике инициатив Кишинёва оказывается то, что, предлагая некие пути решения конфликта, президент Молдавии не отменяет экономическую блокаду железной дороги Приднестровья. Сергей Марцинко говорит: "Экономическая блокада со стороны Молдавии продолжается, грузовой работы по станциям в Тирасполе и Бендерах по-прежнему нет, поэтому в этих непростых условиях, конечно же, железнодорожникам приходится прикладывать очень много усилий, чтобы решить те вопросы и проблемы, которые стоят", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.
Экономика: "На Западе власти о животных лучше заботятся, чем в ПМР о собственном народе"
ИА "Ольвия-пресс" пишет: "В Приднестровье цены на продукты и объекты первой необходимости, то есть на питание, средства гигиены и тарифы в 2008 году не просто выросли - они взлетели. C февраля по март 2008 года цены на мясо в республике повысились на четверть. За минувший год в сельхозпредприятиях республики резко сократилось поголовье домашнего скота и птицы. В 2007 году, с учетом небывалой летней засухи и, вследствие этого, значительных потерь урожая, ситуация лишь усугубилась. При общем существенном спаде объемов производства цены на продукты питания увеличились на 122,8%. Любопытный факт - львиная доля расходов граждан (более 73%) приходится на приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг. Приведенные цифры без лишних комментариев показывают, что подавляющее большинство приднестровцев перешло на аскетический образ жизни. Не утешает многих даже официальный показатель средней заработной платы Министерства экономики ПМР в 1 тыс. 834 руб. ПМР ($218). Да, сложно, но есть ли в этой ситуации основание все сваливать на факторы субъективные - вопрос, над которым стоит размыслить".
"Во-первых, с политической точки зрения. Любой, даже самый наивный и начинающий общественный или государственный деятель знает, что удорожание жизненного уровня - непопулярная мера, подрывающая доверие к власти, источник бунтов и нестабильности. Поэтому власть как раз всеми возможными способами старается этого не допускать", - отмечает информагентство.
"Во-вторых, - экономический (производственный) аспект. При капитализме большая часть товаров производится "частниками", и цена на них устанавливается фирмами, а не государством. Она регулируется, бесспорно, но не устанавливается. Производитель в нее закладывает все свои затраты, плюс энергоносители, плюс свою прибыль, иногда неоправданно высокую. И у цены, таким образом, может быть искусственно "задран верх", но она не может опускаться ниже себестоимости", - пишет ИА "Ольвия-пресс".
"В-третьих, - внешнеэкономическая ситуация, под которой подразумевается ценовая конъюнктура мирового рынка. Таким образом, мировой кризис и инфляция не пощадили никого. И Приднестровье не стало исключением", - резюмирует информационное агентство.
"Новая газета" пишет: "На центральной площади Тирасполя 17 мая 2008 года прошел митинг Коммунистической и Социал-демократической партий Приднестровья, на котором собравшиеся протестовали против роста цен на продукты питания, коммунальные услуги, а также низких зарплат и пенсий. Председатель Приднестровской Коммунистической партии (ПКП)
"Чрезмерный неконтролируемый рост инфляции - это закономерное последствие всей предыдущей экономической политики правительства, которая свелась к голому администрированию, раздуванию чиновничьих структур, - отмечает издание. - Необходима серьезная антикризисная экономическая программа, в создании и реализации которой должны участвовать все здоровые силы общества".
"Нужно отметить, что в официальных СМИ активно муссируется тезис о том, что проблемы в Приднестровье связаны с мировым продовольственным кризисом, заставившим, мол, поднять цены на все продукты. Все так, де не так! Куда ушли газовые деньги? (Задолженность Приднестровья перед ОАО "
"Президент и его окружение вместо того, чтобы придти на митинг и пообщаться с народом, участвовал в субботнике в Бендерской крепости. Наверное, задачи актуальнее для него не нашлось. К власти должны прийти новые люди, которые смогут спасти Родину, оказавшуюся на краю пропасти!", - подводит итог издание.
Газета "Человек и его права" пишет: "Сегодня Приднестровье все глубже погружается в пучину коррупции. А закона о борьбе с коррупцией нет. (Говорят готовится закон "О коррупции", регламентирующий, надо полагать из названия, как брать взятки, осуществлять правильно вымогательство. А нужен бы закон о том, как не допустить коррупцию и как искоренить это зло). Люди стали заложниками чиновников. На сегодняшний день в республике допущен ряд вопиющих нарушений в области охраны окружающей среды. Например, нельзя пить воду из-под крана, а покупная вода в магазине стоит дорого. Пять рублей ПМР в день для семьи еще и на воду выделить из своего тощего бюджета может далеко не каждый. (1 российский рубль = 0,36 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM). Отсюда болезни почек, желудка, онкологические заболевания, высокая смертность среди населения".
"Несколько облегчила бы нищенское существование отмена взимания стопроцентной пошлины при ввозе продуктов питания и медикаментов на территорию ПМР из Молдавии. И тогда не нужно было бы президенту Смирнову столько ссылаться на мировой продовольственный кризис, повышение цен на энергоносители. Но властям дороже амбиции. Они и не собираются отменять беспрецедентно высокую пошлину, а фактически - самоблокаду от товаров производимых на правом берегу Днестра. На Западе власти о животных лучше заботятся, чем в ПМР о собственном народе", - отмечает издание.
"Если обратить внимание на нормы потребления основных продуктов питания, разработанные в Министерстве экономики ПМР, то выясняется, что колбасы в день полагается аж 6 граммов. Это даже на язык не положишь", - подчеркивает газета.
"Гаранта Конституции ПМР президента Игоря Смирнова пора привлечь к ответственности за высокий уровень смертности и такой низкий уровень жизни. Почему президент лично не ведет прием граждан уже 12 лет? А вице-президент
"На армию и другие правоохранительные органы расходуется 32% бюджета республики, а на медицину только 19%. Разве это - нормально? Пока не прекратится вакханалия с безудержным увеличением штатов чиновников, не будет обеспечен доступ людей "к телу", достойной жизни - не видать. Поэтому нельзя сегодня народу Приднестровья быть "лежачим камнем". Надо добиваться своих прав. Хуже не будет, потому что хуже не бывает", - заключает издание.