"Молдавия заняла позицию "государственного склероза": Приднестровье за неделю
Приднестровское урегулирование: "Поддержка Приднестровья Западом - это не "волна потепления", а новая форма выдавливания из региона России". Экономика: "В Приднестровье богатые становятся еще богаче, бедные становятся нищими". Пенсионная система: "Попытки взлома базы данных Пенсионного фонда пока не увенчались успехом".
Приднестровское урегулирование: "Поддержка Приднестровья Западом - это не "волна потепления", а новая форма выдавливания из региона России"
"Сегодня в России ведутся дискуссии на тему "тайванизации" отношений с Приднестровьем, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Мол, признание с 1949 года гоминдановского правительства на Тайване идёт со скрипом. Даже лучшие друзья генералиссимуса Чан Кай Ши (Чан Кайши умер в 1975 году - прим. ИА REGNUM) и его последователей - Соединённые Штаты и то не спешат с официальным дипломатическим признанием острова. Гоминдановцы - друзья, но истина в лице материкового Китая - дороже. И, тем не менее, отсутствие дипмиссий в Тайбее не помеха развитию отношений с Тайванем. Даже Китайская Народная Республика, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не признает "другой" Китай, тем не менее, пытается сотрудничать с ним. Причём на взаимовыгодных условиях... Может быть и громко будет сказано, но московские политики своими предложениями о переложении "тайваньского опыта" на приднестровскую почву ничего нового не открыли. Ещё 8 мая 1997 года высшие руководители России, Украины, Молдавии и Приднестровья поставили свои подписи под документом, который автоматически "тайванизировал" Приднестровскую Молдавскую Республику. ОБСЕ этот документ приняло, что называется, на "ура", и под ним появилась подпись тогдашнего действующего председателя ОБСЕ. Московский Меморандум "Об основах нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем", подписанный 8 мая 1997 года, и стал тем самым документом, который закрепил то, о чём ныне рассуждают в Москве".
"Таким образом, на свет появился документ, о котором столь же непризнанные тайваньцы и мечтать даже не могут. Взять, к примеру, статью третью Меморандума, которая гласит: "Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы. Решение по данным вопросам принимается по согласию сторон. Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях - по согласию сторон", - отмечает информагентство.
"Да, статус субъекта международного права Приднестровью никто не предоставлял. И тем не менее, по смыслу данной статьи Меморандума, Приднестровская Молдавская Республика имеет право вето на любое решение Республики Молдова в её внешнеполитической деятельности. Ведь, найти во внешней политике соседнего с нами государства вопроса, который бы напрямую или косвенно не затрагивал бы интересы Приднестровья, просто невозможно. Если бы данный документ исполнялся, то, к примеру, из аббревиатуры ГУАМ исчезла конечная литера "М". Любой бы визит, будь то президента Республики Молдова или министра иностранных дел этого государства и прочих "лиц с положением", не просто бы согласовывался с приднестровской стороной. ПМР вынуждены были бы брать "прицепом". Но, увы, с молчаливого согласия ОБСЕ и стран-гарантов, завизировавших документ, Приднестровье не только не приглашают поучаствовать в выработке решений по внешнеполитическим вопросам, но и вовсе сделали "невыездными" с приднестровской стороны тех, от кого зависит исполнение данной статьи. Меморандум не был бы международно-правовым договором, если бы не содержал пунктов о гарантиях его исполнения. Статья 10, в частности, гласит: "В случае нарушения достигнутых договоренностей стороны вправе обратиться к гарантам для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации ситуации". Обращались и не раз, но, увы и ах... Официальный Кишинев остаётся глух к репликам в его сторону, исходящим от стран-гарантов. Более того, Украина не просто присоединилась к экономической блокаде Приднестровья, но и сыграла в ней главенствующую роль, забыв о собственном статусе страны-гаранта", - пишет информационное агентство. (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд №65/66 "Москва-Кишинев" - прим. ИА REGNUM).
"Вообще, если государство не желает по тем или иным причинам выполнять взятые на себя обязательства - оно официально объявляет об отзыве подписи и денонсации международного документа, противоречащего его национальным интересам, - отмечает ИА "Ольвия-пресс". - Молдавией Московский меморандум не денонсирован, хотя подобные попытки уже предпринимались".
"В мае 2006 года депутаты молдавского парламента
"Возможно, что в дальнейшем молдавской стороной ещё будут предприняты попытки торпедировать Меморандум. Пока же Молдавия заняла позицию "государственного склероза". Мол, помним, что в мае 1997 года мы что-то подписали, а что именно - не помним. И те, кто в молдавском руководстве считает, что подобная позиция выигрышна, глубоко заблуждаются. Ведь иметь дело с "забывчивыми", в политике чревато последствиями. Мало ли что они ещё поподписывают...", - подводит итог информационное агентство.
Газета "Приднестровье" пишет: "Министр государственной безопасности Приднестровья
Издание отмечает, что "по мнению главы МГБ ПМР, сейчас нужно говорить не об оптимизме по поводу возможной "разморозки" переговорного процесса, а о новых возможностях защиты интересов Приднестровья, которые открываются с российской инициативой о прямых равноправных переговорах Молдавии и Приднестровья. "Предстоит сложная и длительная работа. В новый формат все активнее пытаются проникнуть Евросоюз и США, которые были напрямую связаны с кризисом переговорного процесса в 2006 году. (28 февраля 2006 года в тираспольском офисе миссии ОБСЕ в Молдавии в ходе второго этапа четвертого раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" через четыре часа после начала совещания представители молдавской делегации во главе с министром реинтеграции Молдавии
В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Глава миссии ОБСЕ в Молдавии
"На неделе президент ПМР Смирнов на встрече с послом России в Молдавии
Экономика: "В Приднестровье богатые становятся еще богаче, бедные становятся нищими"
Газета "Профсоюзные вести" пишет: "В 2009 году стоимость электроэнергии в Приднестровье вырастет на 62%. По прогнозу министерства экономики Приднестровья, в 2009 году тарифы на электроэнергию вырастут на 62%, газ - на 18%, при этом минимальная оплата труда поднимется на 40%. В связи с этим приднестровские коммунальные предприятия начали обсуждение формирования всех остальных тарифов и способность населения их оплачивать".
"По мнению специалистов, сложнее всего будет рассчитать цену на воду, - отмечает издание. - По сравнению с 2006 годом услуги на водопотребление и канализацию уже подорожали более чем в два раза. При этом министерством экономики установлен "потолок" роста стоимости тарифов на следующий год в 30%".
"Например, власти Слободзейского района Приднестровья планируют установить дифференцированные тарифы, то есть для разных населенных пунктов разные цены в зависимости от местных условий водоснабжения и водоотведения, что уже одобрено министерством экономики. В то же время для снижения оплаты за потребленную воду населению повсеместно рекомендуется устанавливать приборы учета, которые также позволят избежать возникновения споров между поставщиком и потребителем", - резюмирует издание.
"Новая газета" пишет: "Главное событие 2007-2008 гг. - резкое увеличение потребительских цен. Некоторые связывают это с засухой, изменением курса евро/доллар, ипотечным кризисом в США, который, кстати, уже близок к завершению, ростом цен на нефть и прочим. Сейчас начинается постепенное повышение цен на рис. Что касается цен на хлебобулочные изделия, то тут все ясно: рост цен грядет неумолимо. В ПМР уже были заявления, что республику ожидает еще два этапа поднятия цен на хлеб. Значит, и мука поднимется в цене неумолимо. Остается ждать нынешнего урожая, хотя это вряд ли изменит ситуацию, не зря народу промывают мозги об очередном удорожании энергоносителей. Мясо. Этот продукт взлетел по цене в два раза. Вначале сезона цены еще держались: крестьяне забивали скот в связи с отсутствием кормов и за счет объемов товара цены были придержаны. А потом... $10 килограмм! И даже удачные прогнозы на урожай не могут на это повлиять, дело в том, что животные растут не так быстро как растения и вес набирают долго".
"Кстати, молдавское правительство поступило мудро, сняв ограничения на ввоз мясопродуктов, надеясь насытить рынки и снизить остроту проблемы, - отмечает издание. - Об аналогичных действиях приднестровского правительства пока не слышно. Поэтому не приходится удивляться тому, что на аналогичные товары цены в Молдавии значительно ниже. Таким образом, можно сказать, что неурегулированность проблемы на руку тем, кто сделал из ПМР резервацию и имеет всех за счет этого. Пора с этим положением кончать. Может быть Тирасполю, живущему за счет Слободзейского района ПМР это не так заметно, но Бендеры всю жизнь привозили продукты из молдавских сел, и сегодня им замены не найти".
"Цены на нефтепродукты в ПМР уже практически 1:1 такие же, как и на заправках Молдавии. Остается пожелать, чтобы выше не стали. Существует крылатая фраза: не жизнь дорогая - люди дешевые. Чем не сермяжная приднестровская правда. Когда оппозиция говорила, что Смирнов и правящая верхушка играет с ценами в преддверии выборов, и что нас ожидает после выборов повышение цен, что у республики сумасшедший газовый долг (Задолженность Приднестровья перед ОАО "Газпром" в 2007 году выросла на $201,5 млн или на 15,7% и на 1 января 2008 года составила $1 млрд 482,5 млн - прим. ИА REGNUM), что наверху не думают, как улучшить жизнь, а как поделить власть и деньги - приднестровцев успокаивали лозунгом "Россия нам поможет". Так и вспоминается знаменитый комбинатор Остап Бендер: клич "Запад нам поможет" помог ему облапошить многих дураков. Ну что ж, история повторяется. В Приднестровье богатые становятся еще богаче, бедные становятся нищими, а средний класс фактически уничтожен", - пишет "Новая газета".
"Мелкий и средний частный бизнес в ПМР в загоне. Приватизация закончилась - продали почти все. Деньги кончаются. Власти не желают урегулировать молдавско-приднестровскую проблему на основе взаимовыгодного для народа компромисса. Они ищут выгоду для себя", - подводит итог издание.
Пенсионная система: "Попытки взлома базы данных Пенсионного фонда пока не увенчались успехом"
Газета "Сведения" пишет: "Среди важнейших преобразований в социальной политике Приднестровья особое место занимает реформирование пенсионной системы. Решение задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности или по случаю потери кормильца заставляет искать новые подходы к системе пенсионного страхования. На неделе во втором чтении на заседании сессии Верховного совета ПМР депутаты приняли проект закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Прежде всего, законопроект устанавливает правовую основу, регулирующую организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице. Органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования, на каждое застрахованное лицо будет открыт индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором будут содержаться определенные сведения".
"Принципы законопроекта позволят отрегулировать целый комплекс вопросов, решить ряд существующих проблем. Так, он приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, даст возможность развивать государственное пенсионное страхование. В первую очередь, установит зависимость размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, а также создаст возможность более точного прогнозирования изменения численности занятого населения и пенсионеров в республике. Кроме того, принятие законопроекта обеспечит достоверность сведений о стаже и доходе, которые определяют размер трудовой пенсии при ее начислении", - отмечает издание.
Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Верховный совет ПМР во втором чтении принял новый закон - "Об индивидуальном персонифицированном учете государственного пенсионного страхования". О законе слышали многие, но мало кто понимает, в чем же его суть. В связи с этим среди населения возникла масса различных предположений, главное из которых - якобы начались реформы пенсионной системы в части начисления пенсий. Пока в ПМР действует так называемая "уравниловка": хоть пенсии и начисляются в зависимости от стажа и заработной платы, но на самом деле граждане, проработавшие всю жизнь, с непрерывным трудовым стажем, высшим образованием и т.д., получают практически такую же пенсию, как люди без образования, работавшие мало или "прыгавшие" с предприятия на предприятие. Люди с надеждой ожидают коренных перемен в этом вопросе. Как отмечает замдиректора исполнительной дирекции государственного Пенсионного фонда (ПФ) Петр Узун, принятый закон не сильно изменит сложившуюся пенсионную систему. Узун заявил: "Название закона говорит само за себя, а именно, закон призван регулировать ведение индивидуального учета (т.е. организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице) в системе государственного пенсионного страхования. Суть индивидуального учета состоит в следующем: работодатели регистрируют в ПФ каждого работника, и работник получает страховое свидетельство, в котором указан страховой номер индивидуального лицевого счета. В последующем каждый работодатель регулярно предоставляет в Пенсионный фонд сведения о стаже, заработке и сумме перечисленных страховых взносов работающих у него граждан, в нашем случае - это соответствующая часть единого социального налога и обязательный страховой взнос. Пенсионный фонд, в свою очередь, все эти сведения отражает на лицевых счетах застрахованных лиц, и когда гражданин обратится за пенсией, в Управление социальной защиты по месту жительства, пенсия ему будет назначена на основании сведений о стаже и заработке, накопленных в ходе индивидуального учета. При этом сведения поступят на лицевой счет работника, даже если он меняет место работы, работает у разных работодателей, в разных регионах республики".
Издание отмечает, что "из сказанного можно сделать вывод, что на данном этапе закон никак не повлияет на изменение (повышение) размера пенсий, а для чего же тогда нужен этот учет, если он не влияет на размер пенсии?.."
"По словам Узуна, "нынешняя схема сбора информации для назначения пенсии давно устарела". Сведения из трудовых книжек и справок о заработке, предъявляемых при обращении за назначением пенсии, часто не стыкуются с реально перечисленными в ПФ страховыми взносами. Сегодня эта схема не обеспечивает ни достоверности, ни своевременности собираемых сведений. Отсутствие реального механизма контроля над уплатой взносов индивидуально по каждому работнику приводит, во-первых, к тому, что многие фирмы основную часть реального заработка выплачивают по статьям, на которые не начисляются страховые взносы - "в конвертах". Такая практика выгодна работодателю, безразлична работникам, а в накладе остаются пенсионеры. Во-вторых, для назначения пенсии предъявляются просто липовые справки и трудовые книжки. В результате, о какой социальной справедливости может идти речь? Хорошую пенсию получает не тот работник, за которого исправно перечислялись страховые взносы, а человек, сумевший получить ничем не обоснованную справку о заработке, купивший с рук трудовую книжку. А на пенсию добросовестному работнику денег нет и не предвидится. Внедрение в республике индивидуального учета призвано устранить эти негативные явления. Однако это далеко не полный перечень преимуществ, которые дает наличие индивидуального учета. Он является той базой, тем фундаментом, на основе которого в дальнейшем возможно реформирование пенсионной системы в любом из направлений", - пишет газета "Профсоюзные вести".
"На основании индивидуального учета сведений о заработке и стаже назначение пенсий будет происходить чуть ли не в режиме реального времени, при этом человеческий фактор будет сведен до минимума. Все основные расчеты будут производиться при помощи соответствующего программного обеспечения. Существенно возрастет роль индивидуального учета, в случае если система пенсионного обеспечения перейдет на истинно страховые принципы - когда размер пенсии будет прямо зависеть от сумм уплаченных страховых взносов. Неоценима роль индивидуального учета в условиях перехода к накопительной системе пенсионного обеспечения, более того, без наличия открытых лицевых счетов переход к названной системе невозможен", - отмечает издание.
"Если "плюсы" нового закона понятны, то необходимо указать и на "минусы". Все-таки есть некоторые аспекты, которые не устраивают Пенсионный фонд. Первый - это отсутствие законодательно закрепленной возможности применять штрафные санкции за несвоевременное предоставление или непредставление информации работодателями в Пенсионный фонд. И это одна из причин, из-за которой до сих пор еще собираются сведения за 2005 год. Второй момент - это возможность использования сведений индивидуального учета не только по прямому назначению. Дело в том, что прокуратурой ПМР было внесено, а Верховным советом поддержано дополнение, суть которого сводится к тому, что индивидуальные сведения должны предоставляться правоохранительным и иным органам по их запросу на основании закона. Велика вероятность того, что механизмы защиты персональных данных, в частности, и прав граждан на неприкосновенность частной жизни, в целом, заложенные в соответствующих законах, могут не сработать, и это повлечет за собой те же проблемы для Пенсионного фонда, что и в России, а именно - диски с персональными данными на прилавках", - пишет газета.
"Возникает вопрос, кому могут понадобиться индивидуальные сведения? Один из вариантов - это их использование при сборе подписей в период предвыборных кампаний. Например, уже ходят слухи о том, что сведениями из баз данных Пенсионного фонда уже интересовались. На сегодняшний день можно констатировать, что вся информация надежно защищена. Доступ к базам данных имеет очень ограниченный круг сотрудников. Попытки их взлома пока ни разу не увенчались успехом. Нужно надеяться, что в дальнейшем такая тенденция сохранится", - резюмирует издание.