Городской округ Краснотурьинск на севере Свердловской области — один из пяти моногородов, которые стали объектами пристального внимания Фонда развития моногородов. Глава округа Александр Устинов побеседовал с корреспондентом ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Какие проекты Краснотурьинск предлагает для рассмотрения Фонду развития моногородов?

А.Устинов: В Краснотурьинске один проект, который мы предлагаем для рассмотрения Фонду, — индустриальный парк «Богословский». Сейчас на его площадку сориентированы девять резидентов. Из них два — так называемые «якорные» — крупные резиденты, с большим объемом инвестиций. Это компания «Эпсилон», входящая в группу компаний «Энергия», и группа компаний «Митал».

Группа компаний «Энергия», ей руководит Сергей Александрович Гуськов, имеет профильное направление — переработка техногенных отходов с извлечением редкоземельных металлов (в нашем случае имеются в виду техногенные отходы Богословского алюминиевого завода). Кроме того, они занимаются изготовлением изделий из алюминия и алюминиевых сплавов методом штамповки и литья. Их первый проект был ориентирован на автомобильную промышленность, связанную с европейским рынком автомобилестроения. Сейчас, в связи с потребностью в импортозамещении, они переквалифицировались на отечественную авиационную промышленность, на изготовление деталей для самолетостроения.

Второго якорного резидента нашел Алексей Валерьевич Орлов (Первый Заместитель Председателя Правительства Свердловской области — Министр инвестиций и развития Свердловской области) в 2012 году на выставке инноваций в г.Сочи. Это компания «Митал», которую возглавляет Митин Алексей Николаевич, она производит синтетические моющие средства. На сегодняшний день это единственный резидент, который разместил здесь свое производство. Пока территория индустриального парка не обеспечена всей необходимой инфраструктурой, мы разместили его производство в стенах бывшего Опытного механического завода Богословского алюминиевого завода, сдавшего помещение в аренду. Он открыл там производство по изготовлению синтетических моющих средств. У него в перспективе три направления: синтетические моющие средства — стиральные порошки и бытовая химия бюджетного сегмента, для широкого потребителя и малообеспеченных слоев населения; жидкие моющие средства — шампуни и жидкие мыла; чистящие моющие средства, включая жидкие.

Вся эта продукция — отечественного производства, из нашего сырья. Сейчас все иностранные заводы, которые работают в России, типа Procter & Gamble, Schwarzkopf и тому подобные работают на импортном сырье. Наше сырье ничем не отличается от импортного, надо только им правильно распорядиться, «довести до ума». Но по себестоимости производитель значительно выигрывает, так как Богословский алюминиевый завод как раз является источником сырья для производства синтетических моющих средств — это содосульфатная смесь, или так называемые «белые шламы», остающиеся после глиноземного производства. Таким образом, оба резидента напрямую связаны с Богословским алюминиевым заводом, градообразующим предприятием городского округа Краснотурьинск. Объемы складированных шламов уже сейчас могут обеспечить работу производителя на несколько десятков лет вперед.

Получается, что основное направление нашего индустриального парка — это переработка техногенных отходов. Это само собой подразумевается, не надо выдумывать ничего нового. У нас есть техногенные отходы. В них надо вложить средства инвесторов. Их продукция будет пользоваться спросом.

Помимо отходов Богословского алюминиевого завода у нас есть еще техногенные отходы Турьинских медных рудников, отходы флотации рудников, которые складываются на нашей территории с 1758 года. В них присутствует вся таблица Менделеева. То есть, здесь добывали медную руду, а все остальное — железо, золото и все сопутствующие элементы — отправляли в шламохранилища.

Если Вы обратите внимание на карту нашего города, то увидите, что Краснотурьинск — очень компактный город. Вокруг него протекает река Турья, и в пределах города есть несколько шламохранилищ. Это — красные шламы, старые, уже заполненные, и новые, рассчитанные по своим объемам до 2036 года. Шламохранилища составляют примерно треть площади города. Естественно, что наше основное направление — техногенные отходы.

ИА REGNUM: Так на сколько резидентов вы все-таки ориентированы, и все ли они связаны с Богословским алюминиевым заводом?

А.Устинов: Сейчас у нас потенциально девять резидентов. Территория индустриального парка — бывший цех БАЗ-2, имеет всю инфраструктуру. Сюда подходит железная дорога, автомобильные транспортные схемы, имеется подстанция 110/10 кВ, рядом проходит газ, мы планируем строительство мини-ТЭЦ. Конечно, переработка техногенных отходов для нас — главное. Но есть бизнесмены, которые хотят развивать работу и в других направлениях — например, изготовление пеллет и оборудования для такого производства. Есть, например, очень актуальный проект по производству сорбентов для обогащения и раскисления почв.

ИА REGNUM: В чем, с Вашей точки зрения, состоят основные преимущества Краснотурьинска?

А.Устинов: Во-первых, у нас очень большой объем сырья, потенциального для переработки. Его уже достали из-под земли, переработали, оно лежит в отвалах и готово к использованию. У нас очень хорошая инфраструктура объектов для проживания молодых семей. Очень развит культурный сектор — у нас пять Дворцов культуры, две музыкальные школы, хореографическая и художественная школы, училище искусств, которое дает среднее специальное образование, и вбирает в себя четыре направления — музыкальное, художественное, культурно-досуговое и актерского мастерства, и даже свой театр кукол. В Краснотурьинске есть свой филиал Уральского федерального университета, который готовит специалистов по семи направлениям (Государственное и муниципальное управление, Металлургия, Строительство, Технологические машины и оборудование, Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительного производства, Торговое дело, Энергетическое машиностроение). И мы являемся центром севера Свердловской области, который служит центром притяжения для ближайших городов. Жители Карпинска, Волчанска, Серова работают на нашей территории.

ИА REGNUM: А много людей уезжает из Краснотурьинска?

А.Устинов: Мы потеряли за последние пять лет порядка полутора тысяч человек. При населении города в 70 тысяч человек это, конечно, много. Но, по сравнению с другими городами, это не критично. Например, Североуральск, который напрямую зависит от добычи бокситов, где есть только шахты, и нет никаких других производств за пять лет потерял 14 тысяч человек — было 56 тысяч, теперь — 42 тысячи. То есть, убыль населения Североуральска за пять лет составила 30 процентов всего населения города. У нас убыль — менее десяти процентов.

ИА REGNUM: А какова в среднем заработная плата по городу?

А.Устинов: Более 30 тысяч рублей. И это именно средняя по городу. На Богословском алюминиевом заводе раньше работало 14 тысяч человек, сейчас в связи с распространившейся практикой аутсорсинга, работает всего две тысячи. Конечно, Богословский алюминиевый завод — это градообразующее предприятие. Но у нас есть Богословское рудоуправление, представляющее холдинг УГМК, где работает 1 200 человек, есть «Золото Северного Урала», представляющее группу компаний «Полиметалл», которая добывает у нас рудное золото, там работает около девятисот человек. У нас есть производственное объединение «Краснотурьинское линейное производственной объединение магистральных газопроводов», это «Газпром Трансгаз Югорск», где тоже работает около 600 человек. И, конечно, очень развита бюджетная сфера — пять тысяч человек, это медицина, культура и образование. Причем дополнительное образование не только по специализациям — политехникум, колледж, медицинское училище — но и именно для детей. Это спортивные школы, своя лыжная база, три клуба по хоккею с шайбой — «Факел», «Барс» и «Уральские волки», и один клуб по хоккею с мячом «Маяк». Кстати, в прошлом году мы отметили 65-летие ХК «Маяк».

И, конечно, очень важное преимущество города — это специалисты, которые всегда здесь работали, специалисты с высшим образованием, ведущие работники Богословского алюминиевого завода. А значит, у нас есть люди, инфраструктура для обучения и развития их детей, и выгодное местоположение.

ИА REGNUM: Вы сказали, что прямо к территории индустриального парка подходит железнодорожная ветка. Тогда почему мы приехали сюда не поезде, а на машине?

А.Устинов: Потому что ОАО «РЖД» отменило поезда, которые, как оно считает, ему экономически невыгодны — за 500 километров от центра города Екатеринбурга. Сейчас мы добираемся от столицы области на автобусах, и очень настаиваем, чтоб нам вернули поезд «Бокситы — Екатеринбург», который шел из Североуральска, и проходил через все ближайшие города (Краснотурьинск, Серов, Лобву, Новую Лялю, Кушву, Нижний Тагил, Невьянск). Если будет оживлена эта ветка, то, во-первых, это будет хорошо для жителей нашего региона, а во-вторых, зациклится наша логистика. Сейчас есть сложная схема через товарно-транспортные станции, через товарную станцию Климки, с которой работает весь Краснотурьинск.

Наш город очень выгоден для инвесторов и с точки зрения сырьевой базы, и с точки зрения потенциальной занятости. Приметно, что даже те люди, которые уехали из Краснотурьинска, оставили здесь свои семьи, и хотят сюда вернуться. Люди ездят на вахтовую работу, но не хотят уезжать их Краснотурьинска навсегда. Наш город комфортен для жизни и имеет большой потенциал развития, это лучший город севера Свердловской области.

Но пока у нас прошло сокращение на Богословской алюминиевом комбинате, и ситуация по занятости остается неблагоприятной. Сегодня на Центре занятости на учете официально стоит 809 человек, а это два процента от экономически активного населения города. Но, если реализуется проект индустриального парка, мы сразу, только на первом этапе — до 2017 года — создадим 1 450 рабочих мест. На втором и третьем этапе — после 2020 года, мы создадим до трех тысяч рабочих мест. Принцип прост — как только мы начнем строить инфраструктуру, резиденты параллельно начнут строить свои производства, свои здания, административно-бытовые комбинаты. Тогда к началу 2017 года мы сможем выйти на начало производства и полную занятость населения.

ИА REGNUM: То есть, сейчас от Фонда развития моногородов Вы ждете начала строительства инфраструктуры, и это послужит для резидентов определенными гарантиями успешности их проектов?

А.Устинов: Несомненно. Сейчас резиденты не верят в то, что у нас будет индустриальный парк, они бояться построиться «в чистом поле». Но пока мы три года об этом говорим, и не видим ничего, кроме обещаний — как на федеральном, так и на областном уровне. Мы уже трижды подавали заявку, и надеемся, что теперь, с при содействии Фонда, наконец придем к разумному, выгодному для всех решению и начнем строительство внешней инфраструктуры для создания новых рабочих мест.