Уже к 2035 году Москва-река может полностью преобразиться, заявил на пресс-конференции 11 ноября руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян. Компания «Меганом» выиграла конкурс концепций развития набережной реки, представил проект, согласно которому главную артерию города превратят в «распределительный центр» с 37 портами, объединяющими все прибрежные микрорайоны столицы, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«У нас было 3 важных концепции: рассмотреть не только Москву и Новую Москву, но и пройти чуть дальше. Видеть всю систему рек, малые реки, всю экосистему», — отметил Григорян. По его словам, город решили концептуально разделить на 2 части: центральные прибрежные районы, которые надо «смягчить», применив более «экологичную стратегию», и периферию, где предлагается «открыть» эстетически скрытую от глаз горожан реку. «Как и название нашей концепции „Future ports“ („Порты будущего“), это будут новые общественные пространства, вынесенные на реку, которые стягивают микрорайоны и превращают Москва-реку в такой распределенный центр, „позвоночник“, линейный новый центр города. Очень важно, чтобы все эти концепции привели к такому более распределенному, равномерному доступу всех районов к реке», — пояснил Григорян. Всего на берегу реку появятся 37 новых портов: 11 крупных «городского значения» и 26 «районных». Помимо непосредственно проекта реки-"позвоночника", в Меганоме также предлагают организовать новый праздник «День реки», проводить который планируется в июле. Во время праздника горожанам предложат полюбоваться окрестностями и проплыть по Москва-реке. «У нас есть День Города, а Дня Реки нет… Может тогда все почувствуют, что у нас есть река, есть вода и проплыть по реке достаточно легко», — заявил он.

Проект существует пока именно в виде концепции. Конкретные архитектурные объекты и техническое задание определят позднее — к апрелю 2015 года. Как пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, прежде чем предложить модернизацию набережной, руководители города неоднократно осматривали реку, проплывая на ней на теплоходе. И только после окончательного решения о необходимости преобразований объявили конкурс концепций. «Какие задачи мы ставили, чего мы хотели достигнуть. Мы хотели, чтобы данная концепция послужила основой для технического задания на дальнейшую реконструкцию и строительство набережной, дорог, мостов, дополнительных связок. То есть изначально у нас была вполне прикладная задача. Мы хотели получить конкретный материал, на основании которого начнем дальше проектировать», — заявил он. По словам заммэра, часть идей, изложенных другими участниками конкурса, также используют при проектировании новых объектов. В частности, для подготовки технического задания на строительство Парламентского центра с парком в Нижних Мневниках.

Что касается стиля будущих объектов, то центральную часть набережной планируют оформить в «классическом» стиле, а участки, окруженные новостройками, сделают более «современными». Впрочем, окончательный облик набережной определят только после серии архитектурных конкурсов. «Сегодня есть понимание по генетике, по стилистике. Мы понимаем, что нам нужна определенная архитектурная тональность классического толка. Но нельзя сказать, что мы отрицаем возможность сделать современную яркую архитектуру. Просто всему свое место. Там где архитектура дополняет сложившийся ансамбль, безусловно, она будет соответствовать. Там, где есть место чему-то новому, будет современный всплеск — это, в основном, Северо-запад и Юго-восток», — пояснил главный архитектор города Сергей Кузнецов.

Что касается территорий завода ЗИЛ и Москвы-Сити, то указанные объекты также ждут серьезные преобразования. По словам Григоряна, ЗИЛ будут развивать как «город в городе». «Это пространство размером с город Ереван. Надо понимать, что наполнить пространство ЗИЛа жилой средой, это как взять и с нуля построить Ереван со всеми людьми и магазинами. Это будет длинный проект. Нам казалось важной гавань, сочетание разных функций в этом проекте, и, конечно, наличие парка», — отметил он. Москву-Сити в свою очередь решено продлить дальше на север. По словам Марата Хуснуллина, уже запроектированы замена железнодорожной насыпи за Сити на эстакаду, а также продление Краснопресненской набережной. «В этом проекте мы должны обязательно учесть развитие Большого Сити. У нас Деловой центр от Сити начнет дальше смещаться ближе к северу, тем самым заполняя Краснопресненскую набережную. Это было предусмотрено в концепции развития Москвы-реки», — пояснил заммэра.

Стоимость проекта пока не определена. По словам Григоряна, город постарается максимально снизить затраты на строительство, для чего из представленных в финале конкурса проекта выберут несколько «экономных» идей. «Это бесценный проект, потому что Москва-река бесценна. Я не считаю, что у такого проекта может быть какой-то бюджет. Надо сначала шаг за шагом его доработать. Река принадлежит городу, а водная поверхность вообще федеральный объект. Так что город будет экономить общественные деньги. Но к 2035 году какие-то существенные изменения должны быть достигнуты. Я верю, что в каждом проекте есть какие-то идеи, которые позволят за небольшие средства активировать какие-то участки», — заявил он, подчеркнув, что первоочередное внимание необходимо посветить прекращению каких-либо сбросов в Москву-реку.