Последствия введения ответственности родственников боевиков на Северном Кавказе за их действия будут сугубо отрицательными. Такое мнение в беседе с ИА REGNUM высказала руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института Гайдара Ирина Стародубровская.

Напомним, что после нападения боевиков на ряд зданий в столице Чечни Грозном 4 декабря глава республики Рамзан Кадыров объявил об ответственности родителей членов незаконных вооруженных формирований за совершенные ими преступления. «Я официально заявляю, что пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей или дочерей. В Чечне будут отвечать! Если отец видит, что сын встал на путь террора и ваххабизма, пусть сдает его властям или остановит иными путями до того, как он прольет кровь», — заявил Кадыров.

«Если анализировать известные случаи участия людей в незаконных вооруженных формированиях, то при определенной настойчивости можно найти примеры, когда уход „в лес“ был семейным решением, например уходил отец с несколькими сыновьями, — рассказала Стародубровская. — Но это исключения. В основном молодые люди выбирают подобный путь втайне от родителей или на открытом конфликте с ними. И это является трагедией для всего рода. Мне много рассказывали о том, как такие семьи становятся париями, с ними перестают общаться, их травят. Неужели кто-то считает, что усиление страданий людей, и так уже попавших под жернова этого конфликта, сможет улучшить ситуацию? Скорее наоборот, подобные действия могут создать дополнительные стимулы для выхода из правового поля, перехода к насильственным действиям еще большего числа людей, лишившихся крова, униженных и обесчещенных. Они захотят мстить, а жертвой подобной мести может оказаться любой из нас».

«В то же время логика, стоящая за подобным решением, вполне объяснима. Если считать, что Чечня, да и любая другая северокавказская республика — сугубо традиционное общество, где младшие подчиняются старшим, а род довлеет над индивидом, ответственность родственников можно рассматривать как эффективную меру. Но подобные механизмы на Северном Кавказе сейчас размываются, ломаются, трансформируются. И радикальные протестные идеологии во многом становятся языком межпоколенческого конфликта, эмансипации личности от исторически сложившихся норм и ограничений. В этих условиях делать ставку в борьбе с ними на традиционные механизмы по меньшей мере недальновидно», — считает эксперт.

«Но даже если традиционные родовые и семейные связи еще играют определенную роль, гораздо эффективнее (не говоря уже о том, что гораздо гуманнее) использовать их для того, чтобы, опираясь на авторитет родственников, вытаскивать молодых людей из „леса“, возвращать их к мирной жизни. Такой опыт накоплен в некоторых северокавказских республиках в рамках работы комиссий по адаптации боевиков к мирной жизни — незаслуженно забытого сейчас инструмента урегулирования конфликтов в регионе. Если бы подобная практика не была свернута, может быть, угроза новых терактов сейчас не была бы столь серьезной», — подчеркнула Стародубровская.