Эксперты продолжают обсуждать доклад "Северный Кавказ: quo vadis?", представленный 14 января экспертами по Северному Кавказу Ириной Стародубровской и Константином Казениным. Одним из предметов дискуссии стал содержащийся в докладе анализ политики федерального центра в отношении северокавказских региональных элит, а также состояния межнациональных отношений на Северном Кавказе.

Заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил, что доклад не содержит конкретных мер по реализации национальной политики в регионах Северного Кавказа. "Авторы мимоходом критикуют главный доктринальный документ в данной сфере - Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. В то же время из текста следует, что положения Стратегии, по сути, не учитывались при подготовке доклада, особенно в части оценки действий федеральной власти", - считает Зорин. Он также выразил несогласие с выводом авторов доклада о том, что "ставка на национальные элиты привела к кризисной ситуации". "А на какую еще элиту можно опираться, если не на региональную?", - прокомментировал эксперт.

По мнению Зорина, отказ от всенародных выборов глав регионов Северного Кавказа был правильным решением, "учитывая горький опыт использования этнической мобилизации в избирательных компаниях, как, например, относительно недавно на выборах главы Карачаево-Черкесии (имеются в виду выборы главы Карачаево-Черкесии, прошедшие в 1999 году - ИА REGNUM".

По мнению руководителя кавказского вещания радиостанции "Голос России" Ивана Сухова, в докладе верно показано, что многие северокавказские проблемы, которые принято считать межнациональными, такими на самом деле не являются. "Как и доказывают авторы доклада, речь идет в реальности об экономических, земельных, социальных конфликтах, которые кто-то просто пытается "продать" национальной упаковке. Самое главное, что большинство этих конфликтов могут быть решены в рамках российского законодательства, в рамках реально действующих сейчас в стране институтов, и когда на первый план выдвигают межэтнические отношения - это, как правило, только затуманивает суть проблемы", - заявил Сухов ИА REGNUM.

Говоря о содержащейся в докладе критике политики в отношении северокавказских элит, Сухов отметил, что сама по себе необходимость сменяемости элит на Северном Кавказе очевидна, но требуется более подробное обсуждение инструментов, которые обеспечили бы эту сменяемость. "Сами по себе всенародные выборы не решат проблему, если учесть, как они проходят в других регионах России", - подчеркнул эксперт.

В целом, по мнению Сухова, концентрация дискуссии по докладу "Северный Кавказ: quo vadis?" на том, что касается национальной политики и вопросов элит, отводит на второй план другие компоненты доклада, также требующие обсуждения, например, демонстрацию авторами доклада того, как попытки реализовать на Северном Кавказе инвестиционные "мегапроекты", наподобие "курортного кластера", создают в регионах новые очаги конфликтов.

К числу сильных сторон доклада Сухов отнес "диагностику на понятном языке", к числу недостатков - "излишнюю мягкость формулировок при критике проводящейся на Северном Кавказе политики". Зорин, напротив, расценил доклад как "алармистский", "не отмечающий ни одной позитивной тенденции в ситуации на Северном Кавказе".

Как сообщалось ранее, презентация доклада "Северный Кавказ: quo vadis?" состоялась 14 января в Москве в Комитете гражданских инициатив, руководимом Алексеем Кудриным. Доклад посвящен современному политическому и экономическому состоянию республик Северо-Кавказского федерального округа. В докладе рассматриваются те сферы жизни Северного Кавказа, которые, на взгляд авторов, могут быть охарактеризованы как кризисные. Это земельные отношения, политика в отношении элит, антитеррористическая деятельность, конфессиональная политика.