В деле об аварии на атомной подлодке "Нерпа" появились новые обвиняемые (Приморье)
Приморский край, 20 января, 2010, 10:50 — ИА Регнум. Военным следственным управлением следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 293 УК РФ ("Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц") Дмитрию Лаврентьеву - командиру экипажа "Нерпы", а также Сергею Захарченко - бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне (Приморский край). Как 20 января пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в силовых структурах, обвинение офицерам "прямо связано" с более ранним выводом следствия о том, что непосредственным виновником случившегося на субмарине является матрос-контрактник Дмитрий Гробов.
По мнению следователей, его командиры не обеспечили должного уровня подготовки личного состава К-152 и допустили несанкционированные действия матроса Гробова на ее борту.
8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний новой многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) К-152 "Нерпа" (проект 971И "Щука-Б") в Японском море в результате несанкционированного включения системы пожаротушения на ее борту погибли 20 человек (из них 17 гражданских специалистов), а еще 41 человек пострадали и были госпитализированы.
Матросу-контрактнику Гробову вскоре после аварии было предъявлено обвинение в "причинении смерти по неосторожности двум и более лицам" (ч. 3 ст. 109 УК РФ). По версии следствия, именно он несанкционированно запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке. При этом в системе якобы оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена, что в совокупности и послужило причиной гибели членов экипажа.
"Система пожаротушения сработала в штатном режиме, после того как Гробов совершил ряд предусмотренных программой манипуляций",- сообщил источник. По его словам, все члены экипажа "Нерпы" обладали информацией о возможности запуска системы пожаротушения в ручном режиме. "Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия. Но поступал так, судя по всему, из любопытства, помноженного на безалаберность",- считает силовик. Психиатрическая экспертиза показала, что "обвиняемый абсолютно вменяем". В настоящее время матрос продолжает служить на Камчатке, но с него взята подписка о невыезде.
В штабе Тихоокеанского флота обвинения командирам АПЛ "Нерпа" и 72-й бригады обсуждать отказываются. "Действия следствия мы никогда не комментируем",- сказал начальник службы информации и общественных связей ТОФ капитан первого ранга Роман Мартов. Он добавил, что Дмитрий Лаврентьев продолжает исполнять обязанности командира К-152. Сам капитан первого ранга Лаврентьев воздерживается от любых комментариев по поводу катастрофы с того самого момента, как она произошла. Со всех фигурантов расследования уголовного дела взята подписка о неразглашении информации. Связаться с капитаном первого ранга Захарченко не удалось (известно, что в конце прошлого года он был уволен в запас в связи с выходом на пенсию).