Алексей Малашенко: Исламский проект - реакция на провал
Дагестан, 23 июля, 2008, 23:29 — ИА Регнум. В Кабардино-Балкарском фонде культуры прошло заседание молодежного дискуссионного клуба на тему "Ислам и политика", на котором выступил известный исламовед, профессор Алексей Малашенко, передает корреспондент ИА REGNUM 23 июля.
По его мнению, в современном мире религия остается реальной политической силой, и это очень плохо.
"В любом случае её влияние негативно, потому что религия должна быть вне политики, но это идеальная модель, которой не было, нет и не будет. Особенно это характерно для ислама. Он появился и развивался как политизированная религия. Вторая причина политизированности ислама - историческая. Мусульманский мир начисто проиграл состязание Западу - и экономическое, и политическое, и военное. Не хочется быть пессимистом, но мусульманский мир отстал, как минимум, на поколение. И тому подтверждение - поток мигрантов из мусульманского стран", - считает Малашенко.
Он подчеркнул, что идея исламской альтернативы, или исламского проекта - реакция на этот провал. И наиболее четко отражают эту идею исламские радикалы.
Ученый считает, у так называемого исламского проекта есть четыре уровня.
"Первый - исламское общество на уровне деревни (пробовали и в Дагестане, и в Татарстане, и в Узбекистане, но благодаря милиции не получилось); второй - исламское государство (талибы и, конечно, Иран); третий - региональный (Центральная Азия и Северный Кавказ); четвертый - весь мир исламский ("проект имени Бен Ладена"). Все эти проекты - утопии. Ни один проект никогда не будет реализован, и это понимает большая часть мусульманского общества. Но борьба за них может быть вечной", - заявил Малашенко.
Это, безусловно, кризис исламской цивилизации. Но это, во-первых, не стагнация, во-вторых, на фоне этого кризиса возникают позитивные идеи, считает он. "Когда мы говорим об исламистах и фундаменталистах, представляем неких бородачей с автоматами в руках. Но это ещё и реформаторы. Это их попытка реформировать мир, попытка создать какую-то синтетическую модель развития с учетом исламских ценностей. И это уже не утопия", - сказал Малашенко.
По его мнению, в Европе надвигается катастрофа - ни европейцы не могут приспособиться к исламу, ни мусульмане не могут определить, кто они в Европе.
В связи с этим для всего мусульманского и немусульманского мира, в том числе постсоветского пространства, России, очень важен диалог.
"Очень важно найти места соприкосновения, даже если это достаточно тяжело. В исламе отличить истинно верующих от жуликов бывает очень сложно. И люди, которых называют идеологами октябрьских событий 2005 г. в Нальчике, - и Анзор Астемиров, и Мусса Мукожев, и Руслан Нахушев - это были очень непростые люди. Мазать их всех одной краской я бы не стал. Все намного сложнее", - считает ученый.
"Если диалога нет, это неизбежно приводит к очень тяжелому конфликту. А разговаривать мы пока только учимся. Для меня, например, было показательным выступление президента Кабардино-Балкарии по поводу выдачи тел боевиков. Это был очень важный сигнал зарождения такого диалога", - отметил Малашенко.
По его мнению, в мусульманском мире постепенно пробивает себе дорогу религиозный прагматизм.
- Покинувший Россию сын и молящаяся о мире дочь: что стало с актерской династией Маргариты Тереховой
- СМИ: главное здание СК впервые стало местом преступления
- Российские военные освободили Воровское и Раздольное в ДНР
- Медведчук: украинцы массово бегут от режима Зеленского в новые регионы РФ
- Россия продолжает наращивать эффективность проверок бизнеса