Учебник религиоведения Ульяновского госуниверситета "подрывает межрелигиозный мир и согласие" в регионе: ФЕОР
Москва, 3 марта, 2009, 14:28 — ИА Регнум. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) выразила сегодня, 3 марта, крайнюю озабоченность содержанием электронного учебного пособия по религиоведению, распространяемого кафедрой "Регионоведения" Ульяновского государственного университета. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ФЕОР, электронное пособие по религиоведению состоит из двух частей: собственно учебника по религиоведению, в котором все более или менее соответствует стандартам выпуска таких пособий, и приложений с описанием различных религий и сект. "В этих приложениях, которые рекомендуются студентам для более углубленного изучения учебника, как раз и открывается учащимся самое "интересное", - отметили в ФЕОР. - В разделе, посвященном иудаизму, можно обнаружить набор вполне тенденциозных, полуграмотных и антисемитских (что четко видно, в частности, по подаче материала) представлений авторов об этой религии, местами искажающих традиционное понимание еврейской религией описываемых вопросов, а иногда и вовсе не соответствующих действительности. Так, в тексте буквально транслитерируется имя Б-га, которое никогда так не читается в иудаизме и, более того, такое чтение считается кощунственным, раввинам почему-то приписывается ведение богослужения, а основным смыслом еврейского культа становится "достижение целей не идеальных, но вполне земных, политических и экономических".
"После прочтения данного текста у читателей, незнакомых с иудаизмом, может сложиться образ агрессивной культуры, близкой к сектантству, оккультизму, "чернокнижию", носители которой - евреи - стремятся к господству и презирают все остальные народы, - отмечают в ФЕОР. - Вот лишь несколько цитат из текста: "Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как Каббала, главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Знаменитый каббалист Элифаз Леви утверждает, что Талмуд есть основа чернокнижия. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении"; "Ему [Мессии] якобы удастся объединить все человечество на основе особой роли евреев и подчиненного положения всех прочих народов"; "Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа...Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство"; "В течение последующих столетий русское государство старалось оградить страну от влияния иудаизма. В 1470 году группа иудейских проповедников под видом купцов и дипломатов прибыла в Новгород, где ими была создана секта, получившая название "жидовствующих", исповедовавшая ересь, отвергавшую все христианские догматы и нравственные нормы. Русским властям пришлось применить предельно жесткие меры для пресечения деятельности секты".
"Экскурс в историю России еще более укрепляет читателей в мысли, что еврейство стремится к господству над другими народами, а в нашей стране произвело революцию 1917 года с тем, чтобы распространить свое негативное влияние на "общественно-политическую и культурную жизнь России", - отмечают в ФЕОР: - "Евреи активно включаются в подготовку революции в России, и аппарат первого революционного правительства примерно на 90 % состоял из иудеев, в том числе детей раввинов"; "Среди раввинов возникло течение "живая синагога", объявившее о поддержке советской власти как избавительницы евреев от "черты оседлости" и "погромов". И, наконец, - кульминация "иудейского засилья" - празднование
"В довершение описания текста приложения, призванного более углубленно знакомить учащихся с еврейской религией, следует добавить, что определенная часть данного опуса посвящена взгляду христианства на иудаизм как на религию в целом, - отмечают в ФЕОР. - В тексте про иудаизм почему-то оказались сопоставления с христианством и учением рериховцев: "Благая весть о Царствии Божием, принесенная
Как подчеркивают в Федерации еврейских общин России, "приложения не ограничиваются одним "объективным" повествованием об иудаизме, есть в них и весьма специфические описания католицизма, протестантизма, которые несомненно тоже требуют отдельного рассмотрения. Статья об исламе также не остается без того, чтобы не снабдить ее сопровождающим текстом "Святой Симеон Фессалоникийский об исламе", а статья о протестантизме сопровождается текстами архимандрита Амвросия (Юрасова) "Краткая история протестантизма" и материалом "Церкви, Секты и Учения. Чем отличается Православная вера от западных исповеданий?", отнюдь не комплиментарными по отношению к данному вероучению".
"Подавая материал с подобных ксенофобских позиций, к тому же, безграмотный и несоответствующий исторической правде, создатели учебного пособия по религиоведению подрывают межрелигиозный мир и согласие в Ульяновской области, - считают в ФЕОР. - Учитывая, что этим пособием пользуются студенты - сдают зачеты, экзамены - не удивительно, почему в Ульяновске распространяется антисемитизм в молодежной среде. Напомним, что в январе прошлого года было совершено нападение на здания, занимаемые Ульяновским еврейским общинным центром и синагогой. В нападении участвовало более 10 человек, действующих от имени РОНСа (Российского общенационального союза)". "И это очевидный, яркий пример того, как может преподаваться предмет "Духовно-нравственная культура" в ВУЗах, в каком ключе могут подаваться основы вероучения и особенности других религий, - отметили в ФЕОР. - Позиция ФЕОР по вопросу изучения религий в ВУЗах и школах остается прежней: основы знаний о традиционных религиях России должны преподаваться, однако, преподавание этих знаний должно быть максимально корректным и продуманным. Поэтому при создании учебных пособий, посвященных изучению мировых религий, следует формировать специальный коллектив авторов и консультантов от каждой из традиционных для России религий, способный адекватно воспроизвести перипетии истории и аспекты вероучения каждой из религий. Учебники по религиоведению, созданные с помощью такого подхода, помогли бы понять студентам, что многие основные истины традиционных для России религий могут служить общей платформой для толерантного сосуществования людей разных вероисповеданий".