В ходе выездного заседания Совета по правам человека и гражданского общества при президенте России в Махачкале состоялся круглый стол с участием членов Совета Максима Шевченко и Леонида Никитского, на котором были обсуждены вопросы закрытия мечетей и так называемого профилактического учета, передает 1 июня корреспондент ИА REGNUM. В заседании приняли участие представители государственных органов и общественных организаций, муфтията республики, представители общин, правозащитники и журналисты.

По словам Максима Шевченко, в Дагестане имеет место практика так называемых профилактических учетов — постановки верующих на систематический учет со взятием отпечатков пальцев, анализов ДНК и т.д. «Эти мероприятия проводятся не в рамках, санкционированных законом, а в виде ведомственной инициативы Министерства внутренних дел», — отметил журналист и попросил рассказать об этом людей, сталкивавшихся с такой практикой.

О многочисленных случаях «постановки на учет» и иных нарушениях прав рассказали участники круглого стола, в том числе и сотрудники государственных органов, представители суфийских тарикатов и официального духовенства Дагестана. Шевченко также высказал свое мнение о ситуации: «На мой взгляд, за последние несколько лет ситуация резко обострилась. И это связано в первую очередь с закрытием ряда мечетей и с тем, что данные о профучете стали доступны широкой общественности. И это становится известным людям, которые не только никогда не имели никакого отношения к террористической деятельности, но и, напротив, являются последователями тарикатов. Они вдруг об этом узнают, когда их на блокпостах останавливают, проверяют документы — и оказывается, что они состоят на каком-то учете, якобы они сочувствуют или содействуют экстремистской деятельности», — подчеркнул Шевченко.

Он обещал по итогам поездки подготовить доклад президенту России о положении и правах верующих на Северном Кавказе и добавил, что совместно с Национальным антитеррористическим комитетом, ФСБ и МВД готовится большой форум в Москве, который будет называться «Гражданское противодействие экстремизму и терроризму». Шевченко обратил внимание, что сотрудники правоохранительных органов сами находятся в положении нарушителей закона: «Занимаясь этой практикой, они, так или иначе, рано или поздно могут оказаться под прокурорскими проверками. Необходимо, конечно, чтобы на подобных круглых столах сотрудники правоохранительных органов были не «инкогнито», по спецпоручениям, а официально», — заявил он.

Член Совета по правам человека Леонид Никитинский был удивлен, услышав о подобной практике многочисленных нарушений гражданских прав: «Как мы можем говорить о чем-то, не видя документ? Это документ кого-то к чему-то обязывающий. Я могу объяснить, что, конечно, есть оперативный учет — это важное дело, спасибо тем, кто этим занимается. Но нет такого учета, чтобы человек из дома мог выехать только с 7 до 22 часов, если он не в колонии-поселении. Этого не может быть! Такого не может быть вообще! Никакой документ, ограничивающий права гражданина не может действовать, если он не опубликован!» — заявил Никитский.

Обсуждая проблему закрытия мечетей, участники круглого стола отметили, что и эта ситуация тоже не имеет никакого юридического основания. «Мы очно зафиксировали две позиции: массовые нарушения прав людей согласно ведомственным инструкциям, которых никто не видел, а также закрытие мечетей, молитвенных зданий по документам, которые тоже никто не видел. Это произвол, война и беззаконие, объявленное обществу», — заявил правозащитник.

Члены Совета заявили, что намерены посетить село Гимры Унцукульского района, где зачастую проходят контртеррористические операции. Правозащитники намерены поднять вопрос по восстановлению разрушенных в ходе КТО домов. Участник круглого стола — руководитель примирительной комиссии и имам мечети города Избербаш Магомед Арсланалиев заявил, что Муфтият Дагестана к закрытию мечетей отношения не имеет. А председатель Комитета по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями Магомед Абдурахманов сказал, что во всех районах эти вопросы обсуждаются, но на уровне республики этот вопрос до сих пор не решен.

Напомним, в Дагестане с 30 по 31 мая проходил визит представителей Совета по правам человека при президенте РФ. В составе делегации глава СПЧ Михаил Федотов, члены совета Максим Шевченко, Андрей Бабушкин, Евгений Бобров и другие. Делегация разделилась на две группы. Первая посетила дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота», республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации и комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства. Вторая группа проинспектировала состояние дел в изоляторе временного содержания при УВД по городу Махачкале, Советском РОВД и следственном изоляторе №1.

Читайте также: Правозащитники проверят, как соблюдают права человека на Северном Кавказе