Данное недавно главой Якутии Егором Борисовым распоряжение оперативно создать в республике медвытрезвитель правозащитник Валерий Мекумянов счел косвенным признанием в неэффективности антиалкогольной кампании, проводимой в республике. «Видимо, дело не очень хорошо с алкоголизацией населения. Связано это чисто с конкретными обстоятельствами — не можем обходиться без медвытрезвителя», — отметил правозащитник в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.

Читайте также: Глава Якутии пообещал найти в бюджете региона деньги на медвытрезвитель

Напомним, вопрос открытия медвытрезвителя в Республике Саха (Якутия) глава региона Егор Борисов поручил решить в 2016 году. «Дежурным бригадам врачей с пугающей периодичностью приходится принимать разного рода асоциальные элементы, которых свозят к нам со всего города. Особенно зимой. Не пора ли открыть в Якутске медвытрезвитель?» — заявил он.

Валерий Мекумянов полагает, что с главой Якутии в вопросе необходимости создания медвытрезвителя надо согласиться: «Ему же виднее: дело дошло до такого состояния, что мы не можем обходиться без вытрезвителя. Но это косвенное признание в том, что в таком ключе, в каком они затеяли борьбу с пьянством, она неэффективна». Правозащитник обратил внимание на то, что ни в одной стране такая борьба не была эффективной. «Запретительными мерами, как говорил профессор Преображенский, нельзя ничего добиться. Тут должна изменяться душа народа, психика, отношения, культура», — уверен он.

По мнению Валерия Мекумянова, в республике родился монстр подпольной торговли, и его появление стало возможно именно благодаря запретительным мерам продажи алкогольной продукции легально. «Заявления о вытрезвителях говорят о том, что все-таки монстр родился, и сейчас в республику ввозят очень много контрафактной продукции. Монстр пока еще ребенок, карапузик такой маленький, миленький, но догнать его обратно вряд ли сейчас удастся. Это очень хорошие, большие, быстрые деньги — кто однажды вкусил их, вряд ли от них откажется. И самое интересное: сейчас если отказаться от этой борьбы и все разрешить, как было, полагаясь на волю самих граждан, то монстр просто сменит род деятельности. Ведь борьба с алкоголем в Америке породила коза ностра, и здесь родился аналогичный монстр. Но эти ребята не бандиты и не хулиганы, это хорошие парни, офисные обитатели, скорее всего. Тем не менее очень трудно будет бороться с этим явлением. Америка почти до конца столетия побеждала этого монстра, а мы далеко не Америка», — рассуждает правозащитник.

Он напоминает, что принятие запретительных законов в части реализации алкоголя противоречит федеральному законодательству, а именно статье 16 закона об обороте алкогольной продукции: «Это просто самодеятельность, поддерживаемая судами. Региональные законы порождены правовой безграмотностью, которая пронизала все наше общество».

Ранее Валерий Мекумянов писал о том, что, по его мнению, в Якутии формируется новое сословие, являющееся системным криминальным сообществом совсем другого характера, чем привычные группировки «братков». «Деятельность этого сословия можно обозначить как преступный синдикат, в деятельность которого вовлекается, подминаясь под ним, почти все общество. Щупальца этого синдиката охватывают все общество, вплоть до государственных структур. И самое страшное при таком раскладе то, что атмосферой, в которой будет функционировать этот монстр, может быть только коррупция, и ничто не иное. Синдикат поражает все поры общества, привлекая к работе все больше людей по всем направлениям своей деятельности. Он формируется как государство в государстве, проникая при этом во все ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную. Он поражает правоохранительные органы и структуры местного самоуправления. И так, в конце концов, государственные отношения подменяются дружескими, земляческими и т.п. — государство превращается в клиентелу, то есть в частную контору какого-либо клана, какой-либо «семьи», — публиковала мнение Валерия Мекумянова «Якутия.инфо».

Средой для рождения монстра, по мнению правозащитника, становятся запретительные меры, ограничивающие оборот алкогольной продукции, которые обязательно вызывают подпольную торговлю, вначале стихийную, которая потом «все более организовывается и под конец становится совершеннейшей системой, действующей как невидимый, но всемогущий преступный синдикат».

«Я понимаю, что власти сейчас трудно повернуть назад, однако надо. Надо. Самолюбие стоит гораздо дешевле той беды, которую мы можем оставить в наследие своим детям. С такой бедой они вряд ли справятся, в отличие от Штатов, где все-таки действует Право, но не особенная, как у нас, стать, при которой мы большей частью руководствуемся понятиями, «душевностью», но не Законом», — призывал Валерий Мекумянов.

Как сообщало ИА REGNUM, по мнению омбудсмена по торговле Якутии Ирины Котенко, более 50% алкоголя в республике продается нелегально. «Цель антиалкогольной политики — закрыть легальный бизнес, расширив теневую продажу вино-водочной продукции, — уверена она. — Это делается осознанно. Объем незаконно продаваемой алкогольной продукции очень большой и с каждым годом растет. Отчитываясь по итогам 2015 года, полиция сама признавалась, что ввозимый контрафактный алкоголь увеличился в несколько раз. Его уже фурами везут».

Читайте также: «Цель антиалкогольной политики в Якутии — расширить теневой бизнес»