Представители Всемирного движения за соблюдение прав человека Amnesty International сегодня, 3 марта, в Алма-Ате презентовали отчет «Обреченное правосудие: безнаказанность за пытки в Казахстане».

В докладе говорится, что власти Казахстана не справляются с обязательством быстро, беспристрастно и эффективно расследовать сообщения о пытках и других видах жестокого обращения, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов и учреждений исполнения наказаний.

«Неспособность государства расследовать пытки и наказать виновных оставляет жертв с ощущением безнадежности и унижения, вынужденных полагаться на свои семьи и небольшой круг приверженных борьбе с пытками правозащитных организаций и адвокатов в поисках выхода из лабиринта бесконечных обжалований отказов расследовать сообщение о пытках», — заявил директор программ по Европе и Центральной Азии Amnesty International Джон Далхуисен на пресс-конференции, посвященной презентации отчета.

В отчете Amnesty International сообщается, что Коалиция неправительственных организаций Казахстана против пыток ежегодно в 2013 и 2014 годах фиксировала от 350 до 400 жалоб на пытки и другие виды жестокого обращения. Не все из случаев, зафиксированных независимыми НПО, были зарегистрированы правоохранительными органами, и лишь небольшое число жалоб приводило к уголовным преследованиям. Как отметил Комитет против пыток в своих заключительных замечаниях по Казахстану в 2014 году, «менее 2% жалоб на пытки, полученных государством, приводят к уголовным преследованиям»

«Официальная статистика с сайта Генеральной прокуратуры также указывает на незначительное число зарегистрированных преступлений и осуждений: в 2013 году и первой половине 2014 года 31 сотрудник полиции был признан виновным в преступлениях, связанных с пытками (включая преступления, совершённые в прошлые годы). С января по сентябрь 2014 года было зарегистрировано 43 преступления в виде применения пыток (не указано в скольких случаях были открыты уголовные дела), 47 человек были признаны предполагаемыми жертвами, в том числе 11 заключённых, трое несовершеннолетних учеников колледжа и один пожилой человек. За тот же период 17 дел, связанных с применением пыток, были переданы в суд, и 30 дел были закрыты в связи с отсутствием доказательств совершения преступления. За первые семь месяцев 2015 года было зарегистрировано 94 уголовных дела о применении пыток, а 291 уголовное дело о применении пыток было прекращено (хотя из статистики непонятно, когда эти дела были заведены). Десять дел были рассмотрены судом, 5 человек были признаны виновными в применении пыток, из которых лишь один человек были приговорён к двум годам заключения», — говорится в отчете.

«Казахстанская система расследования преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, настолько испещрена пробелами и нацелена на поддержание внутриведомственных интересов, что виновные в пытках могут действовать в условиях практически полной безнаказанности. До тех пор, пока такое возможно, пыткам не будет настоящего отпора, и многочисленные жертвы будут продолжать нести страдания», — подчеркнул на пресс-конференции Джон Далхуисен.

При этом он отметил, что несмотря на позитивные изменения, внесённые в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс за последние четыре года, а также принятие нового Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса в 2015 году, правовые средства защиты, доступные для тех, кто столкнулся с вопиющими нарушениями прав человека, по-прежнему остаются неэффективными.

«Процесс подачи официальных жалоб, а также процедура обжалования бездействия и неспособности расследовать случаи пыток и других видов жестокого обращения являются крайне изнурительными; они также осложняются лазейками в законодательстве, позволяющими виновным избежать правосудия. Недоверие общества к государственным институтам, в том числе к системе правосудия, и отсутствие эффективной системы защиты потерпевших и свидетелей приводит к тому, что лишь немногие потерпевшие решаются добиваться правосудия и компенсаций после первого официального отказа принять к рассмотрению их заявление», — отметил Далхуисен.

Он также напомнил, что Казахстан подписал Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видах обращения или наказания (КПП), обязан предотвращать и запрещать любое применение пыток и других видов жестокого обращения, а также эффективно расследовать все заслуживающие доверия утверждения о пытках и других видах жестокого обращения, о которых стало известно, привлекать виновных к ответственности и предоставлять жертвам надлежащее возмещение ущерба.

«Эти обязательства отражены в национальном законодательстве Казахстана, в том числе в статье 17 Конституции, которая прямо запрещает пытки, и в Уголовном кодексе, в который в 2002 была внесена поправка, определяющая пытки как уголовное преступление, а не процессуальное нарушение прав подозреваемых в совершении преступления. В 2011 году пытки были определены как преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина, а не преступление против интересов системы правосудия. Также в 2011 году полномочия Департамента специальных прокуроров (ДСП) Генеральной прокуратуры были расширены, с тем чтобы наделить их полномочиями проводить расследования всех случаев, в которых фигурировали утверждения о пытках. Новый Уголовный кодекс, принятый в 2015 году, отменил срок давности в отношении случаев пыток, исключил применение амнистии в отношении обвиняемых или осуждённых за пытки, и увеличил максимальное наказание за пытки до 12 лет», — добавил эксперт фонда.

По мнению авторов отчета, несмотря на имеющуюся законодательную базу, система борьбы с пытками не работает по той простой причине, что не в интересах служб и должностных лиц, проводящих расследования пыток, проводить их беспристрастно и объективно. Вместо этого расследования утверждений о пытках и других видах жестокого обращения усугублены корпоративной солидарностью сотрудников правоохранительных органов, желанием избежать конфликта с коллегами и партнёрами, и целенаправленными усилиями, предпринимаемыми для того, чтобы избежать независимого надзора.

В связи с этим представители Amnesty International настоятельно рекомендуют казахстанским властям усилить мониторинг жалоб на пытки.

«Amnesty International призывает Казахстан обеспечить, чтобы все сообщения и утверждения о пытках и других видах жестокого обращения незамедлительно, тщательно и эффективно расследовались, ответственные за их применение предстали перед правосудием, а жертвам было обеспечено адекватное возмещение ущерба. Кроме того, Департамент специальных прокуроров должен взять на себя всю ответственность за расследование всех случаев пыток и жестокого обращения. Необходимо учредить консультативный совет под эгидой Генерального прокурора, чтобы два раза в год встречаться для надзора за расследованием жалоб о пытках и других видах жестокого обращения. Закрепить право общественных наблюдателей иметь беспрепятственный доступ к жертвам пыток и других видов жестокого обращения в тюрьмах и местах содержания под стражей. Обеспечить, чтобы все предполагаемые жертвы пыток и других видов жестокого обращения имели незамедлительный доступ по требованию к независимому медицинскому освидетельствованию…», — говорится в рекомендательной части отчета.

Между тем, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Казахстана, с начала 2016 года в республике зарегистрировано 76 556 преступлений. При этом, согласно статистическим данным, уровень преступности неуклонно растет. Так, если в 2007 году было зарегистрировано 130 090 преступлений, то в 2015 году этот показатель составил 386 714 преступлений.

При этом, по данным Генеральной прокуратуры Казахстана, численность осужденных в Казахстане составляет порядка 40 тысяч человек. Согласно отчету Международного центра тюремных исследований (ICPS), республика занимает 231 место в мире по количеству осужденных.