Это произошло благодаря совместной работе государства и организаций по коллективному управлению авторскими правами, таких, например, как Российское авторское общество (РАО), заявил в интервью «Ленте.ру» генеральный директор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) Гади Орон. «Я могу судить по нескольким показателям: по объему сборов в пользу авторов и распределению этих средств, — сказал Гади Орон. — В этом смысле дела в России обстоят очень хорошо. А сложившуюся систему я могу назвать одной из самых эффективных в наиболее быстро развивающихся крупных странах».

При этом, утверждает глава CISAC, российский рынок смог успешно встроиться в мировой, своевременно реагируя на его запросы и параллельно органично развиваясь. «Для нас также важно, что общества по защите прав авторов представляют и интересы зарубежных граждан, — подчеркнул Гади Орон. — Так, например, только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира. За последние годы сумма выплат авторам в России увеличилась почти в два раза. Это серьезный результат».

Вместе с тем, считает Гади Орон, Российскому авторскому обществу необходимо и дальше комплексно бороться с нелегальным контентом в интернете, отстаивать права авторов и разъяснять людям, почему за скачанные произведения сферы авторского права так важно платить.

Например, рассказал гендиректор CISAC, известный канадский поэт-песенник Эдди Шварц подсчитал, что каждый «платиновый» альбом с его песней, разошедшийся миллионным тиражом, приносил ему около 45 тысяч долларов. Сейчас же за миллион прослушиваний своей песни Шварц получает всего порядка 35 долларов.

«Поэтому он как-то сказал: «Мой платиновый диск превратился в питу (лепешка из пшеничной муки — прим. «Ленты.ру»)». Если за каждое воспроизведение авторы получают в среднем 0,1 доллара, то у них просто нет будущего. И это лишь доход авторов от легального скачивания, а вы подумайте про упущенную выгоду от пиратства», — отметил эксперт.

«Пользователям постоянно надо объяснять, почему важно платить за контент. Ведь из этих денег идут отчисления авторам — вроде бы очевидные вещи, — отметил Гади Орон. — Некоторые действительно не понимают, что скачивая нелегальные песни или фильмы, нарушают закон. И уж тем более не осознают, как это важно — чтобы авторы получали вознаграждение.

Так что бороться с пиратством нельзя только одним методом. Нужен комплексный подход, одновременно учитывающий и опыт авторских обществ, и возможности государства».

И в Европе, и в России все больше пользователей переключаются на добросовестные легальные сервисы, предоставляющие доступ к защищенным авторским правом объектам, таким, как кино, музыка, телефильмы и т.д. на платной основе. Но и с ними авторским организациям приходится вести серьезную работу.

«Генеральные директора этих компаний назначают себе бонусы в 15 миллионов долларов, а авторам и правообладателям перепадает всего 15 процентов доходов, — пояснил Орон. — Выходит, что мы помогаем iTunes или Google стать еще более успешными, но авторы так и остаются без достойной платы за свой труд. Но так быть не должно. Как любит повторять президент CISAC Жан-Мишель Жарр: «Авторы существовали до изобретения электричества, и они будут существовать после того, как интернет умрет». Наша же задача авторов защитить».

Постепенно отношение общества меняется — люди понимают, что если авторам не платить, то и создавать они ничего не будут. «Если говорить о России, то мы видим, как Российское авторское общество (РАО) и другие организации по защите авторских прав привлекают к проблеме пиратства все большее внимание общественности и властей», — заявил Гади Орон.

Анализируя обстановку в сфере авторских прав, гендиректор CISAC высоко оценил работу РАО в России.

«Нам важна та работа, которую ведут организации — члены CISAC, защищающие авторские права на местах, — подчеркнул Гади Орон. — И здесь мы положительно оцениваем вклад Российского авторского общества. Важно, что РАО находится в непрерывном диалоге с государством, ищет оптимальные решения для развития системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов. Совместно разрабатываются законодательные инициативы и предложения по развитию авторского права».

Также глава CISAC дал положительную оценку изменениям в российском законодательстве, регулирующим сферу авторских прав, отметив эффективность таких инициатив как введение системы государственной аккредитации авторских обществ и запуск системы расширенного лицензирования.