Общественное движение Якутии «СИР» (Земля) направило письмо депутату Госдумы от региона Михаилу Николаеву, в котором просит исключить республику из списка дальневосточных регионов, которых коснется принимаемый закон о бесплатной раздаче гектаров. Письмо в своем блоге опубликовал активист организации, депутат Госсобрания Якутии Иван Шамаев, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Жители Якутии не хотят раздавать гектары республики всем желающим

«Демографическая ситуация и геополитическая обстановка, сложившиеся в той части России, которую было принято называть «Дальним Востоком», действительно настолько неблагоприятна, что принятие подобного закона, возможно, стало необходимостью. Якутия географически никогда не являлась частью Дальнего Востока и только из-за ближайшего соседства с регионами Дальнего Востока оказалась в Дальневосточном Федеральном округе», — говорится в письме.

Его авторы обращают внимание на то, что в Якутии нет не только тех природно-климатических и географических условий, но и геополитической обстановки, характерных для Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной областей. «В республике очень мало сельхозугодий, фактически все они распределены между жителями, в ближайшие годы нет опасности заселения земель иностранными гражданами, поэтому правоприменительной необходимости такого закона по Якутии нет» — уверены общественники. Они полагают, что законопроект о дальневосточном гектаре противоречит конституциям страны и республики, а также здравому смыслу.

«Вместо того, чтобы стремиться сохранить недровые запасы для будущих поколений России, этим законом дадим широкие возможности для захвата участков с полезными ископаемыми и всевозможных спекуляций с ними. Хищническая эксплуатация лесных фондов в условиях вечной мерзлоты обернется настоящим экологическим бедствием для Якутии», — полагают авторы письма.

Общественники «СИР» также обращают внимание на то, что принимаемым законом не учитывается и «цифровое неравенство»: в наслегах интернет если имеется, то работает очень медленно, и в условиях необходимости подавать заявки на земельные участки в электронном виде сельский житель Якутии оказывается «в безнадежно проигрышном положении». Вступление в силу закона на территории республики общественники считают нужным перенести с 1 мая 2016 года на 1 мая 2018-го, аргументируя такое предложение тем, что к этому времени в 248 населенных пунктах республики должен появится интернет с нормальной скоростью.

Авторы обращения просят Михаила Николаева добиться исключения республики Саха (Якутия) из-под действия закона и внести в его проект ряд поправок. В том числе они считают необходимым изменить название законодательного акта, указав в нем, что особенности предоставления земельных участков будут касаться только некоторых субъектов Дальневосточного федерального округа. Как считает «СИР», переписать также необходимо первую статью закона, убрав Якутию из списка перечисленных в ней дальневосточных регионов.

«В случае невозможности выведения республики из-под действия закона, просим Вас внести поправки в проект ФЗ (Об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе», — обращаются общественники к Михаилу Николаеву.

Читайте также: Якутские депутаты утвердили десять поправок в закон о раздаче гектаров

Предлагаемым поправками они просят не предоставлять земельные участки в границах сельских поселений и оформлять их в собственность после 5-ти лет использования только при условии, что их будущий владелец все это время бал прописан на территории ДФО. Кроме того, общественники считают необходимым конкретизировать в законе территории предоставления земель, уточнить, каким образом будет проходить процедура проверки целевого использования гектаров, а также разрешить органам местного самоуправления быть операторами по предоставлению земельных участков.

Кроме того, активисты «СИР» предлагают предоставить законом приоритет на получение земель жителям региона, предусмотреть возможности подачи заявления на бумажном носителе и обсуждение выделения гектаров на публичных слушаниях, а также учитывать документацию по планировке территории. «Законопроектом не предусматривается перечень видов разрешенного использования земельных участков. Следовательно, они могут предоставляться для строительства производственных объектов, общественно-деловых объектов, многоквартирных домов, что потребует размещения объектов социального назначения, инфраструктуры (проезды, дороги, коммуникации, социальные объекты и т.п.). Таким образом, документация по планировке территории при предоставлении земельных участков обязательна», — аргументируют свое предложение общественники.

Еще одна поправка — указать в законе, что причиной для отказа в предоставлении участка может стать отрицательное решение сходов или референдума, если земля предоставляется в местах традиционного проживания, природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и в целом учесть в законе интересы этой категории населения. Также «СИР» считает нужным запретить раздавать гектары на особо охраняемых природных территориях и участках, обеспечивающие основу жизни и деятельности коренных народов Якутии.

Следующая инициатива — не разрешать использовать земли в целях недропользования, нефтехимической промышленности и лесозаготовительной деятельности. «В соответствии с законопроектом земельный участок может быть предоставлен для осуществления любой не запрещенной законом деятельности независимо от его принадлежности к той или иной категории земель. При этом не учитываются такие важные принципы, как категорийность и территориальное зонирование. Необходимо отметить, что в действующем законодательстве не установлен перечень запрещенных видов деятельности. Законопроект не определяет орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками», — это лишь некоторые недочеты, перечисленные общественным движением «СИР» республики Саха (Якутия).

Как сообщало ИА REGNUM, жители Намского района Якутии, который выбран пилотным под раздачу земель, застигнуты врасплох, считает депутат республики Иван Шамаев. «Никому не дают опомнится, поразмыслить, проанализировать. Причина этой спешки кроется не в том, чтобы обеспечить достигнуть положительных результатов как можно быстрее, совершенно нет. Если бы это было бы по уму, вот так, как нужно делать в нормальном государстве, то, во-первых, должен обсуждаться вопрос, каков должен быть механизм принятия таких решений. Второе: это должно обсуждаться собранием районных депутатов. Если, допустим, 3,4, 5 или все 35 районов претендуют на то, чтобы стать первыми, то вот уж тогда должно принимать решение законодательное собрание республики, я думаю. Но даже в этой ситуации возможны споры. Наши активисты ездили по Намскому улусу — там, конечно, люди бояться», — отметил он.