Дагестан – 2015: Юбилей Дербента, протест дальнобойщиков, аресты чиновников
Махачкала, 11 января, 2016, 17:00 — ИА Регнум. В Дагестане в прошедшем году самый древний город России Дербент отметил 2000-летие, сразу в нескольких городах были избраны мэры, а некоторые из глав муниципалитетов попали под общий процесс уголовного преследования республиканских чиновников. Дагестанские водители большегрузов стали одними из главных участников всероссийского протестного движения дальнобойщиков против системы «Платон». А ближе к концу года чуть не разгорелся другой серьезный конфликт — между официальным духовенством и сотрудниками полиции с одной стороны и салафитской общиной Махачкалы — с другой. Причиной возникновения конфликтной ситуации стала попытка муфтията республики взять под контроль одну из мечетей.
Дербент как имидж-проект для Дагестана
«Дербент должен стать визитной карточной Дагестана». Такие слова дагестанцы слышали довольно часто от разных чиновников регионального и федерального масштаба в течение последних двух-трех лет. Этот 120-тысячный город, расположенный на самом юге России, оказался самым древним в Российской Федерации. В сентябре 2015 года Дербент отметил 2000-летие. К празднованию юбилея Дагестан готовился два года (указ о праздновании был подписан Владимиром Путиным в 2012 году). Было выделено для этого 1,7 млрд рублей, из них — 1,2 млрд из федерального бюджета. Юбилей прошел, но ремонтные работы в городе продолжатся до 2018 года.
Маленькому провинциальному городу Дербенту до празднования юбилея практически не было никакого внимания со стороны властей. После юбилея же интерес к Дербенту и в целом к Дагестану значительно вырос. Проходя по праздничным майданам древнего города 19 сентября, можно было встретить гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Ярославля, Екатеринбурга, Саранска, Йошкар-Олы. Если раньше о Дагестане говорили большей частью в связи со взрывами, контртеррористическими операциями и экспортом террористов в другие регионы России, то после этого юбилея жители других субъектов узнали, что помимо прочего в Дагестане есть и уникальный культурно-исторический памятник — крепость «Нарын-Кала» и самый древний город Дербент.
Стоит отметить, что Дербент является пиар-проектом не только для республики в целом, но и для республиканской власти, которая зачислила себе бонусы от преобразований в Дербенте и еще просит дополнительные средства на продолжение работ по развитию города. Благо, и внимание со стороны федеральных властей к Дербенту было проявлено большое. Так, 13 ноября председатель правительства Дмитрий Медведев посетил древний город, а неделю ранее президент Владимир Путин побывал в Москве на выставке, посвященном Дербенту. Может ли стать Дербент визитной карточкой Дагестана? Безусловно. Уже стал. Важно продолжать эту работу.
Выборы глав городов и буйнакский сюрприз
13 сентября в единый день голосования во многих муниципалитетах Дагестана прошли выборы в местные парламенты. Согласно выборному законодательству в республике, которое было изменено в прошлом году, главу района или города избирают депутаты местного парламента из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Сама же конкурсная комиссия наполовину состоит из представителей местного собрания депутатов, а на другую половину — из представителей главы республики. То есть, республиканской властью был установлен своеобразный фильтр для кандидатов под названием «конкурсная комиссия», которая должна не пропустить «неугодных» людей. Наверно, поэтому, глав районов и городов выбирали везде единогласно. Просто до процедуры голосования депутатов проходили только те кандидаты, которые получили благословение дагестанского «Белого дома». Основная борьба шла «под ковром», на уровне выдвижения кандидатов.
Выборы состоялись в восьми из десяти городов Дагестана. В пяти из них муниципалитеты возглавили новые люди. Муса Мусаев (Махачкала), Зайнудин Окмазов (Хасавюрт), Малик Баглиев (Дербент), Эсенбулат Магомедов (Южно-Сухокумск) и Зейдула Гашимов (Дагестанские Огни) были избраны по новой системе, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Гусейн Гамзатов (Буйнакск), Магомед Абдулаев (Каспийск) и Александр Шувалов (Кизляр) сохранили за собой кресла мэров.
Казалось бы, новая система укрепила властную вертикаль и должна была обеспечить тихие выборы в республике, которые раньше нередко сопровождались стрельбой. Но применение системы на практике показало, что новый порядок выборов только раздражает электорат и при наличии более или менее авторитетного кандидата возможны сюрпризы. Как это произошло в городе Буйнакске, где «Единая Россия» претерпела сокрушительное поражение, уступив 17 мест в городском собрании депутатов из 21 малоизвестной «Партии ветеранов». За два дня до выборов в местный парламент, глава города, единоросс Гусейн Гамзатов был переизбран досрочно старым составом депутатов. Законность этой процедуры, когда представительный орган, у которого через два дня заканчиваются полномочия, избирает на пять лет главу города, кстати, вызывает сомнения.
В итоге, в Буйнакске наблюдается политический кризис. Противостояние между горсобранием депутатов и главой города привело к тому, что последнему пришлось уйти в долгосрочный отпуск с передачей полномочий главы экс-министру здравоохранения РД Ильясу Мамаеву, назначенному заранее заместителем мэра. Согласно законодательству, главу муниципалитета должно утвердить собрание депутатов, подавляющее большинство в котором видит на этом посту Османа Османова, который руководил городом в 1997—2001 годы. Результаты выборов показывают, что установленная выборная система в республике крайне не демократична, а властная вертикаль может не работать, а наоборот, мобилизовать протестный электорат.
Уголовные дела против чиновников
Уголовные преследования высокопоставленных чиновников республики продолжились в республике и в этом году. Основной удар пришелся по главам муниципалитетов. В конце июля по подозрению в убийстве и финансировании терроризма был задержан глава Кизлярского района Андрей Виноградов, он арестован и находится под следствием. По тому же делу проходит объявленный в федеральный розыск и арестованный заочно руководитель отделения Пенсионного фонда РФ по Дагестану Сагид Муртазалиев. Глава Буйнакского района Дагестана Даниял Шихсаидов был задержан 3 августа в связи с уголовным делом о мошенничестве в особо крупном размере. В начале октября он помещен под домашний арест. В тот же день стало известно о том, что глава Тарумовского района Дагестана Марина Абрамкина попала под следствие по подозрению в превышении должностных полномочий, служебном подлоге и подделке документов. 4 августа глава Кизилюртовского района Багаудин Аджаматов стал фигурантом дела о нанесении ущерба государству на сумму свыше 51 млн рублей. Чиновник обвиняется в махинациях при реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья. Все еще находится в розыске экс-глава Дербентского района Курбан Курбанов.
В конце года окончательный приговор получил экс-мэр Махачкалы Саид Амиров, суд над которым продолжался более двух лет. На этот раз бывшего градоначальника приговорили к пожизненному заключению. Ранее Амиров был осужден на 10 лет за подготовку теракта. Как установил суд, он планировал сбить самолет, в котором летел неугодный ему политический оппонент, глава Пенсионного фонда РФ по Дагестану Сагид Муртазалиев.
Судебный процесс продолжается над бывшим вице-премьером правительства Дагестана Магомедгусейном Насрутдиновым. Он обвиняется в организации в 2002 году мошеннической сделки между ООО «Дагестанрегионгаз» и ОАО «Даггаз», в результате которой газовые сети девяти муниципальных образований республики стоимостью 200 млн рублей были проданы всего за 58 млн рублей. Насрутдинов был задержан 19 января 2014 года в Москве и с тех пор находится под стражей. 19 марта Верховный суд Дагестана начал рассмотрение дела в закрытом режиме. В сентябре судья Курбан Зульфигаров, после неоднократных ходатайств адвокатов снял с процесса гриф «закрытый».
Уголовное дело возбуждено и против лидера дагестанского отделения партии «Патриоты России» Эдуарда Хидирова. Летом он уехал «на отдых» в Турцию. Но за это время на родине против него возбудили уголовное дело. Следственный комитет России заподозрил депутата Народного Собрания в создании преступного сообщества, члены которого совершали экономические преступления. В частности, ему инкриминировались незаконное обналичивание денег, рейдерский захват «Нафтабанка» в 2011 году, а в последующем и похищение денег вкладчиков из этого же банка на сумму 300 млн рублей. После отзыва лицензии у банка обвиняемые мошенническим путем якобы похитили средства у Агентства по страхованию вкладов в размере 200 млн рублей. В начале декабря Верховный суд РД признал необоснованными все эти обвинения следствия. Однако президиум суда отменил постановление об отмене дела и направил его на новое рассмотрение. Лидер «патриотов», тем временем, на родину не спешит.
Уголовные дела и аресты высокопоставленных чиновников стали еще одной «визитной карточкой» Дагестана. Ушедший год показал, что для федеральных силовиков нет неприкасаемых в Дагестане. Если после ареста Амирова многие думали, что идет чистка региональных элит под новое руководства республики, то сейчас можно сказать, что «под пресс» может попасть любая политическая сила в республике. Даже родной сын спикера парламента, занимающий должность главы Буйнакского района.
05-ая колонна
Дагестанские дальнобойщики были одними из самых активных в протестной акции, которая охватила 40 российских регионов. Водители большегрузов требовали отмену системы «Платон», введения моратория на ее дальнейшее использование.
Дальнобойщики из республики одними из первых предложили перенести протесты из регионов в Москву. Первая акция в Дагестане прошла 14 октября в Махачкале при участии около 200 водителей фур. Через месяц протесты водителей в республике стали регулярными. В окрестностях поселка Ачи-су Карабудахкентского района собрались порядка 150 грузовиков, еще столько же водителей выставили свои машины вдоль федеральной трассы «Кавказ» в Каякентском районе. К протестным акциям также присоединились водители большегрузов в Хасавюрте. Часть водителей, которым, несмотря на препятствия, чинимые сотрудниками ДПС, удалось выехать из республики, продолжили забастовку в Подмосковье. По состоянию на 2 декабря около Москвы находились не менее 100 дальнобойщиков из Дагестана. 22 декабря один из них заявил, что дальнобойщики приняли решение временно прекратить протестную акцию и готовы возобновить ее в начале 2016 года.
Активность дагестанских дальнобойщиков в уходящем году показала высокий протестный потенциал в дагестанском обществе. Слабые попытки республиканской власти наладить диалог и добиться отмены акции не увенчались успехом. Ситуация с дальнобойщиками также показала, что дагестанцы довольно активно присоединяются к акциям общероссийского масштаба.
Мечеть раздора
Самое неоднозначное и непредсказуемое событие уходящего года, это временный захват салафитской мечети на улице Котрова Махачкалы представителями официального духовенства республики — муфтията при силовой поддержке сотрудников полиции. Все началось с того, что 20 ноября после пятничного намаза прихожан мечети начали массово доставлять в отделы полиции. Вечером в мечети неожиданно появились представители муфтията, которые объявили о назначении имамом Давуда Тумалаева — работника Дагестанского гуманитарного института. Спустя несколько дней его на несколько дней сменил имам центральной мечети Магомедрасул Саадуев. Муфтият республики свои действия объяснял угрозой закрытия мечети. При этом ни одна из силовых структур, ни Минюст РД, ни Комитет по свободе совести республики не подтвердил эту информацию.
Вскоре муфтият предоставил прихожанам самим выбирать имама. Однако прихожане не смогли вернуться в мечеть. В пятницу, 30 ноября, посетители мечети были эвакуированы полицейскими под предлогом, что в здании находится взрывное устройство. Бомбу так и не обнаружили, но прихожане с того дня в мечеть не допускаются. У входа в храм круглосуточно дежурят сотрудники полиции. В МВД запрет на вход в мечеть не комментируют, ссылаясь на отсутствие информации. Прихожане посещают другие мечети города.