Как Тверь попрощалась с водителями-иностранцами, что стало с трамваями и кто попался на взятках в минувшем году — в обзоре ИА REGNUM.

Гастарбайтеры на маршрутах и новые трамваи

2015 год стал для Твери годом транспортных реформ. Во-первых, весной, по решению губернатора, водителям с иностранным гражданством запретили работать на тверских маршрутах. Решение давно назрело — аварийность пассажирского транспорта в Твери крайне высокая, а, по данным ГИБДД, в 80% случаев аварий виновны именно водители маршруток. При этом еще год назад доля иностранцев, работавших водителями на тверских маршрутках, достигала 80%. Тверичане в социальных сетях жаловались, что водители грубят, отказываются давать сдачу. Последней каплей стал конфликт между водителем из Ближнего Зарубежья и пассажиром, в результате которого водитель маршрутки проехался по своему оппоненту. Владельцы тверских маршруток грозили властям коллапсом, мотивируя свою позицию тем, что местные, якобы, «не идут» на работу. После вступления постановления в силу можно констатировать — коллапса не случилось, а водителей-иностранцев на маршрутах, если следовать отчетам УФМС, стало значительно меньше. Стало ли ездить в маршрутках безопаснее и комфортнее — судить жителям Твери.

Еще один важный шаг был сделан в прошлом году в транспортной сфере — власти Твери предприняли некоторые меры для сохранения в городе трамвайного движения. Вопрос быть или не быть трамваю встал летом 2014 года, когда руководство муниципального предприятия «Городской электротранспорт» (МУП «ГЭТ») направило в Арбитражный суд заявление о банкротстве предприятия. Тогда же и заговорили о том, что состояние путей и подвижного состава — на грани эксплуатации. По данным, приведенным тогда мэрией, за 20 лет в городе отремонтировали лишь три километра рельсов — а всего их 57 километров. Только поддержание предприятия оценивалось тогда в 260 млн рублей, а ремонт километра пути в 80−100 млн рублей. В сентябре, выступая перед депутатами, сити-менеджер Твери Юрий Тимофеев заявил, что затраты на содержание трамвая и соответствующей инфраструктуры «несоизмеримы с потенциалом городской казны», а потому власти приняли решение «сделать ставку на автобусы и троллейбусы». Однако в 2015 году было принято решение по поиску инвесторов для сохранения трамваев, а ко дню города власти сделали горожанам подарок — выделили 90 млн рублей на приобретение новых трамваев, 50 млн рублей на ремонт трамвайных путей, еще 20 млн — на демонтаж аварийных трамвайных путей. Кстати, все новые трамваи были произведены в Твери, на вагоностроительном заводе.

Другой «подарок» властей тверичан обрадовал гораздо меньше — летом 2015 года в областном центре появилась первая зона платной парковки. Паркоматы были установлены на бульваре Радищева, а в декабре число платных парковочных мест в областном центре расширили до 800. При этом стоимость проезда в общественном транспорте в Твери составляет 19 рублей.

Взятки, мошенничества и снова взятки

2015 год был богат на уголовные дела и приговоры по ним в отношении чиновников самого разного ранга. Так, в январе суд вынес решение по уголовному делу в отношении экс-начальника департамента здравоохранения Тверской области по обвинению в хищении 18 млн рублей. Чиновник отделался легким испугом — суд назначил ему штраф в 100 тыс. рублей, при этом освободив от наказания в связи с истечением срока давности преступления.

В феврале суд вынес приговор по еще одному громкому делу — условный срок получил бывший директор «Тверьавтотранса», который обвинялся в вымогательстве денег у одной из частных фирм.

В феврале же начались слушания по громкому уголовному делу в отношении федерального судьи, который на своем джипе сбил женщину с маленьким ребенком. Судья скрылся с места происшествия, но позже был задержан и даже попросил прощения у потерпевшей, которой по его вине пришлось проходить длительное и мучительное лечение. Впрочем, судья от наказания был освобожден — по амнистии к 70-летию Победы.

В апреле под уголовное преследование попал директор «Центра развития образования города Твери» — его заподозрили в вымогательстве взятки за устройство ребенка в детский сад.

В июле суд огласил приговор по еще одному громкому делу — в отношении бывшего заместителя губернатора Тверской области Владимира Грабарника, он был признан судом виновным в мошенничестве: в результате действий чиновника и его подельников Тверская область потеряла гостиницу «Заря» и несколько земельных участков. Впрочем, и тут суд вынес довольно мягкое наказание — все обвиняемые получили условные сроки, без штрафов.

В августе при получении взятки в 600 тыс. рублей сотрудники правоохранительных органов задержали своего коллегу — заместителя начальника следственной части УМВД. А в сентябре под следствие попали еще несколько полицейских — исполняющий обязанности начальника управления ГИБДД УМВД России по Тверской области, начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений ГИБДД УМВД России по Тверской области и командир СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Тверской области. Полицейских заподозрили в получении взятки от представителей компании ОАО «Тверьгазстрой» — в виде проведении бесплатной газификации недвижимости за «общее покровительство».

В ноябре правоохранительные органы задержали главу Осташковского района — по подозрению в попытке хищения из районного бюджета при проведении ремонта теплотрассы. По данным СКР, речь шла о сумме более 3,6 млн рублей.

Регистрация собак и запрет на ночную торговлю алкоголем

В 2015 году жителям Тверской области пришлось принять целый ряд нововведений. Так, в марте депутаты регионального Заксобрания одобрили решение об ограничении розничной продажи алкоголя — теперь магазины региона имеют право продавать горячительное только в период с 10:00 до 22:00.

Еще одним важным документом стал закон о содержании животных — согласно ему, владельцы собак обязаны зарегистрировать своих питомцев до середины апреля 2016 года. Таким образом депутаты рассчитывают усилить ответственность хозяев, и в то же время повлиять на численность безнадзорных животных.

В августе депутаты Тверской гордумы приняли важные поправки в Устав — они отменили двуглавую систему власти, действующую в областном центре: теперь глава Твери будет выполнять и функции главы администрации города. Правда, в силу поправки вступят только по истечению полномочий действующего главы города.

Еще одно нововведение, правда, не законодательное — появление платного участка дороги на трассе М11 в обход Вышнего Волочка. Результатом стали забитые городские дороги и пустая новая трасса.