Демографическую ситуацию в Литве можно приравнять к катастрофе, считает редактор литовского журнала Reitingai Гинтарас Сарафинас, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 22 декабря. В эфире деловой радиостанции Žinių radijas Сарафинас привел аргументы, почему Литва в буквальном смысле вымирает.

«В этом году довелось много ездить по Литве, посещать различные самоуправления и десятки различных школ. Эти поездки очень милые, встречаемые люди очень искренние, но картина печальная. Поскольку в регионах, особенно в пограничных самоуправлениях, очевидно уменьшается жизнь, количество жителей, молодежи. Да и разговоры очень грустные. Иные и быть не могут: если 25 лет назад в городке было 600 жителей, а сейчас только 230, и если в этом городке даже школу несколько лет назад закрыли, то нечему радоваться. В другом городке учителя и руководители школы вздыхают, что в этом году не сформировались девятые классы, так что школа уже без девятиклассников, а в следующем году, похоже, что останется и без десятиклассников», — рассказывал Сарафинас.

По его словам, только в этом году количество жителей в Литве официально сократилось на 32 тыс., но об этом сообщается как «об очередной перемене погоды». «Когда была преодолена планка 3 млн, то есть когда выяснилось, что нас меньше 3 млн, это как-то потрясло, а сейчас мы вновь спокойно наблюдаем за тем, как исчезаем. И даже не почувствовали, что в этом году мы перешагнули еще одну символическую грань — в сентябре этого года выяснилось, что число жителей Литвы не достигает и 2,9 млн. И сейчас их всего 2,89 млн. Когда-то страшными казались прогнозы, что в 2030 году в Литве будут жить всего 2,5 млн человек, но похоже, что если мы будем двигаться такими темпами и дальше, то 2030 год мы встретим с еще меньшим количеством жителей. Также выяснится, что за период независимости мы лишились более 1,2 млн человек», — говорил журналист.

По его мнению, власти Литвы ничего не делают, что бы изменить эту ситуацию. «Видели ли вы за последние 25 лет хоть какие-нибудь решения политической и экономической элиты, которые как-нибудь повлияли бы на эмиграцию или мотивировали бы эмигрантов вернуться в Литву? Наверное, не очень. Нынешняя власть, как и каждая предыдущая, говорила, что масштабы эмиграции вызывают беспокойство и что нужно искать способы, как ее приостановить, но разговоры в действия не переросли. Эмигрируют семьи, эмигрируют целые улицы и даже деревни, большинство эмигрировавших не связывают свое будущее с Литвой, а мы об этом говорим словно о само собой разумеющейся и совершенно безболезненной вещи. Но ведь из-за драматических демографических тенденций исчезло множество деревень, уменьшились сотни городков, значительно увеличилось число редко заселенных территорий. В литовской провинции закрыто много школ и немало медицинских учреждений, там катастрофически не хватает людей. Увеличивается число регионов, в которых треть и больше жителей составляют пенсионеры. А когда уменьшается число жителей, уходит и бизнес. Так что картина с каждым годом все печальнее», — уверен Сарафинас.

«Представители центральной власти не знают, что делать, чтобы демографические тенденции хотя бы перестали ухудшаться, то есть не делают ничего. Выход не видят и представители региональной власти», — заключил журналист.