Отстранение от должности руководителя региона во всех смыслах непростая, и во многом социально «взрывоопасная» процедура, заявил корреспонденту ИА REGNUM адвокат, управляющий партнер Юридического бюро «Клюев Групп» Станислав Клюев. Комментируя ответ Владимира Путина на вопрос о возможности отстранить от должности губернатора Псковской области Андрея Турчака на время проведения следствия по делу об избиении Олега Кашина, он отметил, что президент занял абсолютно верную позицию.

«Совсем недавно процедура отстранения губернатора от должности была очень сложной. Срок принятия решений был затянут на 8−9 месяцев и мог оказаться еще большим, если губернатор обратится в суд и добьется в суде каких-либо успехов. Когда в российское законодательство были введены нормы, позволяющие президенту назначать временно исполняющих должность губернатора, такое право возникало у президента только в случае прекращения губернаторских полномочий, либо в случае наличия мотивированного представления Генерального прокурора, когда действующему губернатору предъявлялось обвинение в совершении преступления. Необходимо отметить, что введение этой нормы в свое время вызвало большие споры. Многие депутаты Госдумы и эксперты были озабочены появлением политически мотивированного «прокурорского произвола», равно как и тем, что судьба губернатора фактически решается до суда, принимающего решение о его виновности или невиновности. В результате норма была ограничена случаями обвинения в тяжком или особо тяжком преступлении. Вопрос даже рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации», — пояснил адвокат.

Клюев напомнил, что после отмены губернаторских выборов в 2004 году, в отношениях между федеральными властями и губернаторами начался новый этап. Так, в соответствии с новым законодательством, президент получил прямое право отстранить губернатора от должности своим указом. Причинами отстранения губернатора от должности, обозначенными в законе, являются утрата доверия президента и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей."В соответствии с действующими на сегодня положениями статей 19, 29.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта России, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

— В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, президент России вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо региона от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Так, в соответствии с частью 5 статьи 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом», — разъяснил Клюев особенности процедуры отстранения от должности высшего должностного лица.

Таким образом, алгоритм отстранения губернатора от должности, в связи с причастностью к преступлению, на выглядит следующим образом: сначала возбуждается уголовное дело; затем органом следствия губернатору (а не его родственнику) предъявляется обвинения в тяжком или особо тяжком преступлении; далее генеральный прокурор направляет представление на имя президента о временном отстранении губернатора от должности; а уже после выходит соответствующий указ президента по результатам рассмотрения представления генерального прокурора.

«Необходимо отметить, что, в отличие от общего правила временного отстранения от должности, как меры уголовно-процессуального принуждения, данная мера в отношении губернатора может быть применена только в случае предъявления ему обвинения. До этого, даже в случае допроса губернатора в качестве подозреваемого в совершении преступления, закон использование данного механизма не разрешает. Как видим, в данном алгоритме задействованы разные субъекты: орган, осуществляющий предварительное следствие по уголовному делу, надзирающий прокурор и президент России».

Указанная процедура позволит избежать необоснованного «махания шашкой» и гарантирует законность и взвешенность принимаемого решения, подчеркнул Клюев. «Поэтому отношение президента Путина к ситуации вокруг губернатора Турчака мне представляется разумным и основанным на нормах закона», — резюмировал он.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, отвечая на вопрос о том, надо ли отстранить губернатора Псковской области Андрея Турчака от должности на время расследования дела об избиении журналиста Олега Кашина, президент России Владимир Путин заявил, что в подобных вопросах необходимо основываться на достоверных фактах, установленных следствием, а не на публикациях в СМИ, «с каким бы уважением мы к этому не относились».