4−10 октября в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов впервые в России прошли мероприятия Всемирной недели космоса (Всемирная неделя космоса (ВНК) учреждена ООН в 1999 г. Сегодня в ВНК принимают участие более 80 стран мира, проведено более 2 тыс. мероприятий.)

Организаторами мероприятий Всемирной недели космоса 2015 г. в России выступили общественные организации и отдельные энтузиасты Москвы и Санкт-Петербурга. В России в рамках ВНК прошло более 40 различных мероприятий: выставки, круглые столы, лектории, пресс-конференции, концерты, театрализованные представления, запуски моделей ракет, астрономические наблюдения, открытые уроки.

В Санкт-Петербурге в преддверии ВНК прошел цикл мероприятий, в том числе состоялась пресс-конференция в ТАСС (СПб) с участием космонавта О.Г. Артемьева, на которой был представлен сайт первыевкосмосе. рф, созданный с целью предоставить популяризаторам отечественных космических достижений единую информационную площадку, а также анонсирована сводная программа мероприятий ВНК.

Одним из центральных мероприятий ВНК стали выставка в московском Музее космонавтики «Колыбель человечества: Философия космизма» и круглый стол «Космическая эпопея России: духовные истоки и творческие перспективы», в работе которого приняли участие представители ракетно-космической отрасли, представители профильных общественных объединений, ученые, философы, историки, политологи, педагоги, литературоведы, кинематографисты, музейные и библиотечные работники. На круглом столе был организован телемост с общественными организациями Санкт-Петербурга, участвующими в проведении ВНК.

Круглый стол был посвящен осмыслению и освоению философского и культурного контекста, в котором формировалась отечественная научная и инженерно-техническая мысль, занимавшаяся проблемами практического освоения Космоса. Особое внимание было уделено проблемам и перспективам пропаганды космонавтики, связанных с ней идей и достижений, педагогической деятельности в области аэрокосмического образования, роли общественных организаций и общественных инициатив в привлечении внимания россиян к теме освоения Космоса, значению музеев и библиотек как педагогических и культурных площадок, на которые опирается и должна в будущем опираться работа в области популяризации космонавтики.

По итогам работы круглого стола были сформулированы следующие предложения и рекомендации:

Общественным объединениям обратиться к президенту Российской Федерации с предложением о создании государственного оргкомитета по проведению юбилейных праздничных мероприятий, посвященных 55-летию полета первого человека в космос. 12 апреля, «День авиации и космонавтики», обладает огромным общественным, гражданским, патриотическим потенциалом. Данный день наравне с Днем Победы — 9 мая — должен стать одним из главных праздников нашей страны. Если 9 мая является днем памяти, военной доблести нашего народа, то 12 апреля — день нашего настоящего и будущего, день мирных побед и трудовых достижений. Для повышения статуса праздника и максимального участия граждан страны в историко-патриотических мероприятиях, приуроченных к 12 апреля, рекомендуем рассмотреть возможность объявления Дня космонавтики нерабочим праздничным днем и внести соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Для повышения интереса подрастающего поколения к космонавтике необходимо ходатайствовать перед Министерством образования и науки о возвращении в школу предмета «Астрономия». Астрономия является мировоззренческим предметом, который позволяет увидеть перспективы развития человечества. В то же время сегодня, когда идет практическое освоение космоса уже недостаточно преподавания только астрономии. Астрономия должна вернуться в школу в составе интегрированного курса «Астрономия и космонавтика». По мнению педагогов, предмет астрономия наиболее востребован и интересен школьникам в 6−7 классах. А уже в старших классах астрономические задачи могут быть частью курса физики.

В 2016 году страна будет отмечать 55-летие полета Ю.А. Гагарина. Поддержать инициативу создания и продолжить работу общественного оргкомитета празднования первого полета человека в космическое пространство («Оргкомитет-55»), в который помимо общественных организаций должны войти предприятия космической отрасли, учреждения культуры и образования, средства массовой информации. Участники круглого стола призывают органы государственной власти всех уровней обратить пристальное внимание на патриотический и воспитательный потенциал предстоящего юбилея.

Распространить опыт, накопленный организациями, активно занимающимися популяризацией отечественных космических достижений, в том числе опыт проведения ВНК, на все регионы России, для чего:

— создать региональные отделения «Оргкомитета-55»;

— в течение года довести информацию о ВНК и о работе «Оргкомитета-55» до руководства предприятий космической отрасли, в том числе тех, которые имеют в своем составе ведомственные музеи и экспозиции, ведут просветительную и образовательную работу с детьми и молодежью, до школ, имеющих космические музеи, домов детского творчества, музеев космонавтики и домов-музеев деятелей космической отрасли, планетариев, библиотек.

На весну 2016 г. намечен первый запуск с космодрома «Восточный», с нашего нового главного космодрома, который должен стать воротами России в ее космическое будущее, в ее XXI век и в большой космос, к Луне, к Марсу и др. планетам. Общественным объединениям выступить с инициативой проведения в период первого пуска первый Космический форум в г. Циолковский рядом с космодромом Восточный, содействовать созданию нового наукограда, развитию научных исследований и проектных разработок и программ российской космонавтики.

Параллельно строительству космодрома «Восточный» были завершены испытания нового российского ракетоносителя «Ангара». «Ангара» является ракетоносителем нового поколения способным решать различные космические задачи, в том числе задачи по освоению большого Космоса. Пропаганда космонавтики должна носить не только мемориальный характер. Необходимо максимально широко, в т.ч. с привлечением федеральных и региональных СМИ, доводить до граждан России информацию о сегодняшних достижениях отечественной космонавтики, ее роли для развития народного хозяйства и репутации России, о ее перспективном будущем.

Следует уделить особое внимание воспитанию подрастающего поколения на примерах отечественных достижений в области космонавтики, как с точки зрения общего культурного развития, так и с целью профориентации молодежи. Предложить Министерству образования и науки и Министерству культуры включить в государственное задание для учебных заведений и библиотек проведение мероприятий, направленных на освещение отечественных достижений в области космонавтики, связанных с тематикой Всемирной недели космоса и Днем космонавтики 12 апреля. В школах во время Всемирной недели космоса (4−10 октября) и ко Дню 12 апреля необходимо проводить специальные уроки, наподобие «Уроков мужества», знакомящие с героическим путем отечественной космонавтики, приглашая на эти уроки ветеранов космической отрасли. Необходимо рекомендовать школам организовать экскурсии в Музеи космонавтики и на предприятия космической отрасли, в музеи наукоградов, планетарии, провести творческие конкурсы, литературные уроки, связанные с темой отражения темы Космоса в художественном творчестве. В пионерских лагерях необходима организация космических смен. Рекомендовать библиотекам проводить просветительные и творческие мероприятия, поднимающие темы Космоса и космонавтики, встречи с писателями, пишущими на эти темы, презентации книжных новинок о Космосе и его героях, произведений научной фантастики, поднимающих вопрос о перспективах освоения Вселенной. Следует всячески поощрять участие в данной работе общественных организаций, волонтерских объединений.

В целях реализации задач историко-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, детей и юношества, повышения культурного и образовательного уровня граждан России следует широко популяризировать гуманитарную составляющую темы освоения космоса. Предложить идею создания в Москве Музея русского космизма и Космической библиотеки, а также включение в экспозиции и программы региональных музеев космонавтики, планетариев и других учреждений разделов, посвященных философской традиции отечественного космизма, ее влиянию на литературу, научную, инженерную мысль. Это позволит повысить эффективность работы данных учреждений как просветительских, исследовательских, творческих площадок, собирающих, исследующих и транслирующих наследие отечественной космонавтики и космизма, естественнонаучное, техническое, гуманитарное знание, представляющих литературный и художественный контекст темы освоения космоса. На этих площадках проводить образовательные лекции, семинары, творческие дискуссии, организовывать проектную деятельность детей, подростков, молодежи, вести работу по собиранию памяти о деятелях космической отрасли, широко привлекая к ней посетителей и читателей.

Наполнение отрасли квалифицированными кадрами невозможно без ранней профориентации школьников. С этой целью необходимо выстроить систему «школа-вуз (колледж)-предприятие» в масштабах государства на базе учреждений и организаций различных форм собственности. Финансовое и материальное обеспечение работы такой системы необходимо осуществлять с использованием всех возможных источников. Предложить формирование под эгидой Роскосмоса рабочей группы по выработке принципов «экономики космического образования».

Провести в апреле 2015 года при участии представителей ракетно-космической отрасли в сотрудничестве с Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Литературным институтом им. А.М. Горького, Музеем космонавтики, Музеем-библиотекой Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 180 г. Москвы Международную научную конференцию «Мы будем человечеством крылатым»: русская литература и образы будущего», посвященную 55-летию выхода человечества в космос.

Участники круглого стола.