В Ростовской области специально оборудованных мест для анонимного отказа от ребенка не будет, поскольку ящики, с одной стороны, не доказали свою эффективность, с другой — прививают людям бездумное отношение к родительству. Об этом сообщила министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская, пишет портал donnews.ru.

«В тех регионах страны, где они есть, «бэби-боксы» спросом не пользуются. Мать, которая хочет избавиться от своего ребенка — оставить в роддоме или где-нибудь его бросить, не пойдет искать «бэби-бокс». Такие женщины боятся быть пойманными, они думают, что рядом с «бэби-боксами» висят камеры видеонаблюдения, их увидят», — считает Быковская.

Однако, напоминает портал, никаких видеокамер, датчиков слежения или сотрудников полиции возле «бэби-боксов» нет — ящики изначально задумывались как места для анонимного оставления в них детей. Конструкции обычно устанавливают при медицинских учреждениях, однако, ряд юристов и представителей родительских организаций, «проштудировавших» законопроект экс-сенатора Совфеда Константина Добрынина о легализации «беби-боксов» в РФ, указывают на прописанную там возможность установки ящиков религиозными организациями и НКО. Именно легкое избавление от собственного ребенка вкупе с возможностью доступа к анонимно подкинутым в коробки детям представителей негосударственных некоммерческих структур прививает матерям бездумное отношение к родительству и дает простор для криминала, когда неучтенные дети могут стать предметом торговли, считают противники ящиков. Общественники, со ссылкой на психологов, также подчеркивают, что мать, решившая избавиться от ребенка самым страшным способом — посредством инфантицида, как правило, совершают преступление, невзирая на наличие установленных в населенном пункте «беби-боксов».

Как комментировал для ИА REGNUM председатель ростовского регионального отделения всероссийской организации защиты семьи «РВС» Игорь Бигаев, мать-убийца и мать-кукушка — это две разные категории женщин. По словам Бигаева, нет никаких оснований предполагать, что женщины, находящиеся в состоянии изменённого сознания, или задумавшие убийство заранее, не доведут преступление до конца, а пойдут искать ящик, чтобы заботливо уложить туда дитя. Точно также нет оснований утверждать, что матери, оставившие своих детей в «бэби-боксах», являются потенциальными убийцами.

«Утверждения защитников ящиков о том, что «беби-боксы» «спасают жизнь» — это лукавство. Откуда у них такая уверенность, что мать, положившая ребенка в бокс, в случае отсутствия этой коробки непременно пошла и убила бы сына или дочь? Почему им не приходит в голову, что женщина, попав в трудную ситуацию, может отдать ребенка родственникам? Между прочим, у детей есть отцы, и они имеют полное право на участие в их судьбе! Мать может взяться за ум, заняться поисками работы на дому и в целом поиском выхода из сложной жизненной ситуации. И в этом ей нужно помочь — но не подсовыванием ящика, а искореняя саму причину оставления детей, и делать это нужно на государственном уровне. Налаживать социалку, увеличивать пособия на детей, развернуть психологические службы при женских консультациях — это целый комплекс государственных мер. Вместо этого общество приучают к тому, что ребенка, «не заморачиваясь» над решением каких-либо проблем, не думая, можно скинуть в ящик, и это варварство оправдывается «профилактикой убийств», — комментирует Бигаев.

С такой точкой зрения не согласна руководитель проекта «Колыбель надежды» в Ростовской области Ксения Ребенкова.

«Что значит — если женщина хочет убить ребенка, она не будет искать «бэби-бокс»? А как же дети, которых спасали «бэби-боксы» за эти годы? Они сами там появились? Да, безусловно, будут те, кто будет продолжать убивать. Но те молодые матери, которые хотят скрыть рождение ребенка, те женщины, которые находятся в шоковом состоянии или в послеродовой депрессии, отнесут. Пусть отнесет каждая десятая, но это уже живой ребенок», — говорит Ребенкова.

По мнению Ребенковой, мать, оставившую свое дитя в «бэби-боксе», не за что подвергать уголовному преследованию — под формулировку «оставление в опасности» ее деяние не подпадает, ведь «окно жизни» специально оборудовано для пребывания там ребенка, а как только дитя оказалось внутри, им тут же займутся медики, уверена правозащитница.

Интересно, что еще несколько лет назад руководство Ростовской области и региональный Минздрав были готовы поддержать идею с установкой «бэби-боксов» — в донской столице, Волгодонске, Новочеркасске, Новошахтинске и Таганроге, отмечает портал. Письмо с просьбой поддержать эту идею написали губернатору представители регионального отделения «Колыбели надежды». Однако, в дело вмешалась уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Черкасова. Омбудсмен в своем обращении, также адресованном властям, назвала «бэби-боксы» аморальными и попросила губернатора «не допустить этого бесчинства на территории региона». После чего тему с ящиками, похоже, власти оставили «на откуп» противоборствующим сторонам — чья возьмет?

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, в минувшем сентябре в ростовской публичной библиотеке состоялся «круглый стол», посвященный детальному разбору законопроекта Добрынина по легализации «бэби-боксов» в России. Здесь руководитель секретариата ростовского омбудсмена Татьяна Княжева озвучила позицию и самой уполномоченной, и ее аппарата.

«Во-первых, забывается о правах папы и других родственников. Помещение ребенка в «бэби-боксы» лишает их возможности воспитывать малыша. Во-вторых, сегодня государство сделало много для того, чтобы женщина, не стыдясь своего материнства, сама могла решить, воспитывать ей ребенка или нет. Если женщина попала в трудную ситуацию, она может поместить малыша в дом ребенка! Сейчас одинокая мама никого не смущает, некоторые с гордостью об этом говорят. На каждом перекрестке ящик не поставишь… Установка «бэби-боксов» покажет, что мы разрешаем людям совершенно бездумно от всего отказаться и жить по принципу: «я сделал, но решает за меня пусть кто-то другой». Наоборот, нужно воспитывать в молодежи ответственность», — заявила в интервью donnews.ru Княжева.

Отметим, на «круглом столе» его участники приняли резолюцию, где, в частности, зафиксировали не только незаконность функционирования «бэби-боксов» в РФ в настоящий момент, но и необходимость полного запрета конструкций на территории России. Документ был отправлен на рассмотрение в Общественную палату РФ. Возможно, именно это мероприятие и сыграло ключевую роль в решении ростовских властей и Минздрава.

Добавим, «беби-боксы» появились в России в 2011 году, первые конструкции установили в Краснодарском крае. На сегодняшний день в стране действуют порядка 20 ящиков для младенцев — отказников в 12 регионах. Одним из активных сторонников установки детских конструкций в РФ выступает пермский благотворительный фонд «Колыбель надежды» и его руководитель Елена Котова. Сторонники инициативы предполагают, что распространенность и шаговая доступность «беби-боксов» позволит значительно сократить число убийств матерями своих детей.