Департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ опубликовал результаты исследования распространенности производства самодельного алкоголя по городам России с населением более 500 тыс. человек, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По результатам исследования, в ПФО лидирует Нижний Новгород — 9,5%, на втором месте Тольятти — 7,8%, на третьем — Саратов — 6,6%. Далее по убыванию — Самара — 4,8%, Пенза — 4,7%, Пермь и Ульяновск — 3,6%, Уфа — 3%.

По стране больше всего самогонщиков в Краснодаре — 11,1%, Ростове-на-Дону — 10%, Москве — 9,8, Нижнем Новгороде — 9,5% и Новокузнецке — 8%.

Для выявления распространенности самогоноварения был использован вопрос: «Скажите пожалуйста, есть ли среди ваших родных и знакомых люди, занимающиеся изготовлением крепкого самодельного алкоголя?» По оценкам экспертов, производство самодельного алкоголя в России выросло более чем в два раза по сравнению с летом 2013 года. При этом основной скачок в самогоноварении произошел в августе-декабре 2014 года (более чем на две трети), в 2015 году рост по сравнению с прошлогодними показателями был менее значительным — примерно на четверть.

«Структура потребления алкоголя является одним из индикаторов уровня благополучия населения, а увеличение потребления самодельного алкоголя сигнализирует о падении реальных доходов россиян», — комментируют исследователи. Они обращают внимание на то, что их оценки косвенно подтверждаются данными Росстата: за первые 8 месяцев 2014 года продажи алкоголя населению (в пересчете на чистый спирт) упали на 9,3%, в январе-августе 2015-го — еще на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом продажи водки в январе-августе упали на 6,4%, что намного больше падения рынка в целом.

«Вполне возможно, это падение связано с ростом производства самодельного алкоголя в стране. Так что на лицо смещение структуры потребления алкогольных напитков в сторону продукции низкого качества, — резюмируют эксперты. — Не исключено, что такие сдвиги на алкогольном рынке, начавшиеся еще в середине 2014 года, связаны не столько с финансово — экономическим кризисом, сколько с повышением минимальных цен на алкогольную продукцию. В марте 2014 года цена минимальная розничная цена 0,5 литра водки составила 199 рублей, а с 1 августа — 220 рублей. Это обстоятельство показывает, что установление цен на алкогольную продукцию нуждается в специальных исследованиях влияния цены на спрос — причем по всей линейке алкогольной продукции».